Быстроходный линкор (Общая оценка проекта). Почему не достроили линейные крейсеры типа «Измаил В произведениях литературы


»), Адмиралтейский завод («Бородино », «Наварин »)

Введён в эксплуатацию не входили Выведен из состава флота проданы частной немецкой фирме в 1922 г. Параметры Тоннаж 32500 тонн (полное) Длина 223,85 м Ширина 30.5 м Осадка 8.81 м Бронирование 237 мм - главный броневой пояс), 125 мм - оконечности,

75-100 мм -верхний пояс между средней и верхней палубами, 100 мм - траверзы, 200-300 мм - башни, рубка: 250 мм (крыша), 300 мм (основание), 400 мм (выше средней палубы)

Технические данные Силовая установка 7 котлов Мощность 66000 л. с. (полная)/70000 л. с.(наибольшая) Скорость 26.5 (полная), 27.5 (наибольшая) уз. Экипаж 1645 человек Вооружение Артиллерия 12 356-мм орудий главного калибра, 24 130-мм противоминных артиллерийских орудий Торпедно-минное вооружение нет Зенитное вооружение 4 63-мм зенитных пушки Авиация не предусмотрена

Крейсера типа «Измаил» - тип российских линейных крейсеров первой четверти XX века.

История создания

Линейные крейсера должны были использоваться в составе быстроходного отряда главных сил в эскадренном бою. Им отводилась роль свободно маневрирующей силы, способной осуществлять глубокую тактическую разведку и охват головы эскадры противника. Распоряжением от 23 октября 1907 г. Совет министров ввел в действие «Положение о составе и подразделении флота», согласно которому «оперативно-способная эскадра» российского флота должна была состоять из восьми линейных кораблей, четырех броненосных, девяти легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Задача создания такой эскадры выдвигалась как первоочередная в разработанном Морским генеральным штабом проекте «Программы развития морских вооруженных сил России на 1909-1919 гг.»

В отношении наступательной мощи «Измаила» вызывает интерес теория ведения артиллерийского огня, применённая при постройке этих кораблей. Дредноут, имеющий 8 или 10 орудий ГК, за определённый промежуток времени может сделать 2 залпа из 4 или 5 орудий. Дредноут, имеющий 12 орудий в четырёх башнях, при их одинаковой скорострельности может сделать три залпа, то есть стрелять в 1,5 раза интенсивнее.

История строительства

4 августа 1912 года морской министр утвердил чертежи «общего проекта». 5 сентября 1912 г. Адмиралтейский и Балтийский заводы получили наряды на постройку линейных крейсеров (по два) со сроками готовности к испытаниям двух первых 1 июля, вторых - 1 сентября 1916 г.

12 октября 1912 г. заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименования «Измаил» и «Кинбурн», Адмиралтейскому - «Бородино» и «Наварин». 6 декабря после торжественной закладки крейсеры официально зачислили в списки флота, хотя теоретический чертеж их корпуса еще не был утвержден окончательно.

Конструкция

По боевым характеристикам линейные крейсера типа «Измаил» на порядок превосходили современные им дредноуты и сверхдредноуты. Большинство зарубежных линейных кораблей и линейных крейсеров уступали им в вооружении по количеству, калибру и весу бортового залпа вплоть до «вашингтонских» линкоров типа Rodney . Единственными соперниками по вооружению для «Измаилов» были американские «стандартные» линкоры. По защите же «Измаилы» уступали большинству современных им линкоров - их броня пробивалась на большинстве боевых дистанций уже 305-мм снарядами. Благодаря превосходству в скорости и вооружении, они могли рассчитывать только на успех в скоротечном бою или на своевременный отход. Сравнение «Измаилов» с линейными крейсерами других стран, в особенности с английскими, вообще теряет смысл - таково превосходство русских крейсеров в вооружении.

В августе 1913 г. были получены результаты натурных испытаний, полученных при расстреле «исключенного судна № 4» (бывшего броненосца «Чесма »), на котором были смонтированы элементы броневой защиты новых линкоров. и эти результаты ввергли кораблестроителей в состояние шока. Выяснилось, что броневой пояс пробивается 305-мм снарядами на дистанциях 85-90 кабельтовых - отдельные плиты вдавливались, а наружный борт «выламывался» даже в тех случаях, когда броневые плиты не пробивались; разрушался настил верхней палубы, а его осколками - и средняя. На уже строящихся «Измаилах» пришлось ограничиться усовершенствованием систем крепления броневых плит, усилением набора позади брони, внедрением 3-дюймовой деревянной подкладки под поясом и изменением развесовки горизонтальной брони на верхней и средней палубах.

К августу 1914 года готовность по массе установленного и находившегося в обработке металла корпуса составляла для «Измаила» - 43 %, «Кннбурна» - 38 %, «Бородина» - 30 % и «Наварина» - 20 %. Темпы постройки отставали от утвержденных графиков из-за опозданий в поставках материалов и отливок. Уже 22 мая 1914 г. даты спуска первых двух кораблей перенесли на октябрь того же года. С началом войны наметился срыв поставок башен главного калибра. Часть отливок и поковок, мортиры и кронштейны гребных валов, изготовлявшиеся в Германии, пришлось заказывать и без того уже перегруженным заводам Морского ведомства. Согласно утвержденным 20 декабря новым сроковым ведомостям спуск первых двух крейсеров переносился на май, вторых-на сентябрь 1915 г., а готовность к испытаниям - соответственно на май и август 1917 г., то есть с годовым опозданием против запланированных сроков.

Утром 9 июня 1915 года головной корабль серии, «Измаил», был спущен на воду. 11 июня был спущен «Бородино», а 17 октября - «Кинбурн». В соответствии с объявленной 27 июня Морским ведомством новой классификацией корабли типа «Измаил» зачислили в класс линейных крейсеров.

После спуска трех кораблей на воду строительные работы почти полностью прекратились. Только весной 1916 года все доспусковые работы по по «Наварину» были срочно завершены, и 27 октября 1916 г. крейсер сошел на воду.

По состоянию на 15 апреля 1917 года готовность крейсеров «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» была следующей: по корпусу, системам и устройствам - 65, 57, 52 и 50 %; по уже установленному поясному и палубному бронированию - 36, 13, 5, 2 %; механизмам - 66, 40, 22, 26,5 %, по котлам - 66, 38,4, 7,2 и 2,5 %. Срок готовности башен «Измаила» перенесли на конец 1919 года, а остальных кораблей - на следующий год. Летом 1917 г. съезд работников судостроительных заводов, постановивший продолжать постройку «Измаила» хотя бы ради обеспечения заработка, выразил пожелание о переделке остальных кораблей этого типа в коммерческие суда. В эскизных проработках намечались два варианта переоборудования: в грузовые (или нефтеналивные) пароходы грузоподъемностью по 16000 т и в нефтяные баржи (22000 т).

В конце 1917 г. Временное правительство постановило приостановить постройку ряда кораблей, в том числе серии «Измаил». В годы гражданской войны корпуса линейных крейсеров оставались у стенок заводов. 19 июля 1922 года «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» были исключены из списков флота, а 21 августа корабли приобрела «в целом виде» германская фирма «Альфред Кубац». 26 сентября в Петроград прибыли буксиры за «Кинбурном», а позднее - и за двумя остальными. Котлы, механизмы и другое корабельное оборудование использовалось в народном хозяйстве, частично при ремонте и модернизации оставшихся а строю боевых кораблей.

Выдвигалось несколько вариантов достройки «Измаила», в том числе переоборудования в авианосец. Этот проект возник в марте 1925 года. Предполагалось оснастить корабль мощным артиллерийским вооружением и авиагруппой в составе 12 торпедобомбовозов, 27 истребителей, 6 разведчиков, 5 артиллерийских отметчиков. Ориентировочное водоизмещение составляло 20 000-22 000 т. Проект был утвержден председателем Совнаркома А. И. Рыковым 6 июля 1925 года. Однако 16 марта 1926 года комиссия во главе с И. С. Уншлихтом остановила все работы, и «Измаил» пошел на слом.

В начале 30-х годов корпус крейсера был разобран. Часть котлов установили на линейном корабле «Гангут ». Три орудия главного калибра установили на специально спроектированные железнодорожные транспортеры; после успешных испытаний в 1932-1933 гг. их включили в состав артиллерии береговой обороны Балтийского флота. В годы блокады Ленинграда они успешно стреляли по живой силе, технике и оборонительным сооружениям гитлеровцев.

В произведениях литературы

В альтернативном историческм рассказе Ольги Тониной и Александра Афанасьева описаны предполагаемые последствия передачи Польше линкоров типа Измаил.

Ссылки

  • Л. А. Кузнецов, Почему не достроили линейные крейсеры типа «Измаил», Сборник «Гангут» № 1
  • История создания и службы русских линкоров. Трудный путь к совершенству
  • Линейный крейсер типа «Измаил» в достроечном ковше Адмиралтейского завода (Фото)

Примечания

ПРОЕКТ ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА ТИПА "ИЗМАИЛ".

Линейный крейсер "Измаил" (Проект). Продольный разрез и вид сверху.

Еще одной страной мира, кроме Великобритании, Германии и Японии, проектирующей и строившей линейные крейсера, была царская Россия. Автором предпринята попытка сравнить проект линейного крейсера типа "Измаил" с проектами некоторых немецких линейных крейсеров, поскольку они могли быть наиболее вероятным противником русских кораблей. Сравнение сделано на основе статьи В.Ю.Усова "Линейные крейсера типа "Измаил", напечатанной в журнале "Судостроение" 1986 N 7 с.61-64 и N 8 с.56-59.

Наиболее близкими по времени проектирования, водоизмещению, вооружению и бронированию к проекту линейного крейсера типа "Измаил" являются проекты линейных крейсеров "Гинденбург" и "Макензен".

К 1910 г. русский Морской Генеральный штаб предпринял шаги к разработке заданий на проектирование броненосных крейсеров. 15 мая 1910 г. морской министр С.А.Воеводский утвердил составленные Морским Генеральным штабом "Задания для выработки элементов для проектирования броненосных крейсеров", определявшие их назначения, а также желательные направления развития тактико-технических элементов.

Поскольку проектирование русского линейного крейсера велось с некоторым запаздыванием относительно германских и особенно британских кораблей, то в России уже были "примеры для подражания", из которых они наверняка могли почерпнуть некоторые элементы для своего проекта. Так, при довольно мощной артиллерии главного и противоминного калибра бронирование по своей системе было ближе к британскому образцу.

В мае 1910 г. Морской технический комитет приступил к разработке "элементов для проектирования броненосных крейсеров". 18 июня 1911 г. морской министр И.К.Григорович утвердил уточненное "Задание на проектирование броненосных крейсеров для Балтийского моря".

Уже к концу июля 1912 г. заводы подготовили откорректированные проекты. 27 июля 1912 г. Технический совет Главного управления кораблестроения предложил обоим заводам разработать"общий проект", чертежи которого морской министр утвердил 4 августа 1912 г.

5 сентября 1912 г. Главное управление кораблестроения выдало Адмиралтейскому и Балтийскому заводам наряды на постройку броненосных крейсеров (по два каждому) со сроком готовности к испытаниям двух первых 1 июля, вторых – 1 сентября 1916 г. 12 сентября 1912 г. заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименование "Измаил" и "Кинбурн", Адмиралтейскому – "Бородино" и "Наварин", а вся серия – типа "Измаил". 6 декабря 1912 г. после торжественной церемонии закладки крейсера официально зачислили в списки флота, хотя теоретический чертеж их корпуса еще не был утвержден окончательно.

Согласно проекту полное водоизмещение русского броненосного крейсера составляло 32500 т, что несколько больше, чем у"Гинденбурга"(31 500 т), но меньше, чем у "Макензена" (35300 т). Зато главные размерения почти полностью совпадают с размерениями "Макензена". Длина корабля: полная 223,85 м; по грузовой ватерлинии 222,4 м; ширина по грузовой ватерлинии 30,05 м (без брони), наибольшая 30,5; осадка по грузовой ватерлинии 8,81 м (у "Макензена" соответственно 223,1 м, 223 м, 30,4 м, осадка носом 9,3 м, кормой 8,4 м).

Меньшую величину полного водоизмещения русского броненосного крейсера (величина которого в статье не приводится) можно объяснить только меньшим коэффициентом полноты корпуса, на что указывают сильно зауженные носовая и кормовая оконечности.

Исходя из печального опыта русско-японской войны корабли имели самый низкий силуэт из однотипных кораблей всех стран мира. Их особенностью являлось отсутствие задней боевой рубки, что уже встречалось на крупных американских и французских боевых кораблях и понижало общую надежность системы управления в бою. Немцы и итальянцы сохранили заднюю боевую рубку.

Согласно проекту, корпус разделили 25 главными поперечными водонепроницаемыми переборками на XXVI основных отсеков (у "Макензена" XVIII). Двойное дно установили в районе 35-154 шпангоутов на длине 144 м, то есть на 65 % длины корабля (у "Макензена" 92 %). Способ связей конструкции корпуса – сборка по набору продольных стрингеров. Поперечный набор состоял из шпангоутов (длина шпации 1 200 мм) и бимсов различной конструкции и размеров.

На броненосных крейсерах типа "Измаил" предполагалось установить двенадцать скорострельных 356-мм орудий весом 83,3 т (против восьми у "Макензена") с длиной ствола 52 калибра (18512 мм) в четырех трехорудийных башнях, размещенных равномерно по длине корабля, причем носовая башня устанавливалась на полубаке. Установки орудий обеспечивали угол возвышения +25°. Орудия стреляли снарядами весом 748 кг с начальной скоростью 732 м/с при скорострельности три выстрела в минуту. Заряд весил 203 кг. Расчетная дальность стрельбы составляла 24000 м (130 каб.). Боекомплект насчитывал 80 снарядов на орудие (всего 960 для всех двенадцати орудий против 720 у "Макензена"). Это позволяло иметь в залпе 12 снарядов (36 в минуту), против 8 (16 в минуту) у "Макензена", что существенно повышало вероятность попаданий в корабль противника при накрытии.

В батарее средней палубы в районе от носовой до кормовой башни предполагалось установить 24 130-мм орудий (против 1 2 у "Макензена") с длиной ствола 55 калибров (7 150 мм). Причем по шесть орудий с каждой стороны группировались на полубаке в районе носовой башни. Расположение четырех носовых орудий в верхнем каземате значительно повышало возможность их использования в свежую погоду. Остальные орудия группировались попарно между второй и четвертой башнями. Тем самым погреба боезапаса 130-мм и 356-мм орудий расположили рядом. Боекомплект составлял 200 выстрелов на орудие (общий боекомплект – 4 800 выстрелов). Предполагалось также установить четыре зенитные 63-мм пушки с боекомплектом 220 выстрелов на орудие.

Торпедное вооружение включало шесть бортовых подводных траверзных 450-мм аппаратов, размещавшихся на нижней платформе (оси труб располагались на 3 м ниже грузовой ватерлинии), с общим боекомплектом 18 торпед. В проекте отсутствовал носовой торпедный аппарат. Управление артиллерийским огнем планировали осуществлять из боевой рубки и центрального поста, расположенного на нижней платформе между 52 и 54 шп., оборудованных необходимыми приборами и средствами связи.

На броненосных крейсерах типа "Измаил" главный броневой пояс из крупповской цементированной стали имел толщину 237,5 мм (у "Макензена" 300 мм) и располагался на деревянной подкладке толщиной 75 мм между 35-161 шп. на длине 152,4 м (у "Макензена" 130 м), а по высоте от средней палубы и на 1,64 м ниже грузовой ватерлинии, не уменьшаясь по толщине.

На 35 шп. находилась вертикальная, а на 178181 шп. наклонная поперечные переборки толщиной 100 мм. В носовой (на длине 42 м) и кормовой (на длине 28,6 м) оконечностях толщина броневых плит уменьшалась до 1 25 мм, деревянной подкладки до 50 мм, доходя до форштевня и ахтерштевня. При линейном расположении башен и одинаковой с "Макензеном" общей длине корпуса расстояние между осями первой и последней башен орудий главного калибра составляло 128 м (у "Макензена"115 м), что потребовало установить более протяженный броневой пояс, закрывавший 68% общей длины корабля (у "Макензена" 58%).

Верхний броневой пояс, расположенный между верхней и средней палубами, то есть бронирование батареи противоминного калибра имело толщину 75 мм (0-28 шп.) и 100 мм (28-157 шп.) (против 150 мм у "Макензена"), в корме от 157 шп. он отсутствовал вовсе. Бортовая броня полубака была толщиной 100 мм.

Башни должны были иметь толщину лобовой части и боковых стенок 300 мм, крыши 200 мм, подачных труб – от 247,5 мм (верхний ярус) до 147,5 мм (нижний ярус). Бронирование боевой рубки планировали выполнить толщиной у основания 300 мм и 400 мм выше верхней палубы, крыши-250 мм.

Настил средней палубы полностью, а полубака частично выполнялся из стали толщиной 9-37,5 мм (верхняя палуба 53-157 шп.) и 50 мм (средняя 157-178 шп); нижняя бронировалась лишь на скосах в районе 35160 шп. (нижний слой 50 мм, верхний слой 25 мм).

Необходимую паропроизводительность при рабочем давлении пара 17 кгс/кв.см обеспечивали две группы водотрубных котлов треугольного типа "усовершенствованной системы Ярроу": носовая в составе трех котельных отделений с тремя котлами нефтяного отопления в каждом (9 котлов) и кормовая в составе четырех котельных отделений с четырьмя котлами смешанного, то есть нефтяного и угольного отопления (16 котлов). Эшелонирование групп котельных отделений по длине корабля повышало боевую живучесть котельной установки.

Турбины высокого давления четырехвальной энергетической установки соединялись с наружными валами, турбина низкого давления с внутренними и располагались в машинном отделении (120-133 шп.), разделенном переборкой в диаметральной плоскости.

Номинальная проектная мощность на валах составляла 66000 л.с. или 2,06 л.с./т полного водоизмещения, против 90000 л.с. у "Макензена" (на 26,7% меньше), а форсированная 70 000 л.с, что при частоте вращения гребных валов 295 об/мин. должно было обеспечить кораблю скорость 26,5 узлов (полная) и 28 узлов (форсированная). Достижение указанных скоростей вызывает определенное сомнение, если только оно не было обеспечено специальной формой обуженного корпуса, полученной при протаскивании моделей в опытовом бассейне, что могло дать прирост скорости на 0,5-1 узел. Полный запас топлива составлял 1974 т угля и 1904 т нефти. Расчетная дальность плавания планировалась 2280 миль при скорости 26,5 узлов, что для Балтики было вполне достаточно.

Корпус броненосного крейсера типа "Измаил" спущен на воду.

Электроэнергию кораблю обеспечивали 6 турбо- и 2 дизель-генератора по 320 кВт, напряжением 220 В (общая мощность 2560 кВт).

Улучшение управляемости достигалось установкой двух рулей, расположенных один за другим – переднего малого и заднего большого. Каждый из двух рулей перекладывался любым из двух независимых электроприводов. Рули управлялись из боевой и ходовой рубок, центрального поста и румпельного отделения.

Экипаж корабля насчитывал 1175 человек (из них 42 офицера и 33 кондуктора). Размещение экипажа было традиционным для крупных кораблей того времени: офицерские каюты и кают-компания в кормовой части на средней и нижней палубах, помещения команды – в носу на средней и нижних палубах и под полубаком.

На постройку четырех броненосных крейсеров ассигновали более 182000 рублей золотом. Недостающую сумму в 28000 рублей взяли из кредитов, отпущенных на постройку легких крейсеров типа "Светлана". Всего на постройку четырех броненосных крейсеров было отпущено 210000 рублей золотом. В пересчете на один корабль приходилось 52000 рублей золотом, что в переводе на немецкие марки составляло 104000 марок. Планируемая стоимость постройки "Макензена" составляла 66000 марок или 33000 рублей золотом, что на 1 7000 рублей золотом дешевле постройки русскими заводами.

Утром 9 июня 1915 г. состоялся спуск на воду броненосного крейсера "Измаил". Стапельный период продлился 30 месяцев (у "Макензена" 27 месяцев). В соответствии с объявленной 27 июня 1915 г. Морским ведомством новой классификацией "Измаилы" зачислили в класс линейных крейсеров, которые так и остались единственными представителями этого класса в истории Российского флота. 16 июля 1915 г. завершили монтаж спускового устройства "Бородино", двумя днями позже сошедшего на воду. 17 октября 1915 г. последовал за ним и "Кинбурн", 27 октября 1916 г. благополучно сошел на воду "Наварин". Ни один из них не достроили.

Из книги Крейсера кригсмарине автора Иванов С. В.

Крейсера типа «К» Когда в 1925 г. постройка «Эмдена» близилась к завершению, стало ясно, что очередные крейсера для рейхсмарине должны обладать более высокими тактико-техническими данными. К этому времени КОМКОН (союзная комиссия по контролю за соблюдением ограничений

Из книги Тяжелые крейсера США. Часть 2 автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Балтимор» Тяжелые крейсера типа «Балтимор» продолжили линию развития кораблей типа «Бруклин» и удачного корабля по имени «Уичита».Головной в серии крейсер «Балтимор» был заказан I октября 1940 г., закладка киля крейсера состоялась на заводе Близлихэм Стил,

Из книги Легкие крейсера Японии автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Тенрю» Опыт Первой мировой войны в отношении боевого применения легких крейсеров эксперты Императорского японского флота оценили следующим образом: крейсера такие потребны для лидирования эскадр эсминцев. Старые крейсера типа «Тони» и «Чикума» для

Из книги Британский линейный крейсер «Hood» Крупным планом автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Кума» 15 легких крейсеров водоизмещением 5500 т было построено в период с 1920 по 1925 г.г. Эти легкие крейсера обладали одинаковыми корпусами, но, тем не менее, делились на три типа. Пять крейсеров 1-й серии типа «Кума» проектировались и строились первыми, за ними

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

Крейсера типа «Нагара» Крейсера типа «Нагара» стали 2-й серией 5500-тонных легких крейсеров - «Нагара», «Исузу», «Юра», «Натори», «Кину» и «Абукума». Они были очень похожи на крейсера типа «Кума», отличаясь лишь в деталях. Крейсера предназначались для использования в

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть IV. 1915-1945 гг. автора

Крейсера типа «Сендай» Третья и последняя серия 5500-тонных легких крейсеров, разработанных на основе более ранних и более мелких крейсеров типа «Тенрю». От предыдущей серии крейсеров типа «Нагара» крейсера типа «Сендай» отличались иным расположением котлов. Из шести

Из книги Линейные крейсера Германии автора Мужеников Валерий Борисович

Крейсера типа «Катори» Во второй половине 30-х годов весь мир считал грядущую воину неизбежностью, в Императорском японском флоте резко усилилась необходимость в учебных кораблях. Устаревшие крейсера постройки конца XIX века не обеспечивали должною уровня практической

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

История линейного крейсера «Худ» Ноябрь 1915 г.Британское адмиралтейство заказало проектирование четырех очень больших линейных крейсеров, вооруженных 15-дюймовой артиллерией главного калибра и обладающих скоростью полного хода в 33 узла.21 апреля 1916 г.Адмирал Боард

Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович

5.3. Модернизация и достройка крейсера «Красный Кавказ» («Адмирал Лазарев»). Проект № 815 Гораздо сложнее вводился в строй крейсер «Адмирал Лазарев». Постановление о его достройке было принято СТО еще в 1924 г., но проект достройки крейсера с усиленным артиллерийским

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Проект линейного крейсера “Инкомпарэйбл” (“несравнимый”) Линейный крейсер “Инкорпарэйбл”. (Проект. 1915 г.)Благодаря упрямству лорда Фишера британская морская политика подчинялась закону непрерывного повышения боевой мощи корабля, особенно в отношении увеличения

Из книги автора

Проекты линейного крейсера 1921 г. После окончания первой мировой войны важнейшими задачами британского военно-морского флота в связи с сокращением военных расходов и переходом на положение мирного времени являлись демобилизация и реорганизация флота. Из имеющихся

Из книги автора

Проект линейного крейсера “G-3” Развитием вариантов проекта "Н-3" стал проект "С-3", также разработанный в декабре 1920 г. В нём конструкторы, по-прежнему ограниченные в водоизмещеним, пошли на некоторое уменьшение артиллерии главного калибра до 420-мм, что позволило сохранить

Из книги автора

ПРОЕКТ ГЕРМАНСКОГО ЛИНЕЙНОГО КРЕЙСЕРА ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В отделе проектирования военно-морского флота в 1937-40 гг. под руководством главного конструктора Хеннига создали проект нового линейного крейсера. К постройке были запланированы три корабля под

Из книги автора

Крейсера типа “К” Легкий крейсер типа “К".(Схема расположения главной энергетической установки)В отличие от предшественника, эти корабли были большим шагом вперед.Первоначальное задание на проектирование было следующим: проектное водоизмещение 3000 т, скорость хода 23

Из книги автора

Канонерские лодки типа “Бруммер” (проект) При обсуждении защиты германского побережья его оборону решили в середине 1880-х гг. усилить 10 броненосными канонерскими лодками. 6 кораблей предполагалось иметь для обороны Кильского канала и 4 на Балтийском море. Чертежи лодок

Лине́йные крейсера́ ти́па «Измаи́л» - тип российских линейных крейсеров первой четверти XX века .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Российский императорский флот накануне Первой мировой войны

Субтитры

История создания

Линейные крейсера должны были использоваться в составе быстроходного отряда главных сил в эскадренном бою. Им отводилась роль свободно маневрирующей силы, способной осуществлять глубокую тактическую разведку и охват головы эскадры противника. Распоряжением от 23 октября 1907 г. Совет министров ввел в действие «Положение о составе и подразделении флота», согласно которому «оперативно-способная эскадра» российского флота должна была состоять из восьми линейных кораблей, четырех броненосных, девяти легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Задача создания такой эскадры выдвигалась как первоочередная в разработанном Морским генеральным штабом проекте «Программы развития морских вооруженных сил России на 1909-1919 гг.»

356-мм башенные установки

В десятые годы XX века увеличение главного калибра стало основным аргументом артиллерии в противостоянии «брони и снаряда». В Англии , Японии , Америке начинают появляться корабли с калибром пушек 343 мм , 356 мм , 381 мм и более . В октябре 1911 года Морское министерство организовало конкурс проектов башенных установок, предполагалось, что каждый из будущих крейсеров будет вооружен четырьмя 356-мм трехорудийными башенными установками, со скорострельностью три залпа в минуту без учета прицеливания . В конкурсе принимали участие пять заводов: три петербургских - Металлический , Обуховский и Путиловский , а также Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ) и английский завод "Виккерс" . Конкурс был выигран Металлическим заводом с проектом, разработанным известным инженером А. Г. Дукельским . Механическая часть башенных установок была разработана на основе 305-мм башенных установок для линейных кораблей типа "Севастополь ", для снижения веса орудие впервые устанавливалось без так называемой «рубашки», непосредственно в обойме. Тем не менее вес орудия по сравнению с 305-мм возрос с 50,7 до 83,8 тонн. Для увеличения скорости наката использовались регулятор наката и буфер наката . Крыша башни собиралась из 125-мм броневых листов, стенки башни из листов толщиной 300 мм .

История строительства

12 октября 1912 года заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименования «Измаил» и «Кинбурн» , Адмиралтейскому - «Бородино» и «Наварин» . 6 декабря , после торжественной закладки, крейсеры официально зачислили в списки флота, хотя теоретический чертёж их корпуса еще не был утвержден окончательно.

Конструкция

По вооружению линейные крейсера типа «Измаил» значительно превосходили современные им дредноуты и сверхдредноуты. Большинство зарубежных линейных кораблей и линейных крейсеров уступали им по количеству, калибру и весу бортового залпа вплоть до «вашингтонских» линкоров типа Rodney . Единственными соперниками по вооружению для «Измаилов» были американские «стандартные» линкоры. По защите же «Измаилы» уступали большинству современных им линкоров - их броня пробивалась на большинстве боевых дистанций уже 305-мм снарядами. Благодаря превосходству в скорости и вооружении, они могли рассчитывать только на успех в скоротечном бою или на своевременный отход. Сравнение «Измаилов» с линейными крейсерами других стран, в особенности с английскими, вообще теряет смысл - таково превосходство русских крейсеров в вооружении.

В августе 1913 г. были получены результаты натурных испытаний, полученных при расстреле «исключенного судна № 4» (бывшего броненосца «Чесма »), на котором были смонтированы элементы броневой защиты новых линкоров, и эти результаты ввергли кораблестроителей в состояние шока. Выяснилось, что броневой пояс пробивается 305-мм снарядами на дистанциях 85-90 кабельтовых - отдельные плиты вдавливались, а наружный борт «выламывался» даже в тех случаях, когда броневые плиты не пробивались; разрушался настил верхней палубы, а его осколками - и средняя. На уже строящихся «Измаилах» пришлось ограничиться усовершенствованием систем крепления броневых плит, усилением набора позади брони, внедрением 3-дюймовой деревянной подкладки под поясом и изменением развесовки горизонтальной брони на верхней и средней палубах.

К августу 1914 года готовность по массе установленного и находившегося в обработке металла корпуса составляла для «Измаила» - 43 %, «Кинбурна» - 38 %, «Бородина» - 30 % и «Наварина» - 20 %. Темпы постройки отставали от утверждённых графиков из-за опозданий в поставках материалов и отливок. Уже 22 мая 1914 г. даты спуска первых двух кораблей перенесли на октябрь того же года. С началом войны наметился срыв поставок башен главного калибра. Часть отливок и поковок, мортиры и кронштейны гребных валов, изготовлявшиеся в Германии, пришлось заказывать и без того уже перегруженным заводам Морского ведомства. Согласно утверждённым 20 декабря новым сроковым ведомостям спуск первых двух крейсеров переносился на май, вторых-на сентябрь 1915 г., а готовность к испытаниям - соответственно на май и август 1917 г., то есть с годовым опозданием против запланированных сроков.

Утром 9 июня 1915 года головной корабль серии, «Измаил», был спущен на воду. 11 июня был спущен «Бородино», а 17 октября - «Кинбурн». В соответствии с объявленной 27 июня Морским ведомством новой классификацией корабли типа «Измаил» зачислили в класс линейных крейсеров.

После спуска трех кораблей на воду строительные работы почти полностью прекратились. Только весной 1916 года все доспусковые работы по «Наварину» были срочно завершены и 27 октября 1916 г. крейсер сошел на воду.

По состоянию на 15 апреля 1917 года готовность крейсеров «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» была следующей: по корпусу, системам и устройствам - 65, 57, 52 и 50 %; по уже установленному поясному и палубному бронированию - 36, 13, 5, 2 %; механизмам - 66, 40, 22, 26,5 %, по котлам - 66, 38,4, 7,2 и 2,5 %. Срок готовности башен «Измаила» перенесли на конец 1919 года, а остальных кораблей - на следующий год. Летом 1917 г. съезд работников судостроительных заводов, постановивший продолжать постройку «Измаила» хотя бы ради обеспечения заработка, выразил пожелание о переделке остальных кораблей этого типа в коммерческие суда. В эскизных проработках намечались два варианта переоборудования: в грузовые (или нефтеналивные) пароходы грузоподъемностью по 16000 т и в нефтяные баржи (22000 т).

В конце 1917 г. Временное правительство постановило приостановить постройку ряда кораблей, в том числе серии «Измаил». В годы гражданской войны корпуса линейных крейсеров оставались у стенок заводов. 19 июля 1923 года «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» были исключены из списков флота, а 21 августа корабли приобрела «в целом виде» германская фирма «Альфред Кубац». 26 сентября в Петроград прибыли буксиры за «Кинбурном», а позднее - и за двумя остальными. Котлы, механизмы и другое корабельное оборудование использовалось в народном хозяйстве, частично при ремонте и модернизации оставшихся а строю боевых кораблей.

Выдвигалось несколько вариантов достройки «Измаила», в том числе переоборудования в авианосец. Этот проект возник в марте 1925 года. Предполагалось оснастить корабль мощным артиллерийским вооружением и авиагруппой в составе 12 торпедобомбовозов, 27 истребителей, 6 разведчиков, 5 артиллерийских отметчиков. Ориентировочное водоизмещение составляло 20 000-22 000 т. Проект был утвержден председателем Совнаркома А. И. Рыковым

Данный материал из сборника «Гангут» выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Космический линкор "Измаил" - японцам можно, а нам нельзя? ».

С окончанием гражданской войны остро встал вопрос восстановления судостроительной и смежных с ней отраслей промышленности, пришедших за это время практически в упадок и лишившихся значительного числа квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала. Заводы были в таком состоянии, что не могли даже поддерживать на должном уровне корабли, находившиеся у них на хранении. Комиссия, осматривавшая их летом 1921 г., отмечала, что

«общее положение недостроенных судов, за малым исключением, запущенное».

Корпуса проржавели, особенно нижние помещения, частично были заполнены водой, из-за чего установленное оборудование подвергалось порче, деревянные навесы над вырезами в верхней палубе повреждены или разрушены. Поэтому для спасения наиболее ценных кораблей, годных для достройки при первой возможности, заводам поручалось провести необходимые работы по их сохранению «во что бы то ни стало». Среди прочих кораблей находились на долговременном хранении и четыре линейных крейсера: «Измаил» (головной), «Кинбурн», «Бородино» и «Наварин».

Их постройка осуществлялась на Балтийском и Адмиралтейском судостроительных заводах морского ведомства в Петербурге в соответствии с законом «Об усиленном судостроении в ближайшее пятилетие 1912-1916 гг.», утвержденном 23 июля 1912 г., или с так называемой Малой судостроительной программой. Предьявление кораблей к испытаниям намечалось на вторую половину 1916 г. На время закладки, официальная церемония которой состоялась 6 декабря 1912 г., эти крейсеры являлись самыми мощными по вооружению в своем классе. Спуск «Измаила», «Бородино» и «Кинбурна» на воду состоялся соответственно 9 июня, 19 июля и 17 октября 1915 г.; «Наварина» - 27 октября 1916 г. Однако складывающаяся в стране тяжелая экономическая и политическая обстановка, задержки в поставках материалов и оборудования не позволили осуществить даже достройку головного крейсера. Не последнюю роль в этом сыграло и размещение заказов на предприятиях Германии и Австро-Венгрии, часть которых (например, шарикоподшипники и 203-мм стальные шары под основания вращающихся частей орудийных башен) в России не изготовлялись. Таким образом, башни для «Измаила» могли быть готовы только к концу 1919 г., а для остальных кораблей - в следующем году. Поэтому 11 октября Временное правительство приостановило постройку трех крейсеров. В отношении «Измаила» аналогичное решение приняла 1 декабря 1917 г. уже Верховная морская коллегия. Правда, изготовление механизмов, котлов и брони продолжалось. Степень готовности «Измаила», «Бородино», «Кинбурна» и «Наварина» на середину апреля соответственно составляла: по корпусу, системам и устройствам - 65, 57, 52 и 50%; бронированию - 36, 13, 5, 2%; механизмам - 66, 40, 22, 26,5%; котлам - 66, 38,4, 7,2 и 12,55%. В 1918 г. их перевели на долговременное хранение, причем с «Наварина» даже не сняли спусковое устройство, хотя в первой половине этого года вопрос о достройке «Измаила» вновь стоял на повестке дня.

Спустя три года о линейных крейсерах вспомнили снова. Но вначале следовало возродить судостроительную промышленность. Для решения этой задачи Центральная комиссия по восстановлению военной промышленности 20 октября 1921 г. образовала специальную Морскую подкомиссию под председательством командующего морскими силами Республики А. В. Немитца. В программе работ подкомиссии говорилось, что

«вопрос о восстановлении и подъеме военно-морской промышленности на «западную» высоту и на основе ее - создание той морской силы, которое государство признает или признает нужным для себя иметь, - есть вопрос прежде всего о военно-морских заводах».

По мнению члена подкомиссии начальника Морской академии М. А. Петрова, было необходимо включить в состав Балтийского флота два таких крейсера. Считалось, что один «Измаил» способен заменить два линейных корабля типа «Севастополь». Достройку головного корабля планировалось осуществить по первоначальному проекту, а «Бородино» вооружить восемью 406-мм орудиями и тем самым создать тип современного крейсера, почти не уступающего закладываемым в то время за границей. Так как «Измаил» имел большую степень готовности (кроме артиллерии), то работы на нем не могли представлять чрезвычайных затруднений для восстанавливаемой промышленности. Предполагалось ввести его в строй осенью 1917 г., поэтому работы велись весьма интенсивно. На корабль успели установить все четыре главные турбины, четыре главных и два вспомогательных холодильника, 17 из 23 уже изготовленных и двух находившихся в мастерской завода паровых котлов в пяти из семи котельных отделений, почти все вспомогательные механизмы энергетической установки (испарители, подогреватели, насосы и помпы). Но главным было то, что Металлический завод, также находившийся в то время на долгосрочном хранении, добился значительных успехов в изготовлении башенных установок для «Измаила», единственного из четырех кораблей. На момент приостановки работ готовность первой башни на заводе по железным конструкциям и трем станкам с кронштейнами и секторами составляла 100%, что позволило еще в середине 1914 г. собрать ее на «яме». У остальных она соответственно выражалась в следующих цифрах (в %): вторая башня - 90 и один станок - 75, два - по 30, третья - 75 и 30, четвертая - 65 и 30. По механизмам и электрооборудованию готовность была одинаковой - по 40 %. Вопросами, связанными с достройкой башен, занимались профессор Морской академии Е. А. Беркалов и инженеры Р. Н. Вульф и Н. Д. Лесенко, причем выяснилось, что для этого «непреодолимых препятствий не встречается». Для возобновления работ требовалось пустить в ход Металлический завод, на что понадобилось бы около трех месяцев, собрать на нем надлежащий контингент прежних рабочих и служащих, вернуть обратно все части установок, вывезенных в августе 1918 г. на Волгу, привлечь ряд предприятий. Так, на Обуховском заводе надлежало восстановить металлургическое и оптическое производства для изготовления недостающих крупных поковок и отливок станков орудий и перископов. Таким образом, при четко налаженной работе на достройку первой, второй, третьей и четвертой башен требовалось соответственно 10, 15, 20 и 24 мес. Что же касается упомянутых стальных шаров под основание вращающихся частей башен, то их имелось всего 297 шт. из 545, положенных на корабль. По данным, собранным еще в начале войны, на различных заводах имелись подобные шары, которых в совокупности хватало для сборки по крайней мере четырех башен. А шариковые подшипники в случае их нехватки могли заменять обыкновенные, хотя и с известным ущербом в легкости и скорости действия механизмов.

Наибольшие трудности в сборке установок связывались с электрооборудованием, которое питалось как переменным трехфазным током - крупные электродвигатели, так и постоянным - остальные механизмы и электромагнитные муфты. Оказалось, что постройка этих муфт являлась почти невыполнимой. Однако сложность подобной электрической системы признавалась нецелесообразной для данных условий и требовала перехода на новую. А поскольку большинство заготовленных частей к использованию не годилось, то на создание новой системы ушло бы не менее 30 мес. К сказанному можно добавить, что существовало предложение о достройке башен с увеличенным до 30° углом возвышения орудий и увеличенной до 406 мм толщиной лобовых частей башен. Дальность стрельбы при этом увеличивалась на 14 кб, а масса каждой башни возрастала на 56,28 т. В случае затруднений с вооружением предполагалось (при самой крайней необходимости) обратиться на английский завод Виккерса, где находились изготовленные по заказу бывшего русского правительства в готовом виде 24 356- и одно 406-мм орудия.

Пока решались задачи по достройке башенных установок «Измаила», Морская подкомиссия поручила 1 декабря 1921 г. профессору Морской академии Л. Г. Гончарову и инженеру П. Г. Гойнкису разработать в нескольких вариантах проект модернизации линейного крейсера «Кинбурн», с тем чтобы определить возможности и пути использования двух кораблей (второй «Наварин»), имевших небольшую готовность, как современных боевых единиц. Основные требования по переоборудованию заключались в следующем: замена 356-мм артиллерии более крупной, обязательное усиление горизонтального бронирования при сохранении прежней скорости корабля. К 3 февраля 1922 г. были намечены четыре возможных варианта модернизации крейсеров (см. табл.), причем следует отметить, что ни в одном из вариантов не произошло превышения нормального водоизмещения над проектными данными.

При разработке проекта первостепенное значение уделялось улучшению системы бронирования, особенно горизонтального, являвшегося самым слабым элементом проекта линейных крейсеров типа «Измаил». Правда, первые изменения в ней проводились еще при постройке, по результатам стрельб на Черном море по «исключенному судну № 4» (бывший броненосец «Чесма»). Теперь же совершенствование броневой защиты происходило на основе опыта первой мировой войны, Ютландского боя и в сравнении с иностранными кораблями, которым наши крейсеры явно уступали в толщине главного броневого пояса. Как явствует из таблицы, наиболее полно отвечал предъявленным требованиям III вариант. Но и он имел свои недостатки, например, отсутствие 100-мм верхнего броневого пояса, который следовало довести до 38-50 мм.

Оставались без изменений: наибольшая длина - 223,58 м (длина по ГВЛ 223,05 м) и наибольшая ширина с броней - 30,8 м, противоминная артиллерия - 15 130-мм орудий, мощность главных механизмов - 68 000 л.с.

Однако в случае реализации этого варианта пришлось бы провести большой объем работ по съемке уже установленных на всех крейсерах брони скосов и продольных переборок. Дополнительная масса брони, шедшая на усиление бронирования, бралась за счет использования и экономии массы при применении облегченных тонкотрубных котлов на нефтяном отоплении и уменьшения их числа.

По артиллерийскому вооружению оптимальным являлась установка 8 406-мм орудий (по 80 выстрелов на ствол) в четырех двухорудийных башнях (бронирование лобовой части 400, боковых стенок 300, крыши 250 мм). При этом отсутствовала необходимость изменять размеры жестких барабанов и устанавливать дополнительные подкрепления, как это требовалось в варианте 11 для первой и четвертой башен. Причем боевая рубка сдвигалась к корме на две шпации, а для сохранения углов обстрела 2-й и 3-й пары 130-мм орудий их следовало сдвинуть и переделать казематы на средней и верхней палубах. Правда, двухорудийные башни обладали меньшей массой (5040 т) даже по сравнению с 356-мм трехорудийными (5560 т), но уступали в силе огня по носу и корме. Во внутренних помещениях изменялось расположение погребов боезапаса и минных аппаратов увеличенного калибра. Кроме этого рекомендовалась установка четырех 102-мм противоаэропланных пушек и восьми 110-см прожекторов. Стоимость достройки в довоенных рублях по вариантам I - IV составляла соответственно 26 500, 29 000, 33 000 и 29 500 тыс. рублей.

По мнению авторов проекта, наибольшими тактическими достоинствами обладали варианты III и IV, однако и в модернизированном виде они все же считали эти корабли устаревшими, далеко не в полной мере соответствующими современным требованиям. Из основных недостатков отмечалось: непредставлявшаяся возможность усилить огонь носовой и кормовой башен путем сближения и поднятия над ними средних башен; не обеспечивавшее надежную защиту жизненных частей корабля бронирование; недостаточная для линейных крейсеров наибольшая скорость - 28 уз; отсутствие противоминных наделок (булей), которые, основываясь на данных о их применении на судах английского и американского флотов, признавались для кораблей типа «Измаил» не вполне достаточной защитой (вся работа свелась к устройству продольной противоминной переборки и делению корпуса на отсеки).

Применение же турбозубчатой или электрической передачи не давало никакой выгоды, так как увеличить диаметр гребных винтов при пониженной частоте вращения при существующей линии валов и обводах кормы было невозможно. А использование перегретого пара, дававшее экономию в топливе, поглощалось бы массой усложнившегося трубопровода котельной установки, да и при готовности механизмов около 40 % замена машинной установки становилась совершенно недопустимой (готовность «Наварина», например, на октябрь 1917 г., составляла: по корпусу установлено 76,9 %, по бронированию изготовлено 26,8 и установлено 1,8 %, по механизмам и котлам установлено 5,9 %, хотя их производство продолжалось для всех крейсеров и в 1918 г.).

И все же, несмотря на столь пессимистическое отношение Л. Г. Гончарова и П. Г. Гойнкиса к своим проектам, остается сожалеть, что линейные крейсеры тина «Измаил» так и не вошли в строй. Ведь при том положении, в котором находился советский флот, желательность их достройки трудно переоценить. А поскольку состояние промышленности тогда не позволяло ее осуществить, то это можно было провести и позднее, надежно сохраняя и оберегая до той поры корпуса и оборудование. В качестве примера может служить введение в строй крейсера «Красный Кавказ» (бывший «Адмирал Лазарев») в 1932 г., да еще и в модернизированном виде, а ведь спуск его на воду состоялся еще в 1916 г. И думается, что не последнюю роль в судьбах кораблей сыграли Ликвидационная комиссия и Отдел фондового имущества, которые, пользуясь самыми широкими правами, развили чрезмерную бурную деятельность по распродаже на металл не только трех линейных крейсеров в 1923 г. («Измаил» в дальнейшем планировалось переоборудовать к 1928 г. в авианосец, но это осуществить не удалось, и его разобрали на металл в начале 30-х гг.), но и кораблей более ранней постройки, способных какое-то время служить, после проведения соответствующего ремонта, для учебных целей или береговой обороны (кстати, 356-мм орудия крейсеров служили в качестве железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14).

В заключение следует сказать, что проведенные исследования по сути дела стали первой попыткой воспользоваться опытом первой мировой войны на море.