Должностная инструкция библиотекаря по фгос. Должностные обязанности библиотекаря


Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.

1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.


2. Функции

Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:

2.1. формирование библиотечного фонда;

2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 . Анализирует:

– библиотечный фонд;

– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;

3.2. Прогнозирует:

– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;

3.3. Осуществляет:

– контроль за сохранностью библиотечного фонда;

– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

– выдачу и сбор учебников;

– подготовку и проведение литературных выставок;

– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;

– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

– совместную деятельность школьной и районной библиотек;

3.4. Принимает участие в координации:

– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;

– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;

3.9. Принимает участие в оценке:

– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;

3.10. Обеспечивает:

– своевременное комплектование библиотечного фонда.

4. Права

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать:

– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;

4.3. Принимать участие:

– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;


– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

– работе педагогического совета;

4.4. Вносить предложения:

– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

– по совершенствованию воспитательной работы;

– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.6. Приглашать:

– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

4.7. Требовать:

– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;

4.8. Повышать:

– свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. Основные библиотечные технологические процессы.

4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.

4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.

4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

V. Права

Библиотекарь имеет право:

5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.

5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.

VI. Ответственность

6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

VII. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.

7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

Согласовано:

Зав. библиотекой ______________________

С должностной инструкцией ознакомлена:

___________________/_________________/

«____»__________________________ г.

В чем состоят должностные обязанности библиотекаря

Профессия библиотекаря при всей своей очевидности заключается не только в выдаче и приемке книг. Круг трудовых обязанностей библиотекаря значительно шире и включает в себя следующие функции:

  • обслуживание посетителей и заполнение читательских билетов;
  • оформление заказов на новую литературу;
  • обработка поступившей литературы;
  • составление каталогов;
  • регистрация и подшивка периодических изданий;
  • соблюдение условий хранения книг.

Точный перечень своих должностных обязанностей каждый работник может узнать из должностной инструкции. Поскольку должностная инструкция - локальный документ предприятия, каждая организация самостоятельно определяет ее внешний вид и содержание. Однако специалистами в области кадрового делопроизводства разработана универсальная структура должностной инструкции, которая максимально учитывает все нюансы работы сотрудника в компании.

Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения

Стандартная структура должностной инструкции библиотекаря может включать в себя:

  1. Общие положения. Этот раздел инструкции составлен из основополагающих условий и требований, выполнение которых необходимо соискателю для работы в должности библиотекаря. К таким положениям относятся:
    • требование к образованию, опыту работы и профессиональным навыкам работника;
    • перечень законодательных и внутренних документов, с которыми должен быть ознакомлен специалист перед началом трудовой деятельности в организации;
    • порядок приема, увольнения и замещения сотрудника;
    • определение места штатной единицы в организационно-штатном расписании организации;
    • назначение непосредственного начальника работника.
  2. Должностные обязанности и права работника. Это основная часть документа, требующая особенной щепетильности при разработке. Должностные права библиотекарей из разных организаций, как правило, одинаковы. К ним относятся:
    • право знакомиться с решениями руководства в отношении своей трудовой деятельности;
    • право в рамках своей компетенции сообщать руководству о выявленных недостатках в трудовом процессе;
    • право подписывать и визировать документы в рамках своих полномочий;
    • право получать от прочих служб организации необходимую для работы информацию и привлекать сотрудников для решения своих трудовых задач.

    Должностные обязанности библиотекаря в своей совокупности могут различаться в зависимости от предприятия, где трудится специалист, и от конкретной должности, которую он занимает.

  3. Ответственность работника. Эта часть документа конкретизирует положения законодательства об ответственности сотрудника.

Основные должностные обязанности библиотекаря школы

Рассмотрим круг стандартных должностных обязанностей библиотекаря на примере функций библиотекаря школы. К основным должностным обязанностям школьного библиотекаря могут быть отнесены:

Не знаете свои права?

  1. Планирование и организация работы библиотеки, выдачи и сбора книг, просветительской работы, контроля над сохранностью библиотечного фонда, взаимодействия библиотек.
  2. Разработка правил пользования библиотечным фондом, составление каталогов, картотек.
  3. Обеспечение посетителей-учащихся необходимой литературой.
  4. Своевременное комплектование библиотеки, оформление подписок на периодические издания.
  5. Анализ и прогнозирование в отношении формирования школьного библиотечного фонда, результатов работы библиотеки.
  6. Контроль за соблюдением в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, противопожарной безопасности, правил пользования библиотекой.
  7. Контроль за сохранностью книг, сдаваемых в библиотеку.
  8. Списание устаревших и ветхих изданий.
  9. Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного утерей или порчей литературы.
  10. Организация читательских конференций.

Как видно, перечень обязанностей является достаточно общим и может быть использован для определения обязанностей библиотекаря в должностной инструкции любой библиотеки.

Основные должностные обязанности методиста библиотеки

В штате библиотек могут быть не только библиотекари, но и методисты. Круг должностных обязанностей этих работников пересекается с должностными обязанностями библиотекарей и в то же время отличается от них.

К типовым должностным обязанностям методиста библиотеки могут быть отнесены:

  1. Ведение самостоятельного участка работы, общее руководство отделом.
  2. Проведение анализа состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разработка предложений по его улучшению.
  3. Участие в научно-исследовательской работе.
  4. Координационная работа с другими библиотеками.
  5. Маркетинговые исследования потребностей пользователей библиотеки.
  6. Сбор сводных заказов на издания и контроль их выполнения.
  7. Получение литературы и ее распределение по отделам библиотеки.
  8. Участие в работе культурно-просветительского направления, выявление творческих коллективов, достойных присвоения звания «народный» и «образцовый».

Из этого следует, что в деятельности методистов координационная и организационная работа превалирует над практической рутинной работой библиотекаря в бытовом понимании.

Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника

Несмотря на кажущуюся простоту выполняемой работы, профессия библиотекаря подразумевает наличие специального профильного образования, полученного либо в вузе, либо в техникуме или колледже. При этом среднее специальное образование (техникум или колледж) даст возможность работать лишь помощником библиотекаря или методистом, отвечающим за один определенный участок работы.

Кроме того, высшее профильное образование, как правило, исключает предъявление требований к опыту работы, тогда как специалисту со средним специальным образованием потребуется подтвердить стаж работы по специальности, составляющий от 1 до 3 лет.

При работе над разделом об ответственности библиотекаря необходимо помнить, что законодательство запрещает внутренним документам предприятия ужесточать положение сотрудника по сравнению с нормами трудового кодекса. В раздел об ответственности могут быть включены:

  • ответственность за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих должностных обязанностей;
  • ответственность за причинение материального ущерба работодателю;
  • ответственность за совершение правонарушений, предусмотренная нормами уголовного, административного или гражданского законодательства.

Порядок оформления должностной инструкции

Правильно оформленная должностная инструкция для библиотекаря должна содержать информацию о ее утверждении, которая располагается в начале документа и содержит:

  • дату утверждения;
  • сведения о руководителе, утвердившем документ;
  • подпись руководителя.

Кроме того, в должностной инструкции (как правило, в конце) может ставиться подпись работника, подтверждающая его ознакомление с документом. Правилами организации может быть предусмотрен специальный журнал для фиксации фактов ознакомления с должностными инструкциями.

Таким образом, грамотное составление должностной инструкции для библиотекаря предполагает скрупулезную работу в отношении содержания документа, а также внешнее оформление, соответствующее обычаям кадрового делопроизводства.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

библиотекаря

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность библиотекаря "__________________" (далее - "Организация").

1.2. Библиотекарь назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Организации.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно ________________ Организации.

1.4. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Библиотекарь должен знать:

Постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы по вопросам библиотечной работы;

Профиль и специализацию Организации;

Правила комплектования, хранения, поиска, выдачи и учета библиотечного фонда;

Систему классификации книг и правила составления каталогов;

Общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

Порядок составления отчетности о работе библиотеки;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.6. В своей деятельности библиотекарь руководствуется:

Нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя Организации и непосредственного руководителя;

Настоящей должностной инструкцией;

Правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

1.7. В период временного отсутствия библиотекаря его обязанности возлагаются на _____________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Библиотекарь осуществляет следующие обязанности:

Обеспечивает подбор необходимой читателям общественно-политической, научно-технической, экономической и другой литературы, оперативное выполнение их заявок.

Производит выдачу литературы на абонементе и в читальном зале.

Изучает интересы и запросы читателей в целях оказания им помощи в выборе литературы.

Участвует в разработке планов комплектования библиотеки на основе изучения тематических планов книжных издательств, профиля работы организации и перспектив ее развития.

Принимает участие в организации фонда библиотеки, обработке литературы и составлении каталогов.

Ведет работу по учету, комплектованию, инвентаризации библиотечного фонда.

Обеспечивает сохранность библиотечного фонда.

Составляет списки новых поступлений литературы и рассылку их подразделениям Организации.

Осуществляет связь с другими библиотеками, обеспечивая обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу.

Принимает участие в научно-информационной, научно-методической работе, обработке технической и научной литературы, поступающей в библиотеку, составляет тематический и алфавитный каталог.

Принимает участие в организации тематических выставок по актуальным вопросам науки, техники и передового производственного опыта, оформлении стендов, витрин.

Подготавливает предложения, направленные на улучшение обслуживания читателей.

3. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

3.1. Требовать от руководства Организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.2. Повышать свою квалификацию.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Организации, касающимися его деятельности.

3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.5. Получать от работников Организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Библиотекарь несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы библиотекаря определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

5.2. В связи с производственной необходимостью библиотекарь обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

6. ПРАВО ПОДПИСИ

6.1. Библиотекарю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи первичных и отчетных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

_____________________________ _____________ ____________________ (должность лица, составившего (подпись) (Ф.И.О.) инструкцию)

"___"__________ ___ г.

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт ____________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.)

"___"__________ ___ г.

С инструкцией ознакомлен: ____________ ____________________ (подпись) (Ф.И.О.)

Утверждаю

Директор МОУ «Асановская СОШ»

_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Асановская СОШ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ - приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.

1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.

1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. На должность библиотекаря:

- 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

- 11-й разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.

1.5. В своей работе руководствуется:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- нормативно-методическими документами Правительства РФ

- Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;

- трудовым договором;

- приказами и распоряжениями директора школы;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Библиотекарь должен знать:

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- основы библиотечного дела, библиографии

- основные библиотечные технологические процессы;

- формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;

- режим образовательного учреждения;

- Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

2. ФУНКЦИИ

На библиотекаря возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).

2.2. Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.

2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.

3.2. Организовать и проводить:

- встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;

- экскурсии с детьми в другие библиотеки;

- тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;

- занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;

- консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:

- формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы

- навыков бережного отношения к книгам у учащихся

3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.

3.4. Принимать участие:

в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;

- в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;

- в общих мероприятиях, проводимых в школе;

3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими

пособиями.

3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.

4. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.

4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.

4.4. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Библиотекарь несет ответственность:

- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Библиотекарь:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работеинформацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

__________ /________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_________ /_________________/

протокол № ____ от «__»___ 20__г.


Должностная инструкция библиотекаря

______________

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017 г; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.

1.4. Школьный библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой, директору общеобразовательного учреждения.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; типовым положением «Об общеобразовательном учреждении», административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

1.6. Библиотекарь должен знать:

    законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

    руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

    приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

    Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года;

    теорию и практику библиотечного дела;

    основы библиотековедения и библиографии;

    основы трудового законодательства, организации труда;

    правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;

    систему классификации информации и правила составления каталогов;

    технологию библиотечных процессов;

    методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

    основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования;

    правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.

    инструкцию по охране труда для библиотекаря общеобразовательного учреждения.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует: библиотечный фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.

3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.

3.3. Осуществляет:

Текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

Выдачу и сбор учебников;

Выставки литературы;

Совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;

Просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

Контроль за сохранностью библиотечного фонда;

Изучение с учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

Совместную деятельность школьной и районной библиотек.

3.4. Принимает участие в координации:

Взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;

Работы классных руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой.

3.5. Контролирует:

Соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;

Соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;

3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.

3.7. Принимает участие в разработке:

Правил пользования библиотечным фондом;

3.8. Консультирует:

Учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

Родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся общеобразовательного учреждения;

3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.

3.10. Обеспечивает:

Разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;

Своевременное комплектование библиотечного фонда.

4. Права

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

4.2. Принимать участие:

В разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;

В ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

В работе педагогического совета.

4.3. Вносить предложения:

О начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

По совершенствованию воспитательной работы.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.

4.6. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующей библиотекой или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.

6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами.

6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора школы.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/