Экономика и социология труда необходимость возникновения. Теоретические основы экономики и социологии труда


Текстильный институт ИВГПУ

Кафедра менеджмента

ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

краткий конспект лекций

для студентов 4 курса

направления подготовки 080500

«Менеджмент»

Иваново 2012

2. Трудовые ресурсы, трудовой потенциал 5

3. Качество трудовой жизни 7

4. Экономическая сущность организации труда 8

5. Разделение и кооперация труда 10

6. Организация и аттестация рабочих мест 11

7. Изучение затрат рабочего времени. Нормирование труда 13

8. Условия, охрана и безопасность труда. Режимы труда и отдыха 14

9. Оценка эффективности и производительности труда 17

10. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления 17

11. Социально-трудовые отношения 19

Краткий терминологический словарь 21

      1. Предмет и содержание дисциплины "Экономика и социология труда"

Объектом изучения относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин "Экономика труда" и "Социология труда" служит труд -целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Различие между этими науками в предмете изучения, т.е. в том какую сторону труда они изучают.

Экономика труда изучает экономические отношения, возникающие по по­воду использования труда, которые охватывают проблемы организации, норми­рования, оплаты труда, его планирования и анализа, оценки эффективности.

Предметом изучения социологии труда служат социальные отношения и процессы в сфере труда, которые определяются прежде всего сходством и раз­личие социального положения, интересов и трудового поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников.

На практике проблемы экономики и социологии труда органически взаимо­связаны, поскольку практически все категории этих наук имеют как экономиче­ский, так и социальный аспекты.

      1. 1. Труд как социально-экономическая категория

Труд - это объективно присущая человеку сфера деятельности по превраще­нию располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов

в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности человека.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необ­ходимых человеку свойств. Следует обратить внимание на то, что если процесс труда рабочего представляет собой соединение элементов производства: чело­век, предметы труда, средства труда, технология, продукт труда - изделие, услу­га, то процесс труда управленческого персонала - это соединение элементов процесса управления - человек, информация (предмет управленческого труда), технология управления, продукт труда - решение.

Процесс труда следует рассматривать в различных аспектах: с психофизио­логической стороны - как затраты человеческой энергии: энергии мускулов, моз­га, нервов, органов чувств, которые определяются степенью тяжести труда, уровнем нервно-психологической напряженности;

с позиций организационно-технологического аспекта трудовой деятельно­сти - как взаимодействие работника со средствами производства, которое опре­деляется уровнем технической оснащенности труда, степенью автоматизации и механизации, технологией, квалификацией работника и пр.;

С организационно-экономической стороны - как производственное взаимо­действие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали, ко­торое зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда, от численности работников, от организационно-правовой формы пред­приятия. При классификации видов труда следует выделять четыре группы от­личительных признаков: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд наемный и част­ный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и принуж­дению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степе­ни сложности.

Классификация видов труда по его предмету и продукту предполагает вы­деление по профессиональному признаку труда научного, инженерного, управ­ленческого, производственного и др.; предпринимательского и инновационного; по отраслевому признаку - промышленного, сельскохозяйственного, транспорт­ного и коммуникационного.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный, автоматизированный, низ­ко-, средне- и высокотехнологичный, с различной степенью участия человека.

В зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда можно выделить труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлека­тельный, свободный и с различной степенью регламентации.

Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда исполь­зуются все четыре группы признаков в их сочетании.

Рассматривая проблему труда как основы жизнедеятельности человека, слушатели должны уяснить, что в современных условиях происходят коренные изменения в социально-экономическом содержании труда. Сущность этих изме­нений заключается в том, что труд из средства обеспечения материальных по­требностей все более перерастает в труд, выражающий самореализацию лично­сти работника. В связи с этим актуальными направлениями развития сферы тру­да становятся обогащение содержания труда, развитие тех характеристик трудо­вого потенциала, которые позволяют более полно использовать интеллектуаль­ные, творческие и организаторские способности человека, использовать высшие человеческие свойства и потребности. Эти изменения должны найти отражение как в социально-трудовой политике организации, так и в государственной поли­тике.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

    Охарактеризуйте роль труда в жизни человека, какими факторами она обу­ словлена?

    Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль ка­ждого из них в осуществлении трудового процесса?

    Назовите классификационные признаки видов труда. Охарактеризуйте основные виды трудовой деятельности.

    Раскройте главное изменение в социально-экономическом содержании труда на современном этапе. Как оно отражается на развитии сферы труда?

    Назовите и охарактеризуйте основные направления обогащения социально- экономического содержания труда.

    В чем заключается государственная политика в области труда, каковы ее основные направления?

В работе с системных позиций рассмотрены как устоявшиеся и повторяющиеся в многочисленных учебных пособиях взгляды ученых на проблемы и задачи социально-трудовых отношений, так и концепции томских ученых. Разделы, в которых не высказаны сибирские позиции, включены без фразовой обработки текста. Эту выборку из известного удачно осуществила Е.А. Солощенко. В учебнике рассмотрены теории: а) воспроизводства рабочей силы; б) рынка труда, занятости, мотивации, принятия решений, эгрессии; методологии: а) связки в модели труда; б) многофакторной заработной платы, организационные системы признания и самоутверждения персонала; элементы системного анализа трудовых отношений; новая парадигма труда; прогрессивные системы заработной платы и др.

Для гуманитарного знания конца XX начала XXI в. характерно усиление роли дисциплинарного самосознания. Обращение, в последнее время, экономической науки к осмыслению своих методов, свидетельствует: общие тенденции развития научного знания в полной мере относятся и к данной предметной области.
Изменения в фундаментальных основаниях функционирования экономики требуют пересмотра теоретических основ, поиска адекватных новым условиям концептуальных схем и моделей. «Если экономисты хотят повысить качество своих рекомендаций,- отмечают Л. Нельсон, И. Кузес, они должны меньше полагаться на те или иные постулаты собственных теорий и шире использовать эмпирические и междисциплинарные подходы» . Комплексный, междисциплинарный характер современных знаний ведет к тому, что предметная классификация наук все в большей мере уступает место проблемной, происходит формирование адекватного методологического инструментария. Указанные тенденции наиболее ярко проявляются в пограничных областях знания. К ним, несомненно, относятся исследования в области трудовой проблематики - междисциплинарной области, лежащей на стыке экономики, социологии, психологии, физиологии, техники.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. В поисках самоопределения: экономика труда и ее методологические основания

§ 1. Роль и современное состояние методологии исследований трудовой деятельности 6
§ 2. Формационный подход в исследованиях трудовой сферы 7
§ 3. Системный подход: трудовые отношения как сложная система 11
§ 4. Деятельность и деятельностный подход. 12
§ 5. Когнитивно-ценостный подход: мир труда как социокультурная реальность 16
Глава 2. Ранние теоретико - методологические положения экономики и социологии труда
§ 1. Воспроизводственный подход к пониманию категории «экономика труда»
§ 2 Социальные аспекты труда. Предметная область социологии труда
Глава 3. Теории занятости населения и их применение на практике
§ 1. Классическая и неоклассическая теории 29
§ 2. Маркс о занятости и безработице 31
§ 3. Теория занятости Д. Кейнса и неокейнсианство 31
§ 4. Монетаристы и неоклассический синтез. Вопросы занятости в современных неоклассических теориях
§ 5. Использование теорий в практической деятельности государств 34
Глава 4. Рынок труда: сущность, основные компоненты, виды и модели
§ 1. Сущность рынка труда 35
§ 2. Особенности функционирования рынка труда 36
§ 3. Основные компоненты рынка и механизм их взаимодействия 37
§ 4. Современные виды и модели рынка труда 40
§ 5. Российская модель рынка труда 42
§ 6. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 47
Глава 5. Занятость и безработица в экономике России: причины, особенности и пути минимизации
§ 1. Сущность и причины безработицы 52
§ 2. Виды безработицы 55
§ 3. Сущность и цели государственной политики занятости 58
§ 4. Принципы и основные направления политики занятости 60
§ 5. Экономическая функция занятости 61
§ 6. Социальная функция занятости 64
§ 7. Активная политика занятости в РФ и определение её эффективности
§ 8. Пути минимизации безработицы 67
Глава 6. Производительность и эффективность труда
§ 1. Методы измерения производительности труда 69
§ 2. Трудоёмкость продукции и её структура 76
§ 3. Факторы и резервы роста производительности труда 78
§ 4. Анализ производительности труда 86
Глава 7. Мотивация труда: сущность, методы и направления развития
§ 1. Понятие мотивации и мотивационного процесса 89
§ 2. Характеристики мотивационного процесса 93
§ 3. Содержательные теории мотивации 95
§ 4. Процессуальные теории мотивации 100
§ 5. Методы мотивации 102
§ 6. Мотивационные программы в системе вознаграждения персонала 110
§ 7. Управление мотивацией на современном этапе 112
§ 8. Основные ориентиры трудовой мотивации в современной России 115
Глава 8. Методология и организация многофакторной заработной платы в корпорации
§ 1. Формула многофакторной зарплаты 117
§ 2. Организация многофакторной заработной платы 124
§ 3. Структура контрактных систем заработной платы 134
§ 4. Вариабельные системы заработной платы - практический аспект 142
Глава 9. Основные элементы организации оплаты труда иматериального стимулирования
§ 1. Структура и компоненты организации оплаты труда
§ 2. Формы и системы оплаты труда 153
§ 3. Уровень заработной платы в России в 2007 году 160
§ 4. Зарубежный опыт организации оплаты труда 163
Глава 10. Элементы теории организации в практике организации заработной платы
§ 1. Методология связки в модели труда 167
§ 2. Элементы контроллинга в мотивационных системах 188
§ 3. Национальные особенности персонала и трудовые риски 202
Глава 11 Организационные системы признания и самоутверждения персонала
§ 1. Системы регулирования в системе организационных форм соревнования организации оплаты труда
§ 2. Пути и методы вывода специалистов на потенциал эгрессии 225
Глава 12. Новая парадигма трудовых отношений
§ 1. История развития представлений о труде и трудовых отношениях 260
§ 2. Трудовые отношения в концепциях марксистов и культурологов 262
§ 3. Труд в постиндустриальном обществе 264
§ 4. Трудовой институциализм 265
§ 5. Материальные системы социальных гарантий и защиты прав трудящихся на основе участия в управлении корпорациями
§ 6. Элементы Советской модели управления трудом 268
Глава 13. Уровень жизни населения
§ 1. Основные категории и показатели уровня жизни населения 271
§ 2. Доходы населения: виды, источники, процесс формирования. Номинальная и реальная заработная плата
§ 3. Анализ доходов и уровня благосостояния населения 283
§ 4. Совокупные показатели потребления 290
§ 5. Минимальная потребительская корзина, потребительский бюджет, их взаимосвязь с оплатой труда
Глава 14. Социальное развитие трудовых коллективов
§ 1. Социальная структура организации 304
§ 2. Планирование социального развития коллектива 305
§ 3. Служба социального развития, её состав и функции 308
§ 4. Социологическое исследование и этапы его проведения 310
§ 5. План социального развития предприятия 313
§ 6. Развитие института социального партнёрства в России 315
Глава 15. Социальное партнёрство как форма регулирования социально-трудовых отношений
§ 1. Общая характеристика социально-трудовых отношений 317
§ 2. Сущность социального партнёрства 319
§ 3. Российская модель социального партнёрства 321
§ 4. Группы интересов в системе социального партнёрства 326
§ 5. Содержание и механизм социального партнёрства 332
Краткий терминологический словарь 336
Список использованной литературы 339

Министерство образования Российской Федерации

Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия

Институт экономики и права

Кафедра экономики и управления проектами в строительстве

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»

Составитель: Борисова Наталья Ивановна,

К.э.н., доцент кафедры ЭУПС

Волгоград 2008

Лекция 1: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа

жизнедеятельности человека .

^

Лекция 2: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения

Лекция 3: Рынок труда. Проблемы занятости и безработицы.


Лекция 4: Социальная организация. Трудовой коллектив (организация).

Социальное регулирование в трудовых коллективах

^

II. ЧАСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТОВЛЯЮЩИЕ

ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Лекция 5: Организация труда персонала и условия труда.

Лекция 6: Производительность труда. Организация оплаты труда.

^

Лекция 7: Трудовое поведение и отношение к труду работников.

Трудовая адаптация.


Лекция 8: Уровень жизни населения. Социальная защита в сфере труда.
^ I РАЗДЕЛ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА
Лекция №1.

Тема: Предмет экономики и социологии труда. Труд как основа

жизнедеятельности человека.

План

1. Предмет и задачи экономики и социологии труда

2. Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

3. Общественная форма труда. Характер и содержание труда.

В системе наук о труде существует много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в то же время взаимосвязаны : Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Теория менеджмента, Статистика труда, Археология, Этнография, Этика деловых отношений, Демография, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

Причем, последние две науки объединены одним названием "Экономика и социология труда", поскольку у этих дисциплин много общего: объект исследования, труд человека, коллектива, общества. Различия между ними заключаются в предмете изучения.

Предмет изучения экономики труда - экономические отношения, возникающие в обществе, регионах и на конкретных предприятиях в процессе использования труда.

Предмет изучения социологии труда - социальные отношения и социальные процессы в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда.

На практике проблемы экономики труда и социологии труда взаимосвязаны. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально.

Объектом изучения дисциплины "Экономика и социология труда" является труд.

Предмет экономики и социологии труда значительно шире – это изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения эффективности национальной экономики.

Исследуя и анализируя общественный труд, экономика и социология труда использует категориальный аппарат как общий для обеих наук, так и специфичный для каждой из них. К общим категориям и понятиям относятся разделение труда кооперация труда, квалификация кадров, миграция населения, стимулирование, социально-трудовые отношения и т.д. Экономические категории и понятия: рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормы времени, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др. Социологические категории и понятия - это социальные процессы, социальные отношения, социальная группа, социальный статус, нормы поведения, ценностные ориентации, мотивация, адаптация и др.

Основные задачи экономики и социологии труда определены ее целью, а именно формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Экономика и социология труда решает три основных задачи.

Первая задача - изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда.

Вторая задача - изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда.

^ Третья задача- выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие.

2 - ^ Сущность труда и его роль в развитии человека и общества.

Труд - целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности и развития человека. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств.

^ Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия);

^ Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда (машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления), а также с окружающей средой.

Технология - это способ воздействия на предметы труда , порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

Процесс труда - явление сложное. Основными формами проявления труда являются:

^ 1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

^ 2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

^ 3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

На протяжении всей истории своего существования человечество познает способы взаимодействия с природой, находит более совершенные формы организации производства, пытается достичь большего эффекта от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, преумножая свои знания, опыт, производственные навыки. Происходит непрерывное обновление и совершенствование орудий труда и самих людей.

В итоге, ^ Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Рис. 1.1. Функции труда

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда. Социальная роль труда проявляется в следующем. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Вообще, экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

3 - Общественная форма труда. Характер и содержание труда.

В процессе производства материальных благ люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только со средствами производства и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

Отношения между людьми, которые складываются в связи с их участием в общественном труде, представляют собой общественные отношения, которые выражаются в общественной форме труда.

С момента появления человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Все, чем мы пользуемся (одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили), создано совместным трудом людей.

Причем, понятие "общественные отношения" намного шире, чем понятие "производственные отношения", поскольку включает отношения по поводу не только производства, но и других фаз воспроизводственного цикла: изучения спроса, исследования и разработки конкурентоспособной продукции, ее реализации и потреб-ления.

Общественные отношения можно классифицировать по:


  • их характеру (классовые, национальные, региональные);

  • содержанию (экономические, социальные, трудовые);

  • форме (межличностные, межгрупповые)
Отмеченные разновидности категорий общественных отноше-ний (в тех или иных сочетаниях) находят отражение в формировании отношений между людьми: заказчиком и исполнителем, начальником и подчиненным, предпринимателем и государственным чиновником.

Сущность и форма общественного труда выражается через характер и содержание труда.

^ Содержание труда - совокупность его элементов, которые определяются профессиональной принадлежностью работ, их последовательностью, составом, сложностью, структурой, целью. Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Эти функции предопределены развитием орудий труда, органи-зацией труда, уровнем общественного и профессионального разде-ления труда, мастерством самого работника.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму. Характер труда выражает то особенное, что при-суще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом производственных отношений, господствующих в обществе.

Например, современная экономическая реформа выводит всех участников производства в обществе на рыночные отношения, коренным образом изменяя производственные отношения (смена форм собственности, переход на свободное предпринимательство, основанное на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы).

^ Различают следующие виды труда в зависимости от характера и содержания труда : наемный и частный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости, принуждению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степени сложности.

^ Различают виды труда в зависимости от характера предмета и процесса труда : научный, инженерный, управленческий, производственный: предпринимательский, инновационный; промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и коммуникационный.

^ Различают виды труда в зависимости от средств и способов труда: ручной (технически невооруженный), механизированный и автоматизированный (компьютеризованный); низко-, средне- и высокотехнологичный; с различной степенью участия человека

^ Различают виды труда в зависимости от условий труда: труд стационарный и передвижной; наземный и подземный; легкий, средней тяжести и тяжелый; привлекательный и непривлекательный; свободный и с различной степенью регламентации.
Лекция № 2

Тема: Трудовые ресурсы. Социально-трудовые отношения

1. Основные понятия о трудовых ресурсах.

2. Воспроизводство трудовых ресурсов

3. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике и влияние на него воспроизводства населения.

4. Сущность социально-трудовых отношений. Факторы, влияющие на их формирование.

В экономической и практике управления человеческими ресурсами фигурируют различные понятия и определения: "трудовые ресурсы" (ТР), "рабочая сила" (PC), "трудовой потенциал" (ТП), "эконо-мически активное население" (ЭАН), "экономически неактивное население" (ЭНН) и др. Рассмотрим основные понятия.

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и зна-ниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой дея-тельности в народном хозяйстве. Это значит, что проблемы трудовых ресурсов (их воспроизводства, формирования и использования) рассматриваются на макроуровне, т.е. в масштабах страны и ее регионах. Иными словами, это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые он использует каждый раз, когда производит какие-либо материальные блага. Именно рабочую силу покупают на рынке труда. Чем лучше усло-вия сделки для работника, тем более полно, качественно и плодотворно он будет использовать свои способности,

Таким образом, трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая рабочей силой.

^ Трудовой потенциал следует рассматривать с двух позиций: как статистический показатель и как экономическую категорию. Как статистический показатель трудовой потенциал - это значение численности трудовых ресурсов в рассматриваемом периоде, которое может быть достигнуто вовлечением при определенных условиях в экономическую деятельность пока не занятых в экономике трудовых ресурсов. Это трудовой потенциал территории, региона, страны.

Как экономическая категория трудовой потенциал характеризует население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность (способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы), т.е. всего, что отражает психологический и физиологический потенциал наряду с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений. В этом случае трудовой потенциал человека - это качественная оценка интеллектуальных и физических способностей, а также уровня развития нравственных качеств человека.

К экономически активному населению относится рабочая сила, т.е. та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Эта категория включает в себя как занятое население, так и часть незанятого в общественном производстве населения (безработные).

^ Экономически неактивное население не входит в состав рабочей силы. К этой категории относятся: 1) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; 2) лица, получающие пенсию по старости, по инвалидности и на льготных условиях; 3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; 4) лица, отчаявшиеся найти работу (т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности), но которые могут и готовы работать; 5) другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные понятия трудовых категорий имеют много общего, но и различаются по своей сущности. Разобраться в этих понятиях необходимо для того, чтобы правильно решать вопросы формирования и регулирования трудовых ресурсов и занятости населе-ния.

^

Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения, включающий фазы формирования, распределения (перераспределения) и использования.

^ Фаза формирования трудовых ресурсов включает естественное воспроизводство населения (носителей рабочей силы); приобретение самой способности к труду посредством системы общего, специального и высшего образования, профессиональной подготовки; восстановление и развитие способностей к труду. При этом образование имеет целью не только развитие человека как носителя рабочей силы, но и развитие его как личности, развитие его нравственных качеств.

^ Фаза распределения трудовых ресурсов включает распределение и перераспределение совокупной рабочей силы по сферам приложения труда, видам занятости, отраслям народного хозяйства и регионам в соответствии со спросом и предложением региональных и внутренних рынков труда.

^ Фаза использования трудовых ресурсов включает трудовую деятельность, в процессе которой непосредственно реализуется рабочая сила как совокупность интеллектуальных и физических способностей к труду; обеспечение занятости трудоспособного населения, желающего реализовывать свой трудовой потенциал в общественно полезной работе, приносящей достойный доход работнику и членам его семьи.

В процессе воспроизводства трудовых ресурсов фаза их использования является главной . Это обусловлено тем, что она является, во-первых, фазой реализации накопленных в период формирования знаний и умений, во-вторых, фазой самосовершенствования ресурсов труда, накопления практического опыта, повышения образования и квалификации, а в-третьих, самой продолжительна фазой на протяжении всего периода жизнедеятельности человека.

Процесс воспроизводства трудовых ресурсов в обществе является постоянным и непрерывным и обусловлен воспроизводством населения. Особенность воспроизводства трудовых ресурсов состоит в том, что оно охватывает процессы, не только протекающие в сфере экономики, но и политические, правовые, моральные, этические, социальные, национально-этнические и др.

^ 3. Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике и влияние на него

воспроизводства населения.

Уровень развития общества в любой стране в значительной степени определяется состоянием человеческого ресурса, т.е. составом населения и трудовыми ресурсами. Основную часть трудовых ресурсов составляет население трудоспособного возраста. Границы трудоспособного возраста и социально-демографичекий состав трудовых ресурсов определяются национальным законодательством и в разных странах различны.

В соответствии с российским законодательством трудоспособный возраст мужчин составляет 16-59 лет, женщин – 16-54 года. В состав трудовых ресурсов не включается часть населения трудоспособного возраста: инвалиды I и II групп, а также неработающие пенсионеры, получающие пенсию в более раннем возрасте (женщины, родившие пятерых детей и более и воспитавшие их до 8 лет, матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до 8 лет, которые по достижении 50 лет получают пенсию вне зависимости от трудового стажа; лица, вышедшие на пенсию раньше установленного срока в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в возрасте 45-50 лет, мужчины – 50-55 лет) и др. В то же время к трудовым ресурсам относятся работающие лица пенсионного возраста и работающие подростки.

Следовательно, трудовые ресурсы можно разделить на реальные и потенциальные : реальные трудовые ресурсы состоят из работающей части населения, а потенциальные - из неработающего, но способного к труду населения. С 1993 г. в России принято разделение трудовых ресурсов по международной системе на "экономически активное и экономически неактивное население"

^ Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов

Воспроизводство населения обусловлено демографической ситуацией, которая определяется структурой населения и характером его движения, видами, типами и режимом воспроизводства. Осно-ву всех этих процессов составляет социально-экономическое поло-жение в стране.

Виды воспроизводства выражаются в естественном, миграцион-ном (механическом) и социальном движении состава и численности населения.

^ Естественное движение есть следствие рождаемости и смертнос-ти людей. В зависимости, оттого, что из них преобладает, образуется естественный прирост или естественная убыль населения.

^ Миграционное движение (механическое прибытие и выбытие населения) вызывается различными экономическими, политически-ми, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни. В России (обладающей огромной территорией) миграционное движение связано главным образом с перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.

^ Социальное движение населения проявляется в изменении различных социальных структур: образовательной, профессиональной и национальной и др.

Воспроизводство населения может осуществляться в трех режимах: расширенном, простом и суженном. Для расширенного воспроизводства характерно превышение числа рождений над числом смертей на 1000 человек населения. Такой режим обеспечивается в том случае, если на каждые 100 семей будет приходиться 260 рождений детей и более. Простое воспроизводство характеризуется отсутствием прироста численности населения, когда число рождений равно числу смертей на 1000 человек населения.. Режим суженного воспроизводства (депопуляция) образуется, когда не только отсутствует естественный прирост населения, но и происходит его абсолютное сокращение.

Основным источником пополнения трудовых ресурсов является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; ее численность зависит от режима воспроизводства населения, уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уров-ня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но при каждом скачке рождаемости пополнение трудовых ресурсов произойдет лишь через 15 лет.

Воспроизводство населения и трудовых ресурсов можно разделить на экстенсивный и интенсивный типы. ^ Экстенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов означает увеличение их численности в отдельных регионах или в стране без изменения качественных характеристик экономически активного населения. Интенсивный тип воспроизводства трудовых ресурсов связан с изменением их качеств; ростом образовательного уровня, квалификации, физических и интеллектуальных способностей, повышением работоспособности и эффективности труда. Данные типы воспроизводства в чистом виде не существуют, но взаимно дополняют друг друга.

^ Сущность социально-трудовых отношений. Факторы, влияющие на их формирование.

Социально-трудовые отношения (СТО) – это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов в социально-трудовой сфере, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. Термин "Социально-трудовые отношения " стал широко исполь-зоваться в экономике и социологии труда относительно недавно.

Социально-экономическая реформа в России предполагает решение следующих задач в качестве важнейших: стабилизация социальной, экономической и политической обстановки в обществе; значительное снижение инфляции; повышение уровня жизни на селения и др. Решение этих задач требует объединения всех сил общества в проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и формировании эффективной системы социальной защиты интересов всех участников социально-трудовых отношений.

В России теория формирования и развития СТО находится лишь на стадии становления, и этим объясняется неразвитость СТО. Например, медленно идет процесс формирования слоя работодателей; профсоюзы, которые должны представлять интересы работни-ков, нередко конфликтуют между собой; государство не имеет эффективных механизмов реализации своей политики в области СТО.

На формирование СТО в обществе влияют три основных фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобализация экономики; уровень развития общественного труда.

^ Социальная политика - это действия органов государственной власти и государственного управления, направленные на повыше-ние качества жизни людей в обществе. Социальная политика определяет комплекс мер, способствующих развитию СТО: улучшение ситуации на рынке труда, повышение оплаты труда, охрана труда и социальная защита.

^ Глобализация экономики как процесс формирования системы международного разделения труда не только характеризуется бурным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, но и способствует росту вторичных финансовых рынков, усилению несбалансированности в торговле. Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэкономическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование - особенно политику в сфере труда и СТО, вызывая серьезные проблемы во всем мире.

^ Развитие общественного труда характеризуется объективными закономерностями: разделение и кооперация труда, рост произво-дительности труда, замещение труда капиталом. Разделение и кооперация труда как структурообразующие факторы СТО выступают в их функциональной форме и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы.

Важное значение в формировании системы СТО имеют роль и место предприятий в этой системе, орга-низационная форма, размер предприятия, его тип, отраслевая принадлежность, финансовое положение и т.п. Система СТО на уровне предприятия определяется стратегией развития орга-низации; системой рабочих мест, кадровой политикой; трудовым поведением.

В РФ законодательная база регулирует СТО по следующим направлениям: условия труда (оплата труда, отдых, охрана труда, социальные гарантии); социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное страхование, медицинское страхо-вание); занятость (регистрация безработных, профессиональное переобучение, поиск вакантных мест, помощь в организации новых рабочих мест); миграционная политика , регламентирующая перемещение рабочей силы и переселение населения из неблагоприятных регионов на основе "программ переселения"; демографическая политика , регулирующая естественные процессы воспроизводства населения на основе программ помощи беременным, пособий на детей, улучшения здо-ровья и снижения смертности и др.


ББК У9 (2) + У9(2)212

Экономика и социология труда: Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине для студентов заочной формы обучения специальности 080200 – Менеджмент». - Брянск: БГТУ, 2015. - 44 с.

Разработала: Л.В.Мысютина,

(протокол № 04 от 05.11.14)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дисциплина «Экономика и социология труда» предполагает изучение объективных законов и механизмов рыночной экономики. В ней учтены достижения зарубежной экономической теории и практики в области социально-трудовых отношений, опыт отечественных предприятий. Курс «Экономики и социологии труда» основан на изучении понятий, которые являются основополагающими как для экономики, так и для социологии. К ним относятся трудовые ресурсы и трудовой потенциал, качество жизни, потенциал человека, эффективность, занятость, функционирование рынка труда и его регулирование, социально-трудовые отношения, мотивация и стимулирование трудовой деятельности, доходы и их распределение.

В курсе рассмотрены вопросы теории и практики организации труда, а также проектирования и управления этими процессами на уровне предприятия. В рыночной экономике значение этих проблем возрастает, так как все большую важность в условиях конкуренции приобретает результативность труда, а на итогах деятельности предприятия заметно сказываются как потери, так и выигрыши, связанные с организацией труда.

За основу приняты вопросы организации, нормирования и оплаты труда на предприятиях промышленности, но многие вопросы рассмотрены в межотраслевом аспекте и могут применяться в различных сферах деятельности и к различным категориям персонала.

Курс содержит комплекс вопросов, охватывающих исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу. Актуальность изучения этих вопросов дисциплины определяется тем, что организация труда является фактором эффективности деятельности предприятия, поскольку рациональная организация труда обеспечивает достижение более высоких результатов, а нормирование и оплата труда, являясь частью его организации, также способствуют повышению эффективности функционирования предприятия.

Цель изучения дисциплины - ознакомиться с наиболее важными явлениями экономики и показать изменения, которые происходят в социально-трудовой сфере. При этом основное внимание уделяется проблемам повышения качества трудового потенциала, выявления и реализации экономических и социальных резервов повышения эффективности деятельности предприятия, формирования у студентов практических навыков владения методами планирования и анализа трудовых показателей, организации, нормирования и оплаты труда.

Задачи изучения дисциплины:

· Рассмотреть наличие вопросов, охватывающих исследовательскую, аналитическую, расчетную и организационную работу.

· Ознакомить студентов с современными методами анализа.

· Дать студенту теоретические знания и практически навыки исследования и проектирования трудовых процессов; установления, внедрения и корректировки норм труда и организации оплаты труда в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

Теоретические основы экономики и социологии труда на уровне всей экономики и на уровне предприятия;

Современные методы анализа;

Специфику социологических исследований в трудовой организации;

Требования к формированию и использованию трудовых ресурсов, их профессиональной подготовке и переподготовке;

Общие понятия уровня жизни и качества жизни.

Иметь представление:

О рынке труда, занятости, безработице, общих принципах социальной защиты населения в условиях рыночной экономики;

Потенциале человека, предприятия, общества;

Состоянии и развитии трудовых ресурсов, а также эффективности их использования;

Уметь:

Применять современные методы анализа, принятые в организации и нормировании труда;

Использовать мотивационные и стимулирующие предпосылки для эффективной и плодотворной деятельности трудового коллектива;

Управлять трудовым поведением и трудовым конфликтами;

Проводить социологические исследования в трудовой организации.

Дисциплина «Экономика и социология труда» тесно связана с дисциплинами «Основы организации труда », «Управление персоналом», «Методика и техника конкретных социологических исследований», «Информационные системы ЗП и кадры». Базовыми дисциплинами для ее изучения являются «Экономическая теория», «Экономика организации», «Статистика».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Труд как основа развития общества и важный фактор производства. Сущность и содержание организации и нормирования труда

Сущность экономической категории «труд» и её роль в развитии человека и общества. Понятие организации труда и ее элементы. Нормирование труда – важнейший компонент организации труда. Труд как объект социологических исследований. Предмет и задачи социологии труда.

ТЕМА 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал

Воспроизводство населения и трудовых ресурсов. Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура.

ТЕМА 3 . Производственный и трудовой процесс. Разделение и кооперация труда.

Производственный процесс, его содержание и виды. Производственная операция и ее элементы. Разделение и кооперация труда. Направления совершенствования.

ТЕМА 4. Организация и проектирование рабочих мест

Рабочие места и их классификация. Организация рабочего места. Проектирование рабочих мест. Организация обслуживания рабочих мест.

ГЛАВА 5 . Условия труда на предприятии

ТЕМА 6. Классификация затрат рабочего времени и методы их изучения

Затраты рабочего времени и их классификация. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени. Методика проведения хронометража.

ТЕМА 7. Проектирование трудовых приемов и расчет времени их выполнения

Принципы и методы проектирования трудовых приемов. Этапы проектирования трудовых приемов и расчет времени их выполнения.

ТЕМА 8 . Нормы и нормативы по труду

Нормирование труда. Виды норм труда. Классификация норм труда. Нормативные материалы по труду и их классификация. Методы нормирования труда.

ТЕМА 9 . Сущность проектирования организации труда и выбора оптимальных норм

Проектирование организации труда. Необходимость комплексного обоснования организации и норм труда. Типовая структура задач выбора эффективного варианта организации и норм труда (ограничения и критерий оптимальности).

ТЕМА 10. Методика расчета норм труда

Нормирование ручного и машинно-ручного труда рабочих. Расчет норм обслуживания и численности в условиях многостаночного производства. Расчет норм труда в ГПС и на автоматических линиях.

ТЕМА 11. Формирование и планирование численности работников предприятия

Процесс планирования численности персонала предприятия и его этапы.

Определение численности персонала. Движение кадров на предприятии.

ТЕМА 14. Уровень жизни и доходы населения

Доходы и их классификация. Политика и структура доходов населения. Уровень жизни и его показатели. Качество жизни населения.

тема 15 . Трудовая организация

Трудовая организация и ее структура. Социальная структура трудовой организации. Основные социальные процессы и явления в трудовой организации. Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений.

Тема 16. Трудовое поведение

Понятие, структура, виды и регулирование трудового поведения. Сущность, показатели, типы, структура трудового конфликта. Управление конфликтной ситуацией. Характеристики трудового поведения.

Вопросы к экзамену по курсу «Экономика и социология труда»

1.Сущность, задачи и значение научной организации труда.

2.Кооперация и разделение труда.

3.Понятие трудовых процессов и их классификация.

4.Производственная операция и ее анализ.

5.Классификация и организация рабочих мест.

6.Оснащение и планировка рабочих мест.

7.Функции и системы обслуживания рабочих мест.

8.Сущность, этапы и принцип проектирования рабочих мест.

10.Затраты рабочего времени и их классификация.

11.Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени.

12.Принципы и методы проектирования трудовых приемов.

13.Микроэлементные системы нормативов.

14.Этапы проектирования трудовых приемов и расчет времени их выполнения.

15.Нормирование труда. Научное обоснование норм труда.

16.Нормы труда и их классификация.

17.Нормативы по труду.

18.Сущность проектирования организации труда и выбора оптимальных норм.

19.Структура и состав персонала предприятия.

20.Процесс планирования численности персонала и его этапы.

21.Сущность и принципы организации заработной платы на предприятии.

22.Формы и системы заработной платы.

23.Регулирование и планирование фонда оплаты труда.

24.Труд как объект социологии труда. Предмет и задачи социологии труда.

25.Сущность, показатели и структура трудового потенциала.

26.Воспроизводство населения и трудовых ресурсов.

27. Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура

28.Сущность, виды и формы занятости.

29.Государственная политика в области занятости.

30. Сущность, формы, причины и последствия безработицы.

31.Миграция населения, её виды и показатели. Миграционная политика.

32.Уровень жизни: показатели, индикаторы и социальные стандарты.

33. Уровень жизни и его факторы. Прожиточный минимум и методы его расчета.

34.Доходы населения и их формы. Распределение доходов.

35.Социально-экономическая сущность заработной платы.

36.Трудовая организация и ее характеристика.

37.Социальные процессы и явления в трудовой организации.

38. Сущность, субъекты, уровни, принципы и типы социально - трудовых отношений.

39.Характеристика трудового поведения: понятие, структура, виды и их классификация.

40. Механизм регулирования трудового поведения.

41. Сущность, причины и условия возникновения трудового конфликта.

42. Показатели, виды и формы трудового конфликта. Типы конфликтов и их последствия.

43. Стили разрешения конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.

44.Сущность мотивации и стимулирования.

45.Формы мотивации и стимулирования труда.

46. Мотивация трудовой деятельности.

47. Методика расчета норм для различных производственных процессов.

Обслуживания и численности

При расчете норм обслуживания и численности следует соблюдать следующее ограничение:

k з < k з н,

где k з коэффициент суммарной занятости рабочего обслуживанием всех закрепленных за них станков; k з н нормативный коэффициент занятости рабочих за смену, равный:

k з н = 1-T отл /Т см,

где T отл – нормативное время на отдых и личные надобности за смену; Т см – длительность смены.

Также необходимо, чтобы нормы обслуживания и численности удовлетворяли ограничению:

k D > k D н,

где k D н – коэффициент использования одного станка по машинному времени в зависимости от норм обслуживания и численности; k D – необходимый для выполнения программы коэффициент использования одного станка по машинному времени, равный

k D н = D н / N,

где N – общее число станков, обслуживаемых рабочими, для которых в данной задаче определяются нормы обслуживания или численности;D н – среднее за плановый период число действующих станков, необходимых для выполнения производственной программы.

Величину D н находят по формуле:

D н = ,

где P k – программа выпуска k -го вида; t с.к – свободное машинное время на единицу продукции k -го вида; F p – располагаемый фонд времени одного станка в плановом периоде.

И численности

Определяют предварительное значение нормы обслуживания:

H ol = t c / t з + 1.

Проверяют соблюдение ограничений по коэффициентам суммарной занятости рабочего обслуживанием станков и использования машинного времени k D .

Если принятая норма обслуживания H o ≥ H ol , то k з = 1,

D = D о = t c / t з.

Если H o < H ol , то

k з = H o / H ol ; D = D о H o / H ol .

При циклическом процессе

Исходные данные:

· свободное машинное время t c = 3 мин;

· время занятости рабочего t з = 2 мин;

· для выпуска необходимого объема продукции коэффициент использования станков по машинному времени должен быть не менее k D н = 0,58;

· нормативный коэффициент занятости многостаночников k з н = 0,88;

· наладку и подналадку выполняют наладчики.

Для решения поставленной задачи необходимо найти максимальное значение нормы обслуживания, при котором k D н превышает нормативную величину k D н = 0,58 и коэффициент занятости рабочих не превышает нормативной величины k з н = 0,88.

По формуле предварительное значение нормы обслуживания

H ol = t c / t з + 1 = 3/2 + 1 = 2,5.

При таком значении H ol возможны три варианта формы обслуживания:

1) H o =3;

2) H o =2;

3) обслуживание пяти станков бригадой из двух рабочих H o =5, H ч = 2.

Анализ этих вариантов целесообразно начать со значения H o =3.

Для H o = 3 с учетом формулы имеем

k з =1; D о = t c / t з = 3/2 = 1,5 .

Поскольку в этом случае коэффициент занятости рабочего превышает нормативную величину k з н = 0,88, вариант H o =3 не соответствует условиям задачи. Однако величина k з может быть снижена до нормативной за счет использования подменных рабочих, поэтому и для варианта H o =3 целесообразно проверить соблюдение основного условия по выполнению производственной программы (необходимый уровень использования фонда времени оборудования).

Это условие проверяют по коэффициенту k D . Как было установлено, при H =3 D o =D o 1 =1,5. При этих данных коэффициент использования станков по машинному времени:

k D = D о /H o =1,5/ 3=0,5.

Это значение меньше требуемого значения k D н = 0,58. Таким образом, вариант H o =3 не может быть принят.

При H o =2 по формулам получаем:

k з =2 / 2,5=0,8; D = (1,5·2)/ 2,5=1,2.

Коэффициент использования оборудования по машинному времени:

k D = D / H o =1,2 / 2 = 0,6.

Получение значения k з =0,8 и k D =0,6 удовлетворяют условиям задачи (k з н =0,8 и k D н =0,58). Поскольку при H o =2 выполняются ограничения по необходимому объему выпуска продукции и допустимой нагрузке рабочего, этот вариант является допустимым. Остается проверить возможность уменьшения числа многостаночников при третьем варианте - обслуживании пяти станков бригадой (звеном) из двух рабочих.

Зону из пяти станков, обслуживаемых двумя рабочими, можно представить как две зоны, в каждой из которой на одного рабочего приходится по H o =2,5 станка. Если на одного рабочего приходится H ol = t c / t з + 1 = 5/2 = 2,5, то из них действует D o =1,5 станка. Следовательно, в этой зоне из H o =5 станков будет действовать D o =2 ·1,5 = 3 станка. При этом

k D = D о / H o =3 / 5=0,6.

Это значение удовлетворяет условию k D > 0,58. Однако коэффициент занятости рабочего при данном варианте равен единице, т.е. больше допустимого k з н =0,88. Чтобы уменьшить величину k з до нормативной, необходимо ввести подменного рабочего, который при k з н =0,88 будет занят подменой двух многостаночников в течение 0,24 сменного фонда времени. Таким образом, при данном варианте на пять станков будет приходиться в среднем 2,24 рабочих, или на одного рабочего окажется в среднем 5 / 2,24 = 2,23 станка (т.е. больше, чем в предыдущем варианте при H o =2).

Последний из рассмотренных примеров позволяет обеспечить необходимый уровень использования оборудования (т.е. обеспечить выполнение плана) с минимальным числом рабочих, что в данном случае соответствует минимуму суммарных затрат на продукцию. Следовательно, для условий рассмотренного примера оптимальным является обслуживание пяти станков группой из двух рабочих.

При нециклических процессах

При нециклических процессах наиболее обоснованно и просто определять нормы обслуживания по таблице 1 приложения. Значения норм обслуживания определяются в зависимости:

· от коэффициента занятости одного рабочего на одном станке k 1

k 1 = t з /(t с +t з);

· необходимого коэффициента использования оборудования по машинному времени К Н D .

Для многих нециклических процессов, особенно в тех случаях, когда многостаночники выполняют также функции наладчиков, целесообразно выделение основных и дополнительных функций многостаночников.

1. t с = 7 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,59; k з н = 0,9.

2. t с = 5 мин; t з = 3 мин; k D н = 0,57; k з н = 0,91.

3. t с = 7 мин; t з = 2 мин; k D н = 0,6; k з н = 0,85.

4. t с = 8 мин; t з = 5 мин; k D н = 0,54; k з н = 0,88.

5. t с = 7 мин; t з = 3 мин; k D н = 0,54; k з н = 0,92.

6. t с = 5 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,53; k з н = 0,95.

7. t с = 9 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,56; k з н = 0,93.

8. t с = 8 мин; t з = 6 мин; k D н = 0,55; k з н = 0,94.

9. t с = 7 мин; t з = 4 мин; k D н = 0,61; k з н = 0,86.

10.t с = 5 мин; t з = 2 мин; k D н = 0,57; k з н = 0,89.

Задача 2. Определить норму обслуживания и коэффициент занятости основными функциями для одного рабочего и звена из двух человек, используя таблицы оптимальных норм обслуживания при следующих исходных данных: необходимый коэффициент использования станка по машинному времени; коэффициент занятости рабочего на одном станке. Сравнить полученные нормы при обслуживании станков одним рабочим и звеном из двух рабочих. Определить прирост производительности труда при переходе от индивидуальной к коллективной форме организации труда.

Исходные данные для различных вариантов задач:

1. K 1 = 0,12; = 0,64.

2. K 1 = 0,18; = 0,66.

3. K 1 = 0,16; = 0,64.

4. K 1 = 0,14; = 0,62.

5. K 1 = 0,12; = 0,64.

6. K 1 = 0,14; = 0,66.

7. K 1 = 0,18; = 0,66.

8. K 1 = 0,18; = 0,84.

9. K 1 = 0,2; = 0,66.

10. K 1 = 0,30; = 0,60.

Тема 6. Расчёт заработной платы различных категорий работников. Планирование фонда оплаты труда

Оплата труда рабочих включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы заработной платы, доплаты и надбавки, тарифные ставки. В зависимости от измерителя затрат труда (рабочее время или количество изготовляемой продукции) различают повременную и единую формы оплаты труда, которые имеют свои системы. Заработная плата рассчитывается по формулам, приведенным в таблице 6.

Задача. Определить тарифную заработную плату за отработанное время, сдельную заработную плату за выполненный объем работ за месяц, размеры доплат за условия труда и профессиональное мастерство.

Таблица 6

Формулы для расчета показателей, характеризующих

организацию заработной платы рабочих

Показатель Расчетная формула Условные обозначения
Тарифный коэффициент разряда К i = С ч i /С ч1 С ч i = С ч1 · К i С ч i – часовая тарифная ставка, соответствующая i -му разряду работы (рабочего), руб.; С ч1 –часовая тарифная ставка первого разряда, руб. (коп.)
Сдельная расценка на j-ю единицу работы
– норма выработки на j -й работе (операции); Н вр. j – норма времени на j -й работе (операции)
Средняя расценка при многостаночном обслуживании
– норма обслуживания станков одним рабочим
Сдельная заработная плата рабочего – фактический объем производства на j -й работе
Тарифная заработная плата за отработанное время – фонд времени, отрабо­танный рабочим

Станочник-сдельщик VII разряда, занятый изготовлением особо сложной продукции на уникальном оборудовании (операция токарная), отработал за месяц 150 ч, в том числе на работах с тяжелыми условиями труда 30 ч, размер доплаты 8 %). Рабочему определена также доплата за профессиональное мастерство в размере 16 %. Исходные данные для расчета приведены в таблицах 7- 8.

Таблица 7

Единая тарифная сетка для оплаты труда рабочих предприятий машиностроения

Часовая тарифная ставка 1-го разряда составляет 60 рублей.

Таблица 8

Исходные данные для расчета сдельной заработной платы

Тема 7. Планирование и анализ использования рабочего времени и трудовых ресурсов

При планировании использования рабочего времени и трудовых ресурсов определяются баланс рабочего времени одного рабочего; численность основных и вспомогательных рабочих, специалистов, служащих и других категорий работников. Численность работников определяется укрупнённым и дифференцированным методами.

Анализируются численность, структура, профессионально-квалификационный состав и движение кадров; использование рабочего времени.

Задача 1. В базисном году на предприятии распределение рабочих по длительности очередных и дополнительных отпусков характеризовалось следующими данными: право на 15-дневный отпуск имело 40 % рабочих, на 18-дневный – 40 и на 24-дневный – 20 %.

Определить среднюю продолжительность отпуска одного рабочего в год.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Средняя продолжительность отпуска () определяется как:

где Т i – продолжительность очередного отпуска в рабочих днях по i -й группе рабочих, имеющих право на тот или иной отпуск; q i – удельный вес i- йгруппы рабочих в общей численности рабочих.

Задача 2. По данным таблицы 9 определить среднюю продолжительность очередного и дополнительного отпусков.

Таблица 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Средняя продолжительность очередного и дополнительного отпусков определяется делением всего количества человеко-дней очередных и дополнительных отпусков на численность рабочих.

Задача 3. Определить номинальный и эффективный фонды рабочего времени в днях, если календарный фонд в плановом году составит 366 дн., количество выходных дней – 52, суббот – 51, праздничных дней, не совпадающих с выходными, – 2. Средняя продолжительность очередных и дополнительных отпусков в расчете на одного рабочего составляет в условиях пятидневной работы 17,2 дн., средняя продолжительность отпусков по учебе – 2,1 дн.; невыходы в связи с выполнением государственных обязанностей – 0,2, по болезни – 5,6, в связи с родами и беременностью – 3,3 дн.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Номинальный фонд рабочего времени в плановом периоде определяется как разность между календарным фондом рабочего времени и количеством праздничных, выходных и субботних дней.

Эффективный фонд рабочего времени в плановом периоде равен разности между номинальным фондом рабочего времени и невыходами в плановом периоде, которые включают невыходы (в днях) в связи с очередными и дополнительными отпусками, отпусками по учебе, разрешенными законом, в связи с выполнением гособязанностей, болезнью, родами.

Задача 4. В условиях пятидневной рабочей недели для одной группы рабочих в количестве 1500 человек средняя продолжительность рабочего дня (T с1 ) составила 8,2 ч, а для другой – в количестве 500 чел. (Т с2 ) – 7,2 ч (при работе в особо вредных условиях).

Численность кормящих матерей (Ч к ) и подростков (Ч п ), которым установлен сокращенный на 1 ч рабочий день, составляет соответственно 50 и 20 чел. Общее число рабочих часов в год в расчете на одного рабочего, на которое сокращена продолжительность рабочего дня (Т чс ), равно 245 ч. Эффективный фонд рабочего времени (Ф э ) составил 242,5 дня.

Определить номинальную продолжительность, среднюю продолжительность рабочего дня и полезный фонд рабочего времени (в ч).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Номинальная продолжительность рабочего дня (Т сн , ч) определяется по формуле:

где Ч Р1 , Ч Р2 – численность соответствующих групп рабочих.

2. Средняя продолжительность рабочего дня (Т с ) рассчитывается по формуле:

3. Полезный фонд рабочего времени в расчете на одного рабочего (Ф ч , ч) определяется по формуле:

Ф ч = Ф э. Т с .

Задача 5. На участке списочная численность работников составляла: с 1-го по 5-е число – 60 чел.; с 8-го по 12-е – 61; с 15-го по 16-е – 62; с 17-го по 19-е – 63; с 22-го по 26-е – 64; с 29-го по 30-е – 62 человека; 6, 7, 13, 14, 20, 21, 27, 28-е числа месяца – выходные.

Определить среднесписочную численность работников.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Среднесписочная численность работников определяется делением суммы списочной численности по всем календарным дням месяца на число календарных дней.

Списочное число работников в выходные дни равно списочному числу предыдущего рабочего дня.

Задача 6. Явочная численность рабочих за месяц равна 2100 человек. Номинальный фонд рабочего времени равен 274 дн., а эффективный – 245 дн. Определить среднесписочную численность рабочих.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Среднесписочная численность определяется по формуле:

Ч с = Ч я. К 2 ,

где К 2 – коэффициент перехода от явочной численности к списочной.

Задача 7. В базисном периоде фактическая численность составила 2500 человек. Планируется рост объема продукции (К Q ) в размере 105 % при неизменном уровне средней выработки.

Определить плановую численность промышленно-производственного персонала (ППП).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Плановая численность ППП (Ч пл1 ) определяется по формуле:

Ч пл1 = Ч б. К Q .

Задача 8. Фактическая численность ППП в базисном периоде (Ч б ) составила 2800 человек. Планируется рост объема продукции (К Q ) на 105 %, а производительности труда (К в ) – на 106 %.

Определить плановую численность ППП.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Плановая численность ППП (Ч пл ) определяется по формуле:

Задача 9. На участке планируется выпуск изделий (Q ) в количестве 100 тыс. шт. Норма выработки в единицу времени (Н в ) – 2 шт. Годовой эффективный фонд рабочего времени (Ф пл ) – 1929 ч, коэффициент выполнения норм выработки (К вн ) – 1,1.

Определить плановую численность основных рабочих.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Плановая численность основных рабочих (Ч ор ) определяется по формуле:

Задача 10. Среднесписочная численность рабочих составляет: в I кв. – 5500 человек, во II кв. – 5610, в III кв. – 5720, в IV кв. – 5920 человек. Численность рабочих на начало планируемого периода – 5100 человек. Выбыло рабочих по уважительным причинам: в I кв. – 1,5 %, во II кв. – 0,8, в III кв. – 1,8, в IV кв. – 1,1 %среднегодовой численности рабочих.

Определить дополнительную потребность рабочих: 1) поквартально и за год; 2) на покрытие убыли.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Определяется численность рабочих на конец I, II, III, IV кварталов (Ч рк i ) по формуле:

Ч рк i = Ч ci . 2 - Ч рн i ,

где Ч ci – среднесписочная численность рабочих в i -м квартале; Ч рн i – численность рабочих на начало i -го квартала.

Дополнительная потребность рабочих (Ч доп1 ) определяется по формуле:

Ч доп1 = Ч рк - Ч рн .

Дополнительная потребность рабочих на покрытие убыли (Ч доп2 ) определяется по формуле:

Ч доп2 =

где Ч ск – среднеквартальная численность рабочих; – коэффициент, характеризующий численность выбывших по уважительным причинам в i -м квартале.

а) основной:

1.Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник / В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 407 с.

4. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов / под ред. проф. М.В. Мельник. – М.: ИНФРА –М, 2008. – 416 с.

5. Генкин, Б. М. Организация, нормирование и оплата труда / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2008. – 431 с.

6. Головачев, А.С. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун и др.; под общ. Ред. А.С. Головачева. – 3-е издание – М.: Новое знание, 2007. – 603 с.

7. Кибанов, А.Я. Экономика и социология труда: учебник / под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 584 с.

8. Мысютина, Л.В. Организация, нормирование и оплата труда: методические рекомендации к выполнению практических заданий для студентов IV курса специальности «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)». – Брянск: БГТУ, 2008. - 71 с.

9. Мысютина, Л.В. Организация,нормирование и оплата труда[Текст] + [Электронный ресурс]: тестовые задания к семинарским занятиям и к экзаменам для студентов 4 курса дневной формы обучения по специальности 08.05.02 «экономика управление на предприятии (в машиностроении)».- Брянск: БГТУ, 2012.- 96с.

10. Мысютина, Л. В. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / Л. В. Мысютина. – Брянск, БГТУ, 2005. – 230 с.

11.Мысютина, Л.В. Экономика и социология труда: учеб.пособие/ Л.В. Мысютина. - Брянск: БГТУ, 2009.- 295с.

12.Экономика и социология труда:Учебник/ под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА- М, 2009.- 584с.

б) дополнитильной:

1.Трудовой кодекс РФ. –М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

2.Волгин, Н. А. Оплата труда: производство, социальная сфера: анализ, проблемы, решения / Н.А.Волгин. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.

3.Генкин, Б.Н. Экономика и социология труда: учебник / Б.Н.Генкин. – М.: Норма-Инфра-М, 2007. – 447 с.

4.Завельский, М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций / М.Г.Завельский. – М.: Палеотип-Логос, 2001. – 203 с.

5.Мастенбрук, У. Управление конфликтной ситуацией и развитие организации/У.Мастенбрук. – М.: Инфра-М, 2005. – 270 с.

6.Микушина, М.Н. Трудовой договор. Понятие, Содержание. Заключение. Изменение. Прекращение. Примерная форма: Закон для всех / М.Н.Микушина. – Новосибирск: Мысль, 2002. – 371 с.

7.Мысютина, Л.В. Понятие, показатели, индикаторы и социальные стандарты уровня жизни населения: материалы 58-й науч. конф. проф.-преп. состава / под ред. С.П.Сазонова / Л.В.Мысютина. – Брянск: БГТУ, 2008. – 576 с.

8.Мысютина, Л.В. Проблемы управления оплатой труда на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики // Экономические и организационные проблемы управления в современных условиях: сб. науч. трудов / под ред. В.М.Панченко, И.В.Говорова / Л.В.Мысютина. – Брянск: БГТУ, 2006. – 224 с.

9.Орловский, Ю. Трудовое право России: учебник/ Ю.Орловский, А.Нуртдинова. – М.: Инфра-М, Контакт, 2003. – 432 с.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • сущность понятий «труд» и «творчество», основные категории науки о труде;
  • предметное поле исследования экономики и социологии труда;
  • основные направления и тенденции развития науки о труде.

уметь

  • использовать основы экономических и социологических знаний при изучении процесса труда;
  • анализировать проблемы в сфере трудовой деятельности с учетом методологии экономики и социологии труда;
  • исследовать проблемы в сфере труда с учетом особенностей различных научных дисциплин;

владеть

  • способами оценки и выявления творческих элементов в процессе труда;
  • навыками анализа тенденций в сфере груда в современном мире;
  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических данных в сфере труда и занятости.

Предмет и проблемы курса «Экономика и социология труда»

Большинство ученых-экономистов полагают, что предметом курса «Экономика и социология труда» является труд как целесообразная деятельность людей, возникающая в ходе взаимодействия между людьми в процессе и по поводу производства .

Сложность и многогранность процесса труда привлекает к нему внимание различных научных дисциплин. Именно рассмотрение труда с позиций экономики и социологии одновременно придает наибольшую объективность и комплексность его исследованию.

Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие как организация, оплата, эффективность, занятость и др. Знание основ экономики труда позволяет специалисту абстрагированно и аргументированно подходить к изучению происходящих событий, объяснять их движущую силу и оценивать значение 1 .

Специалисты из различных стран полагают, что экономика труда - это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понимании - поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений, например условий труда. Анализ только экономических факторов не дает возможности достаточно объективно оценить ситуацию в сфере труда.

Социология труда исследует поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между работниками. Ни один член трудового коллектива, организации не может существовать вне таких отношений, вне взаимодействий.

Соответственно, предмет курса экономики и социологии труда - это

социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов - экономических, технических, организационных, кадровых и иного характера.

Мнение специалиста

Р. Дж. Эрснбсрг и Р. С. Смит считают, что экономика труда - это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда. Если попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что экономика труда - это прежде всего поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений, например условий труда. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой - ограничивают его .

Для экономиста труд - это прежде всего один из факторов производства. Существует спрос на труд и его предложение, во взаимодействии которых формируется рыночная цена. Экономиста прежде всего интересует эффективное использование трудовых ресурсов. Процесс труда рассматривается с позиции экономических закономерностей. Отношения между людьми в этом процессе сводятся к отношениям «продавец - покупатель». Важнейшими для экономиста являются понятия трудовых ресурсов, рынка труда, спроса и предложения на труд, производительности труда, заработной платы, рабочего времени и т.п.

Социология изучает социальную реальность , т.е. формы взаимоотношений между людьми и их группами. Большее внимание уделяется в социологии субъекту труда, подчеркивается, что люди различны: принадлежат к разным социальным слоям, имеют разные интересы, могут не только мирно трудиться, но и конфликтовать. Поэтому основными для социолога являются такие понятия, как трудовые отношения, трудовой контроль, социальная стратификация (социальное неравенство), трудовой коллектив, трудовой конфликт, мотивация труда, отчуждение труда, социальное партнерство и т.п.

Вопросы теории

Человек как субъект труда. Экономический и социологический подходы к анализу положения человека, включенного в процесс труда, значительно отличаются. Именно поэтому анализ трудовых процессов с позиции двух научных дисциплин дает более объективное представление о человеке как субъекте груда .

Глазами экономиста

Глазами социолога

Человек независим. Атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения исходя из своих личных предпочтений. Например, выбор работы делает самостоятельно.

Человек зависим. Подчиняется общественным нормам, принадлежит к социальным группам. Например, идет в профессии но стопам отца или не занимается осуждаемыми обществом видами деятельности.

Человек эгоистичен. В первую очередь заботится о своих интересах и стремится к максимизации собственной выгоды. Например, желание работника меньше работать и больше получать.

Человек неэгоистичен. Может преследовать и альтруистические цели, помогать ближним. Например, может оказывать услуги на безвозмездной основе или трудиться за небольшие деньги, сознавая, что его труд полезен для общества.

Человек рационален. Последовательно стремится к поставленной цели, просчитывая различные варианты поведения в поисках наилучшего.

Человек нерационален и непоследователен. Может следовать традициям, долгу или поддаваться сиюминутным увлечениям.

Человек информирован. Отдает себе отчет в собственных потребностях и обладает достаточной информацией о средствах и условиях их удовлетворения. Например, обладает полной информацией о вакансиях или тенденциях на рынке труда.

Человек слабо информирован. Неспособен к калькуляции выгод и издержек (например, не знает всех возможностей трудоустройства, не в силах оценить профессиональные перспективы).

Человек мобилен. Может легко перемещаться в поисках лучшей работы.

Человек немобилен. Привязан к месту жительства, семье, кругу общения.

Человек универсален. По своей природе одинаков в пространстве и во времени.

Человек историчен. Является продуктом различных культур в пространстве и во времени. «Экономический человек» - продукт западной цивилизации.

Подготовка специалиста, профессионально занимающегося экономической, маркетинговой и предпринимательской деятельностью, предполагает целостное восприятие всех тем курса, владение культурой мышления, понимание профессии и ее роли во взаимосвязи с другими видами деятельности.

Специалист в области экономики и социологии труда должен уметь организовать свой труд и труд своих подчиненных; формулировать цели и намечать пути их достижения; строить и использовать прогнозы и планы; находить рациональные подходы к решению проблем; предвидеть последствия своих решений.

Курс экономики и социологии труда тесно связан со многими дисциплинами: макро- и микроэкономикой, правом, менеджментом, социологией, статистикой и др. Экономика и социология труда является достаточно молодой научной дисциплиной, ее развитие учитывает трансформацию трудовых отношений в современном обществе. Соответственно, многие вопросы трудовых отношений до сих пор являются недостаточно изученными. К ним можно отнести премирование, организацию умственного труда, создание оптимальных условий труда для конкретной профессии и др. Исследование этих вопросов - долговременная задача специалистов, как и сам процесс развития науки о труде.