Государственное регулирование предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и аудит 13 пределы государственного регулирования предпринимательской деятельности


Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

Охрана окружающей среды;

Выравнивание экономического цикла;

Обеспечение нормального уровня занятости населения;

Защита жизни и здоровья граждан;

Поддержка конкуренции на рынке;

Поддержка и развитие малого предпринимательства;

Специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.



1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

Предпринимательская среда

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Выводы

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, оказывающей влияние на все стороны его деятельности. При разработке стратегии развития предприятия важно учитывать ее состояние, перспективы развития, динамику, различные направления воздействия.

Внешняя предпринимательская среда

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности. Для предпринимателей она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), но должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда включает сферы и факторы макросреды (обшей среды) фирмы (табл. 1).

Таблица 1. Внешняя предпринимательская среда фирмы

Сфера макросреды Факторы макросреды
1. Международная Количество «горячих точек» в мире, где происходят какие-либо военные конфликты Численность военных и других лиц, задействованных в «горячих точках» в данное время Количество международных симпозиумов, конференций, выставок и других мероприятий высшей категории, проводимых в данный момент в стране и в мире в области образования, культуры, научно-технического прогресса Тенденции изменения продолжительности жизни населения в целом в мировом сообществе
2. Политическая Стабильность демократических преобразований в стране Вероятность возврата к прошлой политической системе Количество забастовок с численностью участвующих более 100 человек, проводимых в стране в данный день Криминальная обстановка в стране Количество политических фракций в законодательной власти
3. Экономическая Удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке промышленной продукции фирм страны Удельный вес конкурентоспособной на внутреннем рынке промышленной продукции фирм страны Тенденции изменения внешнеэкономических связей Дефицит бюджета страны, % Среднегодовые темпы инфляции Удельный вес частной собственности в совокупной собственности старны Наличие «стратегии перехода» страны к рыночным отношениям и их развитие Наличие федеральных методических документов, регламентирующих процесс принятия и реализации управленческого решения (по функционально-стоимостному анализу, прогнозированию, нормированию, оптимизации, экономическому обоснованию и другим вопросам) Удельный вес сырьевых ресурсов в экспорте страны Показатели налоговой системы и внешнеэкономической деятельности Структура распределения доходов населения Уровень развития финансовой системы страны
4. Социально-демографическая Место страны в мире по продолжительности жизни Место страны в мире по жизненному уровню населения Продолжительность жизни (мужчин, женщин) Смертность детей в возрасте до одного года, % от числа родившихся и в сравнении с лучшим мировым показателем Рождаемость и смертность населения страны Структура населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу числа работающих женщин, служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др. Миграция населения Перспективность городов Структура населения но доходу и др.
5. Правовая Наличие федеральных правовых актов по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм Наличие федеральной программы создания правового государства Качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали
6. Экологическая Параметры экосистемы страны Количество городов, которые не отвечают требованиям экологии, и удельный вес численности их населения Затраты в бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны
7. Природно-климатическая Оценка основных природных ресурсов страны и ее место в мировом сообществе Характеристика климатических факторов страны Дефицит отдельных видов ресурсов по регионам страны Степень использования вторичных ресурсов
8. Научно- техническая Удельный вес изобретений и патентов страны в фонде мирового сообщества Удельный вес числа докторов наук, профессоров в общей численности работающих в стране Стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого Уровень автоматизации производства в машиностроении страны Экспертная оценка месячной заработной платы ученого, конструктора, преподавателя вуза (в долларах США) Показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны Характеристика системы информации страны Уровень компьютеризации страны
9. Культурная Средний уровень образования населения страны Обеспеченность населения страны объектами культуры Отношения людей к окружающему миру Долговременные тенденции развития в области культурных ценностей

Внутренняя предпринимательская среда

Предпринимательский успех зависит от внутренней предпринимательской среды - определенной совокупности внутренних условий функционирования предприятия. Она зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде относятся определенные сферы и факторы микросреды (рабочей среды) фирмы (табл. 2).

Таблица 2

Сфера микросреды Факторы микросреды
1. Поставщики Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалам Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму Интегральный показатель качества нормативно-методической документации Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму Прогноз изменения условий поставок
2. Потребители Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров фирмы Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров Прогноз изменения доходов потребителей Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире
3. Конкуренты Анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
4. Контактные аудитории Анализ отношения к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контрактной аудиторией
5. Маркетинговые посредники Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров Налаживание контрактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы Подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

Задача управления - выявление характера и степени воздействия таких факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов предпринимательской среды в процессе:

Маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;

Планирования и разработки плановых показателей;

Оперативного управления;

Контроля за результатами хозяйственной деятельности.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды - необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация - это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления

Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров

Защита интересов и прав потребителей

Установление стандартов и мер

Предупреждение споров между предпринимателями

2. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса

3. Решение макроэкономических проблем:

Пропорциональность развития экономики

Темпы экономического роста

Объем национального производства

Внешнеэкономические связи страны

Уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются напрямой и косвенный .

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развиной инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

1. Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем

2. Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности

3. Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений

4. Контролем за использованием общенациональных ресурсов

5. Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

1. Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение

2. Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений

3. Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические . К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.

Интернет государственное регулирование

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспече­ния государством среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

Главной целью государственного регулирования является создание благоприятных социально-экономиче­ских условий для укрепления и развития предпринима­тельства.

Современное предпринимательство немыслимо без эф­фективного механизма его взаимодействия с государством. Более того, такой механизм стал одним из существенных признаков высокоразвитой рыночной экономики и демок­ратического общества индустриально развитых стран. Государство должно осуществлять регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринима­тельскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека. Свое практическое воплощение это взаимодействие на­ходит в самых различных формах и направлениях:

В со­здании инфраструктуры предпринимательства;

Обеспече­нии благоприятных условий для его эффективного функ­ционирования;

Деятельности полуправительственных экспортно-консультативных организаций с обязательным участием в них представителей бизнеса;

Формирова­нии и реализации промышленной и внешнеэкономической политики;

Размещении государственных и муниципальных заказов;

Узаконении лоббистской деятельности предпри­нимательских структур;

Корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т. д.

В России предпринимательство особенно нуждается в государственной под­держке, поскольку находится на этапе становления. Ему свой­ственна нехватка капитала и технических ресурсов, ори­ентация на быструю прибыль и ограниченность связей с внешним миром. Предприятия вынуждены вести постоянную конкурент­ную борьбу за свои рынки с крупным как отечественным, так и иностранным капиталом. Государство в период становления свободного предпри­нимательства выполняет следующие основные функции.

1. Формирование субъектов современного пред­принимательства.

2. Развитие конкурентной среды.

3. Создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг, производимых на иннова­ционной основе.

4. Стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию.

5. Формирование организационной и рыночной инфра­структуры предпринимательства.

6. Обеспечение социальной ориентации процесса фор­мирования и развития малого бизнеса.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами:

законность (законность государственного регулирования пред­принимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установ­ленном законом порядке);

– гуманность;

целесообразность (регулирование должно использоваться только тогда, когда с его по­мощью те или иные проблемы в развитии предпринима­тельства могут быть решены и когда отрицательные по­следствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта);

справедливость (нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйство­вания перед законом, и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности);

– сочетание государственного регулирования и незави­симости субъектов предпринимательства;

– взаимная ответственность государства и хозяйству­ющих субъектов;

– соблюдение баланса интересов государства и пред­принимателя;

– ограниченность числа субъектов государственного ре­гулирования.

Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые за­крепляются в действующем законодательстве и использу­ются в процессе управления страной.

Методы государственного макроэкономического регули­рования включают в себя экономические и администра­тивные.

Административные методы предполагают: ограниче­ние необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; лицензирование; те­кущий надзор и аудит; законодательное внедрение меха­низмов адаптации к рискам.

Экономические методы подразделяются на норматив­ные (прямые) и регулирующие (косвенные).

Государство осуществляет регулирующие функции через органы законодательной, исполнитель­ной и судебной властей.

Законодательство , регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Инструментом правового воздействия на экономику являются в основном нормы права, принимаемые государством. К правовым факторам относятся:

1) наличие законов, регулирующих предпринима­тельскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ус­коренная процедура открытия и регистрации предприятий;

2) за­щита предпринимателя от государственного бюрократизма;

3) со­вершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельно­сти,

4) развития совместной деятельности предпринимателей Рос­сии с зарубежными странами.

Субъекты рынка, вступая во взаимодействия, нуждаются в согласовании своих прав и ответственности. Каждый из них заранее, до совершения сделки должен знать, какая у него возникает ответственность при этом. Какие возникают права. Право формирует критерии оправданности действий в бизнесе.

Система правовых норм и правил, регулирующих деловые отношения, включает следующие компоненты:

– гражданское и уголовное законодательство государства;

– общее предпринимательское законодательство государства – касающееся деятельности всех предпринимателей (налоговое, о государственной регистрации, о банкротстве, таможенное);

– специальное предпринимательское законодательство – регулирующее отдельные виды предпринимательской деятельности (банковское, торговое, о стандартизации и качестве продуктов, о цб);

– подзаконные нормативные документы;

– нормы международного права.

Официальное право в настоящее время оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому значительная часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами.Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разре­шения споров. Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Регулирование предприниматель­ства органами исполнительной власти достигается проведением единой государственной по­литики, системой мер экономической политики. Суть государственной (правительственной ) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

– консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

– оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

– оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций. Механизм государственной поддержки включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегод­ня представлены в первую очередь подразделениями Министерства экономики и торговли, региональными фондами, агентствами, центрами и другими. Все более активно действуют на фе­деральном и региональном уровнях союзы, ассоциации и другие общественные объединения малых предприятий. Су­щественно укрепиласьсистема торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Основные мероприятия государственных органов направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие предприниматель­ства, таких, как:

– несовершенство системы налогообложения;

– нестабильность бюджетного финансирования феде­ральной и региональных программ поддержки мало­го предпринимательства;

– неразвитость механизмов финансово-кредитной под­держки и страхования рисков малых предприятий;

– отсутствие механизмов самофинансирования (кредит­ные союзы, общества взаимного страхованияи др.);

– ограничение доступа малых предприятий к произ­водственным мощностям и имуществу реструктури­зируемых предприятий;

– отсутствие надежной социальной защищенности и без­опасности предпринимателей;

– организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

– административные барьеры на пути развития мало­го предпринимательства.

Формы экономической поддержки различны:

1) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т. п.;

2) налоговые льготы и послабления;

3) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

4) одна из основных форм помощи в развитии пред­принимательства, особенно на начальной стадии, – пре­доставление субъектам предпринимательства кредитов.

Кредиты могут предоставляться непосредственно из бюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.


ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Внутрифирменное планирование – составление планов компании (различных по срокам исполнения, методам и сути), определяющих цели работы, прогноз дальнейшего развития, практику и стратегию. Также внутрифирменное планирование можно охарактеризовать как комплекс связанных между собой решений, направленных на достижение определенных целей (повышения прибыли, улучшения конкурентоспособности и так далее).

Виды внутрифирмернного планирования

Планирование деятельности компании – это одна из основных управляющих функций, суть которой в оценке внешних факторов, прогнозировании, выявлении лучших вариантов для развития бизнеса и достижения целей, разработке планов развития компании и так далее. При этом все виды внутрифирменного планирования можно разделить:

1. По особенностям плановых заданий :

- директивное планирование . Здесь речь идет об обязательном принятии решений, касающихся изучаемых объектов. Часто директивные планы являются точечными, то есть имеют адресный тип и глубокую детализацию. В случае невыполнения одного из пунктов такого плана под угрозой срыва может оказаться целый проект;

- индикативное планирование является антиподом предыдущему типу. По сути, это государственное планирование, которое не обязательно к исполнению. В составе такого плана могут иметь место специальные и важные задания для компании, но, как правило, их объем ограничен. Индикативное планирование в 90% случаев несет характер обычной рекомендации.

Директивное планирование составляется в текущем режиме, а индикативное – на перспективу. При этом два этих плана фактически дополняют друг друга и должны соответствовать общей системе компании.


2. По сроку и степени детализации :

- долгосрочное планирование всегда формируется на перспективу, с оглядкой на несколько лет вперед. Такой план может охватывать период от пяти до десяти лет. Основная задача – долговременная стратегия роста компании. В него могут быть включены научно-технические, экономические и социальные этапы развития.

Особое значение на общий успех планирования имеет комплексный прогноз, который составляется на более продолжительный срок – до 15 лет. Его задача – определение ориентиров развития компании, возможность привлечения новых типов сырья (предоставления дополнительных услуг), освоение новых технологий производства, техническая реконструкция и так далее. При формировании долгосрочного прогноза специалист всегда опирается на реальные показатели и ставит целью будущее повышение производительности и эффективности труда.

Прогноз представляет собой основу для долгосрочного планирования. Между этими двумя планами также есть общие и расхожие черты. Объединяет их тот факт, что как планирование, так и прогнозирование являются попыткой предвидеть пути развития компании. Разница – в вероятности совпадений. К примеру, в планах можно описывать не только цели, но и реальные средства, позволяющие их достичь. Прогноз – это просто одна из вероятностей развития событий, хоть и основанная на реальной базе;

- среднесрочное планирование производится в срок от года до пяти лет. На большинстве предприятий подобную работу часто не выделяют и производят совместно с с составлением краткосрочного плана. В такой ситуации названием документа – «скользящий 5-ти летний план»;

- краткосрочное планирование – это формирование расчетов по развитию компании на срок до одного года. Особенность такого плана – полная развернутость и углубленность в основные плановые показатели, производственно-хозяйственную деятельность, финансовые ресурсы, а также на внутренний рынок труда Особое внимание уделяется не только финансовой части, но и повышению качеству продукции, оптимизации труда, внедрению инновационной деятельности, оптимизации по номенклатуре и так далее;

- оперативное планирование подразумевает составление двух видов плана – календарного и оперативно-планового. Задача первого – детализировать цели каждого конкретного отдела, службы, цена на определенный период времени (от месяца до часов). Задача второго – обеспечить слаженную работу всех звеньев цепи, то есть обеспечить диспетчеризацию.

3. По сути плановых решений:

- стратегическое планирование ставит своей целью долгосрочное планирование. В нем определяются главные направления развития компании в ближайшие несколько лет. В стратегическом плане должны отображаться основные перспективы, возможности внедрения новых направлений, расширения деятельности, стимулирования в технической сфере. Рассматривается, какие меры стоит предпринять для покрытия запросов рынка, в каких сферах будет выгодней работать, выпуском какого товара заниматься и так далее.

Итогом стратегического планирования является четкая постановка перспектив дальнейшего развития и разработка способов по их достижению;

- тактическое планирование. Его особенность – в формировании предпосылок для реализации тех или иных замыслов. По сути, это подготовка «почвы» для внедрения стратегического плана в жизнь. И если в стратегическом планировании делается упор на то, что хочется получить компания в перспективе, то тактический план дает ответ на вопрос, как это можно сделать проще всего. Чаще всего тактический план составляется на небольшой период времени (до пяти лет), в то время, как стратегический план может формироваться на период от 5-ти лет и выше;

- оперативно-производственное планирование – это «финишная прямая» в разработке плана для компании. Здесь можно выделить несколько основных функций – определение времени на проведение основных операций по производству товара или предоставления услуг, подготовку производства к реализации запланированных объемов (подготовка рабочего места, закупка заготовок и так далее), также проведение анализа, контроля и учета всех реализованных задач. Особенного внимания заслуживает внедрение инноваций.

4. По уровню планирования – бизнес-единицы, группы бизнесов, корпоративный.

5. По функциям, на которые ориентируется план – маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал.

6. По регулярности – политика, повторяющиеся планы, правила, процедуры и так далее.

7. По своей уникальности – уникальные программы и уникальные проекты.

Кроме этого, внутрифирменное планирование может классифицироваться по временной очередности, учету изменений во входящей информации, координации частных планов, сферам, глубине и объектам планирования. Но в большей части такая разбивка является вторичной и ключевого значения на понимание структуры планирования не имеет.

Принципы внутрифирменного планирования

На сегодня выделяется четыре основных принципа планирования на предприятии:

1. Принцип единства. Его особенность – представление объекта, как единого целого. При этом за основу работы берется системный подход, реализация которого производится через интеграцию или координацию конкретных служб по вертикали и горизонтали. Такой вид планирования имеет объединяющую функцию и позволяет качественно увязать все имеющиеся в компании планы для дальнейшей реализации.

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы

Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические и иные задачи.

В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных и частных интересов. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования - основополагающая задача такого регулирования.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

  • обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • формирование государственного бюджета;
  • защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  • обеспечение занятости населения;
  • обеспечение безопасности и обороны страны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма;
  • соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как:

  • необходимость эффективного управления государственной собственностью;
  • необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг;
  • обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие - нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

Особенность государственного регулирования в большинстве случаев раскрывается через категорию «деятельность». Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Говоря о соотношении таких понятий, как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», отметим, что первое понятие более узкое, нежели два последних.

В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование.

С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.

В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г, А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ,

В связи с этим можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности.

Это, например:

  • антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;
  • использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);
  • государственное регулирование национального рынка России;
  • государственный контроль за предпринимательской деятельностью;
  • государственное регулирование международных экономических отношений.

Вопрос государственного регулирования предпринимательской деятельности напрямую связан с проблемой государственного вмешательства в экономику. Как правило, необходимость такого вмешательства связывают с невозможностью самой экономической системы посредством саморегуляции справиться с решением целого ряда социально значимых задач.

Во-первых, посредством государственного вмешательства обеспечивается сохранение и поддержание рыночной среды. Государство создает и обеспечивает соблюдение «правил игры» участников экономического оборота. Так, законодательно закрепляются и гарантируются права собственников, создаются правовые основы функционирования денежной системы, обеспечивается поддержание конкурентной среды.

Во-вторых, воздействуя на экономику, государство способствует стабильному ее развитию, сглаживанию негативных факторов, исправлению просчетов и недостатков, вызванных цикличностью и диспропорциями. Также на макроэкономическом уровне государством решаются вопросы равновесия платежеспособного баланса страны, защиты внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности экономики.

В-третьих, государство, перераспределяя экономические ресурсы, обеспечивает общество благами, получение которых через рыночные механизмы вообще невозможно, затруднительно либо нецелесообразно. Это так называемые общественные блага, т. е. те, для которых характерны свойства неисключаемости (блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентности (будучи предоставлены одному, лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек).

К общественным благам, как правило, относят национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальной науки, выполнение космических программ и прочие подобные. Кроме общественных благ, к благам, доступ к которым открывается через механизм перераспределения, можно отнести услуги здравоохранения, образования, культуры.

В-четвертых, государство содействует преодолению такого недостатка функционирования рынка, как социальное неравенство. Как известно, рыночный механизм очень жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Это достигается благодаря государственному вмешательству в экономику с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Через вмешательство в экономику государство способно также решать проблему занятости населения.

В противовес стихийным началам, преобладающим в рыночном саморегулировании, государственное воздействие на экономику строится на основе прогнозирования и планирования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Для государственного прогнозирования характерно следующее:

  • 1) организуется Правительством РФ;
  • 2) осуществляется на долгосрочную , среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • 3) основывается на комплексном анализе демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов;
  • 4) результатом выступают прогнозы по РФ в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Плановые начала государственного воздействия на экономику проявляются в разработке Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу , а также различного рода Программ (государственных программ, целевых программ , адресных инвестиционных программ).

В настоящее время в РФ осуществляется стратегическое планирование социально-экономического развития. Задачи такого планирования сформулированы в п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» . Во исполнение данного положения Правительством РФ разработаны Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. и отдельные государственные программы (в частности, государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», государственная программа РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»).

Выступая составной частью социального, организационно-правового и политического участия государства в экономических процессах, государственное регулирование предпринимательской деятельности характеризуется следующими чертами:

  • 1) осуществляется через систему органов государственного управления;
  • 2) выражается в содействии, присутствии, контроле и перераспределении ресурсов;
  • 3) осуществляется с использованием правовых средств.

Представляется целесообразным более подробно ознакомиться с

вышеназванными чертами.

Государство выполняет функцию по регулированию предпринимательской деятельности через свои органы. Это федеральные и региональные органы государственной власти. Те и другие можно представить в виде системы, состоящей из органов общей компетенции и органов специальной компетенции.

Органы общей компетенции, осуществляя государственное регулирование предпринимательской деятельности, воздействуют на нее в целом, по различным направлениям. На федеральном уровне к органам общей компетенции следует отнести:

  • Президента РФ;
  • Федеральное Собрание РФ;
  • Правительство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (в том числе и экономической). Данные направления определяются им в ежегодных и бюджетных посланиях к Федеральному Собранию РФ. Непосредственно (путем принятия указов), а также опосредованно

(через участие в законодательной деятельности (внесение законопроектов и подписание федеральных законов)) президент участвует в нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется в форме распоряжений Президента РФ.

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом государственной власти и осуществляет государственное регулирование предпринимательских отношений через принятие федеральных конституционных и федеральных законов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ) и по вопросам, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ и в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в пределах своих полномочий:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В отличие от органов общей компетенции органы специальной компетенции осуществляют государственное регулирование по отдельным направлениям в пределах предоставленной им компетенции.

К органам специальной компетенции относятся в первую очередь федеральные органы исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» . В соответствии с п. 1 данного Указа в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Такое деление связано с различием выполняемых функций.

Так, федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральная служба - функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральное агентство - функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 19 марта 2014 г. № 154 ).

Большинство федеральных органов исполнительной власти, осуществляя возложенные на них функции, в той или иной степени оказывают регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность. При этом одни из них воздействуют на предпринимательскую сферу в целом (например, Минэкономразвития России), другие на отдельные отрасли предпринимательства (например, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минстрой России).

В осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности принимают участие и субъекты, не включенные в систему органов государственной власти, но наделенные властными полномочиями.

К таким субъектам в первую очередь относится Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом, статус, цели деятельности, функции и полномочия которого определяются Конституцией РФ и федеральными законами. Банк России осуществляет воздействие как на предпринимательскую деятельность в целом (например, через разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, организацию наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов), так и на ее отдельные направления (деятельность участников финансовых рынков).

Властными полномочиями наделены также государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), осуществляющие государственную политику в области соответственно пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Органами государственного регулирования предпринимательской деятельности также выступают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (в случае наделения их государственными полномочиями).

Как нами уже было ранее замечено, государственное регулирование предпринимательской деятельности отличается разнообразием форм.

Так, например, государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться в содействии его развитию. С этой целью государство стремится создать благоприятный предпринимательский климат.

0 действительном состоянии предпринимательского климата в России может говорить следующий факт. По данным Всемирного банка, проводящего ежегодные исследования «Ведение бизнеса» и выстраивающего на его основе рейтинги экономик по благоприятст- вию ведения бизнеса, Россия на 2014 год занимает 92-е место из 189 государств, в отношении которых проводится данное исследование . В Паспорте государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в качестве ожидаемого результата ее реализации установлено перемещение к 2018 г. на 20-е место в данном рейтинге.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться также в присутствии государства в экономике. При этом присутствие может проявляться по-разному. Во-первых, через создание и деятельность государственных унитарных предприятий , а также участие РФ и субъектов РФ в хозяйственных обществах. Во-вторых, через систему государственных закупок. В-третьих, через государственно-частное партнерство.

Специфической формой государственного регулирования выступает государственный контроль (надзор), который призван минимизировать негативные эффекты бизнеса, предотвратить отрицательные внешние эффекты и перекосы в социально-экономическом развитии территории.

Наконец, государственное регулирование может осуществляться в форме перераспределения ресурсов. Так, государство осуществляет через систему налоговых сборов получение денежных средств от бизнеса, а затем через систему государственных расходов перераспределяет их в пользу государственных нужд и для поддержки культуры, образования, социальной сферы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется с использованием таких правовых средств, как нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Первые распространяют свое действие на заранее неопределенный круг субъектов предпринимательства, вторые - на конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

К индивидуальным правовым актам в области государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • акты регистрации (юридических лиц; индивидуальных предпринимателей; прав на недвижимое имущество; изобретений; промышленных образцов; полезных моделей; товарных знаков; наименований мест происхождения товара; пищевых продуктов, материалов и изделий);
  • акты-разрешения (решение о выдаче лицензии, решение об оформлении лицензии на пользование недрами);
  • акты согласия на совершение определенных действий (решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия);
  • акты реагирования на правонарушения (предписания о прекращении правонарушения, постановления о привлечении к ответственности, решения о привлечении к ответственности).

При осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности государственными унитарными (казенными) предприятиями в качестве индивидуальных правовых актов могут выступать акты планирования и акты распоряжения уполномоченных государственных органов.

Современные экономические условия вынуждают государство активнее осуществлять государственное регулирование, заниматься развитием предпринимательства. Все это осуществляется в связи с трансформацией самого предпринимательства и его взаимодействием с государством, в том числе меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской среды является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование как экономики в целом, так и предпринимателей в частности. Государство имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе развития, выполняя свои экономические и социальные обязательства. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке;
  • обеспечение макроэкономического равновесия посредством налоговой, бюджетной, антиинфляционной, денежно-кредитной политики;
  • формирование эффективной и конкурентоспособной структуры национальной экономики посредством сочетания текущих и перспективных направлений развития экономики (на практике достигаемой посредством структурно-инвестиционной и научно- технической политики);
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, достигаемого посредством высокой трудовой занятости населения и развития самозанятости.

Основой правового регулирования предпринимательской среды являются принципы государственного регулирования в области осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства.

  • 1. Принцип законности. Главное в содержании этого принципа - требование соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Принцип законности - основа функционирования государства в целом и предпринимательской деятельности в частности.
  • 2. Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
  • 3. Принцип справедливости. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
  • 4. Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

Налогового контроля;

Валютного контроля;

Бюджетного контроля;

Банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

Транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

Государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

Государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

Таможенного контроля;

Иммиграционного контроля;

Лицензионного контроля;

Контроля безопасности при использовании атомной энергии;

Контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

Санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

Контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

Оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

Государственного метрологического контроля (надзора).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые , так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года .

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование органа государственного контроля (надзора);

3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны :

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной)ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразованияявляется установление:

1) фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

2) предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

5) предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

6) гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразованияследует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Перечислите задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Какие вы знаете методы государственного регулирования предпринимательства?

4. Охарактеризуйте сущность и порядок проведения государственного контроля.

5. Какие вы знаете способы государственного регулирования ценообразования?