Кожа орган осязания презентация. Презентация на тему "осязание"


Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная система чувствительна и к температуре, и к боли.


Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами. Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.




Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами, о которые можно порезаться или обжечься.


Поскольку осязание дает нам так много знаний об окружающем мире, оно может заместить недостаток иных ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев. Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали великолепные произведения искусства. Так советская балерина Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством скульптора. Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в 18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником- резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1. Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно создал его бюст.



Орган зрения – глаз

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле.

Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С помощью зрения человек получает б о льшую часть информации об окружающем мире. С его помощью человек видит свет, определяет цвет, форму и размер предметов, их движение.


  • При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняться.
  • На Земле примерно 60 млн людей, у которых цвет левого и правого глаза неодинаков.





  • Громкая музыка вредна для слуха. Это является проблемой не только на концертах, но и в ваших наушниках.
  • Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей.

Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.



Тем не менее, собака не может найти то, что вообще не пахнет.

У человека в носу 10-11 миллионов обонятельных клеток, а у собак 230 миллионов, что в двадцать раз больше, именно поэтому у них такой хороший нюх.





Орган осязания - кожа

  • Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. На коже находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли.

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Кожа передаёт информацию к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.


Не любитель он молчать.

Даже может заскучать,

Если держат за зубами.

Кто же он, скажите сами.


Есть у каждого лица

Два красивых озерца

Между ними есть гора.

Назови их, детвора!


Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.


Мы в нее зимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это…


Очень длинные у зайки,

Да короткие у мышки,

Мухи, жирной негодяйки,

Вмиг гудение услышат,

Мёрзнут голые на стуже,

Прячутся под шапкой…


Соедини стрелками:

ОСЯЗАНИЕ

ОБОНЯНИЕ


Продолжи фразу:

Я узнал(а)…

Я научился(лась)…

Cлайд 1

Cлайд 2

Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная система чувствительна и к температуре, и к боли.

Cлайд 3

Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами. Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.

Cлайд 4

Орган осязания предупреждает нас и об опасности. Боль или чувство дискомфорта от одежды, обуви или жаркого дня предохраняют организм от травм, ожогов, аллергических заболеваний.

Cлайд 5

Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так как они часто первыми соприкасаются с предметами, о которые можно порезаться или обжечься.

Cлайд 6

Поскольку осязание дает нам так много знаний об окружающем мире, оно может заместить недостаток иных ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев. Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали великолепные произведения искусства. Так советская балерина Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством скульптора. Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в 18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником- резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1. Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно создал его бюст.

Урок биологии в 9 классе шкоды VIII вида.

Подготовила: Капуста С.Л., учитель ГКОУ школы – интерната ст-цы Староминской Краснодарского края

Раздел: «Кожа»
Тема: «Осязание».

Цель: на основе самостоятельных наблюдений обучающихся и информации, полученной из дополнительной литературы, систематизировать знания учеников о коже, ее строении и функции, как органа осязания.

Задачи:

    1.Формировать потребность беречь свое здоровье.

    2.Заинтересовать детей темой урока, побудить к поиску дополнительной информации.

    3.Развивать речь, расширять кругозор и словарный запас.

    4.Совершенствовать навык работы в группе.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, наборы для исследовательской работы:

    3 стакана с водой (хол., тепл., гор.), салфетка.

    Линейки, палочки для суши.

    Свеча, зеркало, мыло, кусочек ткани, мел, мятая бумага.

План урока

Орг. момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы урока.

1 мин.

1 мин.

10 мин.

Изучение нового материала.

20 мин.

Виды и значение органов осязания.

Выводы и итоги.

6 мин.

Домашнее задание

Рефлексия.

1 мин.

1 мин.

Ход урока

    Орг. момент .

    Актуализация знаний. (слайд 2)

Тело человека - сложнейшее создание природы. Оно состоит из скелета, внутренних органов, кожи, и систем, работающих согласованно и обеспечивающих жизнедеятельность организма.

    Проверка домашнего задания. (слайд 3 – 5)

а)Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет. И такая необыкновенная одежда существует.

Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм.

Она постоянно растет и обновляется.

б) блок - схема «Кожа»

в) таблица «Строение кожи»

    Сообщение темы урока. Мы продолжаем изучать раздел «Кожа человека».

И тема урока «Осязание». (слайд 6)

Кому знакомо это слово? Что вы знаете об осязании? (ответы детей)

Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как оно действует, почему мы можем чувствовать прикосновение).

Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).

Какие цели необходимо поставить на этом уроке?

    Изучить строение органов названных чувств.

    Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.

    Отметить меры по сохранению осязания.

Как вы думаете, мы сможем изучить за один урок в полном объёме все сведения о коже, как о органе осязания? (нет, да) Это достаточно объемный материал, поэтому, скорее всего, мы не сможем охватить весь материал.

    Изучение нового материала. Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование. Для начала, необходимо вспомнить из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ). Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.

Приступим к работе? (Да) Уважаемые исследователи, закройте, пожалуйста, глаза (в это время я на стол помещаю предмет, например, тетрадь) какой предмет у меня в данный момент на столе? Ответа нет. Почему? (так как не видим).

Попрошу кого-нибудь выйти к доске для проведения эксперимента.(учащийся закрывает глаза, в руки даю лимон). Что это за предмет? Учащийся дает правильный ответ. Почему ты смог ответить? Чем ты воспользовался? (запах, форма, поверхность, органы чувств).

Орган осязания. (слайд 7 - 9)

Учитель . Человек ощущает различные виды воздействия на кожу: механические, температурные, потому, что в коже есть рецепторы, которые воспринимают все эти воздействия. Посмотрите внимательно на слайд. (слайд 10) Какие это рецепторы и что они воспринимают? (беседа по иллюстрации).

Физминутка. (слайд 11)

Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах . Вы будете исследовать особенности органа осязания. Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод. После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органа осязания.

Опыт 1 . Перед вами 3 стакана с водой. В одном вода холодная, в другом – теплая, в третьем – горячая. Опустите палец одной руки в первый стакан, а правой руки – в третий стакан на 10-15 секунд. Потом оба пальца поместите в теплую воду. Что почувствовали? Сделайте вывод.

(теплая вода ощущается как холодная и как горячая. Это показатель того, что рецепторы адаптируются при воздействии какого-либо раздражителя)

Опыт 2. На столах китайские палочки и заточенные карандаши. Работа выполняется в парах. Закройте глаза. Один из учащихся прикасается двумя палочками одновременно к какому-либо участку тела, поясните, сколько точек чувствуете. Для исследования используйте три участка: спина, тыльная поверхность руки, подушечки пальцев. Постепенно сближайте палочки до того момента, когда почувствуете только один предмет. Измерьте это расстояние. Это значит, что на таком расстоянии располагаются рецепторы. Определите, какой участок тела обладает наибольшей чувствительностью. (подушечки пальцев).

Опыт 3. «Что в мешочке» Один учащийся ведущий. Он подает «мешочек» другим учащимся. Они опускают руку, отыскивают там предмет и называют его. Потом достают и проверяют правильность своего ответа.

Вывод: орган осязания помогает воспринимать окружающий мир, если отсутствует зрение или слух. (слайд 12)

Опыт 4. Опишите поверхность всех предметов, которые находятся у вас на столе. (свеча, зеркало, кусочек ткани, мел, мятая бумага, мыло).

Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?

    Рецепторы расположены по всему телу, но не равномерно, больше всего на кончиках пальцев.

    Помогают воспринимать окружающий мир, если отсутствует зрение и слух.

    Обладают адаптивностью.

    Ощущения помогают описать внешность предмета.

Все осязательные ощущения помогают нам ориентироваться в окружающем мире.

    Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?

Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, выполнение эксперимента)

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

Заполни таблицу (слайд 15).

    Д/з (слайд 16)

    Рефлексия . Как вы думаете, где в жизни требуется повышенная чувствительность органов чувств? (дегустаторы, врачи)

Почему боль– это защитное чувство? (прекращает действие)

Что будет с человеком, если какой-либо орган чувств станет хуже работать? (улучшится работа других органов).