Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок и расчетов по ним Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок в рф


  • 7. Коллизионные нормы (понятие, виды, основные формулы прикрепления).
  • 8. Lex loci actus, lex fori, lex venditoris.
  • 9. Закон наиболее тесной связи (Proper Law).
  • 10. Унификация и гармонизация в мчп.
  • 11. Защита прав и интересов детей в мчп.
  • 12. Коллизионные проблемы выбора компетентного правопорядка.
  • 13. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф
  • 14. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
  • 15. Конфликт квалификаций.
  • 16. Автономия воли (lex voluntatis).
  • 17. Проблемы применения иностранного права.
  • 18. Применение и толкование иностранного права.
  • 19. Установление содержания иностранного права.
  • 20. Ограничение применения иностранного права.
  • 22. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по законодательству рф
  • 23. Личный закон физического лица. Доктрины lex patria и lex domicilii.
  • 24. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 25. Защита прав и интересов детей в мчп.
  • 27. Проблемы «международных юридических лиц».
  • 28. Государство как субъект мчп. Правовой режим сделок, заключаемых с участием государства.
  • 29. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
  • 30. Понятия и виды вещных прав в мчп.
  • 31. Коллизионные вопросы права собственности.
  • 33. Определение момента перехода права собственности с продавца на покупателя и момента перехода риска случайной гибели или порчи имущества как коллизионный вопрос права собственности в мчп.
  • 34. Правовое регулирование иностранных инвестиций (понятие, виды, режимы).
  • 35. Нормы мчп. Метод и способы правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.
  • 36. Международно-правовые основы авторского права.
  • 37. Право промышленной собственности. Роль международных соглашений в регулировании прав промышленной собственности.
  • 38. Право на товарный знак. Международно-правовое регулирование.
  • 39. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 41. Международная унификация вексельных расчетов.
  • 43. Аккредитивная форма международных расчетов и ее международно-правовое регулирование.
  • 44. Инкассовая форма международных расчетов и ее международно-правовая регламентация
  • 45. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
  • 46. Кредитование во внешнеэкономической деятельности. Понятие. Виды кредитов во внешней торговле.
  • 48. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.
  • 49. Универсальные международные конвенции по внешнеторговой купле -продаже.
  • 50. Форма внешнеэкономических сделок.
  • 51. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
  • 52. Международные морские перевозки.
  • 53. Международные автомобильные перевозки.
  • 54. Международные железнодорожные перевозки
  • 55. Международные воздушные перевозки.
  • 56. Международные смешанные перевозки грузов.
  • 57. Международный коммерческий арбитраж (понятие, правовая природа, международно-правовые основы)
  • 58. Международно-правовые основы деятельности международного коммерческого арбитража.
  • 59. Арбитражное соглашение как самостоятельный гражданско-правовой договор.
  • 60. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.
  • 61. Международный гражданский процесс.
  • 62. Определение подсудности и пророгационные соглашения.
  • 63. Трудовые права иностранцев в рф.
  • 64. Внедоговорные обязательства в мчп.
  • 65. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи.
  • 66. Наследственные правоотношения в мчп
  • 48. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.

    Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение, прекращение отношений производственной кооперации, обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), которые не носят бытовой характер. ВЭС – это далеко не все сделки, регулируемые МЧП. Они представляют собой часть от целого понятия «сделка с иностранным элементом», к которому можно отнести любые сделки, включая бытовые, если стороны имеют разную национальность или место совершения сделки либо объект сделки находятся за границей. Необходимость выделения и исследования особого правового понятия «ВЭС» обусловлена спецификой национально-правового регулирования. Национальное право России, стран СНГ, а также некоторых других государств, раннее входивших в социалистический лагерь, устанавливает определенные императивные предписания в отношении этих сделок. В качестве примера нормативных правовых актов РФ в этой области мы можем назвать: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». «Об экспортном контроле». «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»; Приказ ГТК РФ «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ».

    Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) преимущественно в области таможенного и валютного регулирования. Для осуществления внешнеэкономических операций нетребуется получатьспециальное разрешение. Однако в России все-таки действуют определенные формальности в отношении статистической отчетности, паспортов сделок, лицензирования и квотирования, учета участников ВЭД, обеспечения соответствия стандартам, сертификации, безопасности товаров, ввозимых на территорию РФ. Международно-правовое регулирование международных коммерческих сделок выражается в довольно широкой унификации, осуществляемой самыми разными способами. Выработка в каждодневной практике профессиональных участников международного коммерческого оборота единых правил привела к появлениюисточников регулирования разной правовой природы, отличающихся по юридической силе. Среди наиболее распространенных назовем: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г.; Инкотермс 2000; Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004; Унифицированные правила по документарным аккредитивам; Унифицированные правила по инкассо.

    49. Универсальные международные конвенции по внешнеторговой купле -продаже.

    По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) Источники: Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (59 гос-в) Основное условие ее применения – нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. Венская конвенция не применяется к купле-продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии. Основные вопросы, регулируемые Венской конвенцией: заключение договора; права и обязанности сторон (продавца и покупателя); ответственность.Предложение заключить договор, адресованное определенному лицу, должно быть достаточно определенным и выражать намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта, а также должно содержать обозначение товара и его количество. Наиболее важной обязанностью продавца является поставка товара надлежащего качества. Основными обязанностями покупателя является принятие товара и уплата цены. Ответственность: Положения Конвенции об ответственности исходят из принципа полного возмещения убытков. Под убытками в Конвенции понимается реальный ущерб, который был причинен стороне неисполнением обязательств, в том числе и упущенная выгода. Кроме того, если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, то другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы без ущерба для любого требования о возмещении убытков. Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием непреодолимой силы (форс-мажор). Инкотермс- 2000г.. Этот документ Международной торговой палаты (МТП) обычно применяется на основании явного или подразумеваемого волеизъявления сторон. Сфера действия Инкотермс ограничена проблемами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров. Инкотермс не регулирует договоров перевозки и страхования, не имеет дел с последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных препятствийВ Инкотермс содержится толкование базовых условий поставки товаров. В ныне действующей редакции их 13, они разделены на четыре группы. Группа Е включает один термин, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца. По базовым условиям группы F продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем. Группа С включает термины, по которым продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимает на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки. Последняя группа D содержит термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 г. Принципы УНИДРУА, также, как и ИНКОТЕРМС, могут использоваться сторонами при заключении международного контракта путем указания на их применение в его тексте. В них содержатся основополагающие правила о порядке заключения договора, его действительности, содержании и толковании, а также исполнении и последствиях неисполнения договора. В настоящее время все более широкое распространение получают нормы международного коммерческого права (lex mercatoria)-система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, основу которой составляют резолюции и рекомендации международных организаций по вопросам внешней торговли (общие условия поставок, договоры присоединения, типовые контракты, регламенты и т.д.)


    Конспект лекций. Таганрог: Издательство НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010.

    1. Структура и сущность предмета «Международные расчеты и финансирование»

    1.2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок и расчетов по ним

    Для начала, следует отметить, что в российском праве не существует четкого определения термина «внешнеэкономическая сделка ». Поэтому под внешнеэкономическими сделками следует понимать операции, обладающие следующими двумя признаками:

    1. в сделке должны участвовать субъекты различной национальной принадлежности,

    2. должен быть четко очерчен круг отношений, в сфере которых заключаются такого рода сделки (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.).

    Согласно данного определения, к внешнеэкономическим сделкам можно относить договора подряда, мены, договора на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов, а также договор внешнеторговой купли-продажи товара.

    В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Особое значение при заключении внешнеэкономических контрактов имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой (как правопреемник СССР) является и Российская Федерация. Конвенция содержит общие условия и порядок осуществления платежей. СССР присоединился к конвенции 23 мая 1990 г., а вступила в силу на территории России с 1 сентября 1994 г.

    В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

    Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен и другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран - участников соглашения, Общими условиями поставок товаров из РФ в Китай и обратно , и т.д.

    Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Существует также ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешнеэкономических сделок. Это, прежде всего, Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе о порядке заключения договоров о международной купле-продаже товаров». В силу ограниченного числа стран, подписавших эти конвенции, они не получили широкого распространения. СССР (и, следовательно, Россия) не является участником этих конвенций, однако, Гаагские конвенции 1964 г. по сути дела включены в Венскую конвенцию 1980 г.

    Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены также и в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих контрактов» («Principles of International Commercial Contracts»), который также может быть использован при заключении контрактов.

    Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи . С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований - «Инкотермс» - в 1953 г. Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер

    Институт внешнеэкономических сделок и контрактов является один из важнейших институтов Особенной части МЧП. Правовое регулирование договорных обязательств занимает существенное место как в национальном гражданском праве, таки в МЧП. Нормами о договорных обязательствах регулируется широкий круг гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.

    Сделка – это действия граждан и ЮЛ, направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Они могут быть двусторонними (двусторонний интерес обоих сторон) и односторонними (действия, порожденные правоотношениями, которые выражают односторонний интерес; примеры односторонних сделок – доверенность, завещание).

    Из ГК РФ вытекает только, что сделка в рамках раздела 6 ГК РФ – это сделка, осложненная иностранным элементом, т.е. трансграничная сделка , сделка международного характера. Если сделка внутренняя – это национальное право. Из массива трансграничных сделок можно выделить две группы сделок:

    1) сделки, не имеющие предпринимательского характера

    2) внешнеэкономические сделки (имеют предпринимательский характер)

    Несмотря на то, что нет отдельных коллизионных правил в отношении ВЭС, за исключением ст.1209 ГК РФ, они имеют свои особые признаки, отличающие их от иных сделок :

    1) обязателен иностранный элемент в разных государствах

    С одной стороны обязательно должно выступать частное лицо (ФЛ или ЮЛ). И субъекты обязательно в разных государствах.

    2) коммерческие предприятия

    Этот критерий означает, что характер сделки должен опосредовать предпринимательскую (коммерческую) деятельность в сфере мирохозяйственных связей.

    3)предмет сделки должен пересечь таможенную границу, так как должны быть взысканы наложенные платежи

    4) на возмездных началах (безвозмездная только гуманитарная помощь)

    Существенная специфическая черты правового регулирования ВЭС в том, что в ВЭС объединяются различные по субъектной структуре отношения, что обусловливает применение различных методов и средств правового регулирования. Отношения возникают между государствами и иными субъектами частного права, а также между ФЛ и ЮЛ разных государств, в т.ч. с участием государства.



    Это обусловливает ряд особенностей:

    1) тесное взаимодействие норм национального и международного публичного права

    Первые отношения регулируются нормами МПП, а вторые нормами национального права каждого государства, но нормы права, регулирующие межгосударственные отношения, влияют на частноправовые отношения.

    2) тесное взаимодействие норм различных отраслей национального права

    Свою политику в области ВЭД государство проводит через публичные отрасли права. Например, в РФ ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

    3) тесное взаимодействие национального права и МЧП

    Сохранение роли коллизионного регулирования (МЧП)

    Возникают формы негосударственного регулирования на основе контрактных условий (автономия воли)

    Применяются обычаи международной торговли, судебная и арбитражная практика

    Правовое регулирование ВЭС представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из разных по своей природе, но взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публичного права, норм международного частного права, норм национального права, норм негосударственного регулирования.

    На уровне МПП регулируются межгосударственные отношения в экономической сфере, что выражается вустановлении правовых основ осуществления международных экономических, создании единообразного правового регулирования ВЭС на основе унификации материально-правовых норм .

    На уровне МЧП действует коллизионная норма и соответствующая материальная норма применимого права.

    Важнейшим международным договором универсального характера в области международного коммерческого оборота выступает Венская конвенция ООН 1980 года (11 апреля) о договорах международной купли продажи товаров.

    Кроме того, особое значение в ВЭС имеют международные обычаи. Обычай – это единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике и имеющее обязательную юридическую силу. В отличие от обычая единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы – обыкновение . В национальном праве РФ есть обычай делового оборота (если отношения прямо не урегулированы гражданским законодательством или соглашением сторон, то они регулируются применяемым обычаем делового оборота). Он идет вслед за императивными нормами, соглашением сторон, диспозитивными нормами, но перед гражданским законодательством по аналогии. Как источник МЧП его можно рассматривать только в том случае, когда сам обычай делового оборота будет содержать коллизионную норму.

    В части национального регулирования все большее влияние оказывают нормы не только гражданского, но и административного, валютного, таможенного, налогового и иных отраслей права. Кроме того, при их регулировании довольно часто используются положения законодательства стран иностранных партнеров и нормативных актов международного происхождения. Из этого следует, что приосуществлении внешнеэкономических операций применяется комплексный характер регулирования.

    В процессе реализации внешнеэкономических контрактов, как правило, происходит "пересечение" товарами иуслугами границ одного государства. Поэтому стороны сделки в процессе ее заключения и осуществления не могу не учитывать правила, касающиеся получения разрешения на ввоз и вывоз товара, его таможенного оформления, качества поставляемой продукции с точки зрения ее соответствия обязательным санитарным и экологическим требованиям.

    Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 г. соответствующее влияние может осуществляться сегодня посредством таможенно-тарифного (применения таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Следует также учитывать, что Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" 1998 г. определены необходимые правила для достижения этой цели, прописана процедура их введения и применени.

    На основании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 г. и Таможенного кодекс России 1993 г, в нашей стране организована система контроля за обоснованностью платежей российских резидентов в иностранной валюте при экспорте и импорте товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также за соответствием предусмотренные контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства России.

    Структура нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации представлена в таблице и включает четыре уровня:

    • - международные нормы;
    • - законодательные акты государства;
    • - подзаконные акты органов исполнительной власти;
    • - распорядительные документы организации.

    Международные нормы. По общепринятому правилу международные нормы имеют приоритет над национальными законами. Данное утверждение в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Международные соглашения бывают двусторонними и многосторонними. Двусторонние соглашения - это договоры, содержащие взаимосогласованные права и обязанности двух равноправных участников (контрагентов) и, как правило, касаются порядка расчетов между странами, конкретных взаимных поставок товаров (в них могут определяться условия этих поставок), вопросов налогообложения (соглашения об избежании двойного налогообложения) и др.

    Многосторонним соглашением признается договор, заключенный между более чем двумя сторонами. Примером такого договора служит Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980), вступившая в силу с 01.01.1988, число участников которой приближается к 200. Россия - правопреемница СССР - ратифицировала эту Конвенцию в 1990 г., поэтому положения Венской конвенции стали частью права Российской Федерации, как и всех государств, подписавших ее.

    Венская конвенция применяется только в отношении международных договоров купли-продажи. Она дает определение международного договора. Согласно Венской конвенции международный характер сделка приобретает в случае, если коммерческие предприятия сторон из договора международной купли-продажи находятся на территории различных государств - участников Конвенции и государственная принадлежность сторон не принимается во внимание. Это означает, что Венской конвенцией не признается международным договор купли-продажи, заключенный между организациями разной государственной принадлежности, находящимися на территории одного государства. В то же время договор купли-продажи, заключенный между организациями одной государственной принадлежности, но находящимися в разных государствах, в силу положений Венской конвенции будет считаться международным. Анализ статей Венской конвенции показывает, что объектом договора международной купли-продажи, подпадающего под ее действие, является только движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего пользования. Под понятие "международная купля-продажа" не подпадает продажа ценных бумаг - акций, фондовых и обеспечительных бумаг, а также электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке. Кроме того, имеются ограничения и в отношении видов продаж: из сферы применения Венской конвенции исключается продажа движимого имущества с аукциона, в порядке исполнительного производства либо осуществляемая любым иным образом в силу закона. Не распространяется действие Венской конвенции и на те договоры, предметом которых выступает выполнение работ или оказание услуг, даже если при этом имеет место поставка товара (например, продажа товаров, изготовленных из давальческого сырья).

    Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Положения Венской конвенции применяются вместо норм национального законодательства независимо от наличия ссылок в контрактах на ее условия, если государства, к которым принадлежат стороны договора купли-продажи товара, являются участниками Конвенции.

    Это значительно облегчает внешнеторговые отношения коммерческих структур, так как в национальных законодательствах разных стран и в различных системах права имеются существенные расхождения при решении одних и тех же вопросов. Однако в силу упомянутых ранее ограничений в отношении применимости Венской конвенции стороны внешнеэкономической сделки могут регулировать свои отношения по контракту нормами права страны одного из участников сделки или нормами права третьей страны. Национальное право большинства стран мира предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности свободу в выборе применимого права. Однако сам выбор сопряжен с большими сложностями, так как требует глубокого знания иностранного права, регулирующего коммерческие отношения. Поэтому для российских экспортеров и импортеров в этом случае в качестве применимого права целесообразно избирать право Российской Федерации.

    В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями. Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя, действующая сейчас, - в 2010 г. ИНКОТЕРМС являются источником международного частного права не сами по себе. Нормы, составляющие их содержание, представляют собой сложившиеся в международной коммерческой практике правила, приобретшие или приобретающие качество юридической обязательности. Стороны, желающие применить ИНКОТЕРМС, должны сделать специальную отсылку к ним в контракте.

    ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. содержат детальную регламентацию типов контрактов, применяемых в международной практике. Тип контракта позволяет определить его базисные условия, отличающие его от другого контракта. Базисные условия включают в себя:

    • - перевозку товара;
    • - страхование товара;
    • - момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
    • - момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя;
    • - передачу товара продавцом покупателю.

    Тип контракта указывает, каким образом определяется объем прав и обязанностей продавца и покупателя применительно к базисным условиям.

    В ИНКОТЕРМС 2010 г. можно выделить четыре группы типов контрактов, связанных как с морскими, так и с комбинированными перевозками. В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение объема обязанностей продавца.

    Термины Инкотермс можно разделить на 4 группы:

    Группа E - Место отправки (Departure);

    Группа F - Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid);

    Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid);

    Группа D - Доставка (Arrival).

    Законодательные акты государства. При оформлении внешнеторговых сделок контрактом российские участники внешнеэкономической деятельности должны придерживаться национального законодательства в отношении его формы. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) контракт должен заключаться в письменной форме. Законодательство России (ст. 434 ГК РФ) предусматривает разные способы заключения договора в письменной форме. Возможно составление одного документа и подписание его сторонами; допускается и обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, если она позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (можно обменяться текстом единого контракта в целях его подписания; можно направить оферту и получить акцепт).

    Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполнит указанные в ней условия (например, отгрузит товар, перечислит в оплату денежные средства). Однако последний вариант российские субъекты не могут использовать применительно к внешнеэкономическим сделкам, так как в этом случае не представляется возможным выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.

    Что касается заключения контракта путем обмена сообщениями с использованием разных видов связи, то к такому способу следует относиться с определенными предосторожностями. При обмене сообщениями по факсу бывают случаи, когда не совпадают по содержанию отправленный и полученный тексты. Поэтому при использовании этого вида связи необходимо дублировать письмом условия оферты и акцепта, а при оформлении контракта в виде единого документа направлять его почтой для подписания.

    На условия внешнеэкономических контрактов, помимо положений ГК РФ, существенное влияние оказывают ограничения, наложенные таможенным и налоговым законодательством, Федеральными законами "Об экспортном контроле", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации" и др.

    1.2 Структура внешнеэкономической сделки, ее условия и содержание.

    Структура внешнеэкономической сделки по своей сути аналогична структуре сделки и состоит из субъекта, субъективной стороны, формы, объекта и содержания.

    Для признания сделки внешнеэкономической один из ее субъектов должен либо принадлежать иностранному государству, либо иметь на его территории постоянное местонахождение.

    В целом же к иностранным участникам внешнеторговой сделки можно отнести следующие категории субъектов права:

    а) юридические лица или организации, учрежденные в иностранном государстве или осуществляющие на его территории часть своей уставной деятельности;

    б) физические лица - иностранные граждане или подданные лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства на территории иностранного государства.

    в) иностранные государства, их административно-территориальные единицы и государственные органы; субъекты иностранных федеративных государств; международные организации, выступающие в хозяйственном обороте на территории России в качестве субъектов гражданского права 5 .

    Под субъективной стороной понимается наличие совокупности воли и волеизъявления сторон.

    Форма внешнеэкономических сделок по общему правилу - простая письменная, не требующая дополнительного нотариального заверения. Несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность.

    В качестве объекта внешнеэкономической сделки могут выступать все объекты гражданских прав, за исключением случаев, прямо указанных в законе. В частности, следует отметить, что из сферы применения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. исключен ряд объектов: фондовые бумаги, акции, оборотные документы, деньги, суда водного и воздушного транспорта, электроэнергия. Под понятие объектов внешнеэкономических сделок они не подпадают.

    Наибольший интерес в данном случае представляют условия двух- и многосторонних внешнеэкономических сделок, т.е. международных коммерческих контрактов.

    Контрактные условия необходимо подразделять на обязательные и дополнительные. К обязательным можно отнести условия, минимально необходимые для регулирования наиболее важных вопросов, связанных с исполнением сделки, обязательно содержащиеся в тексте контракта, поскольку отсутствие или неточное, некорректное изложение хотя бы одного из них может привести к трудноисполнимости или неисполнимости сделки. В то же время дополнительные условия призваны максимально облегчить исполнение сделки.

    В число обязательных условий, исходя из сложившейся практики международного торгового оборота, можно включить:

    1: Наименование сделки.

    2. Дата и место заключения сделки.

    3. Наименование сторон.

    4. Лица, непосредственно подписавшие контракт.

    5. Предмет сделки.

    6. Объемы и сроки исполнения.

    8. Базисные условия поставки.

    9. Условия платежа.

    12. Арбитраж.

    13. Подписи сторон.

    К дополнительным условиям относятся: качество товара; упаковка и маркировка; сдача и приемка товара; транспортные условия; форс-мажорные обстоятельства; прочие условия.

    2.Способы правового регулирования внешнеэкономических сделок

    2.1 Общие положения коллизионно-правового метода регулирования внешнеэкономических сделок

    Коллизионно-правовой метод является основ­ным методом регулирования в международном частном праве. Его основу составляют так называемые «коллизионные нормы», призванные решать вопрос о применимом к международному частноправовому отношению праве. Структура коллизионной нормы состоит из объема и привязки. Объем - это указание тех отношений, к которым норма применяется, а привязка - это указание того закона, который подлежит применению к данному виду отношений.

    Приведем классификации коллизионных норм и типы коллизионных привязок, применяемые при регулировании внешнеэкономических сделок. К ним, в частности, относятся:

    1. Закон места нахождения вещи.

    2. Закон места совершения акта.

    2.1. Закон места заключения договора.

    2.2. Закон места исполнения договора (обязательства).

    2.3. Закон места выполнения работы.

    3. Закон, избранный сторонами гражданского правоотношения.

    4. Закон страны продавца.

    5. Закон наиболее тесной связи.

    6. Закон суда.

    При этом наиболее распространенной коллизионной привязкой при регулировании внешнеэкономических сделок является привязка к закону, избранному сторонами гражданского правоотношения. Указанная привязка является проявлением основополагающего коллизионного начала при регулировании обязательств,возникающих из внешнеэкономических сделок, - принципа «автономии воли сторон».

    В современном международном частном праве коллизионная привязка к закону страны, избранному сторонами гражданского правоотношения, стала одной из фундаментальных. Она закреплена в целом ряде международных конвенций и законодательных актов государств, относящихся к различным правовым системам. Однако в странах англо-саксонской правовой семьи данный принцип в определенной степени ограничен.

    Принцип автономии воли, закрепленный в Гражданском кодексе РФ, соответствует такому же принципу, применяемому в законодательствах стран романо-германской правовой семьи.

    На основе анализа принципа автономии воли сторон приходим к выводу о целесообразности его ограничения при коллизионно-правовом регулировании внешнеэкономических сделок. Данный принцип должен применяться только в отношении правопорядков, тесно связанных с регулируемой внешнеэкономической сделкой.

    Таким образом, в современном международном частном праве наблюдается тенденция к сближению позиций разных правовых школ по вопросу регулирования обязательств, возникающих из внешнеэкономических сделок.

    2.2 Материально-правовой метод регулирования внешнеэкономических сделок, его особенности и источники.

    Как уже отмечалось ранее, основным методом регулирования в международном частном праве является коллизионно-правовой метод. Однако при регулировании обязательств, возникающих из внешнеэкономических сделок, важную, роль играет также и материально-правовой метод регулирования.

    В науке международного частного права существует теория.«lex mercatoria» (торговое право – лат.). Она произошла от средневекового «lex mercatoria» - права купцов, состоявшего из универсальных, сложившихся в практике правил, регулировавших торговые отношения вне связи с правовыми системами государств.

    Сторонники данной теории пытаются обосновать существование автономного от национальных правовых систем комплекса регламентации внешнеэкономических операций. Основным элементом lex mercatoria является утверждение о существовании негосударственных регуляторов международных торговых сделок.

    Проанализировав различные точки зрения по поводу данной теории, приходим к выводу о большей эффективности применения в сложившихся условиях при регулировании внешнеэкономических сделок имеющихся коллизионных норм.

    В отечественной гражданско-правовой науке под «материальным правом» понимаются положения гражданского права РФ. В связи с этим к источникам материально-правового регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо относить: законодательство РФ, международные договоры, обычаи.

    При применении иностранного материального права возникает вопрос о порядке установления его содержания и о его толковании. В международной судебной практике используются два подхода к установлению содержания иностранного материального права. Они основаны на различии двух принципов: принципа «право» (law) и принципа «факт» (fact). Если право государства относится к определению содержания иностранного права как к «вопросу права», то суд устанавливает содержание иностранного права, руководствуясь процессуальными правилами своей страны, т.е. судьи должны знать нормы применяемого ими иностранного закона путем его исследования (Research) или путем использования документа, представляемого суду юристом (Submission by counsel). Нормы иностранного права в этом случае применяются судом «ex officio» так, как они применяются в соответствующем иностранном государстве (законы, правила, обычаи, судебная практика и пр.).

    Российское право при определении содержания иностранного материального права придерживается принципа, заключающегося в том, что определение иностранного права - это вопрос права, а не вопрос факта.

    Слудует особо отмечает, что норма иностранного материального права не применяется лишь в исключительных случаях, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

    Российское право традиционно исходит из так называемой «негативной концепции» публичного порядка, в соответствии с которой публичный порядок не отождествляется с некой совокупностью материально-правовых норм национального права, а выражается через неприемлемые свойства самого иностранного закона, чье применение может нанести существенный ущерб правопорядку страны.

    В российском законодательстве термин «публичный порядок» используется как синоним основ российского правопорядка. Российское законодательство не содержит определения публичного порядка, хотя на практике суд зачастую обращается к формулировке ст. 169 ГК РФ, признающей недействительными сделки, совершенные с целью, противоречащей основам правопорядка и нравственности. При этом отказ в применении иностранного права не может быть основан лишь на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы РФ (ст. 1193 ГК).

    Однако наиболее важными материально-правовыми регуляторами, требующими тщательного изучения, являются не внутренние нормы отдельных государств (в том числе и России), а нормативно-правовые акты международного характера.

    В качестве примеров таких актов можно привести ряд общих условий поставок, которые бывший СССР заключил с иностранными государствами: ОУП СССР-КНР 1950 г.; ОУП СССР-КНДР 1981 г.; ОУП СССР-СФРЮ и ОУП СЭВ - Финляндия.

    Наиболее же яркой и масштабной унификацией, регулирующей внешнеэкономические сделки, является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, вступившая в силу 1 января 1988 г. Она состоит из 4-х частей, включающих 101 статью. Конвенция регулирует отношения по вопросам, связанным как с заключением договоров международной купли-продажи товаров, так и с их исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение.

    При исследовании материально-правовых регуляторов внешнеэкономических сделок особое внимание следует уделять особенностям их применения. В частности, исследовать тот факт, что при их правовом регулировании все чаще употребляются нормы не только гражданско-правового характера, но и публичного права.

    В современных условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние оказывают нормы административного, валютного, таможенного, налогового и иного законодательства.

    Помимо государственных регуляторов обязательств, возникающих из внешнеэкономических сделок, существует также целый ряд негосударственных регуляторов, основанных на торговых обычаях.

    Наиболее важными из них являются:

    1. Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права).

    2. Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС, разработанные Международной торговой палатой (в ред. 1990 г. и 2000 г.). В настоящее время ИНКОТЕРМС содержит 13 торговых терминов и правила их токования.

    Помимо международных торговых обычаев, определенная роль в системе негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок принадлежит правилам, которые определяются предшествующей практикой взаимоотношений сторон данной сделки.

    К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок следует отнести также судебную и арбитражную практику, типовые документы, а также типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциация торговцев определенного вида товаров.

    На основе проведенного исследования приходим к выводу о том, что коллизионно-правовой метод регулирования внешнеэкономических сделок лишь сглаживает противоречия между правопорядками разных государств, не создавая единого подхода к регулированию сделок международного характера. Выработка подобного единого подхода возможна лишь при применении материальных норм права.

    Представляется, что по своей сути материально-правовой способ регулирования внешнеэкономических сделок (и любых иных правоотношений) является более приемлемым. Исходя из данного вывода, считается обоснованной необходимость всеобъемлющей унификации материально-правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из внешнеэкономических сделок.

    С этой целью предлагается внести в Организацию Объединенных Наций предложение о разработке и принятии под ее эгидой международной конвенции о правовом регулировании внешнеэкономических сделок, аналогичной Венской конвенции ООН о международной купле-продаже товаров, основанной на материально-правовом методе регулирования.

    Заключение

    Таким образом, в работе обоснована необходимость внести изменения в название и содержание Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В новой редакции закона понятие «внешнеторговая деятельность» должно быть заменено понятием «внешнеэкономическая деятельность». Аналогичные изменения необходимо внести во все нормативно-правовые акты, содержащие данные понятия.

    В целях единого урегулирования и последующего применения норм необходимо провести унификацию материально-правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из внешнеэкономических сделок.

    Предложено внести в Организацию Объединенных Наций предложение о принятии под ее эгидой международной конвенции о правовом регулировании внешнеэкономических сделок, основанной на материально-правовом методе регулирования, аналогичной Венской конвенции ООН о международной купле-продаже товаров.

    Целесообразно ограничить при коллизионно-правовом регулировании внешнеэкономических сделок действие принципа автономии воли сторон. Данный принцип должен применяться только в отношении законов государств, тесно связанных с регулируемой внешнеэкономической сделкой.

    Значимость данной работы состоит в том, что полученные в его результате положения и выводы относительно правового регулирования внешнеэкономической сделки, а также ее понятия и содержания могут внести значительный вклад в развитие науки международного частного права.

    Список использованных источников.

    Нормативные источники:

      Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

      «Об акционерных обществах»: Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Рос. Газ., N 248, 29.12.1995

    Литература:

      Канашевский В.А. "Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование". М., 2007

      Лысихин И. Реестр - "душа" акционерного общества // Рынок ценных бумаг. - №17. - 1999 г. - с.9.

      Чудина С.Ю. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок. М., 2007.

      Розенберг МП Международная купля-Продажа товаров. М., 1995. С. 287

      Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

      Гражданское право: Учебник. Часть 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. С. 86.

    1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.

    2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

    Реферат >> Государство и право

    Государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Глава 3. Субъекты внешнеэкономической деятельности. 3.1. Правовое положение индивидуальных предпринимателей. 3.2. Правовое положение юридических...

  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (7)

    Реферат >> Маркетинг

    Экспертиз КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельностью Вариант 3 (Т-Я) Выполнила: ... 96 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» (п.7): «При осуществлении таможенного оформления...

  • Международная коммерческая сделка понятие и правовое регулирование

    Реферат >> Экономика

    Обстоятельств гражданско-правовая сделка приобретает международный характер. 2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок 2.1. Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок Международный характер...

  • Понятие и особенности внешнеэкономических сделок

    Реферат >> Экономика

    Распространение в мировой деловой практике. 8.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок Правовое регулирование внешнеэкономической , и в особенности внешнеторговой, деятельности достаточно длительный...