Название выставки по творчеству. Основные типы библиотечных выставок


Выставки

Всем – привет!

Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

Дж. X. Шира, американский библиотековед

Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

Книжная выставка состояла из следующих разделов:

«Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

«Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

«Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

Разделы выставки:

«Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

«Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

«Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

2. Дом без книги подобен телу без (души).

3. Книги — корабли (мысли).

4. Не красна книга письмом, красна (умом).

5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

10. Коллекция книг — тот же (университет).

11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

12. Книга — лучший (товарищ).

13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

14. Испокон веков книга растит (человека).

15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

16. Худая грамота — человеку (пагуба).

17. Кто много читает, тот много (знает).

18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

20. Дом без книги — день без (солнца).

21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

26. С книгой жить — век не (тужить).

27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

(Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

книжная серия «Жизнь замечательных людей»

(опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

Целевое назначение выставки:

—пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

— нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

— раскрытие фонда библиотеки.

Разделы выставки:

История серии «Жизнь замечательных людей»;

Исторические деятели;
Учёные;

Деятели искусства и литературы.

Цитаты:
«Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

«Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

Библиографическое обеспечение выставки:

— буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.

ВЫСТАВКА В БИБЛИОТЕКЕ. ГЛОССАРИЙ

Уважаемые коллеги!

"Выставка представляет собой общественное, культурное, научное

событие для читателей и одновременно профессиональный праздник

библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое"

О. П. Зыков

Предлагаю вашему вниманию интересный материал по выставкам, который может пригодиться в работе. Он преподносится в форме глоссария. Что такое глоссарий?

Слово «глоссарий» произошло от латинского словосочетания "glossarium", что означает собрание глосса, а само слово «глосса» переводится как «непонятное или иноязычное слово». В современном языке глоссарий имеет практически идентичный смысл, а именно: словарь специализированных терминов с толкованием, с комментариями и примерами, посвященных определенной области знаний . Иногда подобные словари оснащены переводом терминов на другой язык.

Методы создания и составления глоссариев называются лексикографией и относятся к лингвистической дисциплине. Самый первый глоссарий , который известен истории на сегодняшний день, относится к 25 веку до н.э. и представлен религиозно-литературными текстами позднешумерского периода. До середины пятнадцатого века (эпохи, когда было изобретено книгопечатание) списки иностранных и малоизвестных слов составлялись хорошо образованными людьми, как правило, монахами. Такие слова чаще всего встречались в сочинениях и манускриптах, написанных на латинском и греческом языках. Стоило переписчику или ученому, работавшему с текстом, определить значение неизвестного слова, то он писал пояснение к нему либо между строк, либо на полях. Примеров глоссариев очень много. Например, в Англии был создан глоссарий к произведениям Гомера. В Индии был написан глоссарий к Ведам, а в средние века - к сочинениям Папия и Исидора.

Предлагаемый глоссарий посвящен выставке в библиотеке.

Выставка библиотечная — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная — новая форма выставки и способ обмена информацией в виртуальном пространстве библиотеки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-гербарий — разновидность выставок нового поколения, предполагает наличие собственно гербария и различных изданий о представленных растениях. Например: «Лекарственные растения», «Между страниц любимых книг».

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах юных пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка-диспут (-дискуссия, -полемика) – интерактивная выставка, способ отражения актуальных печатных материалов, выражающих различные точки зрения на спорные вопросы. Посетителям предлагается выразить свое мнение, в том числе и в формате обсуждения по итогам выставки.

Выставка-досье — интерактивная выставка нового поколения, разновидность персональной выставки, наделенной новыми свойствами и создающаяся при активном участии читателей. Чаще всего, это читательская автобиография («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра»), отраженная на экспозиции в прочитанных книгах, цитатах, отзывах, ответах на вопросы анкеты, советах и рекомендациях. Желательно на выставке организовать встречу с автором, с его рассказом о прочитанных книгах и возможностью ответить на вопросы заинтересованных лиц. Такую выставку еще называют «выставка-бенефис читателя».

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.

Выставка-импульс , как разновидность социетальных (относящийся к обществу, рассматриваемому как единое целое), посвящена острым проблемам, внезапным общественным темам, идеям, желанию привлечь к ним особое внимание, побудить к действию. Оформляется в плакатной технологии — броско и эмоционально.

Выставка-инсталляция — это взгляд на выставочную экспозицию как произведение искусства. Выставка в этом контексте рассматривается как пространственная композиция, построенная на неординарном сочетании книг, обыденных вещей, рождающих новые образы и смыслы. При этом экспозиции придается объемность, трёхмерность, своеобразный формат 3D, внутри которого находится посетитель.

Выставка интерактивная — выставка нового поколения, главным свойством которой является интерактивность — наличие диалога между всеми участниками выставочных процессов, взаимный обмен информацией. Как правило, применяется в детской аудитории в образовательных целях. Включает игровые элементы, обмен мнениями, совместное творчество.

Выставка-исследование — интерактивная выставка, представляющая результаты исследования читательских интересов. Читателям предлагается составить свою «Золотую полку» лучших книг или «вырастить дерево», на листочках которого указываются любимые книги. Цель подобных выставок — побудить к размышлению, поиску, совместному творчеству.

Выставка к знаменательным и памятным датам — тематическая экспозиция к «красным» дням календаря, цель которой напомнить о событии, представить информацию о его истории, традициях, создать определенный настрой на праздник.

Выполнить творческие задания — нарисовать иллюстрацию к книге, изготовить поделку, самодельную книгу

Подготовить экспозицию творческих работ, подвести итоги, наградить участников и победителей.

Выставка концептуальная по содержательному признаку является тематической. Концептуальная выставка — это искусство воплощения идеи в пространстве экспозиции из разрозненных элементов в единый гипертекст, что позволяет знакомиться с информацией в любой последовательности. Экспозицию можно создать в галерее, в холле, на лестничной площадке или «на местности». Картины, иллюстрации, тексты (книги, их фрагменты, цитаты), предметы и экспонаты, перформанс (представление), инсталляция — основные формы реализации идей концептуализма в выставочном формате.

Выставка краеведческая (историко-краеведческая) — разновидность тематических выставок, призванных раскрывать содержание фонда краеведческой литературы. Центральное место в экспозиции принадлежит краеведческим изданиям. В то же время они содержат материалы и атрибутику музеев и организаций, образцы литературного краеведения, воспоминания старожилов, предметы старины, фотографии, отражающие местную экзотику и историю края. Предполагает проведение экскурсий по экспозиции. Может стать частью экскурсионного маршрута.

Выставка-кроссворд (выставка-чайнворд) — выставка нового поколения в помощь образовательному процессу. Главный элемент — кроссворд (чайнворд). Вокруг него размещается литература с ответами и размноженные листочки с кроссвордами, которые можно заполнить дома.

Выставка локальная — это экспозиция, размещенная в локальном пространстве отдела или подраздела фонда, призванная раскрывать фонды по отраслям или ограниченная узкой темой. Носит информационный или рекомендательный характер.

Выставка мемориальная — разновидность тематических. Выставка, посвященная жизни и деятельности лица, имя которого носит библиотека. Оформляется как музейная экспозиция.

Выставка музейная — разновидность тематических, основным элементом которой является экспонат — будь то документ, предмет, фотоматериал, тогда как библиотечная экспозиция строится вокруг книги как главного атрибута выставки.

Выставка-настроение — выставка нового поколения, по содержательному признаку является тематической. Ее смысл в создании особой атмосферы, особого настроения. Поэтому она чаще всего является частью программы мероприятий, хотя может быть организована как отдельное самостоятельное мероприятие или как цикл выставок. Выставка-настроение — это отвержение Текста. Единственно допустимый текст на ней — название. Главным в ней является изобразительный ряд, который должен быть точным, выразительным и производить глубокое эмоциональное впечатление. Дополняют выставку предметы атрибутивного ряда и музыкальное сопровождение. Книги в ней могут не носить самостоятельного значения, становясь элементом иллюстративного или атрибутивного рядов.

Выставка незаслуженно забытых книг — одна из разновидностей тематической, целью которой является напоминание и продвижение лучших образцов литературы, способствующих взаимопониманию поколений и сохранению преемственности.

Выставка нетрадиционная — выставка нового поколения, содержащая новые, нетривиальные подходы к концепции выставки, ее содержанию и оформлению. Отличительными свойствами ее являются интерактивность (открытый диалог между всеми участниками выставочных процессов), оригинальная трактовка темы, смелые оформительские решения, способствующие усилению зрелищности.

Выставка одной книги, одного журнала, одной газеты или одной публикации — экспозиция, тематическая по содержанию, построенная по общей методике с целью заинтересовать пользователя определенным документом. Разнообразный материал привлекает внимание, раскрывает смысл документа, его значимость, побуждает к чтению.


Выставка персональная — разновидность тематических, связанных с жизнью и деятельностью определенной личности (персоны): видных деятелей культуры, политиков и поэтов, местных знаменитостей, проявивших себя в творчестве или работе. Материалы выставки посвящены конкретному человеку, рассказывают о его жизни и деятельности, включают его произведения и труды.

Выставка-портрет – то же, что и выставка персональная.

Выставка-предостережение — интерактивная выставка, социетальная по содержанию, по конструкционному признаку — стендовая. Призвана отвечать на острые вопросы современности с учетом мнения пользователей, выражающих свое отношение подписями на чистых листах стенда.

Выставка-провокация — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как сознательные ошибки. Читателям предлагается найти эти ошибки и несоответствия теме в деталях выставки и сообщить о них организаторам.

Выставка-просмотр — это экспозиция, отражающая всю полноту изданий, имеющихся в библиотеке и отобранных по определенным критериям. По содержанию могут быть универсальными (выставки-просмотры новых поступлений), отраслевыми (в помощь профессиональному чтению), тематическими.

Выставка-развал (книжный развал, тематический развал) — разновидность выставки-просмотра, бессистемная (стихийная) экспозиция как способ косвенной рекомендации и средство вступить в диалог читателя с библиотекарем или другим читателем. Развал включает основной массив книг, сданных накануне другими читателями, а также издания, «подложенные» в качестве приманки самим библиотекарем.

Выставка-размышление — разновидность интерактивной выставки, тематической по содержанию, включающей в текстовой ряд размышления читателей по предложенному поводу. Размещение листков с размышлениями может происходить в процессе работы выставки по мере их сбора. Цель — обмен мнениями и косвенное продвижение литературы.

Выставка-ситуация — разновидность выставок нового поколения, отличительной чертой которой является возможность создать экспозицию самими читателями в зависимости от предложенной ситуации: «Эту книгу я возьму с собой на необитаемый остров», «Эту книгу я возьму в космическое путешествие» и т.д.

Выставка-словарь — разновидность выставок нового поколения в помощь образованию в целях объяснения новых терминов и определений. Организуется для школьников или студентов. Текстовой ряд составляют словари (энциклопедии, справочники) по теме и фактографическая информация, разъясняющая наиболее трудные понятия.

Выставка-совет, -рекомендация — разновидность выставок нового поколения. Книги подбираются по определенной теме, проблеме: «Как стать богатым и счастливым», «Как быстро выучить английский язык» и т.д. В текстовой ряд включаются фактографическая информация и рекомендательные списки литературы.

Выставка социетальная — тематическая выставка, посвященная социальной проблематике: вопросам политики, экологии, наркомании, преступности, белым пятнам истории и т.д.

Выставка-стенд — разновидность стендовой выставки, ограниченная тематикой определенного мероприятия: Дня открытых дверей, Дня информации, образовательных семинаров, конференций, круглых столов.

Выставка-сюрприз — нетрадиционная (нестандартная) выставка, разновидность выставки-инсталляции, оригинальная по исполнению, с необычной компоновкой экспозиционных элементов — на опрокинутом стеллаже, с инсталляцией из книг в виде домика или винтовой лестницы, с горкой из старых компьютеров, с необычными предметными аксессуарами. Цель такой выставки — привлечь к чтению через удивление и игру.

Выставка тематическая — выставка, посвященная актуальным вопросам, связанным с общественными запросами в области политики, экономики, науки, техники, культуры и искусства. Цель – представить наиболее ценную литературу по определенной теме. Тематические выставки готовятся как отдельные экспозиции, циклами или как часть мероприятия. К ним относятся также выставки нового поколения: выставки-вопросы, -кроссворды, -словари, -советы, -факты, -дискуссии, концептуальные выставки и т.д.

Выставка-тест — разновидность выставок нового поколения, рассчитанная на подростков и молодежь, включает тесты и соответствующую теме литературу, где можно найти советы и рекомендации по результатам тестирования.

Выставка традиционная — выставка, основным элементом которой является книга, а главной целью — раскрытие содержания библиотечного фонда в различных аспектах. Чаще всего, это тематические и жанровые экспозиции, выставки-просмотры.

Названия книжных выставок

В помощь школьной программе

«Хочу всё знать»

«В помощь преподавателям литературы»

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«По материкам и странам»

«География континентов, океанов и морей»

«Русь. Россия. Российская империя»

«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«В двух шагах от учебника»

«Язык мой – друг мой»

«Твой друг навсегда»

«Язык есть исповедь народа»

«С книгой в мире интересных наук»

«За страницами учебника»

«Для Знаек и Незнаек»

«Познающим мир»

«Справочное царство – мудрое государство»

О книгах и чтении

«С книгой по жизни»

«Книга в твоих руках»

«Творческий читатель»

«Умный читатель»

«Читаем, думаем, рассуждаем»

«Читаем, обсуждаем, творим»

«Вам, книголюбы»

«Зарубежные писатели – детям»

«Юмор в детских книжках»

«На каникулы с книжкой»

«Вслух. Громко. Про себя. Про нас!»

«Любимые книги семей»

«Открой книгу, и чудеса начинаются»

«Читаем сказки, смотрим сказки»

«Чтение на бис»

«Вторая профессия – читатель»

«Каждая книга – про тебя, каждая – для тебя, только вглядись»

«Книжные вести»

«Книги, которые знают все»

«Чудо – имя, которому, книга»

«Библиотека – книга – современный читатель»

«Этическая грамматика»

«О красоте, моде и хорошем вкусе»

«Культурный человек – это…»

«Элегантность, красота, обаяние»

Сказки

«В мире сказок»

«Эта старая добрая сказка»

«Сказка – умница и прелесть»

«В гостях у сказки»

«Рисуем сказку»

«Путешествие на сказочную поляну»

«Путешествие в сказку»

«Там, на неведомых дорожках»

«Поиграем в сказку»

«В некотором царстве»

«Чудесный мир сказок»

«Волшебный мир сказок»

«Сказки доброго волшебника»

«Сказки народов мира»

«Сказки путешествуют по свету»

«Сказочная страна»

«По дорогам сказок»

«Сказки удмуртского народа»

«Ох, уж эти сказки»

О здоровье

«Если хочешь быть здоров»

«Здоровый образ жизни»

«Красота, здоровье, молодость»

«Твоё здоровье в твоих руках»

«Долголетие действительное и возможное»

«Берегите здоровье»

«Береги здоровье смолоду»

«Расти здоровым»

«Здоров будешь – всё добудешь»

«Будь здоров»

«Здоровому каждый день праздник»

Природа и экология

«С любовью к природе»

«Через книгу – любовь к природе»

«Мир, который нужно понять и полюбить»

«Край серебряных родников»

«Экология и книга»

«Мы и наши братья меньшие»

«О родной земле с любовью»

«Живи, природа»

«Живи, Земля!»

«Живой язык природы»

«Люблю Росси шум лесной»

«Человек и природа: гармония или трагедия?»

«Друзья наши четвероногие»

«Земля у нас только одна»

«Земля – наш дом родной»

«Наш общий дом – природа»

«Тебе и мне нужна Земля»

«Земля – родной дом человечества»

«Экологический вестник»

«Словами, красками, звуками»

«Человек и экология»

«Экология родного края»

«Природа родного края»

«Природа и мы»

«Природа и человек»

«Кто вокруг живёт, что вокруг растёт»

«Лес и его охрана»

«О братьях наших меньших»

«В судьбе природы – наша судьба»

«Дадим планете шанс»

«Земля, которой краше нет»

«Земля в тревоге»

«Губим природу – погубим себя»

«Знай, люби, береги»

«За чистоту земли и рек в ответе человек»

«Мы и наша Земля»

«Земля – планета голубая»

«Природа. Экология. Литература.»

«Тайны зелёного леса»

«В защиту природы»

«Колокола тревоги»

«Экология и дети»

«Экология и общество»

«Экология и быт: оглянись вокруг»

«Экологические проблемы: острота ситуации»

«Люби и знай удмуртский край»

«Душа природы присутствует в нас»

«Осторожно – природа!»

«Войди в природу другом»

«Под крышей дома твоего»

«Проблемы семейного воспитания»

О любви

«Строки любви»

«Любовь, любовь – загадочное слово»

«Любовь – это сердце всего»

«Есть книга вечная любви»

«Стихи о любви»

«Песнь любви»

«А любить мы всё-таки будем…»

«Писатели о любви»

О Пушкине

«Поэт на все времена»

«Пушкин и его эпоха»

«Поэт глазами современников»

«Пушкинское поэтическое эхо»

«Позволь душе моей открыться»

«Надежда и любовь, достоинство и честь»

«Пушкин в жизни»

«И жизнь, и слёзы, и любовь»

«Пушкин и его Мадонна»

«Я вас любил…»

«Прекрасный и таинственный Пушкин»

«Пушкин и Натали»

Периодика

«Калейдоскоп журналов»

«Газеты и журналы для детей»

«Детские журналы в гостях у ребят»

«Страна Журналия»

«О чём рассказывают журналы»

«Путешествие в страну Журналию»

«Здравствуй, страна Журналия»

«Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас»

«Новинки периодики»

«Новинки журнального мира»

Искусство

«В мире прекрасного»

«Путешествие в страну Вдохновение»

«Путешествие в страну творчества»

«Поэзия и живопись романтиков»

«Учимся видеть прекрасное»

«Смотреть на мир восхищёнными глазами»

«Добро через красоту»

«Диалог истинного добра и красоты»

«Удивление и радость»

«В мире грёз»

«Прекрасное вокруг нас»

Выбор профессий

«В мире профессий»

«Кем быть?»

«Я выбираю профессию»

«Как найти себя»

«Кто я такой?»

«Вступая в жизнь»

«Выбирайте профессию»

«Твоя будущая профессия»

«Молодым везде у нас дорога»

«Путешествие по профессиям»

«Калейдоскоп профессий»

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Необычное, неопознанное

«Тайны раскрытые и нераскрытые»

«Очевидное, но непонятное»

«Очевидное – невероятное»

«Космическое путешествие»

«Тайны магии и колдовства»

Воспитание и образование

«Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»

«В помощь педагогам»

«Навстречу друг другу»

«Мы и наши дети»

«Урок в современной школе»

«Школа: поиск в пути»

«От учебника к творческому замыслу урока»

«Путь к ученику»

Учим творчеству»

«Я - твой ученик, ты – мой учитель»

Домоводство и рукоделие

«Оч. Умелые ручки»

«Для умелых рук»

«Умелые руки не знают скуки»

«Сделали сами своими руками»

«Мастер на все руки»

«Шьём, вяжем, вышиваем»

«Добрых рук мастерство»

«Город мастеров»

«Домашнее рукоделие»

«Советы Марьи-искусницы»

«Умелые руки и кропотливый труд ещё не это создадут»

«Долгими зимними вечерами: шьём, вяжем, вышиваем»

«Под крышей дома твоего»

ПДД

«Азбука юного пешехода»

«Это должен знать каждый»

«О правилах движения всем без исключения»

«Пешеходная азбука»

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Внимание, дорога!»

Разное

«Отвага, мужество и честь»

«Раздумья о высшей правде»

«Мораль и правовая ответственность»

«Я, ты, мы»

«Путешествие в страну Родарию»

«Под знаком Заходера»

«Родом из детства» (о С. Лагерлёф)

«CD в библиотеке»

«Повод для веселья: Незнайка и Дениска»

«Жизнь замечательных людей»

«Коротко о разном»

«Сам себе психолог»

«Детство моё, страна заветная»

Подготовила О.В. Сердюк

ВСЁ О КНИГАХ И ЧТЕНИИ:
ПРИМЕРНЫЕ НАЗВАНИЯ
БИБЛИОТЕЧНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ И
КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК
В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

 «Book-симпатия»
 «Ассорти периодики»
 «Библиотека – открытый мир идей»
 «Библиотека – территория без
границ»
 «Библиотека и время: новые реалии»
 «Библиотека и социум»
 «Библиотека, книжка, я – вместе
верные друзья!»
 «Библиотека под зонтиком»
 «Библиотека собирает друзей»
(праздник)
 «Библиотекарь предлагает»
(выставка-совет)
 «Библиотеке – с любовью» (книжная
выставка подаренных читателями книг)
 «Библиотеки – сердце
информационного общества»
 «Библиотечная симфония»
 «Большая литература для маленьких»
 «Брось мышку – возьми книжку!»
 «Будет в семье лад, коли книге рад»
 «В День знаний читай с нами!» (к 1
сентября)
 «Вместе с книгой – к знаниям»
 «В мечтах, стихах – как наяву…»
 «Ведут беседу двое – я и книга»
 «Везде и всюду читать я буду!»

 «Великий поэт великого народа»
 «Весь мир в одной книге»
 «В мире интересных учебников»
 «Волшебных слов чудесный мир»
 «Вот оно какое, книжкино лето»
(летняя выставка)
 «Время, книга, я»
 «Время читать!»
 «Вселенная в жанре романа»
 «В стране Читалия»
 «В чужой строке найти себя»
 «Выбор читателя: лучшие книги
месяца»
 «Где просвещение – там добро…»
 «Где есть поветрие на чтение
В чести там грамота, перо,
Где грамота – там просвещение,
Где просвещенье – там добро»
(П.В. Вяземский)
 «Давайте знакомые книжки откроем»
 «Давайте Пушкина читать»
 «Да здравствует чтение! Что может
быть лучше чем с книгой общение?!»
 «Дарованные небесами строки»
 «Делу книжному верны»
 «Детектив идет по следу» (выставка
детективной литературы)
 «Добрый мир любимых книг»
 «Другие по живому следу пройдут
твой путь за пядью пядь» (Пастернак)
 «Друзья мальчишки – и весёлые
книжки»
 «Её Величество Книга»
 «Если хочешь знать – читай! Мир из
книги узнавай!»
 «Женские лица российской прозы»
 «Звезда Рубцова»
 «Здесь Пушкиным все дышит и
живет»
 «Здравствуй, здравствуй, книжный
мир!»
 «Знакомьтесь: новинки»

Подготовила О.В. Сердюк

 «Знаменитые библиотекари»
 «Золотая полка книг»
 «Золотая россыпь стихов»
 «Золотые страницы классики»
 «Играем, читаем, учимся, растём»
(игровой уголок)
 «И девчонки, и мальчишки – все на
свете любят книжки»
 «И продолжает жить в потомках
вечный Пушкин»
 «И снова голос библиотечных
фолиантов»
 «К добру через книгу»
 «Как прекрасен книжный мир»
 «Каникулы с книгой»
 «Капели звонкие стихов»
 «Классные класики»
 «Книга в кадре»
 «Книга дарит тебе откровения
мудрости»
 «Книга – к мудрости ступенька»
 «Книга из рук в руки»
 «Книга ищет читателя»
 «Книга шагает по планете»
 «Книга. Общество. Читатель:
современные аспекты»
 «Книги и люди: век XXI»
 «Книги и люди»
 «Книги, которые читали родители»
 «Книги-тёски»
 «Книги-юбиляры»
 «Книжная радуга»
 «Книжная рапсодия»
 «Книжное царство – премудрое
государство»
 «Книжные паруса»
 «Книжные сокровища»
 «Книжный БУМ»
 «Книжный гольфстрим»
 «Книжный хит-парад»
 «Книжный человек» (инсталляция)
 «Книжный экспресс»

 «Когда книга умирает» (выставка
ветхих и испорченных читателями книг)
 «Королевство сказок»
 «Круг чтения великих писателей»
 «Куда зовут нас “Алые паруса”?»
 «Куда ни глянь: Россия, Русь – звенит
рубцовскою строкою»
 «Летние настроения с книгой»
 «Летние чтения – интересные
путешествия и приключения»
 «Лидеры чтения» (конкурс)
 «Литературная карта Донбасса»
(выставка литературы родного края)
 «Литературная палитра»
 «Литературное зазеркалье»
 «Литература не знает границ. Читаем
вместе»
 «Литературный герой»
 «Лучшие друзья моей души»
 «Люди перестают мыслить, когда
перестают читать»
 «Малоизвестные страницы русской
классики»
 «Марина. Заповедная страна»
(о М. Цветаевой)
 «Мир знаний открывает книга»
 «Мир книг и мир в книгах»
 «Моё литературное открытие»
 «Мы пришли к поэту в гости»
 «Мы служим книге, чтобы книга
служила людям»
 «На подиуме – книга»
 «Наша пресса – на все интересы»
 «Неделя активного чтения»: 1- «День
новой книги», 2- «День фантастики», 3 –
«День приключений», 4 – «День
авторской литературы», 5 – «День
забытых книг», 6 – «День поэзии»
 «Непропущенное чтение»
 «Новинки из корзинки»
 «Новое имя в литературе»
 «Новости-пресс»

Подготовила О.В. Сердюк

 «Новые книги нового века»
 «Нужны ли книжки девчонкам и
мальчишкам?»
 «Общество. Культура. Библиотека»
 «Операция КИТ (Книга ищет тебя)»
 «Откроешь книгу – чудеса начнутся»
 «Открываем книгу – открываем мир»
 «Очарование забытых книг»
 «О чём говорят книги»
 «О чём рассказал школьный
учебник?»
 «Планета литературных сокровищ»:
«Реки поэзии», «Горы прозы», «Долина
детектива», «Остров приключений»,
«Океан любви» и т.д.
 «Под белым парусом пера»
 «Под знаком Пушкина»
 «Пока в России Пушкин длится,
метелям не задуть свечу!»
 «Поляна сказок»
 «По страницам русской классики»
 «Пресса от недуга и стресса»
 «Приключения на Острове Чтения»
 «Притормози! Прочти!»
 «Пришло время читать!» (выставкачасы)
 «Прочитай, не пожалеешь!»
 «Пусть книги друзьями заходят в ваш
дом»
 «Путешествие в страну
непрочитанных книг»
 «Пушкин. Жизнь и судьба»
 «Радужное чтение»
 «Раскроем бережно страницы»
 «Репертуар для модного чтения»
 «Русская поэзия в музыке и красках»
 «С книгой мир добрее»
 «С книгой мир добрей и ярче»
 «С книгой по жизни»
 «С книжкой на скамейке»
(посиделки)
 «С новой книгой – в новый год»

 «Свет дневной есть слово книжное»
 «Свидание с талантом»
 «Свидание со звездами серебряного
века»
 «Сказка – умница и прелесть»
(викторина)
 «Сказочная страна»
 «Сокровища книжных полок»
 «Спасибо Вам, любимый автор!»
 «Старые книги в новой обложке»
 «Стиха рукотворенье»
 «Стихи растут как звезды и как розы»
 «Страна Сказок, Чудес и
Волшебства»
 «Струна, звучащая стихами»
 «Счастье быть читателем»
 «Тайны, загадки, сенсации»
 «Твое величество – Библиотека!»
 «Ты не один, когда есть книга»
 «Тысячи мудрых страниц»
 «Удиви родителей – прочитай
книгу!»
 «Узнай. Прочти. Победи»
(викторина)
 «У книжки нет каникул»
 «Уральские сказы мастера»
(о П. Бажове)
 «Успешные люди любят читать!»
 «Фейерверк детских книг»
 «Фестиваль справочных изданий»
 «Фотоселфи с книгой» (конкурс)
 «Хорошая книга – мой спутник, мой
друг»
 «Хорошие книги – друзья навсегда»
 «Храм мудрости: завтра и всегда»
 «Чарующая классика»
 «Читаем вместе!»
 «Читаем. Думаем. Творим»
 «Читаем классику в библиотеке»
(конкурс)
 «Читаем книги круглый год»

Подготовила О.В. Сердюк

 «Читаешь ты, читаю я, читает вся моя
семья»
 «Читай и будь лидером!»
 «Читай с нами!»
 «Читай! Умей! Живи ярко!»
 «Читайте и удивляйтесь»
 «Читайте лучше – только лучшее!»
 «Читатели – книжек почитатели»
 «Читательские рекорды»
 «Читательский Х-фактор» (конкурс)
 «Читать – это модно! Читать – это
круто!»
 «Читать – это стильно! Читать – это
модно! Читайте повсюду – читайте
свободно!»
 «Читающая Россия в XXI веке»
 «Читающее королевство»
 «Читающие и счастливые»
 «Чтение без принуждения»
 «Чтение для сердца и разума»
 «Чтение для хорошего настроения»
 «Чтение как стратегия жизни»
 «Чтение – мода на все времена»
 «Чтение – познание “откровений”
мудрости»

 «Чтение – путь к успеху»
 «Чтение – это дыхание ума»
(А.Лиханов)
 «Что за прелесть эти сказки!»
 «Чудесно с книгой наше лето»
 «Чудесный Книгоград»
 «Чудесный лекарь наших душ»
 «Шелест книжных страниц нам
сопутствует в жизни повсюду»
 «Школьная библиотека – центр
притяжения»
 «Электронная библиотека, или
Библиотека без границ»
 «Эта книга лучше всех – у нее
большой успех!»
 «Эти книги – гордость библиотеки»
 «Юбилей писателя – праздник для
читателя»
 «Я вдохновенно Пушкина читал…»
 «Я прочитал и вам рекомендую…»
 «Я с книгой открываю мир»
 «Я ищу свою душу в стихах»
 «Я – читатель нового поколения!»

Специалисты, занимающиеся подготовкой выставок, разделили их по форме организации на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные и наиболее часто используемые выставки:

· новых поступлений;

· тематические;

· персональные;

· жанровые;

· к знаменательным и памятным датам;

· в помощь учебному процессу.

Из нетрадиционных выставочных форм получили поддержку и при­знание читателей, развиваются и совершенствуются следующие группы:

1. Диалоги: дискуссия, словарь, вопрос, спор, полемика.

3. Книжные развалы.

4. Выставка – лучший читатель, -досье, -бенефис, одного формуляра.

5. Выставка-концепция; выставка-настроение.

6. Выставка-сюрприз.

7. Выставка-игра: викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.

8. Выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи.

9. Выставка-путешествие.

10. Электронные (виртуальные) выставки.

11. Выставка печатной продукции библиотеки.

12. Выставка-совет, -признание, -символ, -письмо, -лабиринт, предметная, -демонстрация, -презентация, -угощение, -суд, -коллизия и др.

13. Говорящие выставки.

Традиционные выставки

Большой популярностью в библиотеках пользуются тематические выставки . Их цель – привлечь внимание к конкретному вопросу, проблеме, побудить к чтению книг путем рекомендации лучших из них. Темы необхо­димо конкретизировать: чем они уже, тем интереснее выглядит экс­позиция, понятнее для читателей.

Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу оп­ределенной проблематики. Главный критерий при выборе заголовка – акту­альность и значимость заявляемой темы. Если она очень обширна и требует поэтапного рас­крытия, в этом случае в библиотеках целесообразно исполь­зовать выставоч­ный цикл. Его лучше планировать на год, заранее определив место для стеллажей. Если данные выставки пользуются успехом у читате­лей, их можно продолжить в следующем году.

Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически. Их темы могут быть самыми раз­нообразными:

· экология – «Изменим цвет “Красной книги”!», «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты»;

· космос – «Покорившие космос» – ко Дню космонавтики, «На неведо­мых орбитах»;

· краеведение – темы родины, России – «Люблю свой край, люблю свой город»;

· актуальные темы для подростков: первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи свое сердце добру»;

· этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Долг че­ловека – быть интеллигентным», «Сохрани в себе человека».

Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей (де­тей) с новыми документами – книгами, газетами, журналами, аудио-, видео- , изоматериалами, компакт-дисками, и др. («Парад новых книг», «Внимание! Новые книги!», «Здравствуйте! Я – новая книга»). Чаще всего такие выставки уни­вер­сальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний. От­сюда особенность организации – порядок расположения докумен­тов должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК.

Цель персональной выставки – привлечь внимание читателей к от­дельной фигуре, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, ученом, политике и т. д. Поэтому здесь обязательно наличие трех разделов:

1. Рассказ о жизни личности.

2. Посвящен ее деятельности.

3. Представляет произведения, труды, творчество.

Приветствуется и большее количество разделов. В 4-ом раз­деле пред­лагается поместить творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии. Например: выставка, посвященная жизни и творчеству А. Т. Твардов­ского «Слова, пришедшие из боя» («Босоногое детство», «След в след за войной», «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой»).

Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком-то событии, празднике, его ис­тории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению (к Но­вому году – «Новогодние узоры», «Новогодняя мозаика», «Новогодний ка­лейдоскоп»; ко Дню защитника Отечества; к празднику 8 марта; ко Дню По­беды – «Война была работой…», «В огнях победного салюта», «Война, ка­кой она была»; к различным христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, Спасу; ко Дню матери и др.).

Выставки в помощь учебному процессу наиболее популярны в биб­лиотеках. Их цель – расширить рамки школьного предмета, увлечь им, рас­сказав то, о чем учащийся не узнал на уроке. Выставку литературы в помощь при подготовке к выпускным школьным и вступительным вузов­ским экза­менам можно назвать «Шпаргалка к экзамену». В дополнение к школьной программе: «Учимся на отлично», «Нам пятерка как воздух нужна!», «Там, где музыка живет», «Физикам не до лирики», «Похимичим!».

Цельжанровой выставки – привлечь внимание читателей к опреде­ленным видам изданий, заинтересовать, побудить к чтению. На такой экспо­зи­ции можно представить не только произведения определенного жанра, но и материал о его возникновении и авторах-составителях, интересные и малоизвест­ные факты из его истории.

Нетрадиционные выставки

Пытаясь удовлетворить меняющиеся потребности читателей, учиты­вая разнообразие их интересов, библиотекари при­шли к заключению, что у тра­диционных видов выставок должны появляться нетрадиционные формы.