Об утверждении новой редакции должностной инструкции сторожа. Утверждение документов


Предприятия смогут приносить большую прибыль только тогда, когда его сотрудники будут максимально эффективными. Для повышения производительности сотрудников на каждом предприятии должны быть разработаны должностные инструкции. Под данным понятием подразумевается документ, с помощью которого устанавливаются должностные инструкции каждого сотрудника. Они нужны для того, чтобы у сотрудников не возникало вопросов по поводу их обязанностей и условий труда.

Основанием для их введения является приказ об утверждении должностных инструкций. Этот приказ необходим для приобретения должностными инструкциями юридической силы. Его подготавливают сотрудники отдела кадров или руководители структурных подразделений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Приказ может утверждать сразу несколько должностных инструкций. Для этого в нем должен быть указан перечень инструкций. В случае введения в организации новой должности, для нее нужно разработать должностную инструкцию и утвердить ее отдельным приказом.

Приказ завершает процесс создания документов, которые определяют функции и полномочия всех работников организации или предприятия.

Зачем это нужно

Само понятие «должностная инструкция» отсутствует в ТК РФ, но ОКУД содержит в себе упоминание о данном документе.

Ведение данных документов в организации помогает достичь таких целей:

  • правильно распределять полномочия каждого сотрудника;
  • более эффективно управлять работающим персоналом;
  • повысить ответственность каждого работника.

Несмотря на то, что должностные инструкции играют важную роль в любой организации, они не относятся к документам, которые необходимо в обязательном порядке иметь в организации.

Наличие данных бумаг позволяет работодателю избежать конфликтных ситуаций с сотрудниками или претензий от них. Сотрудникам же должностные инструкции помогут избежать исполнения задач, которые не относятся к их обязанностям.

Разработка проходит в индивидуальном порядке, опираясь на . Без приказа руководителя об их утверждении они не могут вступить в силу. Зависимо от того, какие потребности имеет организация, может осуществляться изменение содержания должностных инструкций, но уже измененный документ также должен быть утвержден приказом.

Важным нюансом является то, что все изменения, которые вносятся в документы, должны соответствовать законодательству, и не должны нарушать права сотрудников.

Для того чтобы избежать нарушения прав сотрудников организации и прочих ошибок, должностные инструкции составляются руководителями структурных подразделений, а потом передаются юристам для проверки и правки, если она понадобится. На утвержденной руководителем организации бумаге обязательно нужно указать номер и дату приказа, являющегося основанием введения в действие.

После введения должностных инструкций каждый сотрудник должен ознакомиться с документом, подтвердив это своей росписью. После того, как сотрудник подтвердить свое ознакомление, все его действия должны осуществляться в соответствии с положениями инструкции.

Нормативы и стандарты

В ст. 8 ТК РФ говорится о том, что руководитель организации имеет возможность самостоятельно разрабатывать нормативные акты, которые не противоречат нормам трудового права. Это положение касается также и должностных инструкций, но в трудовом законодательстве нет установленных требований к их составлению. При оформлении инструкций руководством может послужить государственный стандарт 6.30.2003.

Многие предприятия не создают должностные инструкции, а указывают всю необходимую информацию в трудовых соглашениях, но большинство специалистов считает, что данные документы должны находиться в каждой организации.

Инструкции должны содержать такие данные:

  • задачи, стоящие перед сотрудником во время рабочего процесса;
  • требования по уровню квалификации;
  • функции работника;
  • права и обязанности персонала;
  • ответственность работника.

Создание правильной инструкции является очень тяжелой задачей. В этом деле помощником может выступить квалификационный справочник, утвержденный Министерством труда в 1998 г. Туда нужно включить перечень работ, характеризующих должность. Также — требования, которые предъявляются к подготовке сотрудника.

Профессиональные стандарты – это новый подход к квалификациям сотрудников. В законодательстве сказано, что до 2020 г. государственные и муниципальные (школы, ДОУ и т.д.) организации должны перейти на новые требования, предъявляемые к квалификациям сотрудников. Этот переход необходим из-за того, что были обновлены служебные правила.

Кроме создания документов, сотрудникам отдела кадров также нужно оценить насколько персонал организации соответствует обновленным требованиям. В случае несоответствия, в связи с профстандартами, сотрудники должны быть отправлены на обучение. Частными предприятиями профессиональные стандарты применяются по решению руководителя.

Квалификационные характеристики

Квалификационные характеристики – это суть служебного регламента. В законодательстве понятие «квалификация» расшифровывается как знания, опыт и умения сотрудника, которые необходимы для выполнения определенной работы.

Министерство труда постановило, что квалификационные характеристики должны состоять из трех частей:

  • служебные обязанности;
  • что должен знать сотрудник;
  • квалификационные требования.

К служебным обязанностям относятся нагрузки, необходимые к выполнению сотрудником. Категория «что должен знать» устанавливается списком требований для определенной должности, а также списком необходимых навыков, знаний и умений. В квалификационных требованиях указывается информация о необходимом образовании и о трудовом стаже сотрудника. Квалификационные характеристики содержатся в справочниках ЕТКС и ЕКС.

В 2019 году требования для работников должны разрабатываться на основании профессиональных стандартов, которые актуальны и действуют как в государственных, так и в частных организациях.

Изменения и новая редакция

Изменения в должностные инструкции вносятся либо тогда, когда изменяются должностные обязанности сотрудников, либо при изменении условий труда в организации.

Инициировать внесение изменений в должностные инструкции может:

  • директор предприятия;
  • руководитель структурного подразделения, где трудится сотрудник;
  • сам сотрудник.

Ответственному лицу нужно подать такие документы:

  • заявление сотрудника;
  • если изменение инструкции было инициировано директором – его предложения;
  • если руководителем отдела, то нужно представить служебную записку.

Трудовым законодательством не установлен порядок, в соответствии с которым в должностные инструкции должны вноситься изменения, поэтому он устанавливается самостоятельно в каждой организации. Данный порядок нужно закрепить в локальных документах предприятия. Перед внесением изменений сотрудниками отдела кадров проводится оценка целесообразности введения.

После внесения изменений в должностные инструкции составляется два приказа:

  • первым составляется приказ о том, что действующая должностная инструкция потеряла свою актуальность;
  • второй приказ составляется о том, что была закреплена новая редакция.

С новыми бланками также нужно ознакомиться каждому сотруднику, и подтвердить это своей подписью. Директору организации нельзя самостоятельно изменять данные документы. Такая возможность появляется только после того, как между ним и сотрудником заключается договор.

В ТК РФ не установлена ни форма приказа, ни требования к его содержанию, но он должен содержать реквизиты, которые необходимо заполнить так же, как и в любом другом приказе.

Также он должен включать в себя две части:

Инструкция оформления приказа об утверждении должностных инструкций

Если сотрудник, который составляет приказ об утверждении должностных инструкций, не уверен в его правильности, то лучше обратиться к специалистам для помощи в составлении или проверки документа на юридические ошибки.

Информация о созданном приказе обязательно должна вноситься в книгу учета приказов, и на должностных обязанностях также должен быть указан номер приказа, являющегося основанием для их создания.

Без подписи руководителя компании данный документ будет считаться недействительным, и его с легкостью можно будет оспорить в суде.

Поскольку на данный момент нет правил составления и оформления приказов, которые утверждают должностные инструкции, то создаваться он может как по образцу, так и в произвольном виде.

Несмотря на это, составленный приказ должен включать в себя:

  • номер;
  • информацию, где и когда был создан;
  • полное наименование организации;
  • список должностных инструкций, которые он утверждает.

Если должностные инструкции имеют большой объем, то они могут быть отмечены как дополнение. Кроме указанной информации в данный приказ могут включаться и другие необходимые данные.

Оформляться приказ, утверждающий должностные инструкции, может на обычном белом листе формата А4. Допускается также использование бумаги формата А5. Заполняться он может на компьютере или от руки, это зависит от желания того, кто его оформляет. Единственным условием является то, что приказ должен включать в себя оригинальную подпись руководителя организации.

Приказ, утверждающий должностные инструкции, создается в одном экземпляре, а потом проходит регистрацию. Во время действия данного приказа хранить его нужно вместе с другими распорядительными документами предприятия. Доступ к этим документам должен ограничиваться.

После того, как приказ станет неактуальным, его нужно передать в архив организации. В архиве он должен храниться не менее трех лет в соответствии со сроком, который устанавливается законодательством. По истечению срока хранения приказ может быть уничтожен.

Плюсы и минусы

Преимущества
  • при подписании инструкций сотрудником, можно разорвать , ссылаясь на несоответствие сотрудника занимаемой им должности;
  • проводится регулярная аттестация персонала организации;
  • появляется возможность решения трудовых конфликтов внутри предприятия, не привлекая посторонних людей;
  • инструкции распределяют обязанности сотрудников, которые занимают похожие должности;
  • они являются весомым аргументом при судебных разбирательствах в пользу того, что наказание сотрудника в случае невыполнения своих обязанностей было применено правомерно.
Недостатки
  • работодатель не имеет возможности доказать то, что он прав и привлечь сотрудника к дисциплинарному взысканию;
  • работодатель не имеет права не принять сотрудника на работу по причине несоответствия должности, на которую претендует сотрудник и его образования;
  • работодатель не может доказать свою правоту в трудовых конфликтах и т.д.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Без механизма документального оформления должностных инструкций последние не имели бы юридической силы. В этом вопросе незаменимым помощником становится отдельный приказ. Но с правилами его оформления и составления до сих пор знаком далеко не каждый руководитель.

В теории, большинству фирм-работодателей должностные инструкции вообще не нужны. Но благодаря таким документам управление человеческими ресурсами становится более эффективным.

Ведь именно должностные инструкции помогают в письменной форме закреплять обязанности и ответственность с правами работников, в соответствии с должностями, которые они занимают.

Сотрудник официально заявляет, что согласен с содержанием инструкции, когда ставит на ней свою подпись.

Приказ об утверждении должностных инструкций необходим, чтобы последние обрели юридическую силу.

Работники после ознакомления ставят свои подписи в специальном листе, подтверждая согласие с действующими правилами. Неисполнение обязанностей наказывается дисциплинарными взысканиями.

Образец и общая структура документа

На законодательном уровне какой-либо универсальной формы для такого приказа не установлено. Есть лишь несколько блоков, которые допустимо включать в состав:

  • Текстовый с резолютивными формулировками. Здесь руководитель сообщает о своих приказах.
  • Текстовый с мотивами. Здесь описывается, почему вводят то или иное правило на предприятии.
  • Блок с наименованием документа.

Как составить приказ о назначении генерального директора? Кто должен этим заниматься? Порядок написания документа и примеры вы найдёте в .

Руководитель фирмы в обязательном порядке ставит свою подпись на этой бумаге.

Свои подписи ставят и сотрудники, которые отвечают за учёт, корректировку и разработку должностных инструкций, осуществление других необходимых действий в связи с этим документом.

Образец приказа об утверждении должностных инструкций можно скачать .

Резолютивная часть посвящена перечню должностей, для которых и требуется утверждение инструкции.

Обязательно наличие дат, в которые и произошло утверждение. Даты подписания и утверждения должны совпадать друг с другом.


Должностные инструкции в новой редакции

Любая должностная инструкция относится к локальным нормативным актам на предприятии.

Локальные нормативные акты, в любых версиях, утверждаются всего двумя основными способами:

  • Приказом или специально издаваемым документом.
  • Должностным лицом, руководителем.

Во втором случае действия будут такими. Гриф утверждения проставляется на самом нормативном акте. Это делается только на правой стороне, на поле, которое находится вверху.

Сам гриф состоит из одного слова «Утверждаю», только кавычки отсутствуют. Обязательно наличие должности лица, отвечающего за утверждение. Ставится подпись с датой и инициалами, фамилией.

Если документы утверждаются таким грифом, потом отдельные приказы издавать не нужно.

При наличии приказа об утверждении должностных инструкций

Работодатель самостоятельно определяет форму самого приказа. В таком документе обязательно отразить:

  • Фамилии с должностями лиц, которые обязаны соблюдать инструкции.
  • Указание об ознакомлении со сроками, за которые это надо сделать.
  • Дату, когда локальный акт был введён в действие.

В каких случаях необходимо составить ? Образец акта и правила его использования смотрите по ссылке.

Каждый из способов утверждения правомерен. И имеет законную силу.

Внесение изменений в должностные документы

Чаще всего должностные инструкции подвергаются изменениям, когда корректировки вносятся в объём должностных обязанностей. Либо если другими надо сделать технологические, организационные условия труда на предприятиях.

Порядок внесения изменений в должностные инструкции не установлен точно на законодательном уровне.

Это значит, что у каждой организации есть право на самостоятельную разработку порядка данной процедуры. Сам порядок закрепляется в одном из локальных документов. Главное – учитывать пару факторов при внесении изменений.

Характер. Затрагивают ли изменения основные, важные моменты в индивидуальном или коллективном трудовом договоре?

Способ оформления самого документа, который требует корректировки. Изменения можно оформить либо как самостоятельный документ, либо в качестве приложений.

Создание дополнительного соглашения будет оптимальным решением, если сами инструкции – приложение к основному трудовому договору.

Или можно создать новую редакцию инструкций, если последние оформлены отдельным документом, а сами изменения не касаются основных положений договора.

Руководители кадровой службы должны обязательно оценить, насколько целесообразно введение инструкций и новых положений к ним. На следующем этапе руководству высказывают мнение, каждый из сотрудников.

При необходимости, организуется совместная доработка документа. Если уволены лица, подписавшие и утвердившие документ, менять реквизиты не требуется. Ведь инструкции действуют на протяжении долгого времени.

В приказе по должностным инструкциям заполнение реквизитов происходит также, как и в других приказах, обычных.

Разница появляется разве что в содержании констатирующей, распорядительной части. Одним приказом можно утверждать не только одну инструкцию, но и сразу несколько.


О новых редакциях приказов по должностным инструкциям

Обычно в инструкции вносятся изменения, когда меняются и основные рабочие обязанности. Тогда составляют сразу несколько приказов. Один – о том, что отменяется старая версия. Другой – о закреплении на практике новой редакции.

С новой редакцией каждый работник знакомится под личную подпись.

В приказе обязательно надо писать личную информацию руководителя и наименование организации.

Далее идёт описание ситуации из-за которой и возникла необходимость издавать приказ. Описать надо изменения, внесённые в документ, хотя бы кратко. Бумаги оформляются в свободной форме, потому каждое предприятие разрабатывает их индивидуально.

В остальном приказы состоят из тех же частей, что и обычные документы, об этом уже писалось выше.

Какой должна быть эффективная должностная инструкция вы узнаете из этого видео:

Posted On 27.02.2018

Приказ об утверждении должностных инструкции - это документ, которые позволяет вступить в силу должностным инструкциям, перечисленным в нем. Образец такого приказа можно скачать внизу статьи в формате word бесплатно.

Должностные инструкции разрабатываются на предприятии с целью установления для каждой из должностей служебных обязанностей. При приеме новых сотрудников их знакомят с должностной инструкцией, которая соответствует их должности. Работник, ознакомившись с данным документом, подписывает его, тем самым обязуясь соблюдать ее положения.

Для того чтобы требовать от работника исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией, необходимо эту инструкцию утвердить приказом. Без утверждения документ не вступит в силу и требовать чего-либо от работника не будет возможным.

В знак того, что должностная инструкция утверждена, на ней в правом верхнем углу пишется номер и дата приказа, ее утверждающего.

Утверждению подлежит любой нормативный внутренний документ организации - Положение по оплате труда (скачать образец приказа), Инструкция по охране труда (образец приказа об утверждении), Правила внутреннего трудового распорядка (скачать приказ об утверждении) и иные локальные документы компании.

В приказе нужно указать основание для распоряжение и непосредственно сами распоряжения руководителя.

В числе распоряжение - утвердить должностные инструкции (это может быть одна конкретная инструкция, а может быть и список по всем должностям), назначить ответственных лиц, которым вменяется обязанность о донесении содержимого должностных инструкций до работников, назначить ответственное лицо, которое будет осуществлять контроль за соблюдение распоряжений приказа.

Бланку следует присвоить номер, как правило, это №, полученный при регистрации в специальном регистрационном журнале. Также ставится дата его регистрации.

В числе обязательных реквизитов также название, заголовок, подпись руководителя.

Под подписью руководителя должно быть оставлено место для подписей ответственных лиц, которых будут проставлены при ознакомлении с приказом.

К приказу об утверждении должностных инструкций должны быть приложены сами инструкции.

Пример оформления такого документа можно скачать ниже.

Скачать образец приказа

Приказ об утверждении должностных инструкций

Для организации трудовой дисциплины и установления должностных обязанностей для каждого работника разрабатывается должностная инструкция, которая вводится в действие утверждающих приказом.

Данный приказ является обязательным к оформлению, так как именно он позволяет вступить в силу разработанной должностной инструкции.

Должностные инструкции. Приказ об утверждении

Одним приказом можно утвердить сразу группу документов, указав их список в приложении. Ниже предлагаем скачать образец приказа об утверждении должностной инструкции.

У каждой должности должен быть документ, определяющий его трудовые обязанности, разработкой инструкций занимается кадровая служба, после чего документы передаются руководству для утверждения и подписания соответствующего приказа. Номер и дата утверждающего приказа проставляется на бланках должностных инструкций, которые им утверждены.

Работник должны внимательно изучить инструкцию для своей должности под роспись, в процессе трудовой деятельности следует ориентироваться на положения, прописанные в этом документе. Работодателю должностные инструкции позволяют определить перечень требований, предъявляемых к работнику.

Аналогичным образом могут быть утверждены другие внутренние локальные документы компании:

  • положение по оплате труда - образец;
  • инструкции по охране труда - образец;
  • графика отпусков - скачать;
  • штатного расписания - скачать.

Как правильно оформить (образец)

Бланк приказа об утверждении инструкций должен включать:

  • название компании (может быть использован бланк фирменного типа);
  • дата издания;
  • населенный пункт;
  • заголовок;
  • цель подготовки приказа;
  • распоряжения - утвердить должностные инструкции (если это один документ, то можно указать прямо в тексте должность, для которой он подготовлен, если список документов большой, то удобнее его сформировать на отдельном листе приложении), ознакомить персонал с их инструкциями, назначить ответственное лицо, которое проведет ознакомление (например, работник кадровой службы) и обеспечит контроль за исполнением приказа (руководитель может оставить это право за собой);
  • подпись руководителя;
  • подписи ответственных лиц.

Правильное оформление

Приказ об утверждении должностных инструкций образец - скачать.

Правильное оформление приказа об утверждении должностных инструкций

Чтобы должностные инструкции были юридически грамотно составлены, необходимо быть в курсе дела относительно некоторых нюансов их составления и утверждения.

Утверждаются они распорядительным документом руководителя, скачать образец приказа можно внизу статьи.

Функции распоряжения

Понятие и термин, должностные инструкции упоминаются в ОКУД, утвержденный в 1993 году.

Так как в действующем ТК РФ о должностных инструкциях нет упоминания, то создание приказа относительно их утверждения продиктовано отношениями между работником и работодателем.

Приказ в данном случае призван достигнуть нескольких целей:

  • Обеспечение четкого функционального распределения между трудящимися;
  • Повышения меры их ответственности;
  • Повышения эффективности руководства персоналом.

Чтобы утверждающий приказ для должностных документов стал регламентом и имел юридическую силу, его составлению необходимо уделить особое внимание, а все работники должны ознакомиться с ним, о чем свидетельствуют их подписи в конце бланка.

Инструкция создается для каждой должности в отдельности, но приказ может издаваться в единственном экземпляре для всех данных документов.

После утверждения и ознакомления с распоряжением, оно становится юридически обоснованным и является законом для всех трудящихся, которому следует неукоснительно следовать в выполнении рабочих обязанностей.

Приказом руководителя также нужно утвердить:

Как оформляется?

Законами Российской Федерации не предусмотрено конкретных требований к созданию инструкций для должностных лиц, но приказ об их утверждении должен содержать:

  • Констатирующую часть – в связи, с чем появилась необходимость в создании распоряжения;
  • Утверждающую – начинается с глагола «Приказываю» и содержит пункты, которые следует выполнить, они начинаются с глаголов в неопределенной форме, к примеру, «Разработать»;

Если распоряжение издается на основании уже существующих указов или каких-либо нормативов, в начале бумаги следует на них делать ссылку.

Приказ является внутренним локальным актом и содержит:

  • Наименование организации;
  • Дата и номер;
  • Место составления;
  • Название;
  • Констатация – зачем документ;
  • Тело документа, что именно приказывает директор;
  • Указываются лица, которые займутся разработкой должностных инструкций;
  • Ответственные за их контроль;
  • Перечень должностей, для которых необходимо утвердить новые должностные инструкции;
  • Дата, с которой вводятся в действие разработанные бумаги;
  • Ответственное лицо за исполнение;
  • Подпись руководителя;
  • Подписи лиц, относительно которых указ издался.

Также к утверждающему приказу могут прилагаться приложения, в которых будут новые уже разработанные инструкции или порядок разработки и утверждения, согласно которому необходимо действовать.

Данный бланк является гарантом приведения в порядок всего рабочего процесса, четкого выполнения обязательств каждым сотрудником предприятия.

Скачать образец

Образец утверждающего приказа - скачать.

Что такое приказ об утверждении должностной инструкции и как его правильно составить?

В теории, большинству фирм-работодателей должностные вообще не нужны. Но благодаря таким документам управление человеческими ресурсами становится более эффективным. Ведь именно должностные инструкции помогают в письменной форме закреплять обязанности и ответственность с правами работников, в соответствии с должностями, которые они занимают. Сотрудник официально заявляет, что согласен с содержанием инструкции, когда ставит на ней свою подпись.

Приказ об утверждении должностных необходим, чтобы последние обрели юридическую силу. Трудовая инспекция или суд могут признать документы недействительными, если они выпущены и опубликованы без сопровождающего приказа.

Разработка должностной инструкции

  • Должностные обязанности (основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих)

* Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»

  • Предусматривается одинаковая ответственность как за невыполнение обязанностей, так и за неиспользование предоставленных работнику прав.

    В нем можно указать фразу: «Работник несет дисциплинарную ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных инструкцией»

  • Определяются требования к уровню образования и стажу работника, позволяющим успешно выполнять обязанности по должности.

Как составить должностную инструкцию

Кто обязан составлять инструкции Обязанность составлять инструкции (а именно должностные регламенты) установлена только для госорганов (ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Поэтому оштрафовать организацию за отсутствие нельзя (письмо Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0). Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления. Ее наличие позволит организации: инструкция составляется по каждой штатной должности.

Совет: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров.

К валификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования профессионально-квалификационных групп i к валификационные требования и должностные обязанности работников общего образования профессионально-квалификационных

Согласование и утверждение должностной инструкции. После того как проекты разработаны, необходимо совершить еще два юридически значимых действия: согласовать их и утвердить.

Должностная, как правило, согласовывается с юридическим отделом или юрисконсультом, а также с соответствующими структурными подразделениями или должностным лицом, от деятельности которых зависит исполнение положений должностной.

Образец приказа об утверждении должностной инструкции

Наличие инструкций в организации не обязательно, но рекомендовано. И если в компании принято решение их использовать, они разрабатываются для каждой единицы в штате.

Применение второго способа имеет преимущество, когда утверждается сразу несколько инструкций.

Приказ «Об утверждении должностных инструкций»

Тогда в одном приказе перечисляются все должности, для которых вводятся в действие инструкции.

За разработку проекта приказа отвечает назначаемое руководством лицо, чаще всего это кто-то из кадровых работников. Порядок утверждения должностных может быть закреплен в компании локальным актом, но это необязательное условие.

Как разработать должностную инструкцию

представляет собой такой документ, из которого видно:

  1. что конкретно сотрудник должен делать на работе;
  2. на что имеет право.
  3. что должен знать и уметь;
  4. как он обязан работать;

Инструкции не именные, каждый вид рассчитан на применение в отношении конкретной должности и квалификации.

Составлять инструкции нужно в трёх копиях:

  1. третья – сотруднику.
  2. одна – в дела отдела кадров;
  3. вторая – в дела начальника подразделения;

Важно: подпись сотрудника под должна стоять обязательно – это единственное доказательство того, что он знает, что должен делать, а что – нет.

Примерный образец

Общество с ограниченной ответственностью

«Кадровик»

Приказ о порядке разработки, согласования и утверждения должностных инструкций

Москва N 23 01.11.2009

Приказываю:

1. Кадровой службе ООО «Кадровик» составить общую схему должностных инструкций сотрудников организации. Срок - до 10.11.2009. Ответственный - Крюков Р.А.

2. Начальникам отделов и цехов поручить компетентным сотрудникам разработать по схеме должностные инструкции для каждого сотрудника своего отдела в соответствии со штатным расписанием. Срок - до 25.11.2009. Ответственные: Зарубин О.О., Сапармурдинов К.Ч., Некорчевый Н.Г., Лещенко П.К.

3. Юридической службе ООО «Кадровик» обеспечить соответствие должностных инструкций требованиям российского законодательства. Ответственный - Зимко У.Ю.

4. Начальнику отдела по охране труда обеспечить соответствие должностных инструкций работников ООО «Кадровик» требованиям по охране труда. Ответственный - Шурочкина А.Я.

5. После согласования должностных инструкций с юридической службой и отделом по охране труда начальникам отделов подписать инструкции и передать в секретариат на утверждение генеральным директором. Срок - до 05.12.2009. Ответственный - секретарь Воронина О.Л.

Генеральный директор Гнедых А.Р. Гнедых

С приказом ознакомлены.

Копия получена для хранения и использования на рабочем месте.

Инспектор отдела кадров Крюков Р.А. Крюков 01.11.2009 Начальник отдела по закупкам Зарубин О.О. Зарубин 02.11.2009 Начальник цеха N 1 Сапармурдинов К.Ч. Сапармурдинов 01.11.2009 Начальник цеха N 2 Некорчевый Н.Г. Некорчевый 02.11.2009 Начальник транспортного отдела Лещенко П.К. Лещенко 02.11.2009 Начальник юридической службы Зимко У.Ю. Зимко 01.11.2009 Начальник отдела по охране труда Шурочкина А.Я. Шурочкина 01.11.2009 Секретарь Воронина О.Л. Воронина 01.11.2009

Должностная инструкция (регламент) - порядок разработки и утверждения

Для чего нужна должностная инструкция

Что должно быть в должностной инструкции

Порядок разработки и утверждения

Внесение изменений в должностную инструкцию

порядок ознакомления с должностной инструкцией

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится понятия должностной инструкции (регламента). Вместе с тем она является важным документом, регулирующим должностные права и обязанности работника.

Должностная инструкция - это документ, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, установления его должностных обязанностей, прав и ответственности, а также квалификационных требований, предъявляемые к занимаемой должности.

Должностная инструкция является документом, содержащим весь перечень трудовых обязанностей работника.

Как правило, должностные инструкции разрабатывают на основе квалификационных характеристик или на основании профессиональных стандартов, которые утверждены Минтрудом России.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Цели разработки должностной инструкции и должностного регламента:

  1. создание организационно-правовой основы служебной деятельности должностных лиц;
  2. повышение ответственности должностных лиц за результаты их деятельности;
  3. обеспечение объективности при аттестации сотрудника, поощрении или наложении дисциплинарного взыскания;

Тщательно проработанная должностная инструкция - это возможность для работодателя потребовать от работника надлежащей работы, инструмент в борьбе с нерадивыми работниками, уклоняющимися от своих обязанностей.

Что должно быть в должностной инструкции

Приступая к разработке должностной инструкции, составителю следует исходить из структуры предприятия, особенностей структурного подразделения, в котором числится соответствующая должность, особенностей работы лиц, замещающих должности, по которым разрабатывается инструкция.

Таким образом, к разработке инструкции просто необходимо привлекать руководителя структурного подразделения, которому подчиняется работник, а также начальника отдела кадров.

Должностная инструкция определяет положение работника в правовых отношениях.

Запись правовых отношений делается с помощью следующих юридических категорий:

  1. обязанности;
  2. права;
  3. ответственность.

В настоящее время сложился традиционный подход к составлению должностной инструкции, согласно которому должностная инструкция состоит из пяти разделов.

Раздел 1 «Общие положения». Содержится область деятельности работника с указанием:

  • категории должности, определяемой в соответствии с ОКПДТР - руководитель, специалист, технический исполнитель;
  • порядок назначения и освобождения от должности, а также замещения во время его отсутствия;
  • квалификационные требования;
  • подчиненность работника;
  • перечень нормативных документов, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.

Раздел 2 «Функции работника» , в котором перечисляются основные направления деятельности работника.

Раздел 3 «Должностные обязанности работника» - определены конкретные виды работ, выполняемые работником.

Раздел 4 «Права работника» - закрепляются полномочия, необходимые работнику для выполнения возложенных на него обязанностей.

Раздел 5 «Ответственность работника» - регламентируется персональная ответственность работника.

Более подробно о том, какие положения должны быть включены в данные разделы можно прочитать в статье по ссылке.

Порядок разработки и утверждения должностной инструкции

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Практика показывает, что должностная инструкция на некоторых предприятиях является приложением к трудовому договору. Также встречаются случаи, когда должностная инструкция утверждаться как самостоятельный документ.

Внесение изменений в должностную инструкцию

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора.

В связи с отсутствием нормативного порядка утверждения инструкций Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) содержатся письменные указания по данному вопросу в письме от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников». В данном письме указано, что при внесении изменений в инструкцию должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника.

Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.

Соотношение должностной инструкции и профессиональных стандартов

Отдельно стоит рассмотреть вопрос об изменении должностной инструкции в связи с применением квалификационных справочников или недавно введенных профессиональных стандартов и о несоответствии инструкции таким документам.

Так, один из работников в суде оспорил новую должностную инструкцию, которая была изменена работодателем в связи с введением в действие новых профессиональных стандартов. Доводы работника свидетельствовали, что ему вменили новую обязанность - организацию работы учреждения, руководство отделением и специалистами, что являлось, по его мнению, новой трудовой функцией.

При разрешении спора суд сравнил должностные инструкции до и после корректировки и не согласился с доводами заявителя. По мнению суда в данном случае трудовая функция сохранилась, было произведено лишь уточнение трудовых действий. Не было введено дополнительных обязанностей, которые влекли бы дополнительные требования к квалификации или специальности, вводились лишь новые условия выполнения порученной работы. (см. апелляционное определение Ростовского областного суда по делу N 33-8683/2016).

В случаях, когда после внесения изменений в должностную инструкцию на работника возлагались дополнительные функции, суд признавал действия работодателя по внесению изменений неправомерными (например, Определение Верховного суда Республики Коми от 16.07.2012 по делу N 33-2986АП/2012)

Таким образом, если по конкретной профессии имеются профстандарты, необходимо учитывать их положения при разработке должностных инструкции

Должностные инструкции разрабатываются руководителем структурного подразделения под руководством кадровой службы и согласовываются с юридической службой.

Изменение трудовых обязанностей в должностной инструкции

Можно ли добавить работнику новые обязанности? Такой вопрос нередко возникает у работодателей, желающих оптимизировать рабочий процесс и распределить объем работы между меньшим числом работников.

На практике попытки внести дополнительные обязанности в должностную инструкцию не всегда успешны.

Работник был принят в организацию на должность инженера и ознакомлен с должностной инструкцией. Через несколько недель работодатель издал приказ о введении в действие новой должностной инструкции. Истцу добавили новые обязанности: теперь он должен был выполнять обязанности слесаря и электрика. Истец с этим не согласился. Суд поддержал работника и указал, что новая должностная инструкция существенно меняет круг обязанностей истца, поскольку вменяет ему обязанности рабочих профессий, что в одностороннем порядке недопустимо (Определение Московского городского суда от 10.02.2012 по делу N 33-3987).

Ознакомление работника с должностной инструкцией

По общему правилу работник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией лично и под расписку. Отсутствие письменного подтверждения факта ознакомления с инструкцией не позволяет применить к работнику меры ответственности за нарушение конкретных обязанностей.

Основными способами подтверждения ознакомления работника с должностной инструкцией признаются судами следующие:

  1. проставление подписи работника непосредственно на листах должностной инструкции. Такой способ наиболее точно отвечает принципу добросовестности намерений сторон, вызывает доверие у правоприменительных и инспектирующих органов, так как не позволяет подменить или дополнить содержание документа без ведома работника;
  2. фиксация подписи работника на отдельном листе ознакомления.

    Лист ознакомления может быть предусмотрен как для каждого отдельного вида нормативных актов организации (должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности и т.д.), так возможно и наличие единого листа ознакомления со всем массивом локальных актов организации;

  3. включение соответствующего условия в трудовой договор.

    Приказ об утверждении должностной инструкции и его образец

    Условие о доведении инструкции до сведения работника включается в содержание трудового договора, и работник, подписывая договор, тем самым дает расписку одновременно и об ознакомлении. Суды признают наличие такого условия в подписанном сотрудником договоре как доказательство возложения на него должностных обязанностей при рассмотрении любых категорий дел, включая споры о незаконности увольнения.

Однако тот факт, что работник не ознакомлен с должностной инструкцией, не является препятствием к его увольнению

По вопросам обязательного ознакомления сложилась определенная судебная практика.

Так, работник не выполнял поручения руководителя и был уволен, поскольку не прошел испытание. Он не согласился с решением работодателя. Посчитал, что не мог исполнять трудовые обязанности, так как при приеме на работу не был ознакомлен с должностной инструкцией.

Московский городской суд решил (апелляционное определение от 26.01.2018 по делу N 33-3179/2018), что увольнение работника правомерно. Обязанность выполнять задания руководителей была прописана в трудовом договоре. Тот факт, что работник не ознакомлен с должностной инструкцией в момент приема на работу, не означает, что он не мог исполнять поручения непосредственного руководителя.

В похожих ситуациях суды чаще всего признают увольнение незаконным. Однако если обязанности установлены в других документах, суд может посчитать увольнение правомерным.

Так как судебная практика неоднозначна, при приеме на работу лучше ознакомить сотрудника с должностной инструкцией. Тогда доказывать, что работник во время испытания не справился с выполнением своих обязанностей, будет легче.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 «Экос» г. ДОЛГОПРУДНЫЙ

(МОУ ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 8)

ПРИКАЗ

________________ № __________

Долгопрудный

Об утверждении новой редакции

В целях обеспечения эффективного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучения и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 000н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить новую редакцию должностной инструкции учителя начальных классов (Приложение 1) и должностной инструкции заместителя директора по УВР (Приложение2).

2. Ввести в действие указанные должностные инструкции с 01.09.2011 г.

3. Ознакомить с новыми должностными инструкциями всех учителей ступени начального общего образования и заместителя директора по УВР.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Директор школы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Приложение 1

к приказу по школе

Должностная инструкция

учителя начальных классов


I. Общие требования к учителю начальных классов

1. Учитель должен знать:

Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;

основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методики преподавания предметов и воспитательной работы , программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;

требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

средства обучения и их дидактические возможности;

основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;

2.3. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на учебную четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

2.4. Контролирует наличие у учащихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.5. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1–4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

2.6. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ , а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

2.7. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку.

2.8. Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

2.9. Проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ.

2.10. Хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года.

2.11. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение учащихся.


2.12. Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности.

2.13. Работает в тесном контакте с другими учите­лями, родителями (лицами, их заменяющими).

2.14. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, а также программ внеучебной деятельности новым ФГОС.

2.15. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

2.16. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

3. Права.

Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные ТК РФ, Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором , Правилами внутреннего трудового распорядка.

Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.

4. Ответственность

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

за реализацию не в полном объеме образовательных программ;

за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

за нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.

выполнение приказов "Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности" и "Об обеспечении пожарной безопасности ";

безопасное проведение образовательного процесса;

принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае ;

проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;

организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;

осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

основная общеобразовательная школа №8 « ЭКОС» г. Долгопрудного

(г. Долгопрудный, мкр. Павельцево, ул. 25 Съезда, телефон).

Приложение 2

к приказу по школе

от ____________ 20___ г. №_______

Должностная инструкция

Заместителя директора по УВР

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по учебно-воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или учителя из числа наиболее опытных педагогов.


Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет в педагогической или руководящей должностях, а также владеть проектными технологиями, знать требования ФГОС нового поколения начальной ступени и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

1.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе непосредственно подчиняются учителя, воспитатели, классные руководители .

1.5. В своей деятельности заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководствуется Конституцией Российской Федерации , Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами субъекта Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательствами; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Основные направления деятельности

Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе являются:

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

2.2 Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе на начальной ступени образовательного учреждения.

2.3. Методическое руководство педагогическим коллективом.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Участвует в процесс разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения:

 по определению необходимых изменений в целях начальной ступени школы;

 по определению необходимых изменений в учебном плане начальной ступени школы;

 по анализу соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ новым ФГОС и определению необходимых изменений;

 по анализу соответствия используемых образовательных технологий новым ФГОС и определению необходимых изменений;

 по анализу соответствия имеющихся условий реализации образовательной программы новым ФГОС и определению необходимых изменений;

 по анализу соответствия имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов новым ФГОС и определению необходимых изменений;

 участвует в проектировании и введении в действие организационного механизма управления реализацией проекта модернизации образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения;

 обеспечивает подготовку и проведение итоговой аттестации учащихся начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения;

3.2. Осуществляет контроль:

 процесса разработки проекта модернизации образовательной системы начальной ступени общеобразовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения, включающего:

 определение необходимых изменений в целях начальной ступени школы;

 определение необходимых изменений в учебном плане начальной ступени школы;

анализ соответствия содержания имеющихся предметных образовательных программ новым ФГОС и определение необходимых изменений;

 анализ соответствия используемых образовательных технологий новым ФГОС и определение необходимых изменений;

 анализ соответствия имеющихся условий реализации образовательной программы новым ФГОС и определение необходимых изменений;

 анализ соответствия имеющихся способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов новым ФГОС и определение необходимых изменений.

3.3. Периодически информирует педагогический совет и руководство образовательного учреждения о ходе и результатах введения новых ФГОС общего образования на начальной ступени общеобразовательного учреждения.

3.1. Организует текущее и перспективное планирование деятельности школы.

3.2. Координирует работу учителей, воспитателей, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности школы.

3.3.Обеспечивает использование и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.

3.4.Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соот­ветствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта; посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы, анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5.Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

3.6.Организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих).

3.7.Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и тех­нологий.

3.9. Организует учебно-воспитательную, методическую работу.

3.10. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.

3.11.Составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и замещенных уроков.

3.12.Обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации, ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного персонала.

3.13.Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся.

3.14.Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров , организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, повышает свою квалификацию.

3.15.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением, участвует в работе педагогического совета школы;

3.16.Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения.

3.17.Принимает меры по оснащению учебных кабинетов, мастерских современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой.

3.18.Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, составляет списки работников школы, подлежащих периодическим медицинским осмотрам.

3.19.Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности;

3.20.Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога накануне.

4.2. Давать обязательные распоряжения педагогам, младшему обслуживающему персоналу.

4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4. Принимать участие:

· в разработке образовательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов, в разработке проекта введения ФГОС нового поколения;

· в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов образовательной деятельности и методической работы;

· в аттестации педагогов и работе педагогического совета, Совета по введению ФГОС нового поколения;

· в подборе и расстановке педагогических кадров.

4.5. Вносить предложения:

· о начале, прекращении или приостановлении конкретных инновационных проектов на начальной ступени образовательного учреждения;

· по совершенствованию образовательной деятельности и методической работы;

· о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников образовательной деятельности.

4.6. Контролировать и оценивать ход и результаты групповой и индивидуальной деятельности педагогов начальной ступени образовательного учреждения, налагать вето на разработки, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

4.7. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-методического процесса заместитель директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, заместитель директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательствами.

6. Связи по должности

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам организации образовательного процесса.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками начальной ступени образовательного учреждения, заместителями директора, Советом по введению ФГОС нового поколения.

6.7. Исполняет обязанности директора и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

6.8. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Утверждение документа является особым способом введения документа в действие, санкционирующим распространение его на определенный круг организаций, должностных лиц и граждан (подп. 2.3.2.4 ГСДОУ).

В ГСДОУ указывается, что утверждение документа может производиться посредством:

  • грифа утверждения;
  • издания соответствующего распорядительного документа (подп. 2.3.2.4).

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, утверждение может производиться и другими документами.

В ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» находим подтверждение этому: документ утверждается должностным лицом (должностными лицами) или специально издаваемым документом (п. 3.16). Как видим, ГОСТ Р 6.30-2003 дает более широкую трактовку второго способа утверждения: документ может утверждаться «специально издаваемым документом», в то время как ГСДОУ говорит об издании «соответствующего распорядительного документа».

Оба способа утверждения имеют одинаковую юридическую силу, но какой из них выбрать?

Утверждение документа путем издания распорядительного документа

Такой вид утверждения используется в том случае, когда требуются дополнительные предписания и разъяснения. Например, приказом утверждается какой-либо Регламент. В любой компании потребуется время на доведение данного приказа и, соответственно, Регламента до сведения работников, а также на ознакомление с данным Регламентом. Поэтому даты подписания приказа и утверждения и введения в действие Регламента могут отличаться, что и отражается в приказе.

Также в приказе указывается перечень работников, до сведения которых должны быть доведены приказ и Регламент, и срок, в течение которого это должно быть сделано. Именно поэтому утверждение приказа путем издания распорядительного документа особенно актуально для компаний, которые имеют развитую сеть филиалов. В приказе обычно указываются Ф.И.О. работников, которые контролируют исполнение приказа. Если же такая формулировка отсутствует, то исполнение приказа контролирует тот работник, который подписал приказ.

Таким образом, издание распорядительного документа для утверждения какого-либо документа позволяет не только дать необходимые разъяснения, но и регламентировать работу, касающуюся не самого утверждаемого документа, а того, как наиболее эффективно ввести его в действие.

На практике документы могут утверждаться приказом, постановлением, решением, реже – протоколом.

Процедура утверждения документа другим документом

Сначала необходимо подготовить документ (например приказ), которым будет утверждаться другой документ (например, Регламент) (Пример 1).

ПРИМЕР 1

Приказ об утверждении Регламента

Открытое акционерное общество «ЭВЕРЕСТ»

ПРИКАЗ

03.10. 2011 № 52 о/д

Об утверждении

Регламента по работе

с дебиторской задолженностью

в ОАО «ЭВЕРЕСТ»

В целях совершенствования работы с клиентами ОАО «ЭВЕРЕСТ» (далее – Общество), а также для контроля за состоянием дебиторской задолженности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Регламент по работе с дебиторской задолженностью (Приложение) и ввести в его действие с 17 октября 2011 года.

2. Начальнику секретариата Маркиной А.П. ознакомить с настоящим приказом работников Общества в соответствии с Реестром рассылки в течение трех рабочих дней с даты подписания приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на коммерческого директора Порошина А.М.

Генеральный директор Волков Г.В. Волков

После подготовки утверждающего документа необходимо оформить на приложении к нему гриф утверждения.

Извлечение из ГОСТ Р 6.30-2003

3.16. […] При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

При утверждении документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

УТВЕРЖДЕН

решением общего собрания

акционеров от 05.04.2003 № 14

УТВЕРЖДЕНО

приказом ВНИИДАД

от 05.04.2003 № 82

Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа.

В нашем примере гриф утверждения Регламента по работе с дебиторской задолженностью будет выглядеть так:

УТВЕРЖДЕНО

приказом ОАО «ЭВЕРЕСТ»

от 01.07.2011 № 52 о/д


Обратите внимание: утверждаемый документ будет являться приложением к документу, которым он утверждается. В ГОСТ Р 6.30-2003 дается лишь один вариант оформления приложения.

Извлечение из ГОСТ Р 6.30-2003

3.21. […] В приложении к распорядительному документу (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения, решения) на первом его листе в правом верхнем углу пишут «Приложение №» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера, например:

Приложение № 2

к приказу Росархива

от 05.06.2003 № 319

Допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

к приказу Минздрава России

от 05.06.2003 № 251

В нашем примере это будет выглядеть следующим образом:

Приложение

к приказу ОАО «ЭВЕРЕСТ»

от 03.10.2011 года № 52 о/д

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ОАО «ЭВЕРЕСТ»

от 03.10.2011 № 52 о/д

Этот вариант оформления грифа утверждения и приложения вызывал среди специалистов много вопросов.

В Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Рриказом Росархива от 23.12.2009 № 76, были предложены два варианта оформления грифа утверждения и приложения:

На приложениях справочного характера к приказам, распоряжениям, правилам, инструкциям, положениям, планам, программам, договорам и другим документам отметка о приложении проставляется на первом листе приложения в правом верхнем углу. Если приложений несколько, они нумеруются (Приложение № 1, Приложение № 2). Если приложение одно, оно не нумеруется. В отметке о приложении указывается наименование вида основного документа, его дата и номер:

Приложение № 5

к приказу ЗАО «Северный путь»

от 15.07.2011 № 56

Если приложением к документу (например, к приказу) является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция, регламент и др.), в верхнем правом углу проставляется отметка о приложении, ниже – гриф утверждения документа, например:

Приложение № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом Росархива

от 12.11.2009 № 125

В нашем примере, учитывая, что приложение одно, оформление будет выглядеть следующим образом:

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

приказом ОАО «ЭВЕРЕСТ»

от 03.10.2011 № 52 о/д

Рекомендуем использовать именно этот вариант как более рациональный, но сразу заметим: чтобы для коммерческих организаций этот вариант сделать нормативным, его необходимо закрепить в Инструкции по делопроизводству.

Утверждение документа должностным лицом (должностными лицами)

Обычно этот способ используют при утверждении должностных инструкций, положений об отделах, актов проверок и ревизий, актов приема законченных строительством объектов, оборудования, актов экспертизы, актов передачи дел, актов ликвидации организаций, учреждений, предприятий, расценок на производство работ, сметы расходов, отчетов и др., т.е. при утверждении тех документов, которые не требуют дополнительных пояснений. Оформление грифа утверждения на таком документе, как правило, не вызывает вопросов, и при его оформлении можно использовать рекомендации ГОСТ Р 6.30-2003.

Извлечение из ГОСТ Р 6.30–2003

3.16. […] При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

УТВЕРЖДАЮ

Президент ЗАО «Ростекстиль»

Личная подпись В.А. Степанов

Допускается в реквизите «Гриф утверждения документа» центрировать элементы относительно самой длинной строки, например:

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

АО «Электронные технологии»

Личная подпись Л.В. Кузнецов

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне.

Утверждаемый документ должен быть подписан. В соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 приложения должны быть подписаны исполнителем или руководителем подразделения, подготовившего документ, и датированы.

Какие документы подлежат утверждению?

В каждой организации должен быть определен перечень документов, подлежащих утверждению. Такой перечень можно включить в Табель унифицированных форм документов или Инструкцию по делопроизводству организации.

При составлении перечня можно руководствоваться примерным перечнем документов, подлежащих утверждению, который приведен в Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003.

Примерный перечень документов, подлежащих утверждению

Акты (проверок и ревизий, приема законченных строительством объектов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, учреждений, предприятий и т.д.)

Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капитальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ, технические и т.д.)

Инструкции (правила) (должностные, по делопроизводству, технике безопасности, внутреннего трудового распорядка и т.д.)

Нормативы (расходов сырья, материалов, электроэнергии, технологического проектирования, численности работников и т.д.)

Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно0-исследовательских работах и т.д.)

Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем, предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других организаций, с указанием сроков хранения материалов и т.д.).

Планы (производственные, строительно-монтажных, проектно-изыскательских, научно-исследовательских работ, внедрения новой техники; кооперированных поставок продукции; распределения продукции по установленной номенклатуре; доходов по жилищно-коммунальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого совета и т.д.)

Положения (об организации, о структурном подразделении, о премировании и т.д.)

Программы (проведения работ и мероприятий; командировок и т.д.)

Расценки на производство работ

Сметы (расходов на содержание аппарата управления, зданий, помещений, сооружений, использования средств фонда предприятия, на подготовку и освоение производства новых изделий; на капитальное строительство и т.д.)

Стандарты (государственные, национальные, организации, отраслевые)

Структура и штатная численность

Тарифные ставки

Уставы организаций

Формы унифицированных документов

Штатные расписания и изменения к ним

Основанием для составления перечня документов, требующих утверждения, являются законодательные и ведомственные нормативные акты, устанавливающие обязательную процедуру утверждения тех или иных документов. Причем законодательные акты могут касаться не только организационно-распорядительных документов, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности, но и других видов документов.

Так, большое внимание при составлении перечня документов, которые требуют утверждения, следует уделить первичным учетным документам. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых и ведется бухгалтерский учет.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 01.07.2011) и постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах» Госкомстат России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждает альбомы унифицированных форм первичной учетной документации. Примерный перечень первичных учетных документов, которые требуют утверждения, приведен в таблице.

Примерный перечень первичных учетных документов, требующих утверждения

Нормативно-правовой акт
Наименование документа, требующего утверждения

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

№ Т-7 «График отпусков»;

№ Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

№ ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

№ ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

№ ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

№ ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

№ ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

№ ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

№ ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»

Постановление Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной первичной учетной формы первичной учетной документации № АО-1 “Авансовый отчет”»

№ АО-1 «Авансовый отчет»

Постановление Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

№ КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам »,

№ ТОРГ-1 «Акт о приемке товаров»;

№ ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей»;

№ ТОРГ-4 «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика»;

№ ТОРГ-5 «Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика»;

№ ТОРГ-6 «Акт о завесе тары»;

№ ТОРГ-15 «Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей»;

№ ТОРГ-16 «Акт о списании товаров»;

№ ТОРГ-20 «Акт о подработке, подсортировке, перетаривании товаров»;

№ ТОРГ-21 «Акт о переборке (сортировке) плодоовощной продукции»;

№ ТОРГ-22 «Акт о контрольной (выборочной) проверке яиц»

Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Кроме того, при составлении перечня следует учитывать и вид деятельности организации, т.к. унифицированные формы первичной учетной документации могут разрабатываться отдельно для различных направлений деятельности. Примером могут служить постановления Госкомстата России: от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья» и от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

Кроме того, следует учитывать, что при составлении перечня документов, требующих утверждения, большое значение имеет организационно-правовая форма юридического лица, т.к. законы, регулирующие конкретную организационно-правовую форму юридического лица, содержат требования по поводу утверждения тех или иных документов (как правило, в них приводится перечень таких документов), например:.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ

«Об акционерных обществах»

(в ред. от 28.12.2010)

Статья 48. Компетенция общего собрания акционеров

1. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

1) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;

[…] 10) утверждение аудитора общества;

[…] 11) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года;

[…] 19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества…

Статья 65. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества

1. […]К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:

[…] 3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

[…] 13) утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества…

Извлечение

из Федерального закона от 06.02.1998 № 14-ФЗ

«Об обществах с ограниченной ответственностью»

(в ред. от 11.07.2011)

Статья 32. Органы общества

[…] 2.1. […] Уставом общества может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся:

[…] 6) утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества)…

Статья 33. Компетенция общего собрания участников общества

1. К компетенции общего собрания участников общества относятся:

[…] 6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

[…] 12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов…

Извлечение

из Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

(в ред. от 19.07.2011)

Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия:

[…] 4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

[…] 12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.

Обратите внимание

Чтобы документ был утвержден должностным лицом, такое лицо должно обладать правом утверждения (подписи) документа.

Как правило, в соответствии с учредительными документами право подписывать и утверждать все документы организации имеет единоличный исполнительный орган – генеральный директор (директор, президент). В некоторых случаях в учредительных документах могут быть указаны должности руководителей, которые также могут подписывать и утверждать документы наряду с единоличным исполнительным органом. На практике такие варианты встречаются редко. В основном право подписи и утверждения каких-либо документов (за исключением документов, связанных с трудовым правом) делегируется на основании отдельного приказа о предоставлении права подписи конкретному должностному лицу или фиксируется в приказе о распределении обязанностей, в котором указываются не только полномочия отдельных руководителей, но и те документы, которые они могут подписывать и утверждать в пределах своих полномочий.

Иначе обстоит дело с первичными учетными документами. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2006 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010) перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Но на практике часто встречаются такие формы документов, которые требуют утверждения руководителями сразу двух организаций, например: унифицированные формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», № ОС-16 «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)», утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. При утверждении таких первичных учетных документов не единоличным исполнительным органом, а другими должностными лицами последние должны быть включены в перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, который утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером, а также должна быть подготовлена доверенность.


Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (одобрена Коллегией Главархива СССР 27.04.1988; приказ Главархива СССР от 25.05.1988 № 33).

Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 / Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова; Росархив, ВНИИДАД. М., 2003. 90 с.