Общение в малых группах презентация. Определение малой группы


Обществознание, профильный уровень

Урок 88-89

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Д.З: § 34, ?? (с.359),

задания (с.359-360)

© ред. А.И. Колмаков


  • объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
  • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
  • Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий

  • малая группа;
  • условная группа;
  • референтная группа;
  • групповые нормы;
  • социометрия;
  • деиндивидуализация;
  • групповая интеграция;
  • дружеские отношения.

  • Группы условные.
  • Референтная группа.
  • Межличностные отношения в группах.
  • Интеграция в группах

разного уровня развития.

Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?



Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).






Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».


Проверь себя

  • Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
  • Укажите три признака малой группы как системы.
  • Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
  • Какими бывают малые естественные группы?
  • Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
  • Опишите виды отношений в малой группе.
  • Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

А.1. К условной группе не относится

а) жители субъекта РФ;

б) люди с высшим образованием;

в) семья;

г) индивиды

А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

а) малая группа;

б) большая группа;

в) референтная группа


А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах

А. Первичная группа отождествляется с малой

Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.4. Что характеризует референтную группу?

а) нормативная и сравнительная функции;

б) не значима для человека;

в) группа, где человек не имеет эталона поведения


А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений

а) условная;

б) реальная;

в) естественная;

г) лабораторная

А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?

а) группа членства;

б) условная группа;

в) реальная группа;

г) большая группа


А.7. Верны ли следующие суждения?

А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.

Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.8. Верны ли следующие суждения?

А. К естественным первичным группам относится семья

Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе

а) многочисленный состав группы;

б) психологическая и поведенческая общность её членов;

в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;

г) создаются для выполнения экспериментальных заданий

А.10. Верны ли следующие суждения?

А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения

Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:

организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

большие, малые, референтные, реальные, экологические.

В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные


В.4. Установите соответствие

А. Гринпис

Б. Поэтический кружок.

В. Школьный класс.

Г. Международное объединение защиты животных

1) малая группа;

2) большая группа

В.5. Установите соответствие

А. Семья

Б. Люди с высшим образованием

В. Класс

Г. Бригада рабочих.

1) условные группы;

2) реальные группы


Задания С.

С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.

С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.

«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.


Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
  • Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад
План
  • Человек в группе
  • Социальные группы: большие и малые
  • Статус, роль и позиция человека в группе
  • Групповые нормы, ценности, санкции
  • Групповой эгоизм
  • Конформизм и коллективизм.
Человек в группе
  • Человек не может жить в полном одиночестве.
  • Социальная группа - это объединение людей с целью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общими чертами психологического склада), профессии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам.
Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку.
  • Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).
Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
  • Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).
.
  • Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
  • По количественному составу: от 2 до 40 человек.
  • Малую группу характеризуют: наличие общей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, определенный эмоциональный фон, длительность существования, добровольный характер, наличие взаимных ожиданий.
Малые группы бывают:
  • Малые группы бывают:
  • условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
  • реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
  • естественными (складывающимися сами по себе).
Естественные группы делятся на:
  • Естественные группы делятся на:
  • неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
  • формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.
  • Группа оказывает определенное давление
  • на индивида.
  • По способу реакции на такое давление определяют возможные модели поведения :
  • конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии),
  • внушаемость (человек принимает линию поведения),
  • активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы),
  • нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).
Группы могут быть первичными и вторичными.
  • Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.
  • Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.
Спасибо за внимание!
  1. 1. Малые группыМалые группы 10 класс. Профиль. МБОУ СОШ №55. Федотова О.П.
  2. 2. ПланПлан  1. Что такое малая группа1. Что такое малая группа  2. Какими бывают группы2. Какими бывают группы  3. Референтная группа3. Референтная группа  4. Межличностные отношения в4. Межличностные отношения в группахгруппах  5. Интеграция в группах5. Интеграция в группах
  3. 3. 1. Что такое малая группа1. Что такое малая группа Немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении Основа отношений, ценностей и норм поведения – общение и совместная деятельность
  4. 4. Малая группаМалая группа СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМАСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМАДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОТКРЫТАЯ СИСТЕМАОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ НЕКОТОРОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮОБЛАДАЕТ НЕКОТОРОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮ
  5. 5. 2. Какими бывают группы2. Какими бывают группы (КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП)(КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП) УСЛОВНЫЕУСЛОВНЫЕ РЕАЛЬНЫЕРЕАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ
  6. 6. Малые группыМалые группы ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА И РЕФЕРЕНТНЫЕГРУППЫ ЧЛЕНСТВА И РЕФЕРЕНТНЫЕ
  7. 7. 3. Референтная группа3. Референтная группа  ГРУППЫГРУППЫ РЕАЛЬНЫЕ ИЛИ УСЛОВНЫЕ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМИ ОН СООТНОСИТ СЕБЯ КАК С ЭТАЛОНОМ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ КОТОРЫХ ОН РАЗДЕЛЯЕТ, СРАВНИВАЕТ С НИМИ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И ПОСТУПКИ
  8. 8. Функции референтной группыФункции референтной группы СРАВНИТЕЛЬНАЯСРАВНИТЕЛЬНАЯНОРМАТИВНАЯНОРМАТИВНАЯ
  9. 9. 4. Межличностные отношения4. Межличностные отношения в группахв группах ОФИЦИАЛЬНЫЕ – НЕОФИЦИАЛЬНЫЕОФИЦИАЛЬНЫЕ – НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ДЕЛОВЫЕ – ЛИЧНЫЕДЕЛОВЫЕ – ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ Межличностные отношения в группе – это сложная система связей личности с группой и каждым её членом
  10. 10. 5. Интеграция в группах5. Интеграция в группах ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ * ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ* ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВСЕХ ВИДОВСИСТЕМА ВСЕХ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙОТНОШЕНИЙ * ОТНОШЕНИЯ* ОТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ,НРАВСТВЕННЫЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОРМАМ И ТРЕБОВАНИЯМНОРМАМ И ТРЕБОВАНИЯМ РАЗВИТАЯРАЗВИТАЯ МАЛАЯМАЛАЯ ГРУППАГРУППА
  11. 11. Групповая интеграцияГрупповая интеграция ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (СОЗНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ)(СОЗНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ) СОГЛАСОВАННОСТЬСОГЛАСОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГОЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПРИ РЕШЕНИИПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПРИ РЕШЕНИИ ОБЩИХ ЗАДАЧОБЩИХ ЗАДАЧ СТЕПЕНЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,СТЕПЕНЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОРИЕНТАЦИЙ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ ПООРИЕНТАЦИЙ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТАМОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТАМ
  12. 12. Групповая интеграцияГрупповая интеграция НЕПРЕРЫВНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕНЕПРЕРЫВНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССЫ СПЛОЧЕННОСТИ, РУКОВОДСТВА ИПРОЦЕССЫ СПЛОЧЕННОСТИ, РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВАЛИДЕРСТВА  ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ  ОСЛАБЛЕНИЕОСЛАБЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИОТВЕТСТВЕННОСТИ  ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Семья как малая группа». 1. Особенности семьи как малой группы. 2. Психология семейных отношений. 3. Тендерное поведение. 4. Воспитание в семье.

C емья - это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

Особенности семьи как малой группы Семья - это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга

ВИДЫ СЕМЕЙ

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

Психология семейных отношений «Нет ничего проще семьи, нет ничего сложнее семьи». Спектр семейных взаимоотношений муж - жена; родители - дети; дети - дети; дети - бабушка (дедушка); супружеская семья - родительская семья и т. д.

Гендерное поведение Гендерные роли -нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению ». Выполнение соответствующей тендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Г ендерные различия

Воспитание в семье Семейное воспитание - осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи.

Задание для группы «Родители» Составьте портрет идеального ребенка, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в детях. Задание для группы «Молодежь» Составьте портрет идеального родителя, т. е. наделите его чертами, которые вам представляются наиболее важными в родителях. Оформите свою работу на плакате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая работа направлена на проверку знаний по теме "Семья как малая группа" в 10 классе профильного уровня. Содержит два задания (текст в формате ЕГЭ)...

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Малые группы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Понятие малой группы

Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Характеристики: Психологическая общность Наличие «мы- чувств» Поведенческая общность Основа: Общение и совместная деятельность – основа для возникновения эмоциональных отношений в группе и особых групповых ценностей и норм поведения.

Слайд 3

Малая группа как система

Социальная система Динамическая система Открытая система Самодостаточность

Слайд 4

Классификация малых групп

Условные группы Объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные группы Действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Они возникают: в связи с потребностями общества; по желанию включенных в эту группу людей.

Слайд 5

Лабораторные группы Создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий согласно целям своих исследований Естественные группы Возникают в ходе развития общества. Подразделяются: на большие и малые; первичные и вторичные Первичные - между людьми существуют непосредственные контакты Вторичные - непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники»

Слайд 6

Формальные группы Создаются определенными организациями со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней четко определены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения Неформальные группы Добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают самостоятельно. Могут возникать внутри формальных групп. Статусы и роли не прописаны, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.

Слайд 7

Референтные группы

Референтные группы – реальные или условные, значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ним свои взгляды и поступки. Функции референтной группы: Нормативная Сравнительная

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.