Рассказы для детей — Лев Николаевич Толстой. Чтение рассказа Л



4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Галка и кувшин

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Крысы и яйцо

Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

Жучка

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Волк и коза

Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

Обезьяна и горох

(Басня)
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

Мышка, кот и петух

Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

Лев и мышь

(Басня)

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

Варя и чиж

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Старый дед и внучек

(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема: «Пересказ произведения Л. Н. Толстого «Умная галка»

Интеграция областей «Познание», «Коммуникация».

Цель:

1. Познакомить детей с новым произведением, учиться понимать содержание рассказа, пересказывать произведение близко к тексту.

Задачи:

1.. Учиться называть признаки предметов. Сравнивать, видеть главное.

2. Формировать умственные способности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

3. Учиться работать в коллективе. Радоваться итогам коллективного труда.

Материал для занятия: Глиняный кувшин. Камешки разной величины. формы, цвета. Две прозрачные банки с уровневой отметкой и цветной водой. Бумажный контур кувшина, цветная бумага, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент пальчиковая гимнастика «Птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке. - «зовущие» движения пальцев 4 раза

Приготовлю крошки Хлебушка немножко -«режущие» движения одной ладони по другой

Эти крошки – голубям - тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – воробьям. - тереть подушечки пальцев друг о друга

Галки да вороны, Ешьте макароны! - вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках? (Кувшин) Сейчас мы будем играть с кувшином. передавайте его по кругу и называйте признаки кувшина. т. е какой он? (Дети называют признаки, воспитатель делает обобщение)

Это кувшин. Он вместительный, красивый, твердый, гладкий, холодный, блестящий, глиняный, пустой, коричневый, хрупкий. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья вокруг стола.

Воспитатель: У меня на столе две банки с водой. Чтобы вам хорошо было видно, я закрасила воду в голубой цвет и отметила, докуда налита вода. Воспитатель задает вопрос: «Сколько воды в банках? Где больше? Или одинаково?» (Дети рассматривая, делают выводы). Вывод: воды в банках одинаковое количество.

Воспитатель: Дети как вы думаете? Что будет с водой, если в воду наложить камушки? Поднимется вода кверху или нет (слушаю все ответы детей). А давайте посмотрим, что получится, если в банку с водой положить камешки.

Камешки будем класть в левую банку (Дети по очереди кладут камешки в банку с водой)

Воспитатель: Что стало с водой (Ответы детей) Почему вода поднялась вверх (Добиваюсь ответа, что камни заняли место воды. они ее вытеснили. Делаю вывод: В банке камешки вытеснили воду, заняли ее место. (Предлагаю детям сесть на ковер)

Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ Льва Николаевича Толстого (специально не называю название рассказа, читаю). После чтения задаю вопросы по содержанию.

Вопросы

Зачем галка подлетела к кувшину? (хотела пить, чтобы напиться)

Почему она сразу не смогла напиться? (воды в кувшине было мало, Галка не могла достать)

Что сделала галка? (Стала бросать камешки в кувшин)

Что стало с водой в кувшине? (Вода поднялась до краев кувшина)

Смогла галка напиться? (Да, смогла)

Как можно назвать галку? (Догадливая, смышленая, умная.)

Воспитатель: Да дети, рассказ так и называется «Умная галка».

Повторное чтение и пересказы детей.

Физкультминутка

Лебеди летят, --- (Плавные движения руками)

Крыльями машут. --- (движения с большой амплитудой.)

Прогнулись над водой, --- (наклоны вперед, качая головой.)

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться, --- (Выпрямиться)

Очень бесшумно на воду садятся. --- (Приседания)

(Предлагаю детям подойти сесть за столы, Показываю детям контур кувшина на ватмане)

Воспитатель: Сегодня мы будем наполнять кувшин камнями. Давайте вспомним какие мы видели камешки по цвету (коричневые, черные, серые). А по форме? (похожие на овал, круг, треугольник, бесформенные)

Какие бывают камешки по величине (мелкие, крупные)

Воспитатель: «Дети на столе лежит бумага разного цвета. Вы будете делать камешки путем обрывания этой бумаги. Но для этого вы должны мысленно представить какой камень будет у вас. Полученные камешки вы будете наклеивать на наш кувшин. (Дети обрывают бумагу и наклеивают камешки в кувшин). Затем предлагаю кому-нибудь из детей нарисовать как поднялась вода в кувшине.

Воспитатель: Вы сегодня просто молодцы. Много узнали. Замечательно пересказали рассказ. Скажите, что для вас было трудно? А что получалось легко? Что вам особенно понравилось? (дети отвечают, со всеми детьми любуемся выполненной работой, радуемся совместной деятельностью в коллективе).


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №565

Кировского района Санкт-Петербурга

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по альтернативному чтению

в 3-а классе

ТЕМА: Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка».

учитель класса «Особый ребенок»

Костина Ирина Олеговна

2011-2012 уч. год

ТЕМА : Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Умная галка».

ЦЕЛЬ : формировать интерес и любовь к природе через ознакомление с художественным произведением.

ЗАДАЧИ :

Образовательные:

    Познакомить учащихся с новым рассказом;

    Формировать умения слушать художественное произведение.

    Учить отвечать на вопросы по произведению.

Коррекционно-развивающие:

    Развивать, обогащать и активизировать словарный запас;

    Развивать умение отвечать полным ответом;

    Развивать внимание, мышление, память;

    Развивать мелкую моторику рук и координацию движений;

    Воспитывать умения слушать инструкцию и выполнять задания;

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к художественному слову;

    Повысить интерес учащихся к обучению;

    Воспитание аккуратности;

    Воспитывать любовь и уважение к природе;

    Воспитывать умение работать в коллективе.

СЛОВАРЬ : воробей, голубь, дятел, сова, снегирь, синичка, галка, кувшин, камни, умная галка.

ОБОРУДОВАНИЕ : текст рассказа, картинки с птицами, кувшин с водой, камни, раздаточный материал для аппликации: листы бумаги, галка, кувшин и камни из бумаги, карандаши, клей.

ТЕХНОЛОГИИ : объяснительно-иллюстративная, коррекционно-развивающая, здоровьесберегающая, интегрированное обучение.

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент.

«Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Тихо сели девочки-

Тихо сели мальчики.»

К нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся и начнём наш урок.

Учащиеся здороваются с гостями, садятся ровно.

Вводная часть

Какое время года? Назовите весенние месяца. Какой сейчас месяц?

Каких птиц вы знаете?

Как много птиц Вы знаете. Сегодня мы с Вами познакомимся ещё с одной птицей- это галка.

Галка – это серая птица, только голова и крылья у неё чёрного цвета. Галки живут рядом с людьми: в парках, садах.

А знаете, почему эту птицу зовут галка? Потому что когда галка кричит, то слышится: ГАЛ-КА.

Как кричит галка?

Галка очень умная птица. Хотите, я расскажу вам одну историю о галке?

Весна. Март, апрель, май. Сейчас апрель.

Ворона, дятел, голубь, воробей...(если учащиеся затрудняются, учитель показывает картинки с птицами).

Учитель показывает картинку с галкой.

Звукоподражание: Гал-ка, гал-ка.

Тема занятия.

Сегодня на уроке я вам прочитаю рассказ Льва Толстого «Умная галка».

Основная часть.

1 .Чтение рассказа.

Педагог читает рассказ и показывает иллюстрации из книги.

Динамическая пауза. «Птицы»

Птицы летели,

На веточку сели.

Веточка качается –

Неплохо получается.

Махи руками.

Приседают.

Наклоны туловища

влево- вправо.

2. Беседа по рассказу.

Как называется рассказ?

О ком рассказ?
- Что хотела галка?

Что стояло на дворе?
- Галка смогла попить воду из кувшина?

Почему галка не смогла достать воды?

Что галка стала делать?

Смогла ли галка попить воды из кувшина, когда набросала туда камней?
- Как вы думаете, галка в рассказе умная или глупая?

Учитель добивается от учащихся полных ответов.

Умная галка.

О птице. О галке.

Галка хотела попить воды.

На дворе стоял кувшин.

Нет. Галка не смогла попить.

Воды в кувшине было мало.

Галка стала бросать в кувшин камни.

Воды стало много. Галка попила.

Галка умная. Галка смогла попить воды из кувшина. Галка набросала в кувшин камни и попила.

3. Опыт.

Ребята, а давайте посмотрим, как поднимается вода в кувшине, когда туда бросаешь камни.

Вы заметили, что происходит с водой в кувшине?

Учитель выставляет на стол прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.
Дети бросают в воду камешки.
-Воды стало много.

Динамическая пауза.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем
И бегаем кругом.»

Учащиеся выполняют движения за учителем.

4. Повторное чтение рассказа.

Учитель читает рассказ. На доске висят картинки к рассказу.

5. Аппликация «Умная галка».

Ученики приклеивают на лист бумаги кувшин. На кувшин приклеивают галку. В кувшин приклеивают камни. Карандашом раскрашивают кувшин («в кувшине много воды»).

Итог урока.

Сегодня на уроке мы читали рассказ Л.Н.Толстого «Умная галка».

Галка –это умная птица.

Вам понравился наш урок?

Оценка деятельности учащихся

Молодцы, все хорошо работали на уроке.

Посмотрите, какие красивые картинки у вас получились. Все галки смогли напиться воды.

Окончание занятия.

Наш урок окончен. Тихонько встаньте. Задвиньте стулья и можете идти на перемену.

Учащиеся встают, задвигают за собой стулья и выходят на перемену. о детях Расширение круга чтения (Н...

  • Процесс обучения грамоте по учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука» предполагает три этапа: подготовительный, основной, повторительно-обобщающий

    Учебник

    У него было три сына: двое умных , третий – дурачок Емеля. Те братья... звук [л] мягко в словах: лук (люк), галка (галька), полка (полька), ел (ель... о них вы узнаете в старших классах. Чтение рассказов Л. Н. Толстого , с. 220. 1) Работа с первым текстом. ...

  • Рабочая программа II младшей группы мбдоу «Детский сад «Теремок»» г. Болгар Спасского муниципального района рт на 2013-2014гг воспитатели: Панкратова А. С

    Рабочая программа

    Бианки. «Мишка-башка»; М. Зощенко. «Умная птичка»; Л. Петрушевская. «Поросенок Петр и... она издает. Наблюдать за галками . Познакомить с особенностями внешнего... Вераксы и др Стр.174 Тема: Чтение рассказов Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя...

  • Рабочая программа учебного курса литературного чтения для учащихся 3 класса моу «Турунтаевская районная гимназия»

    Рабочая программа

    Ю.И.Коваль. Тучка и галки . А.Фет. Весенний дождь.С. ... краю в стихотворении А.К.Толстого . Уметь красиво формулировать... , а потом доброго и умного создателя. Ответы на вопросы... звукоподражанием, определять скорость чтения рассказа . Проверка литературной...

  • Конспект ОД « Чтение и пересказ рассказа Л.Н.Толстого « Хотела галка пить…»

    Программное содержание : познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Н.Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности; учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными. Предварительная работа : знакомство детей с видами птиц, наблюдение за повадками птиц во время прогулок; чтение маленьких рассказов Л.Н.Толстого: «Варя и чиж»; «Котёнок»; «Лев и собачка».

    Ход занятия.

    На интерактивной доске появляется птица - галка. На столе стоит стеклянный кувшин, на дне которого вода.

    Это галка, а вот это кувшин. Галка и кувшин. Они совсем не похожи друг на друга. Высокий стеклянный – это? (Кувшин). Чёрная, большая – это? (Галка). – Отгадайте, про кого можно сказать так: «умная». – Правильно. Умная галка. Какой я показала вам кувшин? (Высокий, стеклянный). А как охарактеризовала галку? (Умная, чёрная, большая птица). – Посмотрите, а что это галка делает? На доске показать отрывок из мультфильма как галка ходит вокруг кувшина, заглядывает в него, опускает в кувшин клюв. – Зачем она опускает в кувшин клюв? Чего хочет? (Пить хочет). – А почему не пьёт, если пить хочет? (Не может достать воды. Вода на самом дне.) - Как же быть? Как помочь птице? (Выслушиваются ответы детей). Сказать, что есть ещё одна возможность помочь галке: достать и поставить рядом с кувшином камешки, отметив цветным мелком границу первоначального положения воды. Бросить в воду камешки. Спросить у детей что они заметили. (Вода поднимается к краям кувшина. Когда вода поднимается до верха, объяснить, что такой способ добывания воды из кувшина придумала сама галка. Об этом рассказал замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой в маленьком рассказе « Хотела галка пить…» Сейчас я вам его прочту. Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Хотела галка пить…» Беседа по вопросам: - О ком этот рассказ? Что хотела галка? Где стоял кувшин? Сколько было воды в кувшине? (Только на дне). Галка могла достать воду или нет? Что стала делать галка? (Она стала кидать в кувшин камешки. И столько накидала, что вода стала выше и можно было пить. Вот какая умная птица.)

    Физкультминутка.

    Утром встала галка.(потянуться, руки вверх, вдох – выдох) Сделала зарядку, (рывки руками перед грудью) Повернулась вправо – влево (повороты) Села – встала, села – встала (приседать). В небо посмотрела (посмотреть вверх, ладонь приложить ко лбу). Прочь улетела (ходьба, переходящая в бег). Повторное чтение рассказа. Затем предложить детям его пересказать (4 – 5 человек). В конце занятия галка благодарит детей за пересказ и прощается.


    Пересказ рассказа

    Л.Н. Толстого

    «Умная галка».

    Старшая группа.

    Программные задачи : познакомить с новым художественным произведением, развивать слуховое внимание, продолжать учить отвечать на вопросы по тексту, совершенствовать навык пересказа, работать над выразительностью речи, пополнять словарный запас детей, продолжать формировать грамматический строй речи: один - много.

    Цель: формировать умение пересказывать текст, не нарушая последовательности.

    Материал: портрет Л.Н. Толстого, кувшин, камешки, плоская картинка галки, голос галки в аудиозаписи, текст рассказа.

    Предварительная работа: чтение рассказов Л.Н. Толстого, рассматривание картинок с изображением птиц, наблюдение за птицами на участке, слушание аудиозаписи с голосами птиц.

    Ход занятия:

    Отгадайте загадку:

    «Черная птица никого не боится,

    На зиму не улетает нашу местность оживляет».

    (Ответы детей)

    Сегодня мы познакомимся с повадками этой удивительной птицы галки. Почему эта птица называется галка? (ответы) При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка», «гал-ка», а также каркает по - вороньему. Вот послушайте (слушаем голос галки).

    Обитают галки в лесах, парках и рядом с человеком. Галки круглый год живут парами. Даже в больших стаях можно заметить множество парочек.

    Галка уничтожает вредных насекомых, улиток. Поэтому галка полезная птица.

    Галки умные птицы. Однажды случилась такая история: (рассказ с показом) На стоял кувшин с водой. Прилетела галка и начала кружить вокруг кувшина, заглядывать в него.

    - Как вы думаете, что хотела галка? (галка хотела пить)

    - Но могла ли она напиться? (нет)

    - А почему? (воды в кувшине мало, галке не достать)

    - Но как же быть? (ответы детей)

    А умная птица галка придумала вот что: начала бросать в него камушки. Вы заметили, что происходит? (ответы детей) Вода поднимается к краям кувшина. Галка бросала камушки до тех пор, пока вода не поднялась так, что птица смогла достать до нее клювом и напиться. Вот какой способ придумала галка.

    Об этой истории замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой написал в маленьком рассказе «Умная галка». Послушайте рассказ.

    Чтение рассказа Толстого «Умная галка».

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

    - Кто написал рассказ? (Л.Н. Толстой)

    - Как называется рассказ? («Умная галка»)

    - О ком рассказ? (о птице галке)

    - Что хотела галка? (галка хотела пить)

    - Что стояло на дворе? (на дворе стоял кувшин)

    - Почему галка не смогла достать воды? (потому что в кувшине было мало воды)

    - Что стала делать галка? (галка стала бросать камни в кувшин)

    - Смогла ли галка попить воды из кувшина, когда набросала туда камней? (ответы детей)

    Ребята как вы думаете, почему рассказ называется «Умная галка»? (ответы детей)

    Правильно. Молодцы. Русский писатель Л.Н. Толстой считает галку умной, потому что она догадалась набросать в кувшин камешки.

    Физкультминутка:

    Птицы - галки летели Дети изображают птиц, машут руками

    Да летели, да летели (крыльями); бег по кругу, присели,

    И присели, посидели. полетели на место, на стульчики.

    Буйный ветер налетел

    Птичек унести хотел.

    Галки спрятались в гнездо

    Там уютно и тепло.

    А теперь я еще раз прочитаю рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». Старайтесь хорошо запомнить рассказ, потому что вы будете его пересказывать. Пересказ детьми 4-5 чел.

    Дидактические игры:

    1. Ласковые слова:

    Воробей - воробушек

    Голубь - голубок

    Грач - грачонок

    Ворона - вороненок

    Орел - орленок

    Сова - совенок

    Журавль - журавленок

    Аист - аистенок

    1. Закончи предложение:

    - На зиму у нас остаются (воробьи, синицы, галки, вороны, сороки и др.).

    - Мы все хорошо знаем серенького бойкого…(воробья).

    - Белые бока и длинный хвост у…(сороки).

    - Зимой птицам как? (холодно, голодно)

    - Их надо подкармливать (хлебными крошками, зернами).

    Итог занятия: Что нового узнали. Что понравилось. Припоминание названия рассказа, автора. Обобщение, итог занятия.