Современный русский турист кто он в журналах. История создания Российского общества туристов (РОТ)


) - одна из первых и крупнейшая для своего времени организация, объединившая любителей активных путешествий в России на рубеже XIX - вв. В современной России преемником «Российского общества туристов» является Федерация спортивного туризма России , ранее именовавшаяся «Туристско-спортивный союз России » (ТССР) .

Сфера деятельности

Первоначально Общество ставило перед собой цель по возможности поощрять прогулки на велосипедах и рекорды на большие расстояния.

После официального создания Общество ставит своей целью выработать условия для путешествий на велосипедах по России и за её пределы, способствовать устройству таких путешествий и организовать совместные поездки на более или менее дальние расстояния. Общество предполагало издавать дорожники и сборники в помощь участникам путешествий, а также постепенно создать карту Российской империи .

После создания института представителей Общества на местах началось разъяснение Программы и Устава Общества, установление связи с местными велосипедными организациями. Такая активная политика Общества способствовала укреплению его влияния во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Общество проводило активную работу по составлению новых шоссейных карт для любителей путешествий.

Издательская деятельность

  • журнал «Русский турист» с приложениями - «Дорожник » и «Ежегодник» (своеобразная дорожно-справочная книжка);
  • журнал «Экскурсионный вестник»;
  • журнал «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса);
  • журнал «Русский экскурсант» (Ярославль);
  • теоретико-методическая и справочная литература;
  • путеводители

Устав

РОТ в условиях русской революции

Сохранилось свидетельство о том, что туристское и экскурсионное дело использовалось даже при проведении загородных экскурсий. В мае 1914 года в Юкках под видом научных экскурсий состоялись политические митинги рабочих, а Сампсониевское общество образования и профсоюзы печатников под видом экскурсии в Лахту (Санкт-Петербург) провели 8 июня 1914 года большой митинг.

Прекращение деятельности Общества

Общество Пролетарского туризма

Журнал «Русский турист»

Журнал «Русский турист» - официальный печатный орган «Российского общества туристов» ( -). Регулярно, раз в месяц, выходил с по 1912 год . В 1913 году вышло всего 4 номера, после чего журнал закончил первый этап своего существования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Русский туринг-клуб
  • 1.1 Зарождение Русского туринг-клуба
  • 1.2 Деятельность Русского туринг-клуба
  • 1.3 Проведение школьных экскурсий
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Возникновение туризма на территории России уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Можно выделить пять этапов:

Первый этап - просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - с. 87

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений - "Тифлисский альпинистский клуб", "Крымский горный клуб", "Общество велосипедистов-туристов", "Российское общество туристов" и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России. В царской России туризм как общественное явление не получил должного развития, хотя в это время уже были научно обоснованные рекомендации известных ученых-педагогов Е.А. Покровского и П.Ф. Лесгафта по использованию походов как важного средства воспитания людей. Накануне Октябрьской революции здесь существовали лишь немногочисленные клубы и секции, объединявшиеся Российским обществом туристов и культивировавшие в основном водный, велосипедный и горный туризм. Членство общества было привилегией имущего населения. При посредстве общества издавались малым тиражом путеводители с описанием наиболее популярных маршрутов по Крыму и Северному Кавказу, по некоторым рекам и озерам. Появились первые профессиональные инструкторы по туризму, а также специально оборудованные базы для обслуживания туристов. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. - М.: ФиС, 1987. - с.19

Третий этап - начало становления массового туризма.

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России - февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

1. Русский туринг-клуб

Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой. туринг путеводитель экскурсия

Наиболее образованные и передовые люди путешествовали и совершали экскурсии с познавательной целью. Для этого они создавали небольшие по составу организации - общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано "Общество любителей естествознания", члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этнографии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу и культуру края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами. Седова Н/А. Культурно-просветительный туризм. - Омск: Омский государственный институт сервиса, - с.8

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. Русское горное общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917г. Квартальнов В.А. Туризм - с. 12

1.1 Зарождение Русского туринг-клуба

22 октября 1894 года в журнале "Велосипед" было опубликовано обращение члена московского клуба велосипедистов, почетного консула Всеобщего союза велосипедистов (объединения союзов велосипедного спорта Европы и Америки) Карла Петерса, в котором он призвал провести в 1895 году поездку на велосипедах по маршруту Москва - Петербург. В ходе развернувшегося на страницах журнала обсуждения возникла идея создать в России по образцу западных стран союз велосипедистов-туристов.

15 апреля 1895 года в Петербурге по решению министра внутренних дел состоялось учредительное собрание Общества велосипедистов-туристов и его официальное открытие. Именно эта дата принята нынче как исток российского туризма.

Пользуясь правительственным разрешением 27 членов-учредителей, на первом Общем собрании избрали Комитет для управления делами Общества, выработки программы и устава Общества.

Так велосипед способствовал развитию массового туризма в России. Уже в 80-х годах XIX века велосипед превратился из забавы богатых людей в средство удобного и скорого путешествия на дальние расстояния, все чаще он использовался как средство передвижения и употреблялся для дальних загородных прогулок.

Журнал "Велосипед" и начал подготовку к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. 23 апреля 1895 года он сообщал своим читателям: "Число велосипедных обществ в Санкт-Петербурге на днях увеличилось еще одним обществом - обществом велосипедистов-туристов, существовавшим номинально уже более года и только на днях получившим официальное утверждение. Общество имеет целью по возможности поощрять прогулки на велосипедах и рекорды на большие расстояния. На собрании членов общества, происходившем 7 апреля, был избран новый временный комитет общества".

С 21 мая 1895 года журнал "Велосипед" стал официальном печатным органом Общества велосипедистов-туристов. В передовой статье под названием "От общества велосипедистов-туристов" сообщалось всем читателям России о том, это общество вступает в первый год своего официального существования, что оно ставит целью выработать условия для путешествий на велосипедах по России и за ее пределы, способствовать устройству таких путешествий и организовать совместные поездки на более или менее дальние расстояния. Общество предполагало издавать дорожники и сборники в помощь участникам путешествий, а также постепенно создать карту Российской империи.

Российское общество велосипедистов-туристов, а впоследствии Русское общество туристов, состояло из почетных, действительных пожизненных членов. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям. В течение только одного 1895 года в Общество было принято 157 новых членов.

1.2 Деятельность Русского туринг-клуба

Всего к концу 1895 года представители Общества велосипедистов-туристов были назначены в 24 городах России. Это позволяло главным представителям Общества велосипедистов-туристов на местах устно разъяснять свою программу, Устав и установить связи с местными велосипедными организациями.

Такая активная политика Общества велосипедистов-туристов способствовала укреплению влияния Общества во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Активную работу проводило Общество велосипедистов-туристов по составлению для любителей путешествий новых шоссейных карт. С этой целью в 1898 году был объявлен всероссийский конкурс по составлению новых маршрутов путеводителей и шоссейных карт. Победители этого конкурса были награждены почетными жетонами.

В 1903 году число членов достигло рекордной цифры - 2 061 человек. Постепенно численность уменьшалась. Причина - русско-японская война. К 1907 году она снизилась до 800, а к 1917 году сократилась еще на 300 членов. Чтобы активнее вести работу по вовлечению новых членов, было решено создавать на местах комитеты под руководством своих главных представителей. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества велосипедистов-туристов, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов. В 1903 году члены Общества были в 174 российских городах, а также в Тунисе, Италии, Корее и Японии. Более половины членов Общества проживало в азиатской части России. Самым крупным комитетом являлся благовещенский, он имел в своем составе 562 человека, за ним шел владивостокский - 240, далее петербургский - 179. В Ростове-на-Дону было 93 человека. В других городах в Общество вступало значительно меньше членов.

Устав Общества велосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба) насчитывал 35 статей. Любопытна статья под названием "Членами общества не могут быть":

1. состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера;

2. подвергавшиеся ограничениям прав по суду;

3. административно-ссыльные;

4. состоявшие под надзором полиции;

5. профессиональные велосипедисты;

6. учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - Москва - Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - с.65

Надо заметить, что устав Общества непрерывно перерабатывался. 31 марта 1899 года последовало третье утверждение устава Общества. Тогда же были приняты и инструкции Правлению, местным комитетам и представителям Общества зарубежных регионах.

В 1899 году Общество принимает участие в Люксембургском международном конгрессе туризма. Туда командирует своего представителя А.И. Брудерера с целью изучения туризма за границей. На этом же конгрессе Российское общество вступает в международную Лигу Туристских Обществ и вместе с тем принимает на себя серьезные обязанности по созданию в России всего того, "что было выработано практикой туризма за границей".

Важным элементом, который способствовал развитию туризма в стране, была смелая инициатива руководства Общества велосипедистов-туристов по заключению, на основании опыта зарубежных клубов, договоров с владельцами гостиниц, где могли бы на льготных условиях останавливаться члены Общества велосипедистов-туристов.

К 1900 году было учреждено 14 Комитетов Общества в России. Открыты представительства в 135 русских городах. Учреждены 8 представительств за границей: Брюссель, Вена, Женева, Лондон, Гарлем, Милан, Мюнхен и Париж. Заключены дружественные договоры с 12-ю заграничными туристскими обществами из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, США и других стран.

Таким образом, за 5 лет своего существования (1895-1900) Общество превратилось в самую крупную и авторитетную организацию в стране, число ее членов составляло к этому времени 1200 человек.

Самыми первыми в России гостиницами, владельцы которых заключили с Обществом велосипедистов-туристов договоры о льготах членам этого Общества и получили право именоваться "Гостиницами Общества велосипедистов-туристов", были:

· в Петербурге - "Отель Эрмитаж";

· в Царском Селе - "Гостиница В.С. Уткина"

· в Гатчине - "Гостиница Семена Веревкина";

· в Тамбове - "Славянская гостиница".

Сообщая эти первые сведения о гостиницах, Правление Общества просит своих членов пользоваться только ими. Через месяц в Тифлисе открылась пятая гостиница - "Ориент".

В связи с большими задачами, которые стояли перед русским туризмом, старый орган Общества велосипедистов-туристов журнал "Велосипед" перестал соответствовать им.

С января 1899 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный журнал "Русский турист", орган Общества велосипедистов-туристов. Русского туринг-клуба. Издатель журнала "Велосипед" нарушил принятые на себя обязательства. Крайне неаккуратно и небрежно стал выходить журнал в свет, что заставило Правление ходатайствовать об ассигновании кредита на издание собственного журнала.

В передовой статье журнала "Русский турист" авторы указывали на значение туризма: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..."

В этом же номере определялось и само понятие туризма: "Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов... Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека". В том же году в свет выпускается "Дорожник" в виде ежемесячных приложений к журналу.

1.3 Проведение школьных экскурсий

Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий.

Еще в 1899 году на страницах журнала "Русский турист" была учреждена специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь приводился опыт проведения экскурсий в школах России. Само Общество на свои средства организовало такую экскурсию в 1902 году для народных школ города Благовещенска.

Аналогичная работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

Журнал "Русский турист" как живое отражение жизни Общества, да и страны в целом испытывал перемены, подъемы и спады.

Огромной заслугой Российского Общества Туристов была организация 15 мая 1902 года в Санкт-Петербурге Всероссийской выставки спорта. Помимо русских организаций в этой выставке приняли участие зарубежные общества.

За активную организацию и участие в этой выставке Российское общество туристов было награждено благодарственным дипломом, а его печатный орган журнал "Русский Турист" - малой золотой медалью. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - Москва - Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - с.68

Заключение

Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895 г., Петербург). Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.

Общество велосипедистов-туристов 15 марта 1895 года приняло свой устав. В дальнейшем он несколько раз менялся, но его основные положения оставались неизменными, позднее они легли в основу устава Российского общества туристов в 1901 году.

Русский туринг-клуб являлся членом международной туристской организации, поддерживал связи с зарубежными обществами и имел представителей за рубежом. Клуб издавал журнал “Русский турист” и ежегодник.

Журнал "Русский турист" сыграл огромную роль в истории туризма, сплотив все туристские представительства в Российское общество туристов. Он способствовал дальнейшему развитию экскурсионного дела в России, обобщал опыт зарубежных Туринг-клубов, устанавливал с ними дружеские отношения, призывал открыть и познать себя и мир вокруг.

По примеру туринг-клуба стали образовываться различные велосипедные общества и группы в других городах России. Однако эти первые организации были малочисленными, объединяли людей, любивших путешествия и имевших средства для приобретения дорогостоящего велосипеда. Поездки проводили не более двухсот вёрст. Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий. Общество на свои средства организовало экскурсию в 1902 году для народных школ города Благовещенска.

Постепенно Русский туринг-клуб превратился в Российское общество туристов (РОТ).

Список использованной литературы

1. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. - М.: ФиС, 1987. - 238 с.

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 364 с.

3. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 320 с.

4. Седова Н.А. Культурно-просветительный туризм: Учебное пособие. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2002. - 88 с.

5. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. - Москва - Санкт-Петербург: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - 219 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Первый "альпийский клуб" в России. Крымский горный клуб, история его развития и современное состояние. Туристские и экскурсионные организации в России, направления и особенности их деятельности, значение в обществе и оценка дальнейших перспектив.

    реферат , добавлен 26.08.2013

    Развитие индустрии гостеприимства как следствие социального, экономического и политического прогресса. Исследование клуб-отелей - небольших закрытых гостиниц высокого разряда, расположенных в пригородной зоне - в Турции, Венгрии, Франции, Египте и Греции.

    реферат , добавлен 28.10.2011

    Спортивные объекты города Тюмень. Спорт в различные исторические времена. Центр олимпийской подготовки "Тюмень-дзюдо". Особенности спорткомплекса "Дворец спорта". Футбольный клуб Тюмень, Стадион "Геолог". Тюменский авиационно-спортивный клуб "РОСТО".

    научная работа , добавлен 13.04.2016

    Исторические предпосылки появления туризма (как национального, так и международного), основные этапы его развития. Характеристика первых туристских организаций 19 века: альпийский клуб в Тбилиси, крымско-кавказский горный клуб, русское горное общество.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2012

    Традиции туризма и физического воспитания в Амурской области. Деятельность туринг-клуба и охотничьих обществ, развитие конного спорта. Характеристика рекреационно-туристических ресурсов края. Создание нового турпродукта (направление - Архаринский район).

    дипломная работа , добавлен 16.07.2012

    История создания футбольного клуба, участие в турнирах, тренерский состав. Проведение игры командой в разрушенном войной Сталинграде. Перечень триумфальных побед и поражений. Выдающиеся игроки клуба: А. Пономарёв, О. Веретенников, Р. Павлюченко, Алдонин.

    реферат , добавлен 20.05.2011

    Основные функции гостиничных предприятий в структуре индустрии туризма и гостеприимства. Управленческие решения в сфере гостеприимства, направленные на повышение уровня обслуживания и эффективности производства гостиничных услуг ООО "Балтик Клуб Отель".

    дипломная работа , добавлен 24.07.2014

    Сущность конкурентных преимуществ предприятия в туризме. Классификация конкурентных преимуществ. Факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества туристских предприятий. SWOT-анализ турагентства "Клуб путешествий". Определение конкурентных преимуществ.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2015

    Влияние спроса на доходы гольф-клуба. Опрос гольфистов России. Факторы, влияющие на появление новых гольф клубов. Процедура Энгеля-Гранжера и процедура исправления ошибок. Важность удовлетворения спроса на гольф для стабильного развития индустрии.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2015

    Освоение острова-крепости Русский, прикрывающего морские ворота Владивостока. Рекреационный потенциал: исторические фортификационные сооружения, островные экосистемы с памятниками природы и морскими пляжами. Этапы развития рекреационной структуры острова.

Общероссийское движение велосипедистов, как и других любителей спорта, носило характер общественного, клубного объединения. Однако масштабы его деятельности и количество участников переросли рамки элитарного клуба, превращаясь в массовое туристское движение. Особенность формирования туризма в России состояла в том, что процесс шел по двум сближающимся линиям. С одной стороны, в пространстве коммерции формировался потенциал туристских регионов, вырабатывался сервис гостеприимства, отельный и ресторанный бизнес, создавались новые средства передвижения, соответствующие формату массового туризма. С другой стороны, интерес и вкус к путешествиям вырабатывались в ходе увлечения техническими видами спорта, оформлялись в виде клубов и обществ.

В клубном движении решающую роль сыграла инициатива туристов-велосипедистов, общество которых стало основой для создания первого в России туристического объединения. В 1901 г. Общество велосипедистов-туристов было реорганизовано и переименовано в Российское общество туристов (далее – РОТ), которое включало в себя уже не только велотуризм, но и все прочие существовавшие виды туризма. В рамках данного общества организовывались спортивные выставки, разрабатывались различные туристические маршруты, как пешие, так и велосипедные, проводились походы и гонки между представителями разных клубов. Особой популярностью пользовались велосипедные маршруты по Крыму и Кавказу. Правда, до момента реального объединения всех видов туристских клубов прошло еще несколько лет. Энтузиазм любителей путешествий только нарастал. Лидерами этого движения были горные туристские клубы и объединения велосипедистов.

Движение за объединение туристских клубов в 1901– 1903 гг. шло в процессе обсуждения общего устава и общей модернизации туризма. Русский Туринг-клуб объединял энтузиастов туризма и дистанцировался в равной степени как от коммерческого направления туризма, так и от профессионального спорта. В уставе РОТ целью создания общества заявлялось "содействие распространению в России туризма во всех его видах, без различия способов передвижения", "ознакомление участников с разными местностями России посредством путешествий, экскурсий и прогулок; развития всех видов полезного спорта" (Устав РОТ. СПб., 1913. С. 1, 3). Таким образом, с самого начала РОТ позиционировалось как общественное самодеятельное движение, без постановки каких-либо коммерческих целей. Главой русского Туринг-клуба и затем РОТ стал Николай Андреевич Шарио, страстный энтузиаст путешествий. Поздравляя своих единомышленников по РОТ с новым 1902 г. он писал: "Почему же не все русские люди – члены Российского общества туристов? Ведь общая наша задача и цель – познавать родную страну и через это научиться любить ее – достигается путем разработки и устройства экскурсий, прогулок для посещения городов, монументов, менее известных мест" (Русский турист. 1902. № 12. С. 4).

Российский Туринг-клуб представлял собой разветвленную сеть местных туристских обществ, имел представительство в 135 городах России, а в 1903 г. представительства клуба имелись уже в 174 городах России, а также в некоторых зарубежных странах. Объединение туристских организаций в масштабе страны дополнялось выходом на международный уровень. В начале XX в. русский Туринг-клуб вступил в международную Лигу туристских обществ, заключил договоры о сотрудничестве с 12 зарубежными туристскими организациями, имел свои представительства в 8 городах за границей. Помимо прежнего журнала "Велосипедист" Туринг-клуб начал издавать более серьезный - "Ежегодник", который служил одновременно справочником по велосипедным маршрутам. Публиковались и брошюры с отдельными описаниями наиболее популярных маршрутов. К началу XX в. было освоено 12 маршрутов, не все из которых являлись велосипедными. Количество членов Туринг-клуба достигло 5 тыс. членов, что значительно превысило членство во всех других клубах, хотя, разумеется, было совершенно недостаточно для всей России.

С января 1899 по 1912 г. выпускался ежемесячный журнал "Русский турист" (рис. 12.2), в котором печатались рассказы путешественников, практические советы, краеведческие заметки, документы общества. В передовой статье этого издания цель данного печатного органа была заявлена следующим образом: "Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание ее нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело – на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству..." (Русский турист. 1899. № 1. С. 8). Такое направление журнала как нельзя лучше совпадало с целями РОТ. Заявленная позиция демонстрирует главную специфику российского туризма: он формировался вне коммерческой структуры и не опирался на профессиональный спорт. Скорее, его можно отнести к проявлениям общественного движения неполитического характера. В журнале работал отдел "Родные углы", который вел туристско-краеведческую тематику при помощи своих читателей из провинции. Журнал "Русский турист" был награжден малой золотой медалью за свою активную деятельность на Всероссийской выставке спорта в Петербурге в мае 1902 г. После феноменальной "кругосветки" О. П. Панкратова знаменитый велосипедист разрешил печатать свой дневник и путевые заметки именно в журнале "Русский турист". Медицинский отдел журнала "Русский турист" пропагандировал лечебный отдых на русских курортах. В начале XX в. это был главный журнал туристского движения в России.

Рис. 12.2. Журнал "Русский турист". Начало XX в.

Чрезвычайно обширной была деятельность РОТ, которое с самого начала сосредоточилось на практической помощи массовому туризму. Важным делом было заключение договоров с гостиницами о льготных условиях проживания для своих членов. Реальная работа РОТ в первое десятилетие после его создания впечатляет. Уже в первые пять лет своего существования оно фактически стало общероссийским, имея около 200 филиалов во всех крупных городах России. Были заключены договоры с туристскими обществами Германии,

Австрии, Италии, Франции, США и других стран. На территории России действовало 12 больших маршрутов с различными вариантами:

  • – северный маршрут простирался от Москвы до Архангельска, Соловков и заходил на территорию Норвегии (г. Вердэ);
  • – по Волге и Каме проходило три речных круиза;
  • – несколько недорогих маршрутов (25–50 руб.) проходило по Кавказу;
  • – в Крыму пролегло два маршрута;
  • – предусматривался экзотический маршрут по Средней Азии на 36 дней.

Все маршруты сопровождались подробным описанием, перечислением необходимых для туриста вещей, указывалась стоимость каждого ночлега или другой услуги на маршруте, путешественники обеспечивались хорошими гидами и переводчиками. Некоторые маршруты составлялись предельно дешево, благодаря договорам с гостиницами, размещением у местных жителей и пр. Российское общество туристов обеспечивало каждый маршрут отдельным путеводителем с картами и описанием достопримечательностей. Заграничные туры планировались небольшими группами и по оригинальным маршрутам. Важно учесть, что весь этот сервис и скидки предлагались почти исключительно членам РОТ.

Общественная деятельность РОТ выразилась в организации широкого экскурсионно-образовательного движения в рамках особого общественного внимания к школе и народным учителям. В начале XX в. представители РОТ в разных городах брались за организацию образовательных экскурсий с привлечением местных краеведов, ученых, журналистов. С 1907 г. в РОТ действовала комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а с 1910 г. проводились благотворительные поездки "для недостаточных лиц" с особо низкими ценами. Дешевизна определялась тем, что такие туристы практически сами обеспечивали себе сервис ночлега и питания. Детальная информация для экскурсантов летом 1911 г. предлагала взять с собой в том числе:

  • – багажную корзину размером 12 на 8 вершков, которая хорошо входит под лавочку в вагоне;
  • – плед, одеяло или тонкий матрасик, две-три простыни и маленькую подушку;
  • – удобную обувь, кружку, тетрадь для записей и две-три книги;
  • – две-три кофточки немарких.

Со своей стороны организаторы поездок обещали обеспечить завтрак, обед, легкий ужин, чай, провоз багажа, оплату помещения для ночлега за 20–25 кон. и отличных экскурсоводов. В России для экскурсионных поездок вместо корзинки стали использовать альпийский мешок, или, как тогда писали, ruksack, какой носили горцы и туристы в Швейцарии. Для этого по образцу, привезенному из Швейцарии, заказывался пошив рюкзаков.

К 1912 г. сложилась система дальних путешествий РОТ. Предлагалось 10 разных маршрутов по европейской части страны, в том числе по Кавказу, Крыму, по северу страны через Москву, Петербург и Финляндию, по центральной части и волжским городам. При обществе имелась обширная библиотека, формировался архив из отчетов членов клуба. В 1911 г. правление РОТ переехало в Москву, где было больше членов общества. За время своей деятельности до Первой мировой войны РОТ провело несколько масштабных мероприятий, которые способствовали развитию туризма. Помимо всероссийских и региональных выставок, это были разнообразные демонстрационные мероприятия. Уникальный лыжный пробег "Москва – Петербург" по инициативе РОТ осуществили московские студенты зимой 1911 г. Было пройдено почти 700 верст в условиях российского зимнего бездорожья и отсутствия какого-либо сервиса питания.

Российский Туринг-клуб активно популяризировал свою деятельность и даже разработал собственную символику: увенчанный лентой триколор, который используется и в современном туризме России. В Петербурге 15 мая 1902 г. была организована выставка спорта, на которой пропагандировались новые виды туризма с использованием технических средств и средств передвижения: велосипед, лыжи, конный туризм, байдарки, передвижение по железной дороге и пр. На выставке были представлены и зарубежные туристские общества.

Однако было немало препятствий на пути развития туризма. В 1910 г. Министерство внутренних дел в связи с активизацией революционных партий ужесточило требования к путешествующим и оформлению документов для выезда за рубеж. Тогда же специальный циркуляр предписывал губернаторам и местной полиции усилить надзор за участниками организованных экскурсий. Особый отдел департамента полиции завел дело о деятельности РОТ, поскольку обнаружилось, что немало оппозиционно настроенных интеллигентов и даже участников революционного движения работали с экскурсантами и разрабатывали маршруты. В записке Петербургского охранного отделения в департамент полиции от 24 июля 1910 г. отмечалось, что оздоровительные экскурсии слушателей народных университетов являются одним из способов пропаганды, поскольку во время экскурсий "пропаганда ведется совершенно свободно вследствие отсутствия бдительного надзора полиции" (Усыскин , 2007, с. 71); 31 января 1910 г. были арестованы 11 членов социал-демократической партии, которые работали в экскурсионной комиссии РОТ. Заключение полиции было недалеко от истины. Действительно, экскурсионную просветительскую работу вели многие общественные деятели, не вполне лояльные к власти. Например, московское отделение РОТ в 1908 г. возглавлял профессор В. Н. Бобринский, член Крестьянского союза, а экскурсионной комиссией Санкт-Петербургского общества народных университетов руководил участник покушения на Александра III М. В. Новорусский, бывший член террористической организации "Народная воля" и узник Шлиссельбургской крепости. Первая мировая война настолько осложнила ситуацию в стране и на мировой арене, что деятельность РОТ была фактически остановлена. Его частичное возрождение в 1920-е гг. как нового клубного движения было сметено идеологией и организационными структурами "пролетарского туризма".

История создания Российского общества туристов (РОТ)

К середине 90-х гг. XIX в., по примеру европейских стран, в Российской империи возникла инициатива по созданию Общества ве-лосипедистов-туристов (Русского туринг-клуба). Учредительное собрание этого Общества состоялось в Санкт-Петербурге весной 1895 г. За первый год деятельности его ряды, помимо 27 членов-учредителей, пополнились 157 новыми членами из 24 городов страны, выступавших за создание в России благоприятных условий для путешествий на велосипедах.

В 1901 г. на базе Общества велосипедистов-туристов было основано Российское общество туристов (РОТ), число членов которого к 1903 г. превысило 2000 человек. Его представительства появились в 135 российских городах, причем наиболее активная работа, помимо Санкт-Петербурга, велась в Киеве, Риге, Харькове, Ростове-на-Дону, Тобольске, Владивостоке и Благовещенске. Среди членов Общества в период его расцвета более половины проживало в Азиатской части Российской империи. Самый известный член РОТ - Онисим Петрович Панкратов, в 1911 -1913 гг. совершивший кругосветное путешествие на велосипеде, был жителем Харбина, который на тот момент находился в совместном владении России и Китая. Общество ставило своей целью организацию путешествий как внутри страны, так и за рубеж, теперь уже не только для цикли-стов (велосипедистов), но и для других категорий отечественных туристов. Как написал председатель РОТ Николай Андреевич де Шарио в одном из номеров журнала «Русский турист» за 1902 г., «...пусть теперь, когда мы уже освободились от односторонности обособленного Общества велосипедистов, всякий истинный друг туризма, путешествующий пешком, на лодке, пароходе или по железной дороге, пусть присоединится к нам» 1 .

В числе задач РОТ называлось проведение коллективных поездок членов Общества, издание путеводителей, справочников и дорожных карт. Начиная с 1910 г. РОТ вело активную деятельность по организации туристских путешествий разного масштаба: загородных велосипедных прогулок, поездок по различным регионам России и за рубеж, изыскивая различные способы удешевления стоимости этих мероприятий для их участников. Важным опытом было установление Обществом партнерских отношений с владельцами гостиниц, расположенных в разных городах страны. Первыми такими объектами индустрии гостеприимства стали отель «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге, «Гостиница В.С. Уткина» в Царском Селе, гостиница «Славянская» в Тамбове, «Ориент» в Тифлисе и др. Члены РОТ, а также участники организованных при его поддержке путешествий могли размещаться в этих гостиницах на льготных условиях. Благодаря договорам, заключенным Обществом с зарубежными туристскими организациями, российские туристы во время совершения вояжей за границу также имели различные льготы и скидки. Описания наиболее интересных маршрутов и впечатлений путешественников публиковались в периодическом органе РОТ - журнале «Русский турист», который выходил с 1899 по 1913 г. и имел два постоянных приложения: «Дорожник» и «Ежегодник».

РОТ оставило значительный след в истории отечественного туризма. Это была первая организация, преследовавшая исключительно туристские цели, но, в отличие от горных клубов, не ограничивавшая сферу своих интересов только Кавказом и Крымом. Периодическими изданиями, рассказывавшими об истории русских городов, экскурсионных маршрутах по стране или о замечательных местах, представляющих собой национальную гордость, члены РОТ всячески пытались пробудить у соотечественников интерес к познанию своей Родины. Например, в журнале «Русский турист» существовала постоянная рубрика «Родные углы», где рассказывалось о достопримечательностях различных городов России: Иркутска, Ростова-на-Дону, Рязани, Феодосии и многих других.

Особого внимания заслуживает международная деятельность РОТ. Еще в 1899 г. Общество туристов-велосипедистов командировало своего представителя А.И. Брудерера на международный туристский конгресс в Люксембурге, после чего оно было включено в Международную лигу туристских обществ. Впоследствии открылись восемь представительств РОТ за рубежом - в Брюсселе, Вене, Женеве, Лондоне, Нью-Йорке, Милане, Мюнхене и Париже, а также заключены соглашения о сотрудничестве с 12 заграничными организациями аналогичного профиля из Австрии, Бельгии, Германии, Италии и США.

Организацией отдельных туристских путешествий и походов в дореволюционный период занимались также Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Общество распространения технических знаний, Общество физического воспитания, Общество народных университетов, Московское общество грамотности, Харьковское общество любителей природы и еще около сотни различных общественных организаций. Для этих целей под их эгидой создавались экскурсионные комиссии и экскурсионные секции.

Образовательный туризм и деятельность общественных туристских организаций в дореволюционный период, безусловно, были связаны между собой. Так, один из руководителей Кавказского горного общества Р.Р. Лейцингер отвел часть принадлежащей ему усадьбы под Ученический приют КГО в Пятигорске, где бесплатно могли остановиться на ночлег до 250 учащихся-экскурсантов одновременно. Кроме того, в 1906 г. для популяризации экскурсионного метода Лейцингер издал брошюру «Несколько слов о школьных экскурсия», экземпляры которой за свой счет разослал в Министерство народного просвещения, попечителям всех учебных округов Российской империи, а также по адресам 640 различных учебных заведений страны.

В 1914 г. по инициативе Крымско-Кавказского горного клуба в Ялте был открыт специальный приют для участников ученических экскурсий, где за очень демократическую для популярного курорта плату (25 коп. с человека в сутки) они могли получить место для ночлега в летнее время. Только за июнь-июль 1914 г. здесь побывало 1126 учащихся и педагогов, представлявших мужские и женские гимназии, реальные, коммерческие, технические, сельскохозяйственные, епархиальные и начальные училища Белгорода, Белой Церкви, Владикавказа, Воронежа, Екатеринбурга, Ека-теринослава, Казани, Калуги, Кишинева, Киева, Москвы, Нижнего Новгорода, Николаева, Омска, Петербурга, Самары, Твери, Харькова, Херсона, Чернигова и других городов страны. При Российском обществе туристов с 1907 г. была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России», которая оказывала содействие совершению ученических путешествий в Крым, на Кавказ, Урал и по Средней Азии.

Сфера деятельности

Первоначально Общество ставило перед собой цель по возможности поощрять прогулки на велосипедах и рекорды на большие расстояния.

После создания института представителей Общества на местах началось разъяснение Программы и Устава Общества, установление связи с местными велосипедными организациями. Такая активная политика Общества способствовала укреплению его влияния во многих городах России. Она привела к тому, что Общество велосипедистов-туристов к началу XX века стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Общество проводило активную работу по составлению новых шоссейных карт для любителей путешествий.

Издательская деятельность

  • журнал «Русский турист» с приложениями - «Дорожник» и «Ежегодник » (своеобразная дорожно-справочная книжка);
  • журнал «Экскурсионный вестник»;
  • журнал «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса);
  • журнал «Русский экскурсант» (Ярославль);
  • теоретико-методическая и справочная литература;
  • путеводители

Устав

Структура

  • Председателем общества с момента его основания был Николай Андреевич де Шарио
  • Временный комитет Общества - действовал в -1895 годах . Имел целью организационную работу и подготовку к официальной регистрации Общества. Руководил Временным комитетом Секретарь Общества
  • Комитет для управления делами Общества - выбран в момент создания Общества для управления его делами, выработки программы и устава Общества
  • Правление РОТ в Санкт-Петербурге - высший орган Общества
  • Комитеты РОТ на местах. Руководителями таких комитетов были главные представители Общества, они подчинялись Правлению Общества в Санкт-Петербурге. Комитеты организовывались там, где насчитывалось не менее 25 членов
  • Представители Общества в зарубежных регионах

Членство

Российское общество туристов состояло из почетных, действительных пожизненных членов Общества. Вступительный взнос для действительных членов равнялся двум рублям.

Согласно Уставу Общества членами общества не могли быть:

  1. Состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера;
  2. Подвергавшиеся ограничениям прав по суду;
  3. Административно-ссыльные;
  4. Состоявшие под надзором полиции;
  5. Профессиональные велосипедисты;
  6. Учащиеся в учебных заведениях военного, морского и духовного ведомств.

Численный состав

История

Общество велосипедистов-туристов

Реорганизация Русского туринг-клуба

Со дня основания Общества, а затем и журнала «Русский турист» шла не слишком приметная, но принципиальная борьба за право считать Русский туринг-клуб не только и не столько обществом велосипедистов. Представляя обзор Бельгийского бюллетеня Туринг-клуба за декабрь 1900 года , редакция журнала «Русский турист» писала:

«Туринг-клуб - отнюдь не исключительно общество циклистов (велосипедистов)… В числе наших сочленов туристов никогда не состояли только одни поклонники „стального коня“. Бельгийский Туринг-клуб распространяет свою заботливость на всех туристов и он всегда к услугам каждого, кто путешествует по железной дороге, пешком, верхом на лошади или в экипаже, на автомобиле, яхте, лодке или на велосипеде. Припомним, что некоторые европейские Туринг-клубы считали своим долгом обратить внимание на это же. Туринг-клуб обозначает „туризм“, а вовсе не „циклизм“».

РОТ в условиях русской революции

Сохранилось свидетельство о том, что туристское и экскурсионное дело использовалось даже при проведении загородных экскурсий. В мае 1914 года в Юкках под видом научных экскурсий состоялись политические митинги рабочих, а Сампсониевское общество образования и профсоюзы печатников под видом экскурсии в Лахту (Санкт-Петербург) провели 8 июня 1914 года большой митинг.

Прекращение деятельности Общества

Общество Пролетарского туризма

Журнал «Русский турист»

Журнал «Русский турист» - официальный печатный орган «Российского общества туристов» ( -). Регулярно, раз в месяц, выходил с по 1912 год . В 1913 году вышло всего 4 номера, после чего журнал закончил первый этап своего существования.

С января 1899 года в Петербурге начинает выходить ежемесячный печатный орган Общества велосипедистов-туристов, Русского туринг-клуба - журнал «Русский турист». В передовой статье журнала «Русский турист» авторы указывали на значение туризма:

«Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание её нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству…»

В этом же номере определялось и само понятие туризма:

«Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов… Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях, сохранивший в своей душе искру поэзии, заложенную в ней при рождении человека».

Все члены Общества получали журнал «Русский турист» бесплатно.

  • Устав Общества;
  • Информация о состоявшемся в Лондоне Первом конгрессе Интернациональной лиги туристов (6-10 июня 1899 года);
  • Программа совместных поездок с 24 июня по 18 июля 1899 года , главным образом по Карельскому перешейку ;
  • Рассказ о деятельности Крымского горного клуба, основанного в Одессе в 1890 году и устроенного по образцу западноевропейских альпийских клубов;

Журнал «Русский турист» сыграл огромную роль в истории туризма, сплотив все туристские представительства в Российское общество туристов. Он способствовал дальнейшему развитию экскурсионного дела в России, обобщал опыт зарубежных туринг-клубов , устанавливал с ними дружеские отношения, призывал открыть и познать себя и мир вокруг.

Очень актуально звучит и сегодня передовая статья в январском номере журнала за 1901 год . Её назвали удивительно просто - «Призыв»:

«Обширна наша Русь , велики её разнообразные сокровища, богата событиями история, многочисленны живописные места, интересен и симпатичен народ. Знаем ли мы её, нашу Родину, изучаем ли её? Но мы не только не изучаем её, мы даже не стараемся узнать подробнее те места, на которых живём. Это непростительно. Это непатриотично. А между тем, как нетрудно сделаться участником в общей работе, которая была бы прилична верным сынам своей Родины!»