Титульный лист сценария фильма. Рекомендации по оформлению сценария массового мероприятия


Вашему вниманию один из примеров сценария к фильму по книге Макса Благоразумова, написанной на заказ.

  1. Сцена. Нат.Деревня. Улица возле кинотеатра. Поздний вечер. Зима.(х/м 00:00:40).

Андрей 12 лет. Заканчивается киносеанс, по ступенькам из кинотеатра выходят люди. За углом кинотеатра, стоит парень низкого роста, худощавый, одет в куртку с капюшоном, выглядывает. Андрей выходит, застегивает шубу, завязывает шапку-ушанку. Рука парня сжимает кастет, нога делает шаг вперед из-за угла, парень накидывает капюшон. Андрей идет по дороге в ту сторону угла кинотеатра, где стоит незнакомец. Парень ускоряет шаг, резко выходит и идет на Андрея, ударяет его кастетом в подбородок. Андрей пытается устоять на ногах, падает, незнакомец скрывается. Андрей летит спиной на снегу и держится руками за горло, кашляет (примечание: камера снимает план сверху с крупного отъезд на общий). Андрей лежит на снегу, корчится и кашляет, люди проходят мимо, кто-то останавливается, смотрит и после проходит мимо. (примечание: данный прием показывает, что Андрей с детства был наедине со своими проблемами, и получал удары от жизни).

44. Сцена. Экс/Инт. Подъезд преподавателя. Квартира Преподавателя. день. осень (х/м 00:00:40).

Подъезд, скамейка, по тротуару идет Андрей с девушкой (Ольга).

Андрей (указывает пальцем на квартиру):

«Его окна выходят на эту сторону. Спроси у него, не против ли он если я останусь на факультете»

Ольга (открывает дверь подъезда):

«Если меня не будет в течении 15 минут, можешь подниматься»

Андрей смотрит на часы, время 15:20.

Клиповый монтаж: Андрей смотрит в окна, садится на лавочку, ходит из стороны в сторону, смотрит на часы 15:35, смотрит вверх, открывается створка окна, начинается музыка фортепьяно (примечания: музыка итальянская сицилийская). Андрей поднимается по лестнице, ноги по ступенькам бегут, движение кисти руки по периллу, дверь приоткрыта, слышна музыка, рукой толкает приоткрытую дверь, идут по прихожей в обуви, заходит в зал. Преподаватель играет на фортепьяно, Ольга стоит за его спиной, у нее сложены руки, смотрит на Андрея.

«Мы пришли сюда не концерты слушать, а расставить все точки над «i».

Преподаватель смотрит на Андрея, нажимает последние три клавиши на фортепиано.

Преподаватель:

«Вам все кажется и кажется, вы себе по-видимому, чего-то там надумали»

«Я так и не получил ваш окончательный ответ, желаю услышать только «да» или «нет»

Преподаватель:

«Я вам уже все сказал. Вы способный студент, но вам лучше еще позаниматься»

Преподаватель начинает играть веселую мелодию на фортепиано, фон нагнетается низкими частотами, музыка по звуки становится тише, слышен только гул басов, глаза Андрея. Андрей достает отвертку из кармана и приставляет к горлу Преподавателя.

Преподаватель (заикается):

«Я-я-я ничего против не имею. К-к-как вы могли подумать, в-в-вы можете остаться»

Глаза Андрея, глаза Преподавателя, низкие частоты по звуку.

  1. Сцена. Инт. Молгми. Деканат. Кабинет декана. День. Осень.(х/м 00:00:40)

Андрей кладет заявление на стол декана.

«Я решил последовать вашему совету

и уйти в академический отпуск »

Декан (ходит из стороны в сторону):

«Ну заходи-заходи… Что сегодня без ножа пришел? А то я уже нашивку на спине ношу, вдруг и меня захочешь зарезать. Сегодня утром приходил Эдуард Францевич и заявил, что возбуждает против тебя уголовное дело. Не имеем право рассматривать заявления до решения суда»

Возвращает заявление в руки Андрея.

  1. Сцена. Нат. Деревня. Улица. День. Осень.(х/м 00:00:40).

Андрей идет по улице среди деревенских домиков, навстречу ему едет на велосипеде школьный товарищ:

Школьный товарищ (останавливается, ставит велосипед на подножку):

«Привет, сто лет тебя не видел. Как сам поживаешь?»

«Учусь в Москве… Все хорошо»

Школьный товарищ:

«На похороны к Геннадию приехал?!»

«Геннадий? Умер?! Да он же совсем молодой»

Школьный товарищ:

«А что молодые не умирают?»

Глаза Андрея, наезд, волнение, сердцебиение, делает шаг в сторону товарища, задевает велосипед, быстрые шаги Андрея, велосипед падает, звук звонка, шарканье шагов по гравейке.

  1. Сцена. Нат. Деревня. Школа. Спортивная площадка. Весна.(х/м 00:00:40)

Урок физкультуры, дети бегают по кругу, парень подтягивается на турнике, Геннадий сидит на скамейке, читает книгу. С футбольного поля летит мяч, книга падает, за мячом бежит Андрей.

«Чего не играешь?»

Геннадий:

«А я освобожден»

«От чего освобожден?»

Геннадий:

«У меня порок сердца»

Андрей (поднимает мяч, бьет мяч о землю):

«Да ладно, ты как баба, притворяешься»

Геннадий (с блеском в глазах, сдерживает слезы):

«Нет. Не притворяюсь»

  1. Сцена. Нат. Деревня. Улица. День. Осень.(х/м 00:00:40)

Открывает калитку, лает собака, возле дома стоят венки, крест, из дверей выходит мама (учительница математики, из сцены где Андрей писал на доске «Неверно»), одета в траурную одежду.

Мама (смахиваю платком слезы):

«Геннадий, сынок, вставай, твой друг пришел, хочет поспорить»

  1. Сцена. Инт. Сельская школа. Учебный класс. Утро (х/м 00:00:15).

Ставит точку под восклицательным знаком, мел сыпется. Учительница плачет, выходит из класса, тишина. Звук низкие частоты.

  1. Сцена. Инт. Деревня. Кухня. Утро. Зима (х/м 00:01:15)

Мама заваривает чай в самоваре, ставит кружки себе и Андрею, выходит на улицу. Андрей открывает кран самовара, наливает чай себе в кружку. Мама заходит, кладет письмо на кухонный стол перед Андреем.

«Тебе повестка, опять пришла»

Андрей переводит взгляд на конверт, эффект приближения надпись «следственный отдел». Видеоэффект помутнение фона, наезд на лицо.

Воспоминания Андрея: клавиши фортепиано, руки Преподавателя, отвертка представляется к горлу.

Андрей открывает конверт, звуки слышатся утрированно, рваная бумага, разворачивает лист, читает. Эффект приближение слов «возбужденно уголовное дело».

Воспоминания Андрея: комиссия выходит, выключается свет, Андрей остается один в помещении. Слова Декана, звуковой эффект эхо, «вы за собой все мосты рушите?»

Эффект приближение слов «просьба явиться на допрос»

Воспоминания Андрея: Наезд на глаза Преподавателя, отвертка, глаза Андрея, воспоминания прерывает звук чайной ложки.

Рука мамы мешает сахар.

«Ты бы делал с этим что, снова посадят»

  1. Сцена. Инт. Участок милиции. Следственный отдел. День. Зима (х/м 00:02:15)

Дверь в участок «надпись следственный отдел». Следователь мешает сахар, звук ложки по кружке.

Следователь:

«Вы совершили покушение на убийство»

«Если, как вы заявляете, я хотел его убить, то зачем тогда привел с собой девушку?

Андрей вытирает пот со лба.

«…брал как свидетеля что ли?»

Выпивает стакан воды.

«И что они там наедине могли делать?»

Задевает бумаги они падают со стола.

«Зачем бы я приходил к нему домой с девушкой, средь бело дня, наследил, везде оставил отпечатки, когда просто мог поджидать его поздним вечером где-нибудь в подворотнях»

Андрей бъет кулаком по столу.

«Зачем называл его сволочью и мерзавцем при всем деканате, когда Преподователь поднял вопрос об угрозе раньше, чем произошло основное событие?»

Вытирает пот салфеткой и встает со стула, руками опирает на стол, наклоняется к следователю.

«Никакого желания убивать у меня не было, я лишь хотел добиться справедливости!!!»

Клиповый монтаж: Андрей помогает девушке Ольге, вешает люстру в комнате, закручивает отверткой болт. Кладет отвертку в карман. Ректор листает газету, надпись газеты «Правда». Декан пишет в блокноте «завтра в 13.00 планерка по вопросу Андрея (Соколова)». Преподаватель держит список студентов, проводит пальцем по строчкам, надпись: «Андрей Соколов», берет толстый карандаш с силой зачеркивает строчку, грифель ломается.

Следователь:

«Идите, вас вызовут»

Следователь пишет в своей папке «нет состава преступления», руки закрывают папку.

В материале представлены кадры из фильма «Географ глобус пропил» от режиссера Александра Велединского

За месяц проката фильм «Мстители: Война бесконечности» собрал 2 миллиарда долларов и стал четвертым по мировому уровню кассовых сборов, обогнав даже Гарри Поттера. В чем секрет успеха франшизы Marvel? Узнаваемые герои, спецэффекты и, конечно, сценарий. В этой статье мы расскажем, как написать сценарий так, чтобы фильм хотелось посмотреть еще много раз.

Как писать сценарий к фильму: основные правила и структура

Главный секрет хорошего сценария – зрителю каждую секунду должно быть интересно, что происходит на экране. Большой бюджет и звездный актерский состав не спасают скучный фильм. Покажите зрителю историю, которую он запомнит и к которой захочет вернуться.

Подготовка к написанию сценария

У вас есть отличная идея фильма, но как превратить ее в сценарий? Советуем начать с «мозгового штурма». Запишите все идеи, которые придут вам в голову, какими бы глупыми они не казались. Отфильтруйте слабые и оставьте сильные. Выберите ту, которая кажется наиболее успешной. С ней можно продолжать работать. Попробуйте развить эту идею, сделайте из нее «сценарную историю». Примерно опишите основные события, персонажей, место действия и конфликт.

Чтобы превратить историю в полноценный сценарий, изучите его тему. Хотите снять документальный фильм о каких-либо событиях? Найдите архивные материалы и людей, которые владеют информацией. Мечтаете снять космические приключения? Узнайте как можно больше о космосе. Для сбора информации подойдут любые источники: от интернета до архивных файлов и интервью со специалистами.

Структура

Большинство фильмов, которые мы знаем и любим, сняты по трехактной структуре. Проще говоря, сценарий можно разбить на три акта или части:

  • Экспозиция
  • Кульминация
  • Развязка

Стандартная длина сценария фильма от 90 до 120 страниц – по минуте экранного времени на каждую страницу. Экспозиция занимает примерно 30 страниц, кульминация – около 60, развязка – 30.

Рассмотрим, как пишется сценарий, на примере каждого акта.

Акт первый. Экспозиция

В первом акте зритель знакомится с экспозицией – протагонистами и антагонистами фильма, их целями, мотивацией и поведением. Важно помнить, что каждый поступок героя должен быть чем-то мотивирован. Объясните, что движет антагонистом и почему его нужно остановить. Это поможет избежать непонимания и сюжетных дыр. В конце акта происходит завязка – ключевое событие, которое побуждает героев к действию.

Разберемся на примере Мстителей.

Железный человек с командой, Стражи Галактики и жители Ваканды уже не первый раз появляются на экране, поэтому сценаристам легко ввести зрителей в курс дела. Да, заново описывать всех героев не пришлось, но зрителю, который не смотрел предыдущие фильмы франшизы, будет тяжело ориентироваться в происходящем. Действие происходит в нескольких локациях, каждая из которых показана в первые 15 минут. Мы видим, что события будут происходить не только на Земле, но и в космическом пространстве и в других измерениях. Завязкой становится момент, когда Черный Орден прилетает на Землю за камнем Времени, а Стражи Галактики обнаруживают в открытом космосе Тора, находящегося без сознания.

Задача сценариста в первом акте – познакомить зрителя с героями, их историями, характером и мотивацией.

Акт второй. Кульминация

В втором акте герои сталкиваются с трудностями, которые им необходимо преодолеть. Это самая долгая часть фильма, которая занимает около половины экранного времени и в которой происходят основные действия. При этом, по мере развития сюжета, препятствия становятся тяжелее.

Во время второго акта происходит переоценка ценностей героев, их мотивации и поведения. В конце второго акта происходит кульминационный момент.

В «Войне Бесконечности» герои по отдельности стараются спасти мир от угрозы исчезновения половины населения. Тор в поисках нового оружия возрождает погасшую звезду на Нидавеллире, Стражи ищут Камень Реальности, Тони Старк с Человеком-Пауком и Доктором Стренджем летят на Титан встречать Таноса.

Во втором акте описываются основные события. Герой начинает действовать, развиваться и менять свое поведение. Конец акта – кульминационная точка сценария.

Акт третий. Развязка

Третий акт – завершающая часть фильма. Все сюжетные линии подходят к своей логической развязке. В этой части сценария герой решает проблему и проходит все испытания. Концовка сценария должна быть логичной, поддающейся правилам того, что было описано ранее. Напишите такой финал, который вызовет у зрителя эмоции.

В «Мстителях» развязка начинается в тот момент, когда все герои собираются в Ваканде на битву с Таносом. Ключевой момент – щелчок пальцами. Это логическое завершение всего фильма, результаты которого мы наблюдаем на экране в последние минуты: половина персонажей (и всей планеты) исчезает, оставшаяся половина пребывает в шоке от случившегося, а Танос, выполнивший свое предназначение, наблюдает закат на неизвестной планете.

Необычным для жанра комиксов является то, что в конце фильма побеждают не протагонисты, а антагонист. Сценаристы намеренно оставили финал открытым. Весь следующий год фанаты будут предлагать свои версии случившегося, строить теории, ждать сиквел и заранее бронировать билеты в кино. Однако, для трехактной структуры такой финал не является редкостью.

Третий акт – самая динамичная и эмоционально-напряженная часть сценария. Действие приближается к развязке, а события происходят в ускоренном темпе.

Как писать сценарий к видео для YouTube: заинтересуйте зрителя за минуту

Чтобы ролик не потерялся среди других на YouTube (или других видеохостингах), он должен выделяться и быть запоминающимся. Прежде всего, определитесь с идеей. О чем будет ролик? Кто главный персонаж? Что будет происходить? Для кого вы снимаете? «Ютуб-аудитория» достаточно придирчива, поэтому не стоит пренебрегать сценарием для видео.

Начните со вступления. Поприветствуйте зрителя и представьте тему вашего видео. Главная задача вступления – заинтересовать аудиторию и заставить досмотреть ролик до конца.

Основная часть зависит от формата ролика. Нарисуйте примерную раскадровку вашего видео. Раскадровка – серия иллюстраций ключевых сцен видео, которая еще на этапе планирования позволяет убрать лишнее.

Нарисуйте временную шкалу – сделайте список из основных событий в хронологическом порядке. Продумайте ключевые моменты, которые хотите прорисовать в раскадровке и решите, насколько она будет подробной. Найдите готовый шаблон или нарисуйте на бумаге последовательность прямоугольных кадров и заполните их эскизами будущих сцен. Возле каждого прямоугольника (кадра) оставьте немного места для комментариев.

В заключительной части подведите краткий итог, опишите пользу от вашего видео. Задайте зрителю вопрос, чтобы получить обратную связь.

Как писать сценарий к рекламному ролику: представьте всем свой продукт

В первой части представьте зрителю героя и его проблему. Задача – как можно точнее передать положительные эмоции от приобретения товара или услуги. Например, в новогодней рекламе iPhone X и AirPods, Apple показывают, как важно делиться радостью с другими и как их техника в этом помогает.

В основной части покажите, как герой старается решить проблему. Представьте свой продукт и его преимущества. Объясните, почему нужно купить именно ваш продукт, а не аналогичный у другого производителя или продавца.

В завершающей части покажите эмоции героя от решения его проблемы.

Делимся советами, которые облегчат написание синопсиса проморолика:

  • Перед тем, как писать сценарий, изучите рынок. Так вы точно будете знать, что интересно потенциальному покупателю.
  • Используйте элемент сравнения. Зритель хочет видеть преимущества того, на что он может потратить деньги.
  • Удивляйте. Покажите, насколько изменится жизнь человека, который получил ваш товар. Яркий пример – знакомая всем реклама «Сникерс» с фразой: «Ты – не ты, когда голоден».

Сценарий – первый этап работы над видео. Определитесь, в каком жанре вы хотите снимать и проведите «мозговой штурм». Если вы хотите написать сценарий к фильму – разберитесь в трехактной структуре и соберите достаточное количество информации. Для съемки рекламного ролика или Youtube-видео изучите целевую аудиторию – это поможет привлечь как можно больше зрителей. Запомните: чем ответственнее вы подойдете к написанию сценария, тем легче будут последующие съемки.

Найдите историю, которая вам понравится. А еще лучше вашу любимую историю. Временами работа над сценарием будет казаться сложной или непреодолимой, поэтому лучше работать над тем, о чем вам будет не сильно утомительно думать и/или мучиться на протяжении нескольких месяцев. Изучите конкретный жанр и придерживайтесь его правил, если вы хотели бы продать свой сценарий. Для киноиндустрии соответствие требованиям рынка всегда важнее оригинальности. Но это не значит, что немного оригинальности обязательно помешает.

Программное обеспечение. Отсутствие программного обеспечения будет лишь раздражать как вас, так и возможного читателя, привыкшего, что диалог находится точно в 10 см от каждого края полей. Если вы не можете позволить себе такие программы, как «Movie Magic» или «Final Draft» и «Montage», то стоит попробовать «Celtx». Добавьте к названию три «w» и «.com», чтобы перейти на сайт с программой. Я сейчас начинаю с ней работать. Эта программа обладает всей необходимой функциональностью и предлагает поместить ваш сценарий в открытую базу данных. Почем знать? Может это потенциальный хит.

Сформулируйте замысел. Напишите краткое предложение (не более 15 слов) с описанием основной концепции сюжета. Так вы сможете определить сложность будущего фильма и узнать мнение других.

Составьте план. В сотне страниц текста можно легко потеряться. Узнайте мнение других.

Создайте справочник персонажей. Персонажи влияют на вашу историю даже сильнее, чем составленный план. Перечислите всех персонажей и сопроводите имена подробным описанием, включая внешний вид и такие черты, как находчивость, доброта и привлекательность или, согласно новым тенденциям, глупость, злость и ненависть, обыгранные в приятной манере (почерпнуть идеи можно в пьесе Шекспира «Ричард III»). Если они получатся клишированными персонажами, на которых вы уже сами устали смотреть в кинотеатрах, то продолжайте думать над ними. Описывая антагониста и протагониста, не забывайте перечислить все их недостатки. В процессе развития сюжета главный герой исправляет свои недостатки, а недостатки антагониста становятся причиной его краха.

Не пренебрегайте трехактной структурой. Множество признанных писателей покончили с ней и сделали это вполне успешно, но на то они и признанные писатели. Продюсеры готовы рисковать с ними, так как они уже доказали умение зарабатывать деньги. Сценарии многих фильмов написаны в формате «Путешествия Героя», по которому в интернете есть множество статей. Еще одним удачным примером станет «Путешествие Писателя» Криса Фоглера и «История» Роберта МакКи.

Изучите трехактную структуру. Если вы не поняли, о чем шла речь в предыдущем шаге, то изучите этот вопрос. Вот кратчайшее пояснение: АКТ I рассказывает о мире и персонажах, какими их должны увидеть, вводится проблема, которую нужно решить. Например, «Балбесы весело проводят свою жизнь в маленьком уголке земного шара, пока не узнают, что застройщики хотят превратить их жилище в кондоминиум, поэтому…». АКТ II призван показать развитие персонажей и проблемы. Например, «Итак, Балбесы попадают в лабиринт Одноглазого Вилли и пытаются пройти все препятствия, чтобы…». АКТ III содержит несколько событий, самое важное из которых может заключаться в том, что герой доходит до отчаяния и готов сдаться. НО и это самое важное: он или она приходят к осознанию, что сдаться не значит решить проблему, после чего находят таки нужное решение. Например, «Шон Эстин в «Балбесах» находит способ обернуть ловушки Одноглазого Вилли против злодеев и умудряется собрать достаточное количество бриллиантов, чтобы сохранить свое жилище».

Диалоги. Лучше всего писать диалоги после того, как остальной сценарий уже завершен; так вы сможете убедиться, что ваша история рассказана вполне наглядно. Диалоги должны быть короткими, простыми и своевременными. При наличии сомнений можете даже импровизировать с ними позже.

Описание. Не забывайте, что каждая страница примерно равна минуте экранного времени. Пишите о действиях и ощущениях, а не подробные описания. Наконец, самое главное: сценарий должен быть простым и легко читаемым.

Выпишите название каждой сцены на отдельную карточку, указав участвующих персонажей. Так вы проще разберетесь с общим развитием сценария, а также сможете понять, к чему движется вся история.

Как только кино перешло от простого запечатления происходящего на плёнку к рассказу историй, которые когда-либо случались наяву и в воображении автора, появилась необходимость в упорядочивании того, что хотел сказать режиссёр. Делалось это для того, чтобы не запутаться в истории и донести до публики то, что задумывалось.

Именно таким образом возникла необходимость в сценариях. Понятное дело, что до этого существовало огромное количество произведений, которые были уже записаны и, фактически, готовы к экранизации, но что же делать с идеями у автора в голове? Вряд ли при этом изложении режиссёр сможет запомнить все детали и донести их до всей съёмочной группы…

Итак, киноделы пришли к тому, чтобы записывать свои идеи на бумагу. Так родилась классическая (позже её стали называть “русская” из-за приверженности советских киношников этой манере записи) запись сценария.

Ничем особенным, что выделяло бы её на фоне обычных повестей и романов, она собой не представляла. Возможно, немного меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия, но в целом сценарий, написанный согласно классической записи, спокойно можно было отнести к литературным произведениям. Кстати, именно так многие авторы и делали – в литературе появился даже отдельный раздел произведений готовых для экранизации (ярким представителем данного жанра можно считать Александра Довженко, чья проза во многом была отнесена к жанру киносценариев).

Надо признать, что русскую запись легко и интересно читать и, возможно, она доносит гораздо больше “характера”, нежели современная. Да и особых правил написания она не подразумевает. Однако, при выделении основного сюжета и фабулы, вся образность сего произведения все равно исчезнет – как известно, в сценариях не работают аллегории и другие литературные приёмы (они полезны разве что режиссёру, чтобы уловить общий настрой персонажа или же выделить атмосферу происходящего).

Тогда-то американцы и пришли к выводу, что форму записи сценариев необходимо упростить и немного поменять – чем легче написано, тем понятнее его можно перенести на экран. От них и пошла “американка” – или американская запись сценариев.

“Американка” по манере написания очень схожа с пьесой. Выделяются разного вида ремарки и диалоги, которые, по сути, и несут на себе всю повествовательную функцию.

Однако, если у пьесы более “мягкие” правила в написании, то международный стандарт написания сценариев признан во многих странах (конечно, он не догма, но продюсеры все же предпочитают читать сценарии, что написаны именно этой формой, так что, для увеличения шансов на прочтение сценария и того, что ваш сценарий дойдёт до “финиша”, этих правил стоит придерживаться).

Таким нехитрым образом мы подобрались к главной теме нашего с вами консилиума – правила записи сценария на американский манер.

Правил достаточно много и все они иногда путаются в голове, поэтому мы пойдём с вам по порядку.

Итак, начнём.

1. Весь сценарий пишется шрифтом Courier New размером 12. Почему именно им? Все потому, что именно с этим шрифтом (если, конечно, вы все напишете более или менее вменяемо) каждая страница будет соответствовать 1 минуте экранного времени (в классической форме написания используется несколько иная формула – каждую страницу можно умножать на 2,5). Также, этот шрифт максимально похож на тот, что в свое время был присущ печатным машинкам… Дань истории и моде, если пожелаете. Также стоит отметить, что в сценариях никогда не используются выделение жирностью или подчёркивание текста (печатная машинка же этого не могла делать🙂 )

2. Весь текст выравнивается по левой стороне (кроме диалогов и титульной страницы).

3. Поля страницы также подгоняются под формат печатной машинки:

Верхнее -2,5 см; Нижнее – 1,25 см; Левое – 3,75 см; Правое – 2,5 см.

4. У каждого должна быть титульная страница. На ней мы пишем название сценария, автора и контактные данные (одного автора, если в соавторстве – всех, если есть сценарный агент, то и его данные).

5. С чего же начать сценарий…. Американка предполагает вот что:

ИНТ./ЕКСТ./НАТ. – определяем место; КОМНАТА – локация, УТРО – время действия.

Далее описываем сцену и, возможно, сразу же знакомим с персонажами. Имена персонажей выделяем ЗАГЛАВНЫМИ буквами (это наше первое знакомство с ними – далее в ремарках можно спокойно использовать обычные буквы).

Восемь мужчин, одетых в ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ, сидят за столом в кафе. Это МР. БЕЛЫЙ, МР. РОЗОВЫЙ, МР. СИНИЙ, МР. БЛОНДИН, МР. ОРАНЖЕВЫЙ, МР. КОРИЧНЕВЫЙ, ХОРОШИЙ ПАРЕНЬ ЭДДИ КЭБОТ и большой босс, ДЖО КЭБОТ. Большинство уже закончили есть и теперь наслаждаются кофе и разговорами. Джо смотрит поверх маленькой записной книжки. Мр . Розовый рассказывает длинную историю о Мадонне.

Как мы помним, все действия описываем в реальном времени (ходит, сидит, видит, стреляет…). Это, кстати, ещё одно отличие от классической формы написания (там все идёт в повествовательной форме и часто описывается в прошлом времени).

Бывший красноармеец Федор Сухов двигался по пустыне походным шагом, оставляя за собой лунки следов, которые горячий ветерок старался побыстрее засыпать песком.

Тёмные пятна пота на выгоревшей гимнастёрке с белым как иней налётом соли говорили о том, что Сухов не первый день идёт по песчаным барханам, тянущимся от горизонта до горизонта, словно волны застывшего моря.

Абзацы обычно должны занимать не больше 5-6 строк и показывать одно точное действие без “новеллистических” изысков.

И, предположим, здесь и начинаются диалоги главных героев. И тут начинается самое интересное.

Имя персонажа всегда пишется перед самим диалогом, всегда заглавными буквами. Оно не должно меняться на протяжении всей истории.

*Совет: называйте своих персонажей как можно более разными именами, чтобы потом было легко идентифицировать персонажа в диалогах.

Далее аккурат под именем пишутся сами реплики. Диалоги (монологи) не отцентрированы, как может показаться на первый взгляд – расстояние от края до имени персонажа, например, многие специалисты просят делать – 6,75 см. Также, есть расхождения в самой записи – англичане, американцы и другие забугорные друзья диалоги пишут колонками, однако, встречаются случаи, когда весь текст пишется “сплошняком”.

КАМЕРА даёт панораму пустого склада. Затем открывается дверь, и Мр . Белый втаскивает окровавленное тело Мр . Оранжевого.

Мр . Оранжевый продолжает кричать из-за пулевого ранения.

Мр . Белый кладёт его на пол.

МР. БЕЛЫЙ

Просто держись друг. Держись и жди, пока Джо приедет сюда, а это может произойти в любой момент, он поможет тебе. Мы просто будем сидеть здесь и ждать Джо. Кого мы будем ждать?

МР. ОРАНЖЕВЫЙ

МР. БЕЛЫЙ

Можешь поставить свой зад на то, что так оно и будет.

Мр . Белый встаёт и начинает расхаживать по складу.

Если необходимо перенести диалог на другую страницу то:

  1. Переносим только после окончания предложения; Также добавляем ремарка (ДАЛЕЕ).
  2. На следующей странице дублируем имя персонажа для того, чтобы читающий не запутался и ремарку (ПРОД.)
  3. Если персонаж говорит “где-то там” – указываем в скобочках ВПЗ – вне поля зрения.
  4. Если в диалоге необходима пауза – так и указываем посреди текста (пауза).

МР. РОЗОВЫЙ

А ты ещё сомневаешься? Я не думаю, что это подстава. Я уверен в этом. Я говорю серьёзно, откуда по-твоему взялись все эти полицейские. Одна минута – их там нет, другая – они уже там. Я не слышал сирен. Включилась сигнализация, хорошо. Хорошо, но всё равно ещё четыре минуты до приезда полиции. Даже если рядом оказалась патрульная машина, ещё четыре минуты до приезда подкрепления. А тут через минуту семнадцать легавых, увешанных оружием. Они знали, что мы делаем, и они были там. Помнишь вторую волну, тех которые приехали на патрульных машинах, так вот это были те самые, которые ответили на вызов, но те другие скоты уже были там, они ждали нас.

Ты сам не думал об этом?

Также стоит отметить, что после диалога всегда ставится двойной интервал.

7. Если в сцене необходимо показать телефонный разговор, то можно исполнить её несколькими вариантами – первый последовательно записать сначала одни реплики, а после отдельной сценой другую часть разговора (если персонаж на “другой части” появляется в кадре), если персонаж является просто “голосом в трубке”, что можно использовать ремарку ЗК (за кадром). А можно при помощи обозначения “МОНТАЖ с” переноситься то в одно место, то в другое.

8. Львиную долю характера истории представляют собой ремарки (что делает персонаж во время диалога) и расширения (эмоции), что пишутся под именем персонажа в диалогах – именно здесь можно добавить, с какой интонацией говорит персонаж, его настроение или что он делает во время разговора.

*Совет: если ваш герой иностранец и говорит на другом языке – не пишите его реплики на том самом языке – читающий хочет понимать, что говорит персонаж. Используйте ремарку, например – (говорит на английском) и продолжайте писать текст на русском. Если же очень необходимо все-таки писать на языке оригинала – укажите вначале, что диалог на иностранном языке и что сцену будут сопровождать субтитры.

9. Если вы используете Флешбеки и Флешфорварды – указывайте, где он начинается и где заканчивается (обычно это отдельные сцены, что “врезаются” в повествование).

10. Нумерация страниц обычно делается в правом верхнем углу (левый верхний угол чаще всего используется для скрепления – логично🙂 ) .

11. Есть также обозначение ЗТМ (затемнение)- в него можно уходить и из него выходить. Их также можно спокойно использовать, однако, перебарщивать не стоит – во время обучения режиссёрскому мастерству учителя, обычно, преподносят ЗТМ как монтаж для “чайников” – самый простой способ для перехода между сценами.

Если же вы боитесь, что не сможете правильно отредактировать свой сценарий (или же просто ленитесь это делать) – существуют доступные и понятные специальные программы, которые все сделают за вас. Среди них: Celtx, Fade in, Sophocles, Final draft, Countour 1.0, Gramatica Pro и т.д.

Что же, напоследок стоит сказать, что правила варьируются – некоторые студии добавляют свои, некоторые продюсеры вообще меняют правила игры, но быть в курсе общих канонов никогда не помешает.

Надеюсь, статья кому-нибудь будет полезной и поможет в его начинаниях.

Приятной писанины.

Приложение 1. Титульный лист *

* Рамку делать необязательно

1.Сценарий – это одна из форм литературной работы. Сценарист в кино должен обладать мышлением кинематографиста и оставаться литератором, драматургом.

Литературный киносценарий – законченное кинодраматургическое произведение, содержащее концептуальное и композиционное решение будущего фильма, разработку сцен и эпизодов с точными диалогами, указанием места и времени действия, ориентировочным обозначением метража.

2.Требования к сценариям по форме и содержанию.

2.1.К сценарию обязательно прилагаются:

Тема, проблема, идея, основной конфликт произведения, сквозное действие, контрдействие, краткая характеристика главных героев.

Композиционный анализ: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал.

2.2.Сценарий должен быть написан высокохудожественным литературным языком, без орфографических и пунктуационных ошибок.

2.3.Сценарий должен отвечать морально-этическим, творческим и производственно-техническим возможностям ТВ и кинематографа, не должен содержать сцен патологического насилия, порнографии, а также нецензурной лексики.

Титульная страница

На первой, титульной странице формата А4 указывается учебное заведение, факультет, кафедра. ПОСРЕДИНЕ в центре пишется жанр и название сценария. Если это экранизация, то на титульном листе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается название адаптированного произведения, имя и фамилия его автора. Внизу указывается город и год.

ШРИФТ

На второй странице и далее располагается сам сценарий. Шрифт Courier, 12 pt, интервал 1, поля – все 2 см. В сценарии не допускается никаких выделений слов жирным шрифтом или курсивом, кроме названия и жанра. Киносценарий не должен содержать вкладышей, вклеек, авторских пометок и исправлений ручкой или карандашом.

ОБРАЗЕЦ

Эпизод 1 «Ссора»

ИНТ. Квартира Марии, столовая, ночь

Виктор сидит за накрытым столом. Пьет чай и курит.

Входит Мария. На ней длинное домашнее платье – эдакий восточный балахон. У Марии мокрые после душа волосы. Мария садится. Наливает себе стакан воды.

МАРИЯ (залпом выпивает воду)

Ешь. Надо… Я хочу, чтобы ты меня внимательно выслушала. На правах.... Ну, скажем, на правах старого друга. Все ж мы с тобой были вместе три года.

ИНТЕРВАЛЫ И ОТСТУПЫ

Все, что последовательно записывается в сценарии – описания места действия, заголовки, диалоги и прочее, ВСЕГДА пишется через ОДИН интервал.

Абзацных отступов в профессиональной сценарной записи НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Текст сценария должен быть выровнен по ширине.

ДИАЛОГ

Сразу же после имени персонажа следует диалог. Диалог пишется ТОЛЬКО строчными буквами. Диалог – это то, что говорят персонажи. Начинающие сценаристы часто пишут слишком длинные диалоги для своих персонажей. Стоит помнить, что четкий сжатый диалог – то, что нужно сценарию, продюсеру, режиссеру (и педагогу…).

РЕМАРКИ

Они ставятся, когда Вы хотите показать в тексте, КАК именно персонаж говорит свою реплику. Ремарки ВСЕГДА пишутся со строчной буквы. Они должны употребляться крайне редко по двум причинам. Во-первых, актер/режиссер совершенно не хочет, чтобы сценарист лез в их профессии и указывал им, КАК произносить/играть диалоги. Во-вторых, что более важно: если диалог хорошо и эмоционально написан, тогда не будет большой необходимости показывать, КАК читать текст. Однако, если ремарки так необходимы, то ставятся они после имени персонажа перед диалогом:

ВАСЯ (ошеломленно)

Так ты беременна?!

Некоторые сценаристы описывают в ремарках короткие действия.

МАША (невольно приподнимаясь со стула)

Что вы сказали, доктор? Как это - я беременна?!

В диалоге персонажа любое его промедление, молчание и тому подобное обозначается в ремарке использованием ТОЛЬКО слова «пауза»:

ВАСЯ (пауза)

Так ты беременна?..

Нужно стараться не употреблять ремарки типа: многозначительно молчит, задумчиво помолчав, нерешительно помедлив и т.п. Такие указания будет давать актерам режиссер.