Закупка нир по 44 фз. Что мешает закупкам нир и ниокр? Изменения в законах о госконтрактах


Научно-техническая деятельность нацелена на приобретение и использование новых знаний для решения экономических, технологических, социальных и других проблем, а также для объединения науки, производства и техники в единую систему (ст. 2 № 127-ФЗ от 23.08.1996).

В законе № 44-ФЗ не указан конкретный вид торгов, которые нужно использовать при подобных закупках. Однако рассматриваемое понятие упоминается в статьях, посвященных открытому конкурсу. Кроме того, разрешает покупателю заключить договор на НИОКР с несколькими поставщиками. Данное право фиксируется заказчиком в тендерной документации. Если при этом конкурс проводят на закупку нескольких научно-исследовательских работ, то здесь имеет место ряд особенностей:

  • участник может подать заявку только в отношении одной работы (ч. 9 ст. 51);
  • предложение, поданное для нескольких работ, возвращается участнику без рассмотрения (ч. 5 ст. 52);
  • протокол вскрытия конвертов с такими заявками размещают в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты подписания (ч. 7 ст. 52);
  • нескольким лучшим предложениям присваивают первые номера (ч. 9 ст. 53);
  • количество контрактов, возможных для заключения более чем с одним участником, указывают в документации.

В случаях, когда заказчик не располагает компетентными специалистами для составления техзадания, закон дает право провести , где первым этапом является обсуждение деталей объекта закупки с участниками процедуры (ст. 57 № 44-ФЗ).

Обоснование цены

Предметом сделки, заключаемой после проведения тендера, здесь является процесс разработки, а не конечный продукт. Поэтому и НМЦК будет формироваться, исходя из описанного в документации сценария по их выполнению.

  1. Цена контракта.
  2. Расходы на использование и ремонт результатов работ.
  3. Свойства объекта закупки (качество, функционал).
  4. Квалификация поставщика (в т. ч. опыт, ресурсы, деловая репутация и т. д.).

При этом сумма значений по 1 и 2 критериям должна быть минимум 20 % от общей суммы всех критериев. Если критерий 2 не используется, то указанную часть будет составлять только предложенная цена контракта.

Исключение составляет случай, когда на торгах стоимость сделки снижают на 25 % и более. Тогда предложенная цена будет составлять 10 % от общего значения (ч. 8 ст. 37).

В качестве антидемпинговой меры заказчик также может по-разному оценивать заявки, где начальная цена снижена не более чем на 25 % от НМЦК и наоборот, сброшена ниже этой отметки. Такое условие и варианты значений критериев нужно прописать в документации.

Типовой контракт и его существенные условия

Образец документа для сделок по НИОКР разработало Минобрнауки РФ. Согласно ему, поставщик должен выполнить необходимые работы и предоставить их результаты покупателю. Название, типы деятельности, а также правила ее исполнения определяются в техническом задании, которое является приложением к контракту. Цену указывают в третьей части документа.

В качестве типовых условий представлены такие обязанности исполнителя, как:

  1. Отправка покупателю отчета о патентных исследованиях по ГОСТ Р 15.011-96 в письменной форме.
  2. Уведомление заказчика о результатах работы.
  3. Обеспечение тайны производства и передачи ее заказчику при необходимости.

Важно отметить, что риск невозможности выполнения задания по сделке лежит на заказчике, если иное не указано в договоре (ч. 3 ст. 769 ГК РФ).

При этом, согласно п. 42 Постановления Правительства № 1551 от 30.12.2016, заказчик имет право установить в размере от 30 до 80 % от НМЦК (но не больше лимитов бюджетных обязательств) на работы, которые направлены на импортозамещение технологической продукции. Важным условием является перечисление аванса на счета Центрального банка и при достоверном обосновании.

Типовой контракт

Порядок приемки и закрывающие документы

Правила и сроки приема результатов НИОКР устанавливаются в контракте и техзадании. Исполнитель может сдавать как полностью исполненные работы, так и . Также закон № 44 обязывает покупателя провести принимаемой продукции (ч. 3 ст. 94).

Таким образом, документами, подтверждающими прием продукции, будут акт сдачи-приемки и акт экспертизы. При невозможности принять НИОКР заказчик составляет мотивированный письменный отказ и направляет его поставщику.

Акт приема-передачи

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

Что такое тендер, и какое отношение он имеет к науке и научным исследованиям? С чего следует начинать, если хочешь выиграть тендер? Как добиться того, что бы стать участником тендера? Если вы задавались этими вопросами, то данная статья, несомненно, именно для вас.

Каждый, кто занимался научными исследованиями или разработками знает, что без внешней поддержки бывает очень сложно, поэтому, как показывает статистика, с каждым годом появляется все больше и больше тех, кто принимает участие в тендерах.

Для начала поясним, зачем вообще это кому-то нужно. Само участие не дает каких-то привилегий или бонусов, однако если вы сможете, стать победителем, то это принесет не только доходы, но и поддержку со стороны заказчика. Увы, далеко не каждая организация решается на подобный шаг и все по причине плохой информированности касательно данного вопроса.

Говорить мы будем об участии в тендерах на территории России, однако то, что мы расскажем, может оказаться полезным и на территории других стран. В нашей стране участие принять могут как российские, так и иностранные юридические лица, однако, как ни удивительно, все они должны предоставить ряд документов, который определяет заказчик. То есть, требования со стороны заказчиков должны выполняться в обязательном порядке. В случае, если требования не выполняются, вы рискуете не попасть в список участников.

  • Для того, что бы стать участником тендера, необходимо подать заявку, оформленную, как писалось выше, в соответствии с требованиями заказчика. Однако тут есть несколько нюансов, которые необходимо знать и помнить.
  • Подав заявку на участие, вы автоматически соглашаетесь со всеми условиями торгов, а так же обязуетесь их соблюдать
  • Крайний срок принятия заявок устанавливается тендерной комиссией, которая имеет право в случае необходимости продлить данный срок, предварительно предупредив участников торгов
  • Поданную заявку можно изменить или отозвать лишь до момента истечения срока предоставления необходимых документов
  • Изменения в заявке принимается лишь в том случае, если они поступили до истечения срока предоставления заявок

Список документов, который входит в заявку, в обязательном порядке оговаривается в брифе, но обычно это документация подтверждающая регистрацию компании, информация об отсутствии задолженности по налоговым выплатам, отчеты о прибылях и убытках, а так же копии бухгалтерских балансов, документация, подтверждающая полномочия руководителя, заверенные копии лицензии на данный вид деятельности и информация о наличии материально-технических ресурсов, кадров и пр. Однако повторимся, перечень документов оговаривается в брифе.

Порядок проведения тендеров

Тендер – не что иное, как отбор предложений и выбор лучшего или самого удобного поставщика услуг заказчиком. Поэтому не удивительно, что во время проведения тендера, соблюдается строго установленный порядок. Начинается все с приема предложений. После того как все предложения были поданы заявителями, в назначенный день проводится раскрытие, рассмотрение и оценка предложений и заканчивается все определением победителя торгов на основе голосования.

Способы поиска тендеров

Не забывайте, что для участия в тендере, необходимо сначала найти этот тендер. Так, например, заниматься поиском можно самостоятельно, однако для этого необходимо иметь определенные навыки, опыт и желательно базу данных. Обилие интернет ресурсов не только не упрощает, но напротив, осложняет задачу для ручного поиска. Нет, конечно, найти государственный тендер это не проблема, а вот с коммерческими предложениями куда сложнее. В общем, метод довольно проблематичный, но любителям все делать своими руками или же просто умельцам-поисковикам он подойдет.

Второй вариант стоит денег, однако в разы упрощает поиск – специализированная программа для поиска тендеров . Тут все довольно просто, достаточно приобрести лицензию на использование программы. Явный плюс покупки программы это экономия времени на поиск новых предложений, оценка своей конкурентоспособности и возможность получения более актуальной информации о рынках.

Общий механизм проведения конкурсов на проведение НИОКР заключается в следующем. В соответствии с федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в первую очередь со стороны государственного органа осуществляется опубликование условий требуемого заказа в свободных источниках. Этими источниками могут быть как пресса, так и Интернет. "Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе". Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Конкурсная документация должна содержать в себе "требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе; требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара; требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг;

источник финансирования заказа; критерии оценки заявок на участие в конкурсе" Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с законом №94-ФЗ победителем конкурса является участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта. Однако некоторые положения этого нормативного акта подвергаются критике. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с изменениями от 31 декабря 2005 года, 27 июля 2006 года,20 апреля, 24 июля 2007 года не учитывает в полной мере специфику выполнения НИОКР. Двумя основными проблемами, которые непосредственно оказывают влияние на проведение НИОКР В России, являются следующие - при определении победителя конкурса на выполнение НИОКР ключевая роль отводится предлагаемой цене контракта; для оценки заявок и определения победителя закон выделяет очень короткий срок.

Устранить данные вопросы возможно посредством разработки блока изменений в федеральный закон №94-ФЗ, которые, с одной стороны, учитывали бы всю специфику НИОКР, с другой стороны, не создали бы прецедента для превращения единого закона о госзакупках в совокупность законов и подзаконных актов, устанавливающих свои требования для закупок разного вида товаров и услуг.

Первым пунктом, препятствующим эффективному распределению работ на конкурсах, является приоритетное положение цены контракта. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 федерального закона 94-ФЗ конкурсная комиссия "для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках, должна провести их оценку по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации". Таким образом, помимо цены должны быть приняты во внимание: функциональные характеристики; качество работ/услуг и (или) квалификация участников; сроки выполнения работ/оказания услуг; объём и срок предоставления гарантий качества. Оценка критериев производится по балльной системе. При этом значимость таких критериев, как "функциональные характеристики" и "качество работ/услуг и (или) квалификация участников" при проведении конкурса на выполнение НИОКР, не может составлять более сорока пяти процентов (пункт 6 статьи 28). Таким образом, закон официально закрепляет доминирующее положение цены, вынуждая участников конкурса изначально занижать стоимость своих услуг. Данное "необходимое условие" участия в конкурсе приводит к тому, что многие НИИ вынуждены проводить работы в условиях жёсткой экономии на материальной базе и составе привлекаемых специалистов, чтобы уложиться в рамки сметы государственного контракта.

Вторым положением, которое подвергается критике, являются краткие сроки проведения экспертизы заявок. В соответствии со статьёй 28 федерального закона 94-ФЗ срок оценки и сопоставления заявок не может превышать десяти дней. Столь короткий срок вызывает очень много возражений, поскольку требует, во-первых, от членов конкурсной комиссии высоких профессиональных знаний для правильной оценки предложенных решений, а во-вторых, от самих заявок чёткости изложения и полноты спецификаций и характеристик работ. Однако увеличение срока рассмотрения заявок, представленных в рамках проведения конкурсов на право заключения государственного контракта на выполнение НИОКР, с большой долей вероятности повлечёт за собой требование об общем увеличении срока экспертизы в отношении всех государственных заказов.

Пункт 3.1 статьи 7 94-ФЗ устанавливает особые требования к составу конкурсной комиссии при проведении конкурса на право заключить государственный контракт "… на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма…" Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этом случае "… в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии" Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Аналогичное требование следует применить к членам конкурсной комиссии, оценивающим заявки на выполнение НИОКР. Это обусловлено спецификой данной деятельности, деталями проведения НИОКР.

Таким образом, нормативная база проведения конкурсов на НИОКР требует существенной доработки, и инициатором этих изменений должно выступать государство, так как большая часть НИОКР финансируется за его счет. Нужды государства в НИОКР существенны для бюджета страны, от качества проведения этих работ зависят многие сферы, в том числе устойчивость на международной экономической арене, государственная безопасность и т.д.

Выводы к главе 2

В главе было рассмотрено содержание процесса НИОКР и его составные части. Таким образом, существует достаточно четкая взаимосвязь и последовательность этапов от прогнозирования рынка и начала научно-исследовательских работ до изготовления опытного образца и его вывода на рынок (результат опытно-конструкторских работ). В настоящее время существует необходимость внедрения системы проектного управления в сфере НИОКР в российских компаниях с целью возможности измерения их эффективности и результативности в этом виде деятельности. Организация должна обладать высокой гибкостью и адаптивностью для соответствия требованиям рынка. Также важно отметить, что большинство средств, расходуемых на НИОКР, поступает из государственного бюджета, что также накладывает свой отпечаток на поведение компаний, участвующих в конкурсах на проведение НИОКР. Искусство руководителя проекта должно заключаться в умении грамотно планировать портфель проектов НИОКР в компании, использовании лучших специалистов с учетом их личностных особенностей, четкое разделение работ на этапы и распределение ресурсов между этапами.

Контрактная система комплексно регулирует закупку товаров, работ, услуг независимо от их видов. Тем не менее в отношении отдельных видов закупок контрактная система предусматривает особенности их осуществления.

Закупка НИР (НИОКР).

В отношении закупки НИР (НИОКР) нормативное правовое регулирование контрактной системы устанавливает следующие особенности.

Обычно такие работы закупаются посредством проведения конкурсов. Правила оценки заявок позволяют устанавливать в этом случае следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:

  • 20% от суммарной значимости всех критериев минимально должно отводиться значимости стоимостных критериев оценки;
  • 80% - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.

Таким образом, при проведении конкурсов на выполнение НИОКР

качественные и квалификационные характеристики участника закупки имеют определяющее значение. Выиграть за счет снижения цены контракта при таких величинах значимости практически невозможно.

Кроме того, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение НИОКР заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки с предложением демпинговой цены контракта (снижение от НМ ЦК более 25%). Подробнее об этом говорится в параграфе 3.6.

Также при закупке работ по проведению научных исследований Закон о закупках дает право заказчику провести двухэтапный конкурс, если для уточнения характеристик объекта закупки (содержания и требуемых результатов научных исследований) необходимо провести обсуждения с участниками закупки.

Закон о закупках разрешает проводить закупки на так называемые поисковые научно-исследовательские работы. В этом случае допускается заключение нескольких контрактов на выполнение одной и той же научно- исследовательской работы с несколькими участниками закупки одновременно. Для проведения такой закупке в конкурсной документации необходимо указать следующие дополнительные сведения:

  • информация о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;
  • указание количества контрактов, которые заказчик планирует заключить на выполнение поисковой научно-исследовательской работы;
  • в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно- исследовательских работ является одинаковой. Начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.

В случае если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно- исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение поисковой научно-исследовательской работы протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в такой закупке допускается размещать в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты подписания такого протокола.

При оценке заявок на участие в такой закупке конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество контрактов, которое планируется заключить по результатам закупки, указанное в конкурсной документации.

Отношения, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регулируются ГК РФ (гл. 38). Конкурсы на заключение таких договоров имеют свои особенности. Предмет договоров на выполнение НИОКР определяется в статье 769 ГК, в которой говорится, что по договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) – разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы. Специфика договоров на выполнение НИОКР обусловлена, вопервых, творческим характером работ, составляющих предмет договора, и, во-вторых, тем, что предмет договора составляет не сам результат работ, а работы как таковые.

Отсюда вытекают два основных элемента правового режима подобных контрактов: – условия договора должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности); – если не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИР и ОКР несет заказчик. Различие между договорами НИР и ОКР, относящимися к единому договорному типу, состоит в характере работ и определяется неодинаковой степенью творчества, присущей этим работам. Именно более высокой степенью творческого характера НИР объясняется то, что, как правило, исполнитель должен выполнить их лично, а для привлечения к исполнению третьих лиц ему необходимо получить согласие заказчика. Для договоров на выполнение ОКР такого согласия не нужно, и исполнитель на правах генподрядчика вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. С этим же связано различие двух видов договоров в определении последствий невозможности достигнуть результатов.

В случае невозможности достигнуть результатов по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость выполненных работ по договору на НИР, а для ОКР – понесенные исполнителем затраты. На практике заказчик нередко не желает нести эту ответственность, и по условиям договоров на выполнение НИОКР риски несет исполнитель. В таком случае заказчик рискует творческим характером выполнения работ. Исполнители, чтобы не рисковать, не берутся

за непосредственное выполнение работ, а предлагают заказчику более-менее готовые, когда-то ранее полученные результаты. Обычно результатами выполнения НИОКР являются объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности – ОИС), которые могут самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте. Исключительная особенность таких объектов состоит в том, что созданная один раз интеллектуальная собственность способна без дальнейших затрат многократно окупать себя (путем продажи лицензионных соглашений). Существенным условием для договоров на выполнение НИОКР является обеспечение конфиденциальности. Ведь, с одной стороны, в результате работы исполнителя может появиться информация, имеющая ценность для заказчика и исполнителя лишь при условии ее конфиденциальности в течение определенного срока, а с другой стороны – исполнитель в процессе выполнения работы заинтересован в публикации своих результатов. Это повышает его рейтинг, в том числе и как участника будущих конкурсов. Существенным условием договора является его цена. Отметим два важных момента.

Во-первых, поскольку предметом договоров на выполнение НИОКР являются работы как таковые, а не результат, то цена формируется из описания программы выполнения работ. Главной задачей заказчика является обеспечение минимального риска случайной невозможности достижения результата работ. Значит, при выборе победителя цена уже не является главным критерием – на первое место выходят квалификация претендента, предложенная им программа выполнения работ. Во-вторых, рынок НИОКР может считаться в основном монополизированным вследствие ограниченности круга заказчиков и потенциальных исполнителей, и в первую очередь собственников охранноспособных решений, имеющих необходимые и желательные для выполнения договора наработки. Поэтому на механизм рыночного регулирования цены в отличие от конкурса с простыми предметами закупки больших надежд возлагать не следует. Минимизация риска случайной невозможности достижения результата обеспечивается определением наиболее квалифицированного исполнителя, разработкой и согласованием сторонами детальной программы исполнения работ, которая отражается в техническом задании заказчика. Поскольку заказчик обязан принять результаты выполненных работ, целесообразно в техническом задании описать программу приемки осуществляемых работ и критерии ее выполнения.

Закон дополнительно предусматривает следующие особенности закупки НИОКР: 1) закупка НИОКР осуществляется путем двухэтапного конкурса; 2) возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта; 3) при оценке конкурсных заявок сумма величин значимости критериев «цена контракта» «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна составлять не менее чем 20 % суммы величин значимости всех критериев.