Звучащий цвет. План-конспект урока по МХК (5 класс) на тему: «Звучащий цвет и зримый звук


(Слайд) «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, написавший эти абстрактные картины.

И тема сегодняшнего урока будет звучать как «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.» (Слайд)

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.

Запись в тетрадь: учебник «Искусство» стр. 72. Тема урока. Василий Кандинский (1866 – 1944). Понятие абстракционизма.

Прочитайте пожалуйста мне его.

(Слайд) Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека « музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы в работе «Композиция 8» (слайд) .

Картина «Контрастные звуки» (слайд) - ярчайший, почти хрестоматийный для Кандинского пример, когда автор запечатлел музыку.

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот – форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка – ведь явление это временное. Всего мгновение – и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета» - одно из лучших полотен, попытавшись запечатлеть это неуловимое искусство, а под силу это было лишь Кандинскому.

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд) была написана в 1924 году. В ней присутствуют различного рода геометрические фигуры, «наложенные» друг на друга. Работа наполнена необычным сочетанием ярких и броских цветов на черном размытом фоне.

Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.

Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета. Одна из них (слайд) «Сценическая композиция – «Желтый звук» - Премьера состоялась 12 мая 1972 года в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин . (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков – звукоряд – семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (слайд) (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира». Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (слайд) По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особы световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

- Посмотрите на соотношение цветов и тональностей по Скрябину.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Композитора уже не устраивало параллельное звучание света и музыки. Необходим синтез музыки, света, слова, танца, жеста, направление взглядов музыканта. Цветовые сочетания не на одном только экране, а пронизывающие весь зал.

Вся музыка и все вообще – фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

Обучающийся читает миф о Прометее.

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябин.

Класс: 8

Дата: 27.04.18

Цель:

Задачи изучения темы:

Форма занятия -

Основные вопросы темы -

Кандинский В.В. -цвет и музыкальные звуки.

Скрябин А.Н. - жизнь и творчество.

Скрябин А.Н. - на пути к светомузыке.

Основные термины и понятия -

Произведения искусства, имена -

Запись на доске:

Звучащий свет и зримый звук.

В.Кандинский

Оснащение урока -

  • Презентация - «Звучащий свет и зримый звук»;

План занятия:

1. Актуализация темы урока.

4. Организация осмысления.

5. Анализ.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Ход урока

Примечание

Орг. момент.

Беседа.

(Слайд)

(Слайд)

Запись в тетрадь: Василий Кандинский (1866 - 1944). Понятие абстракционизма.

(Слайд)

(слайд) .

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот - форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка - ведь явление это временное. Всего мгновение - и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета»

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд)

(слайд) «Сценическая композиция - «Желтый звук» -

. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис - явление, при котором два чувства - зрение и слух - связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков - звукоряд - семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

(слайд) (слайд)

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это - активная энергия вселенной, творческий принцип, это - огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Вся музыка и все вообще - фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет - символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

- Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку - исполнить симфонию в цвете?

Итоги.

- Что такое абстракционизм?

(Абстракционизм (лат. abstractio - удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.)

Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими. Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) - наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения. Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его - благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой. Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.

Вопросы:

  1. Символом чего был герой древнегреческого мифа - Прометей для композитора Скрябина?

Просмотр содержимого документа
««Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.»»

Класс: 8

Тема: «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.».

Дата: 27.04.18

Цель: Создание условий для раскрытия связи музыки и живописи в стиле абстракционизма;

Задачи изучения темы:

    познакомить с истоками цветомузыки, ввести в мир музыкально-живописных образов;

    заинтересовать личностью и творчеством композитора Скрябина А.Н. и художника Кандинского В.В.

    дать возможность глубже понять красоту известных музыкальных произведений через художественное творчество, создавая живописный образ музыкального произведения.

Форма занятия –

Комбинированный урок-лекция с элементами диалога и практическое, творческое (живопись) осмысление темы.

Основные вопросы темы –

Кандинский В.В. –цвет и музыкальные звуки.

Скрябин А.Н. – жизнь и творчество.

Скрябин А.Н. – на пути к светомузыке.

Основные термины и понятия –

Синтез искусств, зримая музыка, соната, абстракция.

Произведения искусства, имена –

Кандинский В.В. «О духовном в искусстве»

Скрябин А.Н. «Прометей (Поэма огня)»

Запись на доске:

Звучащий свет и зримый звук.

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине»

В.Кандинский

Оснащение урока –

    Презентация – «Звучащий свет и зримый звук»;

    Фрагменты видеозаписей с исполнением симфонической поэмы «Прометей» и световое шоу Жан-Мишель Андре Жарра;

План занятия:

1. Актуализация темы урока.

2. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

3. Организация восприятия учебного материала.

4. Организация осмысления.

5. Анализ.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов.

Ход урока

Примечание

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сообщение темы. Актуализация знаний.

Знаки, изображающие условно какие-либо понятия, идеи, явления, называются символами. На прошлом уроке мы определяли символы из области науки, фольклора, философии и театра.

Беседа.

(Слайд) «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине». Так считал художник Василий Васильевич Кандинский, написавший эти абстрактные картины.

И тема сегодняшнего урока будет звучать как «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.» (Слайд)

Абстрактная живопись способна передавать самые тонкие душевные переживания. Музыка также способна находить отклик в душе человека.

Запись в тетрадь: учебник «Искусство» стр. 72. Тема урока. Василий Кандинский (1866 – 1944). Понятие абстракционизма.

- Прочитайте пожалуйста мне его.

(Слайд) Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет, что музыкальный тон имеет доступ к душе человека. «Он тотчас находит в ней отклик, ибо у человека « музыка в душе…художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Излагая свою теорию психологического исследования цвета, Кандинский приводит примеры соответствия красок и музыкальных инструментов, так, например, характеризуя желтую краску как беспокойную, назойливо действующую на душу человека, он сопоставляет её со звуками высокой трубы в работе «Композиция 8»(слайд) .

- Картина «Контрастные звуки» (слайд) - ярчайший, почти хрестоматийный для Кандинского пример, когда автор запечатлел музыку.

Автор использует лишь два инструмента для воплощения диссонирующих нот – форма и цвет. При этом Кандинский двигается от цвета к форме, а не наоборот. В работе явно ощущается преобладание чётких геометрических фигур в ущерб прихотливым пассажам из линий, которые можно встретить в других картинах. Работа удивительным образом сбалансирована и гармонична, что свидетельствует о том, как кропотливо автор продумывал каждый её элемент. Нет более несчастного искусства, чем музыка – ведь явление это временное. Всего мгновение – и звуки навсегда исчезли, оставляя воспоминания и эмоции. «Контрастные цвета» - одно из лучших полотен, попытавшись запечатлеть это неуловимое искусство, а под силу это было лишь Кандинскому.

Картина «Черный аккомпанемент» (слайд) была написана в 1924 году. В ней присутствуют различного рода геометрические фигуры, «наложенные» друг на друга. Работа наполнена необычным сочетанием ярких и броских цветов на черном размытом фоне.

Художник любил играть с воображением зрителя, подбирая самые разные формы изображения и цвета. Таким образом он знакомил общество со своим необычным видением окружающего, что стало настоящей сенсацией среди критиков-эстетов, которые сумели найти некий смысл в его работах.

Кандинский оперирует на сочетание не сочетаемого. В его полотнах можно рассмотреть обилие резких форм и вычурных цветов. Конкретная работа художника не стала одной из популярных картин, однако своего зрителя она нашла в серии полотен, посвященных эстетике геометрии.

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать свое музыкальное восприятие цвета. Одна из них (слайд) «Сценическая композиция – «Желтый звук» - Премьера состоялась 12 мая 1972 года в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Познакомившись с работами художника-абстракциониста Василия Кандинского, мы увидели, как можно символически, при помощи геометрических знаков и фигур, в смешении теплых с холодными тонами красок, услышать цвет и увидеть звук.

Свойства красок создают эмоциональный настрой произведения. В музыке такое же значение имеет тембр, качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на разных инструментах или исполненные различными голосами.

Очень необычно выражал свою музыкальность выдающийся русский композитор Александр Николаевич Скрябин. (слайд)

Александр Скрябин обладал цветным слухом. Цветной слух или синопсис – явление, при котором два чувства – зрение и слух – связываются воедино. (запись в тетр.) (слайд)

Исаак Ньютон когда-то уподобил семь разных по высоте звуков – звукоряд – семи цветам радуги, он пытался вывести математический закон, какого «цвета» та или иная нота-звук.

Скрябин отчетливо видел, что между тональностями и цветовыми ощущениями есть органическая связь.

Скрябин впервые решил непосредственно соединить тональности с цветом. Он задумал в свою симфоническую поэму «Прометей» (слайд) (для оркестра, хора, органа и соло фортепиано) ввести партию «светового клавира». Грезя идеей синтеза искусств, Скрябин вводит в партитуру «Прометея» нотную строку, обозначенную итальянским термином «luce», что значит «свет». Тем самым, задолго до создания современной световой аппаратуры, Скрябин предсказал появление никогда не существовавших «световых» инструментов. (слайд) По замыслу композитора такой инструмент должен был пускать в концертный зал особы световые волны, соответствующие акустической природе света и звука.

- Посмотрите на соотношение цветов и тональностей по Скрябину.

«Прометей» в переводе с древнегреческого означает «провидец». Для музыканта Прометей был символом творческого начала, преодолевающего все муки и невероятные страдания на пути к идеалу: от неясной мечты к торжеству созидания, к свободе. Скрябинский «Прометей» не является иллюстрацией античного мифа о герое, похитившем с неба огонь для людей. В нем находит свое выражение не конкретный сюжет древнегреческой поэмы, а обобщенная идея человека-титана, человека-борца. По свидетельству композитора, «Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях. Это – активная энергия вселенной, творческий принцип, это – огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». (слайд).

Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета в своем «Прометее». Он хотел зримо воссоздать «образ пламени» - некоего очистительного огня, способного привести человечество в царство счастья и красоты.

«Поэма огня» должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Композитора уже не устраивало параллельное звучание света и музыки. Необходим синтез музыки, света, слова, танца, жеста, направление взглядов музыканта. Цветовые сочетания не на одном только экране, а пронизывающие весь зал.

Вся музыка и все вообще – фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них.

Для «Поэмы огня» Скрябин выбрал одночастную сонатную форму. Исполнение «Прометея» Скрябин представлял так: в зале до начала музыки полная темнота. Постепенно, как из хаоса, рождаются одновременно звук и цвет. Медленный световой голос движется от фиолетового через синюю часть спектра к красному, затем вновь к фиолетовому. Интенсивность цвета меняется вместе с интенсивностью звучаний. Он то вспыхивает оранжево-красным огнем, то становится зеленоватым, бледно-голубым. В конце «Прометея» Скрябин даёт ослепительный свет – символ перехода из тьмы к свету. Зал погружается в цветовые волны, «купается» в них. Это цветовое, эмоциональное воздействие дополняет те мысли и переживания, которые вызывает музыка.

- Как вы думаете, удалось ли Скрябину при жизни реализовать сою задумку – исполнить симфонию в цвете?

При жизни Скрябина не удалось реализовать символический световой проект, в котором композитор мечтал воплотить движущиеся линии и формы, громадные «огненные столбы», «текучую архитектуру». Однако идея зримой музыки дала толчок опытам с движущейся абстрактной живописью. Появились цветоустановки, аппараты цветомузыки, оптический синтезатор звука. Все эти направления искусства воплотились в электронной музыке.

Обучающийся читает миф о Прометее.

Просмотр видеофрагмента исполнения симфонической поэмы «Прометей» Скрябин.

Итоги.

- Что такое абстракционизм?

(Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) или нефигуративное искусство – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.)

- Какие работы Кандинского вы запомнили?

Урок я хочу я закончить словами Александра Скрябина: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи. Чтобы стать оптимистом, нужно испытать отчаяние и победить его». Мы сильны и могучи. Стараемся не испытывать отчаяние, и быть оптимистами. Символы нашей жизни: успех, удача и готовность служить людям.

Во время сотворения мира, покрыв новорожденную землю роскошной растительностью и населив её различными живыми существами, Эрос решил, что надо наделить их инстинктами, которые позволили бы им наслаждаться дарованной Богами жизнью и не дать ей угаснуть. Он призвал на помощь двух младших сыновей Япета и попросил их разделить дары

Богов между всеми живыми существами, а также создать высшее существо по имени человек, который стал бы управлять ими. Прометей и Эпимет, естественно, в первую очередь занялись теми, кто уже был создан. Но они раздавали дары с такой щедростью, что на долю человека ничего не осталось. И хотя они не имели ни малейшего понятия, как им выйти из этого затруднения, они все-таки взяли глину и приступили к созданию человека. Они слепили его по образу Богов, попросили Эроса вдохнуть в него жизнь, а Минерву (Афину Палладу) – наделить душой. Человек ожил, встал с земли и стал осматривать свои владения. Справедливо гордясь творением своих рук, Прометей решил преподнести ему самый ценный дар, которого не было ни у кого из живых существ, который смог бы поставить его над ними и приблизил бы к бессмертным Богам. Это был огонь, но огнем могли владеть только Боги. Прометей знал, что они никогда не поделятся этим даром с человеком, а если кто-нибудь сумеет украсть огонь, то ему не будет прощения. Он долго думал, как бы ему раздобыть огонь, и, наконец, решил украсть его или умереть.

Темной ночью он отправился на Олимп, вошел незамеченным в обиталище богов, схватил горящий факел и, спрятав его на груди, удалился, радуясь, что все прошло удачно. Вернувшись на землю, он передал украденный огонь людям, которые тут же приспособили его для своих нужд и принялись горячо благодарить Прометея, который рисковал жизнью, чтобы добыть для них этот бесценный дар.

Юпитер со своего трона на вершине горы Олимп заметил на земле странный свет. Желая понять, что это такое, он пригляделся и понял, что это огонь. Не в силах сдержать своя гнев, он поклялся подвергнуть Прометея мучительной казни, и все Боги задрожали, услышав эту клятву. Не прошло и минуты, как похититель был схвачен, отнесен на Кавказ и прикован к огромной скале. Сюда стал ежедневно прилетать ненасытный орел, который клевал печень Прометея. Стервятник рвал её своим крепким клювом и когтями, причиняя несчастному неимоверные страдания. Весь день хищная птица рвала печень Прометея, но холодными ночами, пока она спала, печень исцелялась и боль утихала, продлевая тем самым пытку, которой, как знал Прометей, не будет конца. Понимая, что его ждут долгие годы страшных мучений, он иногда горько жаловался на свою судьбу, но одно утешало его – благодарность людей, которые не уставали возносить ему хвалу за огонь, который он приобрел для них такой ужасной ценой. Через несколько сотен лет Геракл, сын Юпитера и Алкимены, пришел к скале, где был прикован Прометей, убил орла, разорвал алмазные цепи и освободил Бога, который так долго страдал.

Вопросы:

    Символом чего был герой древнегреческого мифа – Прометей для композитора Скрябина?

    Как А.Н. Скрябин хотел организовать пространство, в котором звучит симфония огня?

    Как вы думаете, почему наш урок начался со знакомства с творчеством В.В.Кандинского и перешел в неординарную музыку А.Н.Скрябина?

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» И.В.Гёте Вышел старик-годовик, Махнул рукавом, И полетели двенадцать птиц, И разбились они на четыре стаи. Сердита мамка,Да прикрыла детокДо красного дня Пуховым одеялом. «Звуки и краски зимы» «Праздник русской зимы» «Февральская лазурь» М. Чижов И.Э. Грабарь Зимние слова зима хрустальный громкобелый покрывало тишинавьюга замёрзли покойлетят кружатся метельхолодно стучит кружатсяуснули завывает льдинкизлится серебро снежинкимороз иней природа Маленькой елочке Холодно зимой. Из лесу елочку Взяли мы домой. Из лесу елочку Взяли мы домой. Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых! Розовых пряников, Шишек золотых! Ветку наряднуюНиже опусти,Нас шоколадноюРыбкой угости!Нас шоколадноюРыбкой угости! Бусы повесилиВстали в хоровод,Весело, веселоВстретим Новый год!Весело, веселоВстретим Новый год! Ёлка. Были бы у ёлочки ножкиПобежала бы она по дорожкеЗаплясала бы она вместе с намиЗастучала бы каблучками. Нынче ночью у воротПостучался новый год.Новый, новый, молодойС золотою бородой. Закружились бы игрушкиРазноцветные хлопушкиЗавертелись бы все флагиИз серебряной бумаги. Засмеялись бы матрёшкиИ захлопали в ладошкиПотому, что ночью этойБудут танцы до рассвета. Новогодняя песенка Верим с детства мы календарюЯ к окну снежинку прикреплюСкоро наступает новый годЗначит, что- то, вновь произойдётДлинный серпантин и конфеттиНовый год мне снова возвратиПусть зелёной ёлочкой леснойЛуч надежды загорится мой. ПрипевВ сказку новогоднюю снова заглянуПодари сегодня мне волшебства странуСнежную мелодию, яркие огни.Сказка новогодняя, детство мне верни И не гаснут ребятни глазаВ эту ночь все верят в чудесаЧтоб сбылось всё в будущем году,Загадай желанье на звезду.Всех кто одинок и кто устал,Пусть закружит новогодний бал.И вернёт как добрый чародей,Нам тепло и свет родных людей. Мягкий беленький снежок тает на ладошке,До чего же хорошо в новеньких сапожках.Пробежаться с ветерком и в сугроб свалитьсяИ в пушистый снежный ком взять и превратиться.И в пушистый снежный ком взять и превратиться. Припев:Зимушка, зимушка, ах как хороша!Радуйся, радуйся, русская душа!Зимушка, зимушка, ах как хороша!Радуйся, радуйся, русская душа! 2. Снег как добрый чародейбродит в переулке.Эй, ребята, поскорей выйдем на прогулкуЯ спешу быстрее всех в шубку нарядитьсяПрячу нос в пушистый мех, чем я не лисица?Прячу нос в пушистый мех, чем я не лисица? 3.Спят деревья крепким сном под напев метелей,А на горке ледяной целый день веселье,Рассыпая звонкий смех едут вниз ребята,И бегут опять наверх словно медвежата.И бегут опять наверх словно медвежата. Слова: Раиса Панина. Музыка: Андрей Варламов РОССИЙСКИЙ ДЕД МОРОЗ Идёт через лес по сугробам С огромным мешком за спиной По непроторённым дорогам Волшебник с седой бородой.Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем – Уж так на Руси повелось. Узорами окна раскрасит, Гирлянды на ёлке зажжёт, Он сказочным сделает праздник, Весёлую песню споет.Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем – Уж так на Руси повелось. С метелью дружен я, С холодною зимой.Снега мои друзья. И ветер ледяной.Укутайтесь теплей. И берегите нос!Встречайте у дверей - Подарки я принёс! Он строит дворцы ледяные, Он прячет в сугробах дома, Он любит просторы России, И с ним неразлучна зима.Мы все с малых лет его знаем, Повсюду желанный он гость. Его мы с улыбкой встречаем – Уж так на Руси повелось. С метелью дружим мы,Со снежною зимой, С пургой мы дружны. И с горкой ледяной.Пусть кружит среди звёзд Снежинок хоровод!Пришел к нам Дед Мороз, А с ним - и Новый год! В Новый год лесной волчонок серый ласковый щенокБудет бегать от девчонок, и крутиться возле ног.Разноцветными огнями вспыхнет ёлочки наряд,И весёлые игрушки разом все заговорят. припев: Становитесь в хоровод, в хоровод, нам не будет тесно. До чего же Новый год, Новый год - праздник интересный. Симпатичный медвежонок пригласит на танец вас,Уверяя, что с пеленок, обожает только вальс.Белых ёжиков и зайцев закружится хоровод.Много песен, много танцев нам подарит новый год!

ЗВУЧАЩИЙ ЦВЕТ И ЗРИМЫЙ ЗВУК
По типу этот урок можно отнести к изучению нового материал в разделе «Искусство как универсальный способ общения». Учащиеся знают о символах и знаках в искусстве, они знакомы с христианским искусством средневековья, с работами Пабло Пикассо и Винсента Ван Гога, работой иконописца А. Рублева, символами в жизни и искусстве.

Урок предполагает использование активных методов развивающего обучения. Эти методы позволяют учащимся проявить свои коммуникативные навыки, а также проявить свои творческие способности в парной работе и индивидуальной работе , сформировать и аргументировать свою точку зрения.

Цели урока:

Воспитательные

Способствовать развитию творческих способностей учащихся

Формировать творческое и ассоциативное мышление

Познавательные

Определять и распознавать картины, принадлежащие к направлению искусства 20 века – абстракционизму

Расширить знания о цвете и звуке с точки зрения В. Кандинского

Развивающие

Совершенствовать умения творчески мыслить, расширять свой кругозор с помощью дополнительного материала

Систематизировать и творчески применять знания (заполнение таблицы)

Проявлять и развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию)

Основные понятия и термины:

Абстракционизм, теория цвета В. Кандинского, эмоциональное воздействие цвета , описание картин В. Кандинского

Оборудование урока:

Портрет В. Кандинского, репродукции картин представителей абстракционизма, компьютерная презентация с репродукциями картин В. Кандинского и других абстракционистов, видеофрагмент церемонии открытия зимних олимпийский игр в г. Сочи.

Литература:

Г.П. Сергеева ; И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская учебник « Искусство» для 8-9 классов, толковый словарь С.И. Ожегова

Подготовительная работа к уроку:


  1. Подготовка видеофрагмента « Русский алфавит».

  2. Подготовка компьютерной презентации « Творчество абстракционистов».

  3. Разработка заданий для работы в парах: таблицы для изучения нового материала.

ХОД УРОКА


  1. Организационный этап: приветствие учителем учащихся, формулирование целей урока.
Учитель: Совсем недавно мы все стали свидетелями олимпийских игр в г. Сочи. Телевизионную трансляцию открытия зимних Олимпийских игр начинал ролик, посвященный . Девочка Любовь, роль которой сыграла 11-летняя гимнастка Лиза Темникова из Краснодара , произносила буквы алфавита и то, что с ними ассоциируется у россиян. Были выбраны люди, явления, предметы , начинающиеся на эти буквы и важные для истории России . (Просмотр отрывка видеоролика « Русский алфавит). Букву К прославил выдающийся человек Василий Васильевич Кандинский – ярчайший представитель абстракционизма.

Учитель формулирует цели урока:

Знакомство с понятием абстракционизма, творчеством В. Кандинского и его теорией цвета.

Умение находить сочетание цветов, развивать ассоциативно- образное мышление в ходе урока

Воспитание эстетических ценностей на основе изучений произведений искусства абстракционизма , прививать любовь к отечественному искусству

Обоснование темы урока « Звучащий цвет и зримый звук».


  1. Основной этап урока (организация учебной деятельности на основе « толстых» и «тонких» вопросов).
Учитель: «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому что именно в этом звучании они необходимы в картине» - так считал художник Василий Васильевич Кандинский. Кандинский был одним из представителей абстракционизма. Что такое абстракционизм? Посмотрите в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «абстракционизм».

Ученики: абстракционизм от латинского «abstraction» удаление отвлечение – ответ учащихся.

Учитель: Найдите на стр. 72 учебника « Искусство» ответ на вопрос: «Какие черты характерны для абстракционизма?».

Ученики: Для абстракционизма очень характерны следующие черты: отказ от реальных предметов и форм. То есть на таких картинах изображены беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости пр.), эксперименты с цветом ; отражение внутреннего мира художника в хаотических неорганизованных образах. Этот художественный стиль имел большую популярность.

Посмотрите презентацию на тему «Творчество абстракционистов» (просмотр презентации).

Учитель: В.В. Кандинский изучал воздействие цвета на человека. Сегодня мы с вами постараемся выяснить, почему звучит цвет и виден звук. Найдите в теме урока ключевые слова.

Ученики: цвет, звук.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах. Вам предложена для заполнения таблица (приложение № 1), ее необходимо заполнить. Для работы вам предлагается вспомогательный материал (приложение № 2, учебник «Искусство», толковый словарь С.И. Ожегова).


  1. Заключительный этап

После того, как учащиеся заполнили таблицу, каждая пара прокомментировала свои ответы.

Учитель: Несколько учеников прошу прочитать описание картины В. Кандинского « Озеро» и предлагаю сравнить их восприятие с описанием картины специалиста. Описание картины специалистом (чтение учителем): «В центре картины художник имитирует подобие взрыва, который сообщает всему холсту энергетический заряд. Будто озаренные светом этого взрыва , белые лодки плывут над черной бездной. Вода оказывается бездонным пространством, а небеса, сияющие светлым пятном, скорее напоминают воду. Художник и зритель соавторы. Каждый зритель по –своему воспринимает. Лодка, гребцы, замок, мы различаем. Что касается остальных частей композиции, то здесь разгадка предоставляется зрителю Можно синие полосы принять за обозначение космичности , множественности миров, словно столкнувшихся друг с другом, слившихся в некое вселенское бытие».

Для того, что посмотреть как усвоена тема урока учащимся предлагается ответить на вопросы.

Вопросы для проверки


  1. Что такое абстракционизм?

  2. К какому течению искусства относятся картины Кандинского?

  3. Какую теорию выдвинул Кандинский?

  4. Продолжите предложение: каждый цвет имеет………………………………………….

  5. Какое эмоциональное воздействие на человека оказывает фиолетовый цвет?

  6. Верно, ли утверждение что цвет движется?

  7. Какой цвет движется к зрителю?

  8. Объясните тему урока звучащий цвет и зримый звук.
На экране высвечиваются вопросы, учитель предлагает продолжить предложение письменно в тетради и затем озвучить.

Я сегодня на уроке познакомился с такими понятиями , которые:

Я уже знал (перечислите) …………………………………….

Я думал иначе…………………………………..

Я узнал новое для себя…………………………………………

Я не понял…………………………………………

Учитель: Я хочу наш урок закончить словами В. Кандинского: «Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывшееся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души».

Приложение №1


1.

Что такое цвет?

Как вы думаете , почему цвет может звучать? Аргументируйте свой ответ.

2.

Что такое звук?

Как вы думаете, почему звук может быть окрашен в какой - либо цвет? Аргументируйте свой ответ.

3.

Верно ли утверждение, что свойства красок характеризуется тремя признаками: цветом, тоном и интенсивностью?

Почему вы считаете , что три признака краски влияют на эмоциональное воздействие человека?

Посмотрите картину Кандинского «Озеро», опишите эту картину.



4.

Верно ли утверждение, что свойства музыки характеризуется тембром музыкальных инструментов?

Почему вы считаете, что тембр музыкальных инструментов влияют на эмоциональное воздействие человека?

Послушайте, как звучит арфа, какое эмоциональное воздействие это звучание оказывает на вас?



5.

Какие цвета вызывают иллюзию движения, а какие наоборот?

Почему Кандинский считал, что по впечатлению движения происходит «духовное действие красок», приведите примеры?

6.

На какие тона делятся цвета?

Перечислите теплые тона и почему они являются теплыми?

Приложение №2

Исходной точкой является исследование цвета:

1.Движение цвета:


  • горизонтальное
от зрителя (духовно) – холодное (синее),

к зрителю (телесно) – тёплое (жёлтое)


  • эксцентрическое – жёлтое,

  • концентрическое – синее

  • тёплые цвета – к жёлтому цвету – к зрителю,

  • холодные – к синему цвету – от зрителя ,

  • синий цвет может тормозить движение жёлтого цвета.

  1. Эмоциональное воздействие цвета:

  • жёлтый цвет беспокоит, будоражит человека,

  • чем ближе к синему цвету, тем спокойнее,

  • синий цвет есть цвет торжественный , сверхземной, углублённый.

  • зелёный – спокойный цвет,

  • белый цвет НЕ-цвет, символ вселенной, у которой все краски исчезли ,

  • чёрный цвет – внутренне звучит как мёртвое Ничто, как вечное безмолвие,

  • красный цвет – безгранично тёплая, подвижная, беспокойная краска,

  • светлый красный – энергия, радость, триумф,

  • фиолетовый цвет – охлаждённый красный. Имеет характер чего-то болезненного, печального.

Художник тончайшим образом взвешивает цвет при создании произведения искусства












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Идея: Абстрактная живопись живет эмоцией и чувством.

Проблема: Как научиться чувствовать абстрактную живопись?

Цель: Дать опыт интерпретации художественного произведения в собственном творчестве.

Задачи:

мировоззренческие

  • Дать опыт видения мира через абстрактную живопись.
  • Донести следующую мысль: можно выразить свое эмоциональное состояние через создание произведения искусства.

когнитивные

  • Дать представление о беспредметной живописи, её отличия от предметной.
  • Рассмотреть проблему воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций.

коммуникативно-деятельностные

  • Создать собственный абстрактный творческий продукт «Эмоция в цвете и форме».

эмоционально-ценностные

  • Дать возможность на этапе рефлексии высказать свое суждение о том, как абстрактная живопись дает возможность человеку «самовыразиться».

Технологическая карта урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

Организационный момент.
На доске большие абстрактные формы из бумаги, разные по цвету, форме.

Познавательные
соотносить эмоциональный и образный строй
отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между зрительным образом и эмоциональным

коммуникативные
участвовать в создании коллективной композиции

личностные
мотивация на освоение текста культуры

Вводная беседа.

Учитель:
- Выберите одну из фигур, которая наиболее соответствует вашему настроению. Давайте попробуем создать настроение сегодняшнего урока геометрическими фигурами. Поднимите вверх фигуры, которые ассоциируются с радостным настроением. Прикрепите фигуры на доску.

Выбор фигур по эмоциональному состоянию

Учитель:
- Вы только что создали картину в определенном стиле, может кто-нибудь догадался, что это за стиль? А для чего создавали эту композицию?

Сообщение темы урока.
Учитель:
- Вам хотелось бы узнать, кто из художников смог передать мир эмоций в своем творчестве? Как оживают эти образы?
Тема урока: «Звучащий цвет и зримый звук»

Создание на доске абстрактной композиции

Учащиеся:
- Абстрактная живопись. Этой картиной мы создавали настроение нашего урока

Проблематизация

Вводная беседа.

Учитель:
- Какие вопросы возникают, когда мы видим такие картины?

Учащиеся:
- Есть ли в них эмоциональный смысл? Как этот смысл понять?

Познавательные
формулировать проблему

Целеполагание

Учитель:
- Кто мог бы помочь нам раскрыть смыслы этой живописи?

Учитель:
- Но художника рядом нет. Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке?

Учащиеся:
- Сам художник.

Учащиеся:
- Попытаться дать собственную интерпретацию абстрактной живописи.

Регулятивные
самостоятельно ставить цель

Планирование

Учитель:
- Что нужно сделать, чтобы понять художника, его картины?

Учащиеся:
1. узнать о жизни художника;
2. узнать об основах цвета;
3. рассмотреть его картины, почувствовать их эмоциональный строй

Регулятивные
планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Изучение нового материала.

Сообщение информации о Василии Васильевиче Кандинском, об основах цвета. (Слайды 1-7)

Записывают в тетрадь понятие «абстракция» (основные компоненты – цвет и линия).
В учебнике на стр. 72 – находят определение «абстракция»
Обсуждают высказывание В.Кандинского «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине»

Познавательные
Искать ответы на вопросы в учебнике,
Выделять главную мысль в тексте,
Составлять абстрактную композицию по предложенной эмоции.

Коммуникативные
Сотрудничество в процессе групповой работы,
Воспринимать художественные произведения и выражать свое отношение к ним,
Высказывать собственную точку зрения,
Интерпретировать содержание абстрактной живописи

Регулятивные
Выполнять задание по алгоритму

Личностные
Самопознание в процессе восприятия абстрактной живописи

После просмотра фрагмента из произведения Кандинского «Желтый звук» (с 29.20 по 32.10 мин.) учитель задает вопрос:
- Почему Кандинский, говоря о красках, упоминает слово звучание?

Введение понятия синестетика, объяснения смысла.
Для «погружения» в мир синестетиков учащиеся просматривают небольшую художественную композицию на музыку А.Н.Скрябина.
(Слайды 8-9)
Учитель:
- Слушая музыку А. Скрябина, вы испытывали различные чувства. Свои чувства человек выражает эмоциями. Чувства направлены на внутренний мир, эмоции – временны и отражаются внешними признаками, выражаются жестами, мимикой.
Музыка и живопись воздействуют на нас и вызывают ответные чувства, но бывает и обратный процесс, когда под воздействием чувств рождаются произведения искусства у композиторов и художников. Эмоции и чувства бывают как положительной направленности, так и негативной.

Учащиеся:
- Цвет наиболее точно передает эмоциональное состояние. В данном произведении оживший цвет становится более выразительным, ярким, понятным

Звучит фрагмент мрачной (темной) музыки. (Слайд 10)

Учитель:
- У вас на руках остались фигуры темных, мрачных оттенков, составьте композицию на доске из этих фигур (дайте ей название).

Составляют композицию, придумывают названия

Создание абстрактной композиции

Практическая работа.

Учитель:
- Теперь вам предстоит самостоятельно создать абстрактную композицию по выбранной эмоции.
(Слайды 11-12)

Каждый учащийся выбирает эмоцию из предложенных и создает композицию, отражающую её.

Рефлексия

Подведение итогов.

На доске располагаются работы учащихся по группам: позитивные, нейтральные, негативные эмоции.
За 1 минуту до окончания работы у ребят забирают листочек с названием эмоции
После размещения работ на доске, ребята повторно выбирают эмоции из списка и находят к ней соответствие в работах своих одноклассников.

Учащиеся подписывают свою работу с обратной стороны и там же фиксируют эмоцию по которой создавали композицию. Вывешивают работу на доску.

Познавательные
Делать вывод
Сравнивать свою работу с работами одноклассников

Учитель:
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
- Есть ли совпадения у автора работы и подобранной эмоции?

Справились (не справились)
Есть совпадения, потому что верно подобрана форма и цвет.

Ценностное обобщение

Таким образом мы можем сделать вывод, что полученные на уроке знания можно использовать выражения своих чувств, а также для коррекции негативных эмоций (если они возникают), направляя в русло творчества, создавая свои собственные, неповторимые произведения, как художественные, так и музыкальные (для этого можно использовать и привычные инструменты художника и композитора и современные компьютерные программные возможности)

Учащиеся:
- Мы можем выразить себя и свой мир через творчество.

Познавательные
Обобщать
Личностные
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства