Архитектурная азбука огюста перре. Архитектурная азбука огюста перре Сообщения по теме азбука архитектуры


Лестница играет уникальную роль среди прочих элементов. С одной стороны, это такая же “буква” азбуки, как все предыдущие. Если подходить сугубо формально, то ведь лестницу справедливо определить как плиту или хотя бы балку, установленную наклонно, чтобы она опиралась концами на плиты поверху и понизу. Именно такими были и остаются самые примитивные лестницы — бревна, на…

С геометрической точки зрения коридор -это комната, длина которой во много раз больше ширины, служащая для того только, чтобы перейти из одной “настоящей” комнаты в другую, или еще это крытая улочка, устроенная для того только, чтобы из одного открытого пространства переместиться на другое. Простота, даже примитивность коридора препятствует тому, чтобы фиксировать на нем внимание, однако…

На первый взгляд, комната – столь незамысловатый и такой привычный элемент выстроенного человеком мира, что и говорить о ней нецелесообразно. Однако это не так. Вроде бы комнаты совершенно не изменились со времен фараонов: есть маленькие – от шести до двенадцати квадратных метров; есть средних размеров – от пятнадцати до двадцати, есть большие в тридцать и…

Разглядывание планов критских дворцов, движение по древним катакомбам, вид римского осадного лагеря у подножия горы Масада в Иудее – все это фокусирует внимание на “атоме” архитектурного сооружения. Роль такой наименьшей единицы всегда отдана комнате – изредка округлой, почти всегда -прямоугольной формы. Можно назвать эти три “элемента” союзами, однако в мире архитектуры используется преимущественно один союз -“и”, поскольку…

С точки зрения геометрического родства, купол образует одно семейство с аркой и сводом, ведь простейший купол образуется в том случае, если полуарку прокрутить по окружности вокруг ее центра. В этом смысле ближайшим родственником купола следует назвать многогранный шатер, возводимый из ветвей и травы или из жердей и древесной коры, или из жердей и натянутых на…

В обыденном употреблении слов свод иногда путают с куполом – недаром наряду с “куполом неба” говорят и о “небосводе”. Простейший из известных свод, называемый цилиндрическим, получится сам собой, если полуциркульные арки пристроить одну за другой вплотную. В геометрическом смысле -это всего лишь арка, растянутая вдоль прямой, восстановленной к ее плоскости под прямым углом. Конечно же,…

Эта пара нераздельна для современного сознания уже потому, что сечением свода всегда является арка. Однако так обстоит дело исключительно с точки зрения геометра. История распорядилась по-другому, так что у арки и свода оказались совершенно различные биографии. И все же эта пара нерасторжима, так как в обеих конструктивных формах созидающая дерзость человека выразилась мощнее, чем в…

Что может быть проще балки? Бревно, закрепленное концами в стенах или уложенное на две стойки. Каменный брус, уложенный на каменные же стены. Тем не менее водружение первой же балки стало когда-то одним из величайших подвигов интеллекта, открыв собой эру настоящего строительства. Только тогда в сочетании стоек и балки возникла целая система: стоечно-балочная конструкция, продолжающая верно…

Глядя на стены кремлей или замков, на бесконечные стены заводских корпусов, как-то неловко назвать стену “буквой”, и тем не менее архитектор оперирует стеной с такой легкостью и так долго, что в его “азбуке” она делит со стойкой почетное первое место. Пока стена невысока и сложена из камней, валяющихся поблизости, — таковы стены огромных ловушек для…

Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором “Собора Парижской Богоматери” Виктором Гюго: “Архитектура – застывшая музыка”. Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения “мелодий”, когда в сознании сочинителя есть еще только замысел,…

Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором "Собора Парижской Богоматери" Виктором Гюго: "Архитектура - застывшая музыка". Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения "мелодий", когда в сознании сочинителя есть еще только замысел, когда композитор начинает оформлять его в первых набросках или даже когда мелодия только еще слышна внутренним слухом. Всякая аналогия обманчива, создавая иллюзию объяснения, однако какой-то аналогией воспользоваться всегда полезно, и здесь мы предпочтем сравнения с "азами" литературы.
Обычно говорят, что в распоряжении композитора всего семь нот - только лишь семь звуков, различающихся по высоте тона. В действительности конечно же вся палитра композитора гораздо шире, но семь нот - в основании всего мира мелодического звучания. Черным и белым оперирует график. Массой и отъятием массы - скульптор. Черным, белым и тремя цветами - синим, красным и желтым -охватываются исходные основания работы живописца.
А что же находится в самом основании творчества архитектора?
Это основание тройное. В первой группе "буквы", пять базисных конструкций: стойка, стена, балка, свод и купол. Все безграничное богатство архитектурных форм было создано сочетанием этих фигур устойчивости, однако "слов" из этих букв еще не составишь, как не. составишь полных фраз из одних только имен существительных. Вторую, совсем маленькую группу образуют "союзы" - органические "молекулы" пространственного решения: комната, коридор и лестница.
Все разнообразие пространственных композиций, издавна составляющих суть архитектурного творчества, набрано сложным сочетанием этих элементов между собой. В отличие от грамматики текста, где, наряду с утверждением, важную роль играют также отрицание и вопросительная интонация, в архитектуре есть только утверждение и только восклицание - возведенные суждения ничего не отрицают и ни о чем не вопрошают. Это они нередко задают историку загадки, и это он ставит вопросы по поводу сооружений и ищет на них правдоподобные ответы.
Третью группу "элементов" образуют формулы мелодического строя - различные типы композиции, или основные фигуры сочетания оснований.
Так просто? В действительности все значительно сложнее, потому что многообразие форм, которые принимают "элементы" в опыте мировой архитектуры, хотя и поддается подсчету, но с величайшим трудом.

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование, требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

В книге подытоживаются многолетние исследования природы архитектурного творчества на материале всемирной истории зодчества. Знакомый, малоизвестный и практически неизвестный интеллигентному читателю материал архитектурно-строительной деятельности в её культурном контексте выстроен в книге таким образом, чтобы всякий раз осуществлялось восхождение от первых шагов нового в архитектуре к её сегодняшнему состоянию.

Умение, знание, профессионализм, осмысление и сомнение в осмысленности, собственно творчество и различные, подчас полярные его интерпретации в архитектуре составляют предметы углубленного рассмотрения. Совокупность развернутых подписей к иллюстрациям образует своего рода сжатое изложение содержания книги. Большая часть иллюстраций - собственные фотографии. За исключением отрывков из классических переводов античных поэтов, переводы стихотворений также выполнены В.Г. Книга предполагает в читателе знакомство с базовой историей художественной культуры.

За окончательное оформление печатного издания автор и художник ответственности не несут.

УДК 72 ББК 85.11

Подписано в печать с готовых диапозитивов 15.06.2002 г.

Формат 84x108/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 70,56.

Тираж 25000 экз. Заказ 4163.

ISBN 5-17-005418-1 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 5-287-00056-1 (ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»)
ISBN 5-271-04660-5 (ООО «Издательство Астрель»)

Введение
Архитектура среди стихий
  • Земля
  • Огонь и свет
  • Зелень
  • Воздух
  • Толпа
  • Время
Архитектурная азбука
  • Стойка - столб - колонна
  • Стена
  • Балка и плита
  • Арка и свод
  • Купол
  • Комната. Коридор. Лестница
  • Комната
  • Коридор
  • Лестница
Архитектура как умение
  • Начала архитектурного умения
  • Архитектурное чудо в Гизе
  • Банк умений
  • Трудный обмен опытом
  • Умение и прогресс
Архитектура как мастерство
  • Колыбель мастерства
  • Триумф мастерства
  • Изощренность решений
Архитектурное знание
  • Архитектор империи
  • Император-архитектор
  • Прогресс архитектурного знания
Архитектура как профессия
  • Подмена имени
  • Победа над цехом
  • Вундеркинд, джентльмен и мастер
  • Пиррова победа дилетантов
  • Профессия в постоянстве кризисов
Творчество в архитектуре
  • Архитектура нового завета
  • Сотворение стиля
  • Творчество как специальность
  • Расщепление творчества
Архитектурная гармония
  • Три ключа композиции
  • Египетская формула
  • Мера и пропорция
  • Наследники Византии
  • Уловление гармонии
  • Обманчивая простота масштабности
Архитектура как осмысление
  • Искусство задавать вопросы
  • Иллюзия понятности
  • Сомнения в осмысленности архитектуры
  • Игра в смысл и отыскивание смысла
Становление стиля
  • Тема и вариации
  • Стиль в зрелости
  • Изобретение стиля
  • Трансплантация стиля
  • Финал большого стиля
  • Архитектор клиента
  • "Зеленая архитектура" (вместо заключения)
Амстердам
  • Лондон и другие
  • Европа без границ
  • Парижские бульвары
  • Изобретение небоскрёба
  • Борьба города за самосохранение