Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста. Обследование понимания речи презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему Серия V – Исследование сформированности связной речи


Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка) .

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па - ба, на - га, ба - на, га - да, та - да, ка - га, та - на, ва - та, мя - ма, ба - ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка - мышка, уточка - удочка, корка - горка, бочка - почка, трава - дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак - лак, суп - зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина - Марина, цветик - Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 - 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка - чашки, гриб - грибы, мяч - мячи.
  • дифференциация предложно - падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные . Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет - игрушки, посуда, животные; с 5 лет - те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы . Что делает? (по картинкам)

(Птица - летает, рыба - плавает, змея - ползает, лягушка - прыгает, самолет - летает, лодка - плывет, машина - едет, собака - лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные .
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце - какое?, конфета - какая? носки - какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

в именительном падеже единственного и множественного числа . Игра «Один - много» (по картинкам).

Картинки: стол - столы, шар - шары, мяч - мячи, рука - руки, кукла - куклы, дерево - деревья, лев - львы, стул - стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога .
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Значение диагностического обследования Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речи они затрагивают. Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речи они затрагивают.


Диагностика включает в себя обследование следующих компонентов речи: звуковая сторона речи – уровень фонематического восприятия и состояние фонематического анализа и синтеза; звуковая сторона речи – уровень фонематического восприятия и состояние фонематического анализа и синтеза; словарный запас; словарный запас; грамматический строй речи; грамматический строй речи; состояние связной речи состояние связной речи




Фонематическое восприятие Обследование можно проводить начиная с 5 лет. Заключается оно: Обследование можно проводить начиная с 5 лет. Заключается оно: во-первых – в повторении слогов с оппозиционными звуками (па – ба, та – на, во-первых – в повторении слогов с оппозиционными звуками (па – ба, та – на, мя – ма и т.д.); мя – ма и т.д.); во-вторых – дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении (миска – мишка, крыса – крыша, чёлка – щёлка). во-вторых – дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении (миска – мишка, крыса – крыша, чёлка – щёлка).


Состояние фонематического анализа и синтеза С 5 лет: выделение первого ударного гласного в начале слова (Аня, аист, оса, утка); С 5 лет: выделение первого ударного гласного в начале слова (Аня, аист, оса, утка); С 6 лет: определение первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, определение последовательности звуков в слове. С 6 лет: определение первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, определение последовательности звуков в слове.








Обследование грамматического строя речи употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в Именительном падеже единственного и множественного числа; употребление формы Родительного падежа множественного числа существительных; употребление формы Родительного падежа множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе; согласование прилагательных с существительными в числе; согласование числительного с существительным; согласование числительного с существительным; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образование названий детёнышей; образование названий детёнышей; образование прилагательных от существительных (с 6 лет) – относительных, притяжательных; образование прилагательных от существительных (с 6 лет) – относительных, притяжательных; образование приставочных глаголов (с 6 лет) образование приставочных глаголов (с 6 лет)


Состояние связной речи Предлагается: Предлагается: пересказ текста; пересказ текста; составление описательного рассказа; составление описательного рассказа; рассказ по сюжетной картинке; рассказ по сюжетной картинке; по серии сюжетных картинок. по серии сюжетных картинок.




Показатели развития связной речи: раскрытие темы; раскрытие темы; самостоятельность; самостоятельность; лексико – грамматическое оформление; лексико – грамматическое оформление; объём рассказа; объём рассказа; смысловая целостность; смысловая целостность; средства связи; средства связи; плавность изложения; плавность изложения; выразительность выразительность




Высокий уровень Пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Пересказ составлен самостоятельно, полностью передаёт содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Речь плавная, паузы единичны. Речь плавная, паузы единичны.


Средний уровень Пересказ составлен с помощью побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов. Пересказ составлен с помощью побуждения, стимулирующих и наводящих вопросов. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста. Единичные смысловые несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз. Единичные смысловые несоответствия, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений, большое количество пауз.


Низкий уровень Пересказ составлен по наводящим вопросам. Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений.


Уровень развития речи влияет на успешную адаптацию и успешное обучение в школе. Это объясняется тем, что процесс любой учебной деятельности невозможен без речевой активности ребёнка (ответы на вопросы, рассуждения при решении задачи, устная подготовка домашнего задания и т.д.) Уровень развития речи влияет на успешную адаптацию и успешное обучение в школе. Это объясняется тем, что процесс любой учебной деятельности невозможен без речевой активности ребёнка (ответы на вопросы, рассуждения при решении задачи, устная подготовка домашнего задания и т.д.)




Литература Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Арти г. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Арти г. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос г. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос г. Балобанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник метод. рекомендаций. – СПб.: Детство-пресс, 2000 г. Балобанова В.П. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сборник метод. рекомендаций. – СПб.: Детство-пресс, 2000 г. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной. – М., Просвещение, 1967 г. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной. – М., Просвещение, 1967 г.

Cлайд 1

Cлайд 2

Системная организация речевой деятельности Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Выделяют коммуникативную, регулирующую и программирующую функции речи. Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности, характер нарушений зависит от пораженной структуры мозга. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и её воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей в левом полушарии.

Cлайд 3

За понимание смысла слов и целостного речевого высказывания (семантический анализ) отвечают глубокие отделы левой височной доли, ответственной за слухоречевую память, и заднеассоциативных областей, где элементы речевой структуры интегрируются в смысловую схему. С лобными отделами связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Различные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают и различают элементарные коды слов – фонемы, без чего невозможно понимание точного значения слов.

Cлайд 4

Называние предметов и устная речь Реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован цент Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Для называния предмета требуется перекодировка зрительного образа в его звуковой эквивалент.

Cлайд 5

Называние предмета связано с теменно-затылочными отделами мозга. Важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова. Необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей активирующей системой мозга, а также речевой инициативой.

Cлайд 6

Ритм речи и интонация Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды, как часть лобных долей, отвечает за ритм речи и интонации, грамматический порядок слов, использование союзов, местоимений с глаголами как в произносимой, так и в слышимой речи. Лимбическая система (круг Папеца) связана с голосовыми реакциями, вносит в звучащую речь эмоциональный компонент.

Cлайд 7

Правое полушарие отвечает за нелингвистические компоненты речи – интонацию, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональную окраску. За зрительно-пространственный анализ вербального материала. За взаимодействие лобной и затылочной области, вовлечение зрительной проекционной зоны, связанное со зрительным предъявлением букв.

Cлайд 8

Возрастные этапы развития речи С момента рождения ребенок воспринимает фонемы (тоны, звуковые щелчки). Первые звуки, издаваемые ребенком, – гуление – не несут языковой специфичности. На первом году жизни лепет различен у детей, развивающихся в разной языковой среде На основе формирования сенсорных систем, особенно зрительной, формируется назывательная (номинативная) функция речи – ребенок ассоциирует предметы и их названия.

Cлайд 9

Развитие функции речи Для развития коммуникативной функции речи важнейшее значение имеет речевой контакт Высшие отделы мозга отвечают за произвольную регуляцию деятельности, формирование регулирующей и программирующей функции речи. Целостная вербальная деятельность, абстрактно-логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются длительно, весь период обучения в школе

Cлайд 10

Системный анализ речевых расстройств Избирательные нарушения речевой функциональной системы развиваются в связи с органическими поражениями мозга очагового характера на почве травм, воспалительных и сосудистых заболеваний и др. и всегда сопровождаются функциональными нейродинамическими расстройствами в прилежащих или даже достаточно отдаленных от очага поражения структурах. Функциональные нарушения речи связаны с патологическими изменениями в протекании основных нервных процессов (возбуждения и торможения) и особенно с нарушениями их подвижности.

Cлайд 11

В некоторых случаях эти расстройства являются следствием временного торможения отдельных звеньев речевой функциональной системы и легко фиксируются как неправильные речевые навыки. В других случаях речевые расстройства могут целиком определяться только функциональными нарушениями, примером чего могут служить многие случаи заикания, ускоренного темпа речи, неправильного звукопроизношения, нарушений голоса.

Cлайд 12

Заикание – нарушение речи, при котором плавное её течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой в их произношении вследствие клонических (тики) или тонических (повышение тонуса) судорог речевых мышц. Для плавного произношения фраз нужна четкая координация управления дыханием, звукопроизношением и артикуляцией Эта координация осуществляется на уровне ствола мозга

Cлайд 13

Возрастные особенности дыхания Дыхание у детей частое и поверхностное. Дыхательный объем и ЖЕЛ дошкольника в 3-5 раз меньше, чем у взрослого человека, а в младшем школьном возрасте в 2 раза меньше. Частота дыхания у детей повышена. При умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, повышении tºтела ЧДД чрезвычайно легко нарастает. МОД на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста постепенно растет. Этот показатель за счет высокой частоты дыхания у детей не отстает от взрослых величин.

Cлайд 14

У подростков (средний, старший школьный возраст) С возрастом экономизируются дыхательные реакции на нагрузку. Возрастает дыхательный объем, глубина дыхания и снижается ЧДД. ЧДД в 12 лет 19-23 в мин, 14 лет – 16-20 в мин МОД в 10 лет 4 л/мин, в 14 лет 5 л/мин Дыхательные функции затрудняются в период полового созревания. Задержка роста грудной клетки при значительном вытягивании тела затрудняет дыхание. Наблюдается неритмичность дыхания, не завершен процесс расширения воздухоносных путей.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Восприятие артикулем Цель: Определить восприятие артикуляционной формы и владение артикуляционными укладами. Методика: Ребенку предлагают внимательно смотреть как взрослый, четко артикулируя, поёт гласные первого ряда (А, О, У, Ы, Э), затем, беззвучно артикулируя, предлагает угадать – какой звук он «поёт». Оценка: 5 звуков - 10б За каждый неправильно угаданный звук - минус 1 б, за каждый нечетко артикулируемый звук - минус 1 б

Cлайд 19

Слуховое восприятие. Игра «Что поёт?» Цель: Определить уровень слухового восприятия Методика: Взрослый простит ребенка внимательно послушать, как «поют» предметы, и стучит по каждому них палочкой. Затем ребенку предлагается отвернуться и по стуку угадать – какой предмет «поёт» Материал: 5 предметов разного качества (стеклянный, деревянный, металлический, пластиковый, бумажный), металлическая палочка. Оценка: За каждый угаданный предмет ставим «+». Безречевые и малоконтактные дети могут только показывать предмет. Для детей старше 5 лет возможно усложнение, когда берутся близкие по звучанию предметы.

Cлайд 20

Зрительно-пространственное восприятие Цель: Определить способность ребенка ориентироваться в пространстве, выявить понимание предлогов Методика: Взрослый предлагает ребенку разложить игрушки (или карточки): на стул, под стул, справа от стула, слева от стула, перед стулом, позади стула. Затем ребенку предлагается собрать игрушки, при этом он должен сказать, где взял каждую из них. Для 3-х лет: на, под, рядом, около, за, в. Для 4-х лет и старше: на, под, слева, справа, перед, позади. Материал: Стул, игрушки или карточки. Оценка: Все предметы правильно разложил и правильно сказал, где они лежат – 12 б(6баллов – за то как разложил, 6 баллов – за правильное употребление предложно-падежных конструкций). За каждый неверный ответ – минус 1б.

Cлайд 21

Слуховое внимание Цель: Определить уровень слухового внимания Методика: Взрослый предлагает ребенку игру: «Поймай кота»: «Я буду называть слова, а ты должен хлопнуть в ладоши, если услышишь слово «кот». Ряд слов, среди которых есть контрольное слово «кот» и провокационное слово «кит», «кошка», произносится в едином темпе, с одной интонацией. Предлагаемые наборы слов: - слон, собака, кот, платье, кит, лес, туча, кошка, заяц, кот, зонт, нога, кот, ветер, кошка; - стул, нос, кот, окно, кит, бок, лиса, кошка, лампа, кот, рама, шапка, кот, шуба, кошка. Оценка: В результате учитывается число правильно «пойманных» котов+3б и ошибочно «пойманных» провокационных слов – минус 3б.

Cлайд 22

Зрительная память Цель: Исследование уровня зрительной памяти, словаря, обобщения, звукопроизношения и др. Методика: Ребенку предъявляются картинки по числу лет ребенка. Затем взрослый убирает их и просит ребенка назвать запомнившиеся. Материал: Наборы карточек с предметными изображениями - 30 штук:- транспорт (самолёт, пароход, легковая машина, поезд, троллейбус);- одежда (платье, шуба, юбка, пиджак, брюки);- игрушки (юла, пирамидка, кукла, лошадка, шарик);- мебель (кресло, шкаф, стол, диван, стул);- животные (заяц, конь, ежик, белка, собака). Оценка: Оценивается каждая собранная группа. 3б – ребенок выделяет группу по существенному признаку и называет её. 2б – ребенок выделяет группу по существенному признаку, но не называет её. 1б – ребенок выделяем группу по несущественному признаку. 0 б – не выполняет задание. Максимальное количество –15 баллов.

Cлайд 23

«Последовательные картинки» Цель: Определить уровень развития анализа, элементов логического мышления и умения составлять рассказ по картинкам. Методика: Ребенку предъявляется серия картинок соответственно возрасту. Формулируется задание: «Все картинки связаны между собой. Разложи их так, чтобы было видно, где начало, а где конец. Придумай по ним рассказ. Материал: Наборы картинок, подобранных по сюжету. 4 года – 3 картинки, 4-5 лет – 4 картинки, 5-6 лет – 4 картинки, 6-7 лет – 5 картинок. Оценка: За каждую правильно расположенную картинку +1б.За правильно подобранные слова для описания картинки + 1б.Составляет простые предложения +1б.Составляет связный рассказ +1б.Отказ – 0 баллов.

Cлайд 24

Исследование мелкой моторики рук. Цель: Определить уровень развития мелкой моторики, слухового внимания. Методика: Взрослый читает ребенку стишок, сопровождая его движениями рук, и просит повторить его:«У зайчихи (поднимаем «ушки» - правую руку вверх от локтя, указательный и средний пальцы подняты, остальные в поджаты) зайчонок (поднимаем «ушки» - левую руку вверх от локтя, указательный и средний пальцы подняты, остальные в поджаты). У козы (поднимаем «рожки» - правую вверх от локтя, указательный палец и мизинец подняты, остальные – поджаты) козленок (поднимаем «рожки» - левую вверх от локтя, указательный палец и мизинец подняты, остальные – поджаты)». Допустим повторный показ. Оценка: Максимальная оценка – 5 б. Возможные ошибки – минус 1б за каждую: ребенок выполняет задание со зрительным контролем; ребенок помогает другой рукой; ребенок не помогает руками, но движения не точны, плохо запомнил; наличие синхронности движений (делает движения одновременно двумя руками); допускает неправильное произношение («У козлихи козленок», «У зайчихи зайчик»).

Cлайд 25

Выявление словаря существительных Цель: Выявить уровень развития активного и пассивного бытового словаря, понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов, наличие расширения понятий. Методика: Ребенку предъявляются наборы карточек с изображением: - двух одинаковых по функции, но разных по величине предметов; - двух одинаково называемых, но разнофункциональных предметов; - предметов, которые обозначаются словами, редко встречающимися в словаре ребенка; - предметов, позволяющих назвать их составляющие; - двух разных предметов, выполняющих одинаковую функцию. Для проверки активного словаря ребенка просят назвать изображенные предметы. В случае больших затруднений проверяется пассивный словарь. Для этого взрослый называет предметы не по парам, а в произвольном порядке и просит показать картинки с их изображением. На ошибках внимание ребенка не фиксируется.

Cлайд 26

Выявление словаря существительных (продолжение) Примерные наборы: 1. Подушка – подушечка; Обеденный стол – письменный стол; Скамейка, носик чайника; Диван – кресло; 2. Стул – стульчик; Посудный шкаф – книжный шкаф; Наволочка, сиденье стула; Стакан – чашка Оценка: Возможные ошибки: - непонимание значения уменьшительно-ласкательного суффикса; - непонимание значения прилагательного; малый объем словаря; - наличие расширения понятий. За каждую ошибку - минус 1б. При отказе +0 баллов.

Cлайд 27

Словарь глаголов Цель: Выявить уровень развития активного и пассивного бытового словаря глаголов, понимание слов, обозначающих действие. Методика: 1 Вариант: Ребенку предлагают сказать, «Что умеет делать мама? (5-10 слов) или «Что умеешь делать ты?» При затруднениях возможны 2 наводящих вопроса (А вечером? В выходные дни? На прогулке?) 2 Вариант: При затруднениях и у малоконтактных детей. Используются картинки, на которых изображены действия, предлагается назвать эти действия. 3Вариант: Картинки с изображением предметов; 4 Вариант: Картинки с изображением действий; Оценка: За каждое правильное слово +1б.

Cлайд 28

Словообразование Цель: Выявление навыка словообразования на примере прилагательных. Методика: Ребенку предлагается сказать – какой сок получается из данного фрукта или овоща. В случае затруднения взрослый предлагает образец: виноград – виноградный. Усложнение – какой сок получается из двух фруктов или овощей, образец: яблочно-виноградный. Материал: Картинки с изображением фруктов и овощей или их муляжи (яблоко, апельсин, груша, чеснок, свекла, морковь, огурец. Оценка: Если ребенок справляется с заданием самостоятельно +1б, за каждую ошибку – минус 1 б. Артикуляционная моторика I уровень Артикуляционные уклады стерты. Гласные звучат как «средний» гласный. II уровень - Четко различаемые артикулемы ребенок воспроизводит по образцу. III уровень - Ребенок воспроизводит все артикуляционные уклады, но путает близкие артикулемы. IV уровень - Затруднения при выполнении упражнений на смену артикуляционных укладов. Зрительно-пространственное восприятие I уровень Не помнит значения предлогов, не выполняет или ошибочно выполняет словесные инструкции. II уровень Знает 1-2 предлога, остальные путает. III уровень Путает более сложные предлоги (слева от, справа от, между). IV уровень - Путается при наличии 2-х предлогов (встань перед тем-то, позади того-то)

Cлайд 33

Зрительное внимание Игры «Делай как я», «Если нравится тебе, то делай так» 1 этап - работа над крупной моторикой 2 этап - работа над артикуляционной моторикой I уровень Ребенок не выполняет II уровень Ребенок опаздывает при смене движения (иногда помогают только звуковые сигналы – хлопки, щелчки) III уровень 1. Упражнения для крупной моторики в основном получаются 2. Артикуляционные уклады ребенок дифференцирует с ошибками IV уровень 1. Крупная моторика – близко к норме 2. В артикуляционных укладах делает ошибки при дифференцировке артикуляторно близких звуков Слуховая память I уровень - Ребенок не знает стихов. Двустрочное стихотворение ребенок повторяет после 3-5 предъявлений. II уровень - Ребенок досказывает стихотворение после 2-3 повторений. III уровень - Ребенок повторяет, но выпадают некоторые слова. IV уровень - Запоминает быстро, но могут быть незначительные ошибки, в том числе грамматического характера.

Светлана Паньшина
Презентация «Обследование грамматического строя речи»

Дорогие, уважаемые логопеды! Если при обследовании речи ребёнка вы пользуетесь альбомами с наглядным материалом по О. Б. Иншаковой, то можете воспользоваться моими презентациями . Они соответствуют альбомам, но облегчают работу, т. к. отсутствуют бумажные носители, которые загружают стол.

"Обследование грамматического строя речи ".

Понимание обращённой речи :

Задание 1. Выполнение инструкции из одного задания.

Закрой книгу

Достань ручку

Выполнение инструкции из двух заданий.

Достань ручку и положи её на тетрадь

Положи линейку на тетрадь.

Задание 2. Понимание предлогов. Покажи где : кот идёт к дому;

кот в доме; кот перед домом; кот за домом; кот на крыше; кот вылезает из трубы; кот под крыльцом.

Задание 3. Понимание предложений с причинно – следственной связью.

Петя ударил Васю.

Кому было больно?

Я пошел в кино, после того как сделал уроки.

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля.

Что было раньше?

Понимание изменения числа существительных в предложении.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая.

Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников «Консультация для родителей» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Консультация для родителей. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный.

Развитие грамматического строя речи является одной из важнейших задач в работе логопеда. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает.

Игры на развитие грамматического строя речи Задание №1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи - сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Разделы: Работа с дошкольниками

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования пятилетних детей. Разработан протокол обследования речи детей (Приложение 1). Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще.. ) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики для пятилетних детей равно 282 баллам.

При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 282. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате экспериментальной работы Т.А.Фотековой.

IV - 100 - 80 % речевое развитие соответствует норме,

III - 79,9 – 65% ЗПР, ОНР

II - 64,9 – 50% ЗПР, ОНР, ТНР

I - 49,9% и ниже ТНР; патология речи, усугубленная интеллектуальными нарушениями.

Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный для данной серии балл). В первой серии целесообразно тем же самым способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности (Приложение 2). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль (Приложение 3), отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий:

1 - артикуляционная моторика

2 - звукопроизношение

3 - фонематическое восприятие

4 - слоговая структура слова

5 - навыки языкового анализа и синтеза (для 5-6-ти летних детей) навыки фонематического анализа (для 4-х летних детей)

6 - словарь и словообразовательные процессы (для 5-6-ти летних детей) активный словарь (для 4-х летних детей)

7 - грамматический строй

8 - понимание логико-грамматических отношений (для 6-ти летних детей)

9 - связная речь

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалае-вой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.П. Нечаевым, С.Е.Большаковой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, И.С. Кривовяз. Для оценки успешности выполнения заданий была использована балльная система, разработанная Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой.

Методика включает пять серий, объединяющих определенное количество речевых проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из пяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I (кроме звукопроизношения, опознание звука), II; III; IY - 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для опознания звуков – 5,3,1,0 баллов

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

Для серии Y – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб данной методики, равно 282 баллам.

Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.

Первая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу логопеда.

Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов.

В целях экономии времени, фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные

(1 группа – свистящие С,СЬ, З,ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш,Ж, Ч,Щ;

3 – Л,ЛЬ; 4 – Р,РЬ ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г,К,Х, и их мягкие варианты, звук Й , случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков.

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки З,С,Ц, а СЬ,ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Третья группа нацелена на исследование состояния фонематического слуха: в ней 26 проб, предусматривающих опознание гласного звука среди ряда гласных звуков, различение звуков по противопоставлениям (звонкости-глухости, мягкости-твердости, соноры, шипящие-свистящие), повторение ряда слогов (по 1, 10, 15 соответственно).

а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков

Инструкция: «Подними руку, когда услышишь -О- »

Оценка:

б) определение способности дифференцировать оппозиционные звуки

Инструкция: «Покажи картинку».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление - воспроизведение.
Вначале предъявляется первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;

0 – баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Четвертая группа проб направлена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и включает в себя 15 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

Инструкция: «Повторяй за мной».

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Максимальная оценка за всю 1серию –70 баллов .

Серия II – Исследование навыков языкового анализа и синтеза - включает две группы заданий (определение первого гласного звука в слове, выделение заданного звука из слов).

Первая группа состоит из пяти проб.

Инструкция: «Назови, какой первый звук слышишь в слове …?»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество - 5 баллов.

Вторая группа состоит из десяти проб, выявляющих, в какой мере ребенок выделяет звук из слова.

Инструкция:

«Слышишь ли звук моторчика рррр в словах?»

«Слышишь ли мычание коровы мммм в словах?»

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальное число баллов за задание –10 баллов.

Максимальное число баллов за всю II серию – 15 баллов.

Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования - состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 45 проб на проверку активного предметного словаря; показ и называние частей предмета; называние обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, животные, птицы, мебель, овощи, фрукты; названий детенышей, названий профессий (8,14,8,8,7 соответственно).

Вторая группа включает 22 пробы на проверку словаря признаков (цвет, форма, качество объекта) - 12, 5, 5 соответственно.

Третья группа включает 25 проб на проверку глагольного словаря (называние действий по картинкам, «Кто как передвигается?»; «Кто как кричит?») – 10, 5, 10 соответственно.

Предметный словарь:

Инструкция:

«Ответь на вопрос» применяется для 1-ой, 5-ой групп проб.

«Покажи и назови части. Что это?» применяется для 2-ой группы проб.

«Как все эти предметы можно назвать одним словом»- для 3-ей группы проб.

«Назови детенышей у …» - для 4-ой группы проб.

Словарь признаков:

Инструкция:

«Назови, какого цвета краски» - для 1-ой группы проб

«Назови, какой предмет по форме» - для 2-ой группы слов.

«Ответь на вопрос» - для 3-ей группы слов

Глагольный словарь:

Инструкция:

«Назови, что делает?»- для 1-ой группы проб.

«Ответь, как передвигается …?» - для 2-ой группы проб.

«Ответь, как кричит …?» - для 3-ей группы проб.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов - невыполнение.

Максимальное количество баллов за выполнение первой группы заданий –

45 баллов, второй – 22 балла, третьей группы – 25 баллов.

Максимальное количество баллов III серию – 92 балла

Серия IV – Исследование грамматического строя - состоит из пяти групп заданий.

Первая группа нацелена на исследование состояния словоизменения: в ней 45 проб, предусматривающих образование формы именительного падежа, родительного падежа множественного числа; формы дательного падежа единственного и множественного числа; формы винительного падежа единственного и множественного числа; формы творительного падежа единственного числа имени существительного; образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (10,10,4, 4,4,4, 4,5 соответственно)

Инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Один – стол, а если их много это – столы…» - для 1-ой группы проб.

«Чего не стало?» - для 2-ой группы проб.

«Скажи, кому ты даешь корм?» - для 3-ей, 4-ой групп проб.

«Кого ты видишь на картинке?» - для 5-ой, 6-ой групп проб.

«Чем ты будишь рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?» - для 7-ой группы проб.

«Назови ласково предметы, которые я буду показывать. Большая – рука, а маленькая – это ручка» - для 8-ой группы слов.

Вторая группа включает 3 пробы на согласование существительного и прилагательного мужского и женского рода единственного числа.

Инструкция: «Назови, какой предмет по цвету».

Третья группа включает 8 проб на согласование существительного с числительным.

Инструкция: «Давай посчитаем: один (одна)…, два (две)…, пять….»

Оценка 1,2,3, группы заданий: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи «Не верно, подумай еще»; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Четвертая группа включает 10 проб на употребление предложно-падежных конструкций и связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

Инструкция: «Сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить».

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи:

1 – стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»)

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.

Пятая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка.

Предложение повторяется до первого его воспроизведения его (1-2 раза).

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

Всего в задании 9 проб.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю IV серию равен 75 баллам.

Серия V – Исследование сформированности связной речи

Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой, которые несколько модифицированы.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (три картинки)

«Кошка и мышка»

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и придумать историю».

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное сокращение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствие списания ситуации.

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе небольшую историю, слушай ее внимательно, запоминай и приготовься мне ее рассказать»

ЕЖ.
Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа. Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком. Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию V составляет 30 баллов.

1. Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей.- С.-Петербург, 1993.

2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под редакцией Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Методические рекомендации Управления по дошкольному воспитанию Гособразования СССР к инструкции по приему детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Бюллетень Госкомитета СССР по Народному Образованию №2, 1989.

8. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1991.

10. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.