Сочинение ЕГЭ. На сколько баллов? Текст ЕГЭ О выборе профессии



Размышляя над поставленным вопросом, Ф. А. Вигдорова с непониманием и осуждением говорит о людях, которые при выборе будущего дела обращают внимание только на его легкость и прибыльность. «Всякая работа, если делать ее хорошо, требует всех душевных сил», - пишет автор. Ф. А. Вигдорова приводит в пример несколько профессий, чтобы показать, что в каждой из них есть свои трудности, если относиться к делу добросовестно. Также писатель рассказывает легенду об угольках призваний, которые могут разгореться по-настоящему, только попав в руки своего хозяина. С помощью этой сказки Ф. А. Вигдорова хочет донести до нас мысль о том, что если человек выбрал работу по призванию, то он будет преуспевать в ней, любить ее и вкладывать в нее душу.



Писатель убеждена, что человек должен выбрать не ту профессию, которая кажется легкой и прибыльной, а ту, которая станет его жизненным призванием, к которой лежит сердце. Тогда он будет любить свое дело и не жалеть сил на добросовестное выполнение своей работы, которая непременно приведет его к успеху.


Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, крайне важно найти профессию, которая будет соответствовать призванию человека, потому что в такую работу он будет вкладывать душу, хорошо с ней справляться. Такой труд сделает счастливым самого человека, а также будет приносить пользу и радость окружающим. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В доказательство своей точки зрения приведу пример из художественной литературы. Вспомним роман Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин – добродушный человек, ценящий красоту и любящий все живое. Он очень трудолюбив, однако, к его большому сожалению, не может найти подходящую ему работу, поэтому не задерживается долго ни на одной должности. В жизни героя все налаживается только после того, как он находит свое призвание: работу лесничего. Егор получает наслаждение от своего дела и, более того, приносит огромную пользу своей деревне, так как работает добросовестно и вкладывает душу в свой труд. Он чистит лес и строго следит за его сохранностью в отличие от своего брата, который пользовался своим служебным положением и занимался незаконной вырубкой.


Еще один пример человека, нашедшего дело своей жизни, можно увидеть в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В этом произведении мы знакомимся с Василием Ивановичем Базаровым и узнаем, что он отставной штаб-лекарь, служивший в бригаде много лет и получивший орден Святого Владимира за помощь в борьбе с чумой. После отставки Василий Иванович не оставил свое дело и продолжал изучать медицину, а также бесплатно лечил больных крестьян. Работа врача приносила как радость и удовлетворение Василию Ивановичу, так и пользу окружающим.


В заключение важно отметить: выбор профессии – это одно из самых важных решений, которое делает в жизни человек, потому что от этого зависит его дальнейшая судьба. Крайне важно не ошибиться в таком серьезном вопросе, поэтому нужно слушать свое сердце и выбирать то, что действительно любишь.

Полезный материал по теме:

  1. Что такое материнская любовь? 15.3. По тексту В. Чаплиной «Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху...»
  2. Что такое материнская любовь. (по тексту В.Чаплиной «Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху»)
  3. Проблема отношения к обывателям, пошлости (Как относиться к обывателям, пошлости) по тексту К.Г.Паустовского (Однажды меня послали из Бреста в Москву...)

Ф. Вигдорова. О выборе профессии. Примерный круг проблем.

(1)Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2)«Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. (3)Потому что учительская работа не знает ни выходных дней, ни отпусков. (4)0на поистине одна из труднейших, что существуют на свете, она требует всей жизни без остатка».

(5)Вскоре редакционная почта принесла мне письмо. «(6)Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)Зачем всю жизнь мучиться? (8)Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много». (9)Я не ответила тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.

(14) …Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за неё не брался. (17) Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему говорили: опасно.

(19) Не надо. (20)Зачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?

(27)Медицинский - очень интересный институт. (28)Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда заявление.

(29) Иным школьникам кажется, что профессия юриста - лёгкая профессия. (30)Так ли это?

(31) Иногда дело ясно с первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт свою вину. (33)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который ни в чём не виноват. (34)Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны взвесить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. (36)Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться. (38)Ошибка может стоить человеку жизни.

(39) Или свободы. (40)Судебный работник, как и сапёр, не вправе ошибаться…

(41) Вы хотите пойти в юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое трудное, если делать его по-настоящему!

(44) Все понимают, что труд шахтёра - нелёгкий труд. (45)Но есть люди, которые думают, будто труд журналиста, к примеру, очень лёгок: человек много ездит, многое видит, а потом рассказывает о том, что увидел. (46)Вы хотите стать журналистом? (47)Превосходно! (48)Есть журналисты, которые, если предложить им трудное задание, если надо спасти, вступиться, говорят: а почему я должен этим заниматься? (49)Но они не журналисты. (50)Настоящий журналист не только там, где радостно и легко. (51)Он и там, где трудно, где безвыходно. (52)Трудное дело - журналистика.

(53) Но есть ли на свете лёгкое дело?

(54) Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле разбросаны угольки призваний, говорит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. (59)Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. (60)Только сам человек может угадать своё призвание. (61)Никто со стороны за него решать не должен. (62)Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего ответить так: будь человеком. (63)И знай: лёгкой работы на свете нет.

(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: «Лёгкого не жду, трудного не боюсь…»

(66)Есть на свете такое слово: долг. (67)Мы говорим: долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский. (68) Но одного долга мало. (69)Надо любить человека и любить своё дело.

(По Ф. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица».


Примерный круг проблем:

1. Что поможет человеку выбрать профессию? На что надо ориентироваться при выборе профессии?
2. Можно ли разделить профессии на легкие и трудные?
3. Что влияет на успешность человека в профессии?

Кем вы ему приходитесь? Вигдорова Фрида Абрамовна

«Легкого не жду…»

«Легкого не жду…»

Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами: «Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. Потому что учительская работа не знает ни выходных дней, ни отпусков. Она поистине одна из труднейших, что существуют на свете, она требует всей жизни без остатка».

Вскоре редакционная почта принесла мне письмо:

«Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. Зачем всю жизнь мучиться? Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много».

Я не ответила тогда на это письмо. Я решила: его написал человек пошлый. Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать ее хорошо, требует всех душевных сил? Но в газету приходили новые и новые письма. И я увидела, что мысль, будто есть легкие профессии, присуща многим.

…Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. Он был обречен, спасти его могла только операция. Но риск, сопряженный с операцией, был так велик, что ни один врач за нее не брался.

Один доктор вызвался сделать эту операцию. Ему говорили: опасно. Не надо. Зачем вам рисковать?

А он рискнул. Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. А если бы неудача? Как держать ответ перед матерью ребенка? Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? Так не лучше ли отступить, предоставить все случаю?

Медицинский - очень интересный институт. Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда заявление.

Судя по письмам, приходящим в редакции газет, иным школьникам кажется, что профессия юриста - легкая профессия. Так ли это?

У меня есть знакомая. Зовут ее Светлана Михайловна. Она адвокат, и, как все адвокаты, она старается выручить невиноватого, облегчить участь виновного.

Иногда дело ясно с первых же слов. Факты говорят: виновен. Обвиняемый признает: да, виновен. Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который ни в чем не виноват. Он оклеветан. Или все улики случайно ополчились против него, кажется, нельзя не поверить: этот человек совершил преступление. Но судья, прокурор, защитник обязаны взвесить все заново и не один раз: все гораздо - сложнее и запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. Они знают, что не имеют права ошибиться. Ошибка может стоить человеку жизни. Или свободы. Судебный работник, как и сапер, не вправе ошибаться…

Но вот процесс окончен. Обвиняемый осужден и отбывает срок наказания. Светлана Михайловна переходит к новым делам, новым горьким судьбам. Но о тех, кто уехал, она не забывает. Она пишет своим прежним подзащитным, следит за их судьбой, шлет им книги, она рада любой возможности вновь и вновь хлопотать об осужденном. Обязана она это делать? Ничуть. Она вправе забыть о своем подзащитном, когда дело кончено. Но ей не нужно это право, она его отвергает! По доброй воле, потому что иначе не может, она взвалила на свои плечи огромную тяжесть, удесятерила свои заботы. Вы хотите пойти в юридический институт? Что ж, идите, это очень интересное дело. Но какое трудное, если делать его по-настоящему!

Все понимают, что труд шахтера - нелегкий труд. Но есть люди, которые думают, будто труд журналиста, к примеру, очень легок: человек много ездит, многое видит, а потом рассказывает о том, что увидел. Вот об этой работе, которая стала моей любимой работой, я тоже хотела бы сказать несколько слов.

Вы хотите стать журналистом? Превосходно! Если вы собираетесь всю жизнь писать так: «Вчера в Колонном зале состоялся бал выпускников средних школ. Бурными аплодисментами встретили собравшиеся выступление отличницы учебы такой-то…», вас, конечно, никакие особые огорчения не ждут. Но если вы хотите вступиться за невиноватого, или разоблачить подлеца, или просто помочь человеку - тогда легкого не ждите.

Вы вступитесь за человека, а вас спросят: «Да кто он вам, собственно?» Вы разоблачите подлеца, а вам вдогонку полетят анонимки, в которых вас обвинят в том, что, разоблачая, вы сводили счеты или получили взятку. Вы готовы к этому?

Есть журналисты, которые, если предложить им трудное задание, если надо спасти, вступиться, говорят: а почему я должен этим заниматься? Но они не журналисты. Настоящий журналист не только там, где радостно и легко. Он и там, где трудно, где безвыходно. И хорошо, если вашу статью напечатают. А если нет? А люди, за которых вы вступились, будут ждать и надеяться?

…Мой знакомый писатель пристально следил за сложной судьбой одного человека. Этот человек (назовем его Н.) вернулся из тюрьмы.

Вернувшись на волю, Н. не сразу нашел работу, не сразу добился доверия окружающих. Одним словом, это был путь очень трудный. Но Н. шел по нему и сумел перечеркнуть свое прошлое, стал хорошим работником, честным человеком.

Мой знакомый, узнав об этой судьбе, стал следить за ней не как сторонний зритель, стал другом Н., познакомился с его семьей и написал статью. Он рассказал об этой судьбе, считая, что она интересна и поучительна.

Вскоре после того, как статья была напечатана, Н. снова оступился. Нет, он не совершил преступления, не попал снова в тюрьму. Он просто запил.

Сколько горьких упреков пришлось выслушать литератору! Подвел, похвалил не того, кого следовало, ошибся: эх вы, доверчивая душа!..

Вы готовы к тому, что ваше доверие обманут? Вы готовы к риску, к горькому разочарованию, к несправедливому упреку?

…Журналистка Э. Малых ехала в кабине грузовика. Она спросила водителя, как его имя, отчество. Он ответил странно: «Анатолий… наверно, Иванович».

Оказалось, что во время войны, в сутолоке эвакуации, он, пятилетний мальчик, потерял родителей. Он ничего не помнит, кроме случайных, неясных подробностей. Одно он знает твердо: он из Ленинграда.

Двадцать лет кряду человек искал своих родителей и не мог найти. Равнодушные люди отвечали ему: нет. Не значится. Следов не найдено.

А журналистка взялась задело, которого ей никто не поручал, за труднейшее, почти безнадежное дело и выиграла: помогла Анатолию найти отца, семью.

Я не хочу портить пересказом отличный очерк Малых. Он напечатан в журнале «Юность», отыщите его и прочитайте. И, прочитав, вы поймете: иссушающей тревоги, сил, затраченных на поиски, не оплатил полученный гонорар. Я уже не говорю о том, как велика была ответственность перед человеком, которого журналист обнадежил.

И еще: конечно, очень важно толково собрать материал, обдумать его, понять, что ты скажешь в своем очерке. Но это - полдела. Самое трудное впереди: ты садишься за стол и вдруг видишь: слова тебе не подчиняются. Ты положил события на бумагу, но, перечитывая написанное, убеждаешься в одной странной вещи: то, что в жизни было трудно, на страницах очерка оказалось легко. События побледнели, образы людей увяли. Как это случилось? Кто в этом виноват? Виноват ты, не сумевший найти тех единственных слов, которые выразили бы твою мысль, нарисовали бы читателю людей и события.

Трудное дело - журналистика…

Но есть ли на свете легкое дело?

Недавно я читала дневник человека, которого уже нет в живых. Его звали Михаил Шнейдер, он был литератором и умер вскоре после войны от туберкулеза. Он много болел, часто жил в санаториях и больницах. В его дневнике, полном живых и точных наблюдений, я нашла две записи, которые хочу привести здесь полностью.

В первой записи речь идет о туберкулезном санатории: «Здесь в било бьют разные санитарки. Бьют равнодушно, уныло, быстро кончают и после этого сразу скидывают на землю ударник.

Я заметил, что иногда кто-то бьет энергично, долго, в глубоком и едином ритме. И подкараулил. Молоденькая девушка взяла ударник в обе руки, стала под самое било и, держа ударник над головой, бьет долго, с захлебывающейся энергией, со сдерживаемой улыбкой. У нее косенькое лицо, монгольские скулки, ей семнадцать лет, и я уверен, что это серьезный и талантливый человек».

А вторая запись такая: «Сдавал заказное письмо, обклеенное марками, на которых пушкинский портрет. Сухая, немолодая и некрасивая женщина, погашая длинным штемпелем марки, осторожно выбирала, где стукнуть, чтобы не шлепать при этом лицо Пушкина. Целый день она делала это, и в семь часов вечера ее движения вежливы и нежны».

Я не хочу с помощью этих цитат выразить общеизвестную и от частого повторения ставшую плоской мысль, что всякое дело надо делать хорошо. Все мы знаем: есть вещи скучные. Но одно верно: в каждой работе почти неизбежна первая трудная будничная полоса. И тут надо призвать на помощь воображение. Хорошо, когда начинаешь понимать: за этой смутной, безрадостной полосой непременно возникает новая - нелегкая, но серьезная, полная открытий, где возможен глубокий и единый ритм.

Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, - нелегко. На земле разбросаны угольки призваний, говорит легенда. Каждый уголек может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. Если человек подберет не свой уголек, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но Это не приносит им счастья.

Только сам человек может угадать свое призвание. Никто со стороны за него решать не должен. Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего ответить так: будь человеком. И знай: легкой работы на свете нет.

Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. Она сказала: «Легкого не жду. Трудного не боюсь…»

Есть на свете такое слово: долг. Мы говорим: долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский. Но одного долга мало. Надо любить человека и любить свое дело.

1963 г.

Из книги Итоги № 5 (2013) автора Итоги Журнал

Легче легкого / Общество и наука / Медицина Легче легкого / Общество и наука / Медицина Российские онкологи разработали оригинальную методику лечения рака легкого Ситуация: есть два пациента, ровесники, с одинаковым диагнозом, находящиеся на одной стадии

Из книги Итоги № 13 (2013) автора Итоги Журнал

Легче легкого / Общество и наука / Телеграф Легче легкого / Общество и наука / Телеграф Самый легкий в мире твердый материал изобрели китайские ученые из Чжэцзянского университета. Графеновый аэрогель в шесть раз легче воздуха. Его плотность

Из книги Флот и война. Балтийский флот в Первую мировую автора Граф Гаральд Карлович

XV. Десант у Домеснеса. Потопление крейсера «Принц Адальберт». Волнение на линейных кораблях в Гельсингфорсе. Потопление легкого крейсера «Ундине». Первый поход с 1-й бригадой линейных кораблей 7 октября начальник дивизии начал осуществлять свою идею высадить десант на

Из книги Легенды московского метро автора Гречко Матвей

Глава 16. Бутовская линия легкого метро Это двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия легкого метро не только в Москве, но и в России. В свое время легкое метро, популярное в Европе, считалось многообещающим видом транспорта. Да, действительно, построить

Из книги Время секонд хэнд автора Алексиевич Светлана Александровна

О жизни-суке и ста граммах легкого песочка в белой вазочке Тамара Суховей - официантка, 29 лет - Жизнь - сука! Вот что я тебе скажу… Не приносит она подарков. Ничего хорошего, красивого я в жизни не видела. Не вспомню… Убей меня - не вспомню! И травилась, и вешалась. У меня

Конспект урока русского языка в 11 классе . «ВСЯКОЕ ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ ХОРОШО».

Тема урока : Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока : учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Сообщение темы урока. Целеполагание

Ребята, Ваша задача сегодня – подготовить материалы для написания сочинения-рассуждения по заданному тексту в формате ЕГЭ.

Рассмотрите в рабочих листах композицию сочинения-рассуждения и исходя из этих данных сформулируйте, чему вы хотите сегодня научиться:

Выявлять и формулировать проблему текста;

Формулировать собственную позицию;

Приводить доводы в защиту своей точки зрения;

Писать сочинение.

Для анализа я предлагаю вам текст Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица».

Текст.

(1)Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2) « Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: « Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. (З)Потому что учительская работа не знает ни выходных дней, ни отпусков. (4)0на поистине одна из труднейших, что существуют на свете, она требует всей жизни без остатка ».

(5) Вскоре редакционная почта принесла мне письмо. «(6) Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)3ачем всю жизнь мучиться? (8)Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много ». (9) Я не ответила тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.

(14) …Пятилетний мальчик погибал от болезни сердца. (15)Он был обречён, спасти его могла только операция. (16)Риск, сопряжённый с операцией, был так велик, что ни один врач за неё не брался. (17) Один доктор вызвался сделать эту операцию. (18)Ему говорили: опасно. (19) Не надо. (20)3ачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?

(27)Медицинский - очень интересный институт. (28)Но хорошенько подумайте, прежде чем подавать туда заявление.

(29) Иным школьникам кажется, что профессия юриста - лёгкая профессия. (ЗО)Так ли это?

(31) Иногда дело ясно с первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт свою вину. (ЗЗ)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который ни в чём не виноват. (34)Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны взвесить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. (З6) Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться. (38)Ошибка может стоить человеку жизни. (39) Или свободы. (40)Судебный работник, как и сапёр, не вправе ошибаться…

(41) Вы хотите пойти в юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое трудное, если делать его по-настоящему!

(44) Все понимают, что труд шахтёра - нелёгкий труд. (45)Но есть люди, которые думают, будто труд журналиста, к примеру, очень лёгок: человек много ездит, многое видит, а потом рассказывает о том, что увидел. (46)Вы хотите стать журналистом? (47)Превосходно! (48)Есть журналисты, которые, если предложить им трудное задание, если надо спасти, вступиться, говорят: а почему я должен этим заниматься? (49)Но они не журналисты. (50)Настоящий журналист не только там, где радостно и легко. (51)Он и там, где трудно, где безвыходно. (52)Трудное дело - журналистика.

(53) Но есть ли на свете лёгкое дело?

(54) Выбрать работу, которая станет твоим жизненным делом, нелегко. (55)На земле раз-бросаны угольки призваний, гласит легенда. (56)Каждый уголёк может по-настоящему разгореться, только попав к своему хозяину. (57)Если человек подберёт не свой уголёк, огонь будет едва мерцать, а то и совсем потухнет. (58)С давних пор ходят люди по свету, и каждый ищет тот огонь, который ему предназначен. (59)Иные счастливцы сразу его узнают, другие ищут всю жизнь и не находят; и много на свете людей, которые пытаются раздуть чужой огонь, но это не приносит им счастья. (60)Только сам человек может угадать своё призвание. (61)Никто со стороны за него решать не должен. (62)Людям, которые спрашивают, кем быть, вернее всего ответить так: будь человеком. (63)И знай: лёгкой работы на свете нет.

(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: « Лёгкого не жду, трудного не боюсь… »

(66) Есть на свете такое слово: долг. (67)Мы говорим: долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский. (68) Но одного долга мало. (69)Надо любить человека и любить своё дело. (По Ф. Вигдоровой)

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора . В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Вопросы на осмысление и понимание текста. (зад. 21).

докажите, что данный текст принадлежит ПС.

К какому стилю речи принадлежит данный текст?

Вспомните особенности публицистического стиля.

Назовите сферу употребления публицистического стиля.

Определите задачи, которые выполняет публицистический стиль.

Признаки публицистического стиля

Цель публицистического стиля – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции, побуждение к действию, сообщение с целью привлечения внимания к важным вопросам.

Сфера применения публицистического стиля – общественно-политическая жизнь, газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.

Жанры публицистики - статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, доклад; выступление по радио, телевидению, на собрании.

Основные стилистические особенности - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Основные языковые средства - сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и др.)

Формулируем проблему текста. Учитель: Что такое проблема текста?

Примерный ответ: Это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования.

Помочь в этом вам поможет правильное выполнение задания 21 теста ЕГЭ.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтобы не ошибиться с выбором профессии, нужно понять своё призвание, оценить свои способности.

2) Любая работа требует от человека полной отдачи душевных сил, только в этом случае можно хорошо выполнить порученное дело.

3) Многие уверены, что существуют лёгкие профессии, например профессия юриста.

4) Судебный работник, как и любой человек, имеет право на ошибку.

5) Можно счастливо жить на свете, работая «не по призванию».

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1.2.3.

вопросы, помогающие определить проблему:

1. ЧТО ПОМОЖЕТ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ? НА ЧТО НАДО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ? ОТВЕТ 1. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

2.ЧТО ВЛИЯЕТ НА УСПЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИИ? ОТВЕТ: ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИИ.

3.МОЖНО ЛИ РАЗДЕЛИТЬ ПРОФЕССИИ НА ТРУДНЫЕ И ЛЕГКИЕ? ОТВЕТ 2: ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ НА ТРУДНЫЕ И ЛЕГКИЕ.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА (ПР-Е 11, 13, 63). НА СВЕТЕ НЕТ ЛЕГКИХ ПРОФЕССИЙ. В КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ ЕСТЬ ТРУДНОСТИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРЕОДОЛЕВАТЬ, БЕРЯ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Выполнение задания 25 также подскажет, правильно ли вы поняли текст.

25. «Непростой разговор о выборе профессии ведёт с читателем автор - Ф.А. Вигдорова. Тема разговора важна для каждого человека, и неслучайно речь автора эмоциональна и в то же время логична, аргументированна. Такую особенность речи создают и средства выразительности, использованные автором, среди которых синтаксическое средство - (А) _______ (предложения 30, 53), приёмы - (Б) ______(«долг совести, долг службы, врачебный долг, долг учительский»; «любить человека и любить своё дело») и (В) (предложение 65), а также троп - (Г) ______(предложения 55-59)».

Список терминов : 1) парцелляция 2) развёрнутая метафора (угольки призвания) 3) фразеологизм

4) вводные слова 5) лексический повтор 6) диалог 7) вопросительные предложения 8) ряды однородных членов предложения 9) цитирование. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 7 5 9 2.

Комментарий к сформулированной проблеме. Учитель: Что такое комментарий?

Примерный ответ: Пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Виды комментариев: 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

2. При концептуальном комментарии в центре внимания интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.

Учитель: Какой вид комментария целесообразнее применить к данному тексту?

Примерный ответ: Текстуальный, поскольку согласно критериям комментарий без опоры на текст получает ноль баллов.

Коллективная устная работа (ответив на эти вопросы, вы получите комментарий).

Внимание! В комментарии не должно быть пересказа. Комментируем только сформулированную проблему.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали, с авторской позицией. Обсудите варианты комментирования текста.

Итак, вы сформулировали проблемы, над которой размышляла Вигдорова. Затем в комментарии показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап – выявление позиции автора. Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. (см. выше)

Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. Не забывайте формулировку позиции автора выделять отдельным абзацем.

В сочинении вы должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме и привести два аргумента. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

Работа над подбором аргументов:

аргументы из читательского опыта :

ИОНЫЧ. А. ЧЕХОВ.

В ПРЕКРАСНОМ И ЯРОСТНОМ МИРЕ. ПЛАТОНОВ.

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО. В. РАСПУТИН.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА. МАКАРЕНКО.

аргументы из житейского опыта.

Пословицы ИЛИ АФОРИЗМЫ о ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ:

«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное - будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии - обязательно.» Де Ниро Р.

«…профессии кажутся нам самыми возвышенными, если они пустили в нашем сердце глубокие корни, если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления. Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту.» Маркс К.

«Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде.» Галифакс Д.

«Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними.» Берг А.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ,

НАПРИМЕР, ВРАЧИ: Рошаль Леонид Михайлович, Бокерия Лео Антонович. УЧИТЕЛЯ: Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970), Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939). И ДР.

    Виды заключения

Рассмотрим различные способы оформления заключения сочинения.

Самое типичная и логичная концовка сочинения – это обобщение основных мыслей автора. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально.

Заканчивая своё сочинение…

Автор текста поднимает очень важную проблему…
Вывод обычно присоединяется словами: итак, поэтому, следовательно, таким образом, в заключение важно отметить…

Подведение итогов урока.

ДОМ. ЗАДАНИЕ: НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.

КЛИШЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ.

ПРОБЛЕМА

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте...

(1)Однажды я написала для газеты статью, которая кончалась такими словами. (2)«Если бы я преподавала в вузе педагогику, я на первой же лекции сказала бы студентам так: «Пока не поздно, берите свои документы и уходите из педагогического вуза. (З)Потому что учительская
(5)Вскоре редакционная почта принесла мне письмо. «(6)Я послала документы в педвуз, но прочитала вашу статью и забрала их. (7)3ачем всю жизнь мучиться? (8)Лучше я буду журналистом: работы мало, а денег много». (9)Я не ответила тогда на это письмо. (10)Я решила: его написал человек пошлый. (11)Разве можно ему объяснить, что всякая работа, если делать её хорошо, требует всех душевных сил? (12)Но в газету приходили новые и новые письма. (13)И я увидела, что мысль, будто есть лёгкие профессии, присуща многим.
(19) Не надо. (20)3ачем вам рисковать? (21)А он рискнул. (22)Мальчик жив, и есть надежда, что будет здоров. (23)А если бы неудача? (24)Как держать ответ перед матерью ребёнка? (25)Как самому жить, постоянно встречая укор в глазах окружающих? (26)Так не лучше ли отступить, предоставить всё случаю?
(29) Иным школьникам кажется, что профессия юриста - лёгкая профессия. (ЗО)Так ли
(31) Иногда дело ясно с первых же слов. (32)Факты говорят, что человек виновен, и сам он тоже признаёт свою вину. (ЗЗ)Но бывает, что на скамье подсудимых оказывается человек, который ни в чём не виноват. (34)Он оклеветан. (35)И судья, прокурор, защитник обязаны взвесить всё заново, и не один раз: всё гораздо сложнее и запутаннее, чем может показаться на первый взгляд. (Зб)Они сопоставляют показания подсудимого, свидетелей, они ищут, думают. (37)Они знают, что не имеют права ошибиться. (38)Ошибка может стоить человеку жизни.
(41) Вы хотите пойти в юридический институт? (42)Что ж, идите, это очень интересное дело. (43)Но какое трудное, если делать его по-настоящему!
(53) Но есть ли на свете лёгкое дело?
(64)Я навсегда запомнила слова одной ленинградки, пережившей блокаду. (65)Она сказала: «Лёгкого не жду, трудного не боюсь…»
(По Ф. Вигдоровой)

Показать текст целиком

Выбор профессии - очень ответственное дело в жизни каждого человека. Любая работа требует полной самоотдачи и любви к ней. На что надо ориентироваться при выборе профессии?
Ф.А. Вигдорова ведет непростой диалог о выборе призвания, рассуждает о долге, любви к своему делу. Многие уверены, что существуют легкие профессии. Например, журналисты. «Человек много ездит, многое видит, а потом рассказывает о том, что увидел». Однако сложность профессии журналиста заключается в том, что нужно быть не только там, «где радостно и легко», но и там, «где трудно, где безвыходно». Аналогично происходит и с иными профессиями. Каждая, на первый взгляд , легкая работа скрывает в себе «нелегкий труд». Сложно выбрать профессию, которая станет «жизненным делом». Некоторые счастливцы сразу находят свое призвание, а некоторые вынуждены прикладывать много усилий, чтобы отыскать свое место в жизни.
Автор текста убеждена в том, что нужно понять свое предназначение, оценить свои способности, чтобы не ошибиться с выбором профессии.
Нельзя не согласиться с автором в том, что любая работа требует полной отдачи душевных сил, только в этом случае можно хорошо выполнить порученное дело.
Стоит вспомнить рассказ А. П. Чехова «И