Статистические показатели расчета эффективности капитальных вложений. Капитальные вложения,инвестиции,понятие и показатели эффективности использования


При наличии нескольких видов аналогичной заменяемой техники или технологии сравнение производится с наиболее эффективным видом, а при отсутствии какой-либо заменяемой техники - с ручным трудом.

Сопоставимость должна быть обеспечена по:

Объемам работ;

По составу и срокам получения готовой продукции;

Условиям эксплуатации техники или организационному обеспечению базовой и новой технологии;

Качественным параметрам машин и продукции;

Методам определения стоимостных показателей;

Тарифным ставкам, нормам отчислений, тарифам на энергию, реализационным ценам.

Приведение вариантов в сопоставимый вид по количеству выпускаемой продукции заключается в расчете величин капитальных вложений и себестоимости при условии равного для всех вариантов годового выпуска продукции сопоставимого качества.

Приведение капитальных и текущих затрат, а также результатов производства, к одному моменту времени - началу расчетного года - выполняется путем корректировки через коэффициент приведения. Этот коэффициент определяется для каждого конкретного года по формуле:

Е п = (1 + Е нп) т,

где Е нп - норматив приведения (0,1 или 10%)

т - число лет, отделяющее конкретный приводимый год от расчетного года.

Прошлые затраты и результаты, имевшие место до начала расчетного года, умножаются на коэффициенты приведения конкретных лет, а будущие после начала расчетного года - делятся на эти коэффициенты.

В качестве расчетного года принимается первый год после окончания сроков планового или нормативного освоения новой техники или технологии.

Подобное приведение используется только в расчетах экономической эффективности и не может служить основанием для изменения смет на капитальное строительство и других плановых показателей.

Капитальные вложения, выступающие в качестве расчетного показателя для обоснования эффективности новой техники и суммы капитальных вложений, включают в себя все затраты, связанные с созданием основных и оборотных фондов в процессе приобретения и эксплуатации базовой и новой техники. Эти затраты охватывают все единовременные затраты независимо от источника финансирования - централизованные капитальные ассигнования, фонд развития производства, кредиты банка, амортизационные отчисления. Рекомендуется пользоваться следующей формулой:

К = Кц + Кд + Км + Кс + Коб + Кна + Коп,

где, К - размер капитальных вложений;

Кц - цена приобретения

Кд - затраты по доставке техники

Км - затраты на монтаж

Кс - сопутствующие капитальные и эксплуатационные затраты, необходимые для нормальной эксплуатации техники;

Коб - затраты на увеличение размера оборотных средств (при определенных условиях данный элемент может принимать отрицательные значения, то есть происходит высвобождение нормируемых оборотных средств)

Кна - недоамортизированая часть стоимости списанных основных производственных средств за минусом ликвидационной стоимости;

Коп - затраты на мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия техники на окружающую среду.

В некоторых случаях целесообразно учитывать в величине капитальных вложений убыток (+) или прибыль (-) от производства и реализации продукции в период освоения новой техники, предшествовавшей расчетному году.

Эксплуатационные затраты (себестоимость) продукции могут быть представлены в виде себестоимости единицы продукции или себестоимости годового выпуска продукции.

Для сопоставления себестоимости по базовому и новому варианту рекомендуется провести сопоставление по каждому элементу и статье затрат и оформить результаты расчетов в виде таблицы.

Эффективность капитальных вложений устанавливается на каждом этапе проектирования и внедрения нового объекта, хозяйственного или технического решения, то есть при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) заданий на проектирование, изготовлении и испытании образцов, освоении объектов.

В зависимости от целевого назначения и области применения могут быть рассчитаны два вида экономической эффективности - общая и сравнительная.

Общая эффективность капитальных вложений рассчитывается:

При разработке планов развития предприятий (техпромфинплана, перспективного плана, бизнес-плана);

При разработке отдельных проблем развития и размещения производства;

При оценке выполнения планов капитального строительства.

Показатель общей эффективности характеризует отношение прибыли к капитальным вложениям и выступает в виде коэффициентов.

В процессе планирования капитальных вложений определяется коэффициент эк. эффективности прироста прибыли:

Е пп = П: К,

где П - прирост прибыли в планируемом периоде (не обязательно 1 год) для новых объектов - вся сумма получаемой прибыли, для реконструкции и оргтехмероприятий - ее прирост.

При расчете общей эффективности капитальных вложений определяются также сроки окупаемости капитальных вложений по формулам:

При планировании капитальных вложений:

Т ок = К: П (лет)

По планово-убыточному производству:

Т ок = К: С

Для целей анализа и учета влияния важнейших факторов на эффективность капитальных вложений используются дополнительные показатели: производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.п.

При досрочном вводе объектов в эксплуатацию рассчитывается единовременный реальный эффект в размере дополнительной прибыли.

Сравнительная эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении вариантов:

Хозяйственных и технических решений;

Размещения предприятий и цехов;

По выбору взаимозаменемой продукции;

По внедрению новых видов техники;

При строительстве и реконструкции предприятий

При определении эффективности вариантов капитальных вложений сначала рассчитывается сравнительная экономическая эффективность, а затем общая, поскольку их показатели не противоречат, а дополняют друг друга. Суть сравнительной эффективности заключается в экономическом сравнении двух и более вариантов капитальных вложений между собой или в сопоставлении с базовым вариантом. Определение наиболее экономичного варианта проводится по минимуму приведенных затрат, рассчитываемых по каждому варианту. Приведенные затраты представляют собой приведенные к одному показателю себестоимость и часть капитальных вложений в размере нормативной прибыли:

З = С + Е н х К

где С - себестоимость продукции;

Е н - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

принимается в размере 0.12-0.15;

К - общие капитальные вложения в производственные фонды.

Показатели З, С, и К могут применяться как в полной сумме ко всему объему продукции, так и в виде удельных величин на единицу продукции.

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений представляет собой показатель, обратный нормативному сроку окупаемости - 8 лет при 0,12 и 7 - при 0,15. При более длительных сроках окупаемости капитальные вложения считаются неэффективными вне зависимости от уровня других показателей.

В некоторых изданиях при характеристике данного показателя приводится схема расчета, учитывающего инфляционные процессы и, связанные с ними колебания в уровне цен на материально-производственные запасы и объектов основных средств, используемые при осуществлении капитальных вложений. По нашему мнению, этого делать не следует, так как, во-первых, уровень инфляции на достаточно большом временном отрезке (а в случаях с капитальными вложениями речь идет о 5-8 годах) рассчитать практически невозможно. Однако основная причина, по которой следует отказаться от такой корректировки, заключается в другом - уровень инфляции, как правило не поражает какую-то одну отрасль или вид деятельности, а характерен для всего народного хозяйства. Это значит, что уровень цен на сельскохозяйственную продукцию буде расти примерно такими же темпами, как и на материально-производственные запасы и внеоборотные активы, приобретаемые при осуществлении капитальных вложений. Диспаритет цен, характерный для определенных периодов (причем, не в пользу сельскохозяйственного производства) на большом временном плече нивелируется.

Если при сравнении двух вариантов при одинаковом объеме производства выполняются неравенства:

К 1 >= К 2 и С 1 >= С 2 ,

то более эффективным является второй вариант. В случае полного равенства необходимо рассчитывать приведенные затраты.

Если в результате капитальных вложений изменяется размер прибыли, то сравнительная эффективность может определяться через коэффициент рентабельности капитальных вложений:

причем, капитальных вложений здесь берутся в размере новых вложений, а прирост прибыли - как сумма годовой экономии от снижения себестоимости и прироста прибыли. Полученный коэффициент сопоставляется с показателем рентабельности по предприятию в базовом варианте.

Показатели ожидаемой и плановой эффективности новой техники

Основными показателями ожидаемой и плановой эффективности новой

техники выступают:

1.годовой экономический эффект от использования новой техники на сельскохозяйственном предприятии:

Э = (З 1 - З 2) х А 2 + С к,

где З 1 и З 2 - приведенные затраты на единицу продукции, производимой с помощью базовой и новой техники соответственно;

А 2 - годовой объем продукции, производимой с помощью новой техники в расчетном году в натуральных единицах;

С к - экономия (+) или убыток (-) от изменения качества годового объема продукции при использовании новой техники.

Годовой эффект может определяться в расчете на единицу новой техники. Для перехода к общему эффекту необходимо умножить полученный показатель на количество единиц внедряемой техники или суммировать данные по всем видам внедряемой техники.

Показатель С к определяется только в том случае, если использование новой техники связано с изменением качества продукции. В простейшем случае эта величина может быть определена по формуле:

С к = (Ц 2 - Ц 1) х А 2 ,

где Ц1 и Ц2 - цена единицы готовой продукции соответственно до и после внедрения.

2. рост производительности труда (условное высвобождение рабочих)

Рост производительности труда определяется по формуле:

где Н 2 и Н 1 сменная или годовая выработка после и до внедрения.

Помимо показателей плановой эффективности применяются показатели фактической эффективности, основными из которых являются:

Фактический экономический эффект;

Фактический социально-экономический эффект;

Фактический рост производительности труда.

Фактический экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э ф = [(С ф 1 + Е пл х Ф 1) - (С ф 2 + Е пл х Ф 2)] х А ф - Е кр. х Ф кр + С к,

где: С ф 1 и С ф 2 - фактическая себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения;

Ф 1 и Ф 2 - фактическая среднегодовая стоимость основных производственных средств до и после внедрения на единицу продукции;

Е пл. - налог на имущество;

А ф - фактический объем продукции, выполненный новой техникой за период;

Е кр. - фактический размер платы за банковский кредит;

Ф кр. - размер непогашенной части кредита на приобретение новой техники.

Фактический социально-экономический эффект рассчитывается по формуле:

Э с = Э ф + С т,

где, С т - фактическое снижение непроизводительных затрат при использовании новой техники.

Снижение непроизводительных затрат имеет место в результате устранения (полного или частичного) производственного травматизма или профессиональных заболеваний. В состав этих затрат должны включаться:

Расходы на лечение пострадавших рабочих;

Выплаты рабочим за время лечения;

Выплаты пособий по инвалидности;

Дополнительные затраты на подготовку квалифицированных рабочих взамен выбывших;

Затраты на санаторно-курортное лечение пострадавших;

Дополнительные расходы в связи с сохранением заработной платы при переводе на более легкую работу и т.п.

Все затраты берутся из бухгалтерской документации.

При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.

Расчет дополнительных показателей экономической эффективности новой техники или капитальных вложений.

Дополнительные показатели эффективности отражают конкретные особенности техники. Они подразделяются на общие и частные показатели.

Общие показатели используются для оценки эффективности любых средств механизации и автоматизации независимо от их назначения и конструкции: расход электроэнергии, топлива и металла на единицу продукции, удельные показатели веса и мощности на единицу часовой производительности машины, эксплуатационная надежность, срок службы, показатели научной организации труда и другие. Используются также некоторые стоимостные показатели, например, удельные капитальных вложений на 1 час работы машины, цена на 1 т веса и т.п..

Наиболее часто применяются следующие общие показатели:

Количество высвобожденных рабочих:

Т 1 Т 2 А 2 А 2

Ч = (--- - ---) х А 2 или Ч = (--- - ---) х Д 2 ,

Д 1 Д 2 Н 1 Н 2

где Т 1 и Т 2 - трудоемкость натуральной единицы продукции до и после внедрения;

Д 1 и Д 2 - годовой фонд рабочего времени одного рабочего до и после внедрения;

Н 1 и Н 2 - сменная выработка рабочего в натуральных единицах до и после внедрения.:

Удельная фондоемкость продукции:

Удельная энергонасыщенность:

У э = М д: М

где М д - мощность машины

М - масса машины;

Уровень автоматизации труда:

У а = А а: А,

где А а - объем автоматизированных работ;

Социальные результаты могут характеризоваться следующими показателями:

Высвобождение рабочих с ручных работ (в т.ч. женщин);

Улучшение условий труда;

Улучшение профессиональной структуры рабочих кадров;

Сокращение заболеваемости.

Составление сводной таблицы показателей эффективности, анализ результатов и разработка предложений по улучшению использования новой техники.

Лекция 12. условий осуществления предпринимательской деятельности в АПК

1. Методы и формы государственного воздействия на становление и развитие сельского предпринимательства

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело достичь сколь-нибудь значительного уровня). Начиная с 1861 года правительством неоднократно предпринимались меры, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.

Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, чтобы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда полноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. Причиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.

В результате, в начале века (1908-1911 гг.) правительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяйства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие.

Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было явно недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых объектов основных средств.

Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако, это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция дальнейшего развития не получила. Можно по-всякому относиться к коллективизации, и, не вызывает сомнения тот факт, что при этом были допущены перегибы и некоторые из свобод личности грубо попирались. Но нельзя не признать того, что в тот период государственная политика в области развития сельскохозяйственного производства была наиболее продуманной и последовательной - сначала, во второй половине 20-х гг. была практически заново создана тяжелая и машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации.

В послевоенный период была предпринята беспрецедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстенсивными методами - посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным - существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы.

В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномасштабной Продовольственной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги выполнения программы никто не анализировал - в 1991 году (а срок выполнения программы был установлен 1990 год) уже было не до этого.

С переходом к рыночной экономике, как водится произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия - объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в массе своей не особенно огорчены - заложить землю в условиях краха банковской системы вряд ли возможно, а продать некому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).

По истечение шести лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе, стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может.

В соответствии со статьей 1 закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:

стабилизация и развитие агропромышленного производства,

обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации,

улучшение продовольственного обеспечения населения,

поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики,

сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности,

защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села;

Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы на:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами. Так как основным направлением инвестиционной деятельности в области сельского хозяйства является осуществление капитальных вложений посредством лизинга, то следует предположить, что приоритетным в использовании этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как нетрудно убедиться весь перечень мероприятий, указанных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосрочный характер, а, следовательно, требующим осуществления дополнительных капитальных вложений. Очевидно, что в современной ситуации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и формирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное развитие страхования в сфере агропромышленного производства, в том числе сельскохозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществления страховых операций в этой отрасли народного хозяйства, страховая деятельность может быть весьма прибыльной. Отнюдь не каждый год является неурожайным и не каждый год возникает необходимость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при правильном определении степени риска и границ ответственности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страховых организаций, осуществляющих основную деятельность в агропромышленном комплексе предусмотрены весьма серьезные налоговые и иные льготы;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур. Механизм осуществления этого вида государственной поддержки также пока находится в стадии разработки. Возможно два основных направления, по которым будет осуществляться компенсация - перечисление бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям в соответствии с размером осуществленных ими затрат; установление более низких государственных регулируемых цен на продукцию и услуги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие максимальное влияние на структуру и уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции. В последнее время преобладает вторая точка зрения:

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Разумеется, что установление и предоставление таких компенсаций может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государственную поддержку агропромышленного комплекса.

Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, содержащую:

показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

сведения о социальном развитии села;

анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации является прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мнению, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специализированными подразделениями, которыми призваны стать информационно-консультационные центры. Дело в том, что формы статистической отчетности, хотя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о деятельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом. Кроме того, форма представления данных в статистической отчетности представляется чрезмерно громоздкой и не позволяет без дополнительного анализа осуществить качественное и быстрое получение всех необходимых данных. В том де случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществляется специализированными подразделениями, специалисты которых имеют специфические знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на любое изменение законодательной базы, а также может быть обеспечен действенный контроль за качеством поступающей информации на любом уровне ее сбора.

Законом предусмотрена возможность разработки государственных программ развития агропромышленного производства. В настоящее время действует Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2020 года.

Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:

государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При осуществлении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных

продукции, сырья и продовольствия. Но, при этом, в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализации нужна дополнительная законодательная и нормативная проработка;

участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия . При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличения ими размера оборотных средств. Однако, тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и максимизации возможной прибыль за счет использования средств федерального и других бюджетов.

Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

выделение бюджетных ресурсов;

кредитование;

выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Приобретенные в собственность государства заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Перечисленные меры участия государства в операциях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исключает проведения таких операций сельскохозяйственным предприятием и без участия государства. В этом случае, исполнение сторонами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства;

проведение закупочных и товарных интервенций . Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях:

когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня,

когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так и дотации и компенсации являются элементами бюджетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и отдельных предприятий, то их предоставление обусловлено необходимостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.

Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства. При осуществлении этого вида государственного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:

краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

лизинга в сфере агропромышленного производства;

предоставления кредитным кооперативам, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Использование инкассовой формы расчетов в последнее время было существенно сужено ввиду его нормативной неурегулированности. Общий порядок безналичных расчетов, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для предприятий всех форм собственности, не запрещает осуществление такой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию, закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени в пользу поставщика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов полученной пени;

Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации;

потребности осуществления научных исследований обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

фундаментальные и прикладные научные исследования;

государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

подготовка, повышение квалификации и переквалификации специалистов в соответствующих учебных заведениях;

деятельность служб консультации и информации.

Из перечисленных направлений существенный эффект в минимальные сроки могут дать два последних направления. Причем, если создание (или, точнее, восстановление) системы повышения квалификации находится в начальной стадии, то создание системы информационно-консультационных центров практически завершено.

Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций . Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота определены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 1997 г. N 1367.

Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществления операций регулируется гражданским законодательством.

Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен. Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако, в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить гарантированные и целевые цены. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Однако, следует иметь в виду, что гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации. К сожалению до настоящего времени перечисленные элементы не установлены, что делает эту форму государственной поддержки практически невозможной.


Похожая информация.


Важным этапом в процессе управления инвестициями является оценка эффективности инвестиционных проектов, так как от полученных результатов зависит решение о приемлемости конкретного инвестиционного проек­та для предприятия.

Различают экономический эффект, срок окупаемости инвестиционного проекта и экономическую эффективность.

Срок окупаемости инвестиционного проекта и экономическая эффективность отно­сятся к основным обобщающим показателям инвестиций и рассчитываются по аб­солютной и сравнительной эффективности.]

I. Абсолютная (общая) экономическая эффективность капитальных вложений.

Экономический эффект (Э э ) от капитальных вложений - это результат, выража­ющийся накопленной суммой экономии от снижения себестоимости продукции (или в приросте чистой прибыли) с амортизационными отчислениями по новым фондам после создания илц воспроизводства основных фондов.

Нужно иметь в виду, что расчет зависит от предприятия, которое является либо действующим, либо вновь строящимся, и это можно представить следующими форму­лами:

а) действующее предприятие:

Э э = (П ед2 - П ед1) . Q 2 + А

или Э э = (С, - С 2) Q 2 + А;

б) вновь строящееся предприятие:

Э э = R,-3, + А,

где П еД1, П е д 2 - прибыль единицы продукции до и после вложения инвестиций, руб.;

С, С 2 - себестоимость единицы продукции до и после вложения инвестиций, руб.;

Q 2 - годовой объем производства продукции после освоения инвестиций, шт.

А - амортизационные отчисления по новым фондам, руб.

Л, - поступления от реализации проекта, руб.;

3, - текущие затраты на реализацию проекта, руб.

Срок окупаемости инвестиционного проекта (Т) - срок со дня начала финансирова­ния инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой эконо­мического эффекта и объемом инвестиционных затрат приобретаетположительное значение, начисляется по формуле

где Э эг - годовой экономический эффект, руб.;

К, - сумма капитальных вложений в проект, руб.;

t- номер временного интервала реализации проекта;

Т - срок реализации проекта, лет.

Данный расчет срока окупаемости менее точен по сравнению с расчетом, пред­ставленным выше, так как годовой экономический эффект берется обычно за 1-й год и не учитывает, например, рост объема производства или дальнейшее снижение себе­стоимости продукции в последующие годы.

Экономическая эффективность (коэффициент эффективности капитальных вложе­ний - Е) показывает долю экономического эффекта в каждом рубле капитальных вло­жений, обеспечивших этот эффект.

Это можно представить формулой

Коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений нахо­дятся по отношению друг к другу в обратно пропорциональной зависимости, поэтому коэффициент эффективности проекта можно рассчитать также по следующей форму­ле: Е = 1 / Т.

В экономическом плане капитальные вложения считаются обоснованными, если расчетный коэффициент эффективности равен или превышает нормативный (Е р ≥Е п) и, соответственно, срок окупаемости расчетный должен быть равен или меньше нор­мативного (Т р ≤ Т окн).

Величина нормативных показателей эффективности капитальных вложений установ­лена в 1995 г. Госстроем России. Для большинства расчетов был рекомендован Е и = 0,16, при этом Т н = 1 / Е н = 1 / 0,16 = 6,2 года.

II. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений опреде­ляется по различным вариантам решения, и наиболее экономичный вариант выби­рается на основе сравнительной эффективности:

1)если при одном из вариантов обеспечивается снижение текущих издержек про­изводства, например, 3, > 3 2 при равенстве капитальных вложений К, = К 2 , то второй вариант будет наиболее выгодным;

2)если 3, = 3 2 , а К, < К 2 , то первый вариант - выгоднее, так как капитальные вложения наименьшие;

3)если варианты отличаются и по капитальным вложениям, и по издержкам про­изводства, то необходимо привести расчет в сопоставимый вид путем приведения капитальных вложений и текущих издержек производства на единицу продукции. Формула примет следующий вид:

Примечание. 2-й вариант должен быть более капиталоемким, т.е. К 2 > К,.

Капиталоемкий вариант (К 2) считается более выгодным при условии, если Е р > Е н или Т р < Т н. Если это условие не соблюдается, наиболее экономичным вариантом является 1-й вариант.

Пример. Необходимо определить наиболее эффективный вариант модернизации оборудования.

капитальные вложения:К, = 585 тыс. руб.; К 2 = 1040тыс. руб.;

текущие затраты на реализацию проекта: 3, = 540 тыс. руб.; 3 2 - 520 тыс. руб.;

годовой объем производства: - 45 ООО шт.;- 52000 шт.

Решение. Необходимо определить коэффициент эффективности капитальных вло­жений:

Определить срок окупаемости: Т ок = 1/0,28= 3,6 лет.

ВЫВОД. Так как Е р > Е н (0,28 > 0,16) или Т р < Т н (3,6 < 6,2), то более эффективным будет являться капиталоемкий вариант № 2;

        по нескольким вариантам. Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений основана на приведении затрат по вариантам. Экономически целесообразным вариантом является тот, который обеспечивает минимум приведен­ных затрат, т.е.:

где З пр - приведенные затраты по вариантам, руб.;

3 i - затраты продукции по /-му варианту, руб.;

Qi - объем производства по /-му варианту, шт.;

К; - капитальные вложения по /-му варианту, руб.;

Е н - установленный коэффициент эффективности капитальных вложений,

Современная методология расчета предусматривает иные критерии для оценки инвестиционной деятельности.

По цели использования показатели эффективности делят на показатели общей и сравнительной эффективности.

Показатели общей эффективности применяются для оценки целесообразности осуществления финансового проекта, а также для оценки эффектив­ности при выборе между независимыми, взаимоисключающими проектами. При подборе инвестиционного портфеля оценивают конкретно коммерческую (финансовую) выгоду для непосредствен­ных участников проекта.

С помощью показателей сравнительной эффективности осу­ществляют сравнение и выбор вариантов инвестиционно-строитель­ных и инвестиционных проектов.

По виду обобщающего показателя оценки эффективности мож­но разделить на абсолютные, относительные и временные.

Относительные - это отношение результатов и затрат в раз­личных комбинациях.

Абсолютные представляют собой разность между результата­ми проекта и затратами, возникающими в процессе его осуществле­ния. Абсолютные показатели характеризуют суммарный (интеграль­ный) результат (доход), выраженный в денежных единицах, которые можно получить в результате осуществления инвестиционной деятельности. Они не позволяют судить о том, как используются в проекте средства, каковы степень, уровень и интенсивность их ис­пользования. Поэтому абсолютные показатели не являются пока­зателями эффективности в чистом виде. Их следует отнести к груп­пе показателей, характеризующих эффект от инвестиций. Эффек­тивность инвестиций может устанавливаться только с помощью относительных величии.

Временные показатели характеризуют сроки возврата вложен­ных средств.

В динамических показателях все результаты и затраты приво­дятся (дисконтируются) к единому моменту времени (как правило, к тому временному промежутку, в котором производится расчет). Применение метода дисконтирования обеспечивает сопоставимость данных.

Показатели эффективности инвестиций по периоду учета ре­зультатов и затрат делят на показатели, вычисляемые за расчетный период, и на показатели годовой (квартальной, месячной и т. п.) эффективности

Для определения сравнительной эффективности применяют следующие показатели:

Ø приведенные затраты (Зпр, руб.);

Ø срок окупаемости дополнительных капиталовложений (Ток, в годах);

Ø коэффициент эффективности дополнительных капиталовложе­ний (Е).

Показатели сравнительной эффективности инвестиций исполь­зуются в случае, когда необходимо сделать выбор между различны­ми вариантами инвестиционного проекта.

Любые хозяйственные мероприятия, направленные на дости­жение указанных целей, влекут за собой определенные затраты и вместе с тем приводят к получению определенного результата. Оце­нивается эффективность проведенных мероприятий путем сопостав­ления полученных выгод и затрат.

В основе построения показателей сравнительной эффективности лежат следующие понятия:

КВ - капитальные вложения (инвестиционные вложения, пер­воначальные затраты), р.;

С - текущие затраты, р./ год;

Т - продолжительность строительства либо реконструкции (срок выполнения работ) объекта, год.

Конкретное содержание, вкладываемое в имеющиеся показате­ли К, С и Т., изменяющиеся в зависимости от сферы применения ко­эффициентов сравнительной эффективности, представлено в табл.

Экономическое содержание основных составляющих сравнительной эффективности

Виды проектов Наименование показателей
Капиталовложения, К Текущие затраты, С Продолжительность строительства, Т
Строительство объектов Производственные Сметная стоимость строительства Себестоимость строительства Срок строительства или реконструкции
Непроизводственные Эксплуатационные затраты
Развитие техники и технологии производства Стоимость основных и оборотных фондов Себестоимость монтажных работ Срок выполнения работ
Внедрение новых материалов
Развитие механизации производства Стоимость новых технологий Себестоимость работ механи­зированным способом Срок эксплуатации
Развитие системы управления Стоимость средств управления (технического и программного обеспечения) Затраты на эксплуатацию

12. Состав и содержание проекта предприятия

№ п/п Наименование разделов Содержание разделов
Общая пояснительная записка Основание для разработки проекта и исходные данные. Краткая характеристика предприятия (дается информация о проектной мощности объекта, номенклатуре, качестве и конкурен­тоспособности продукции, потребности объекта в ресурсах, све­дения о социально-экономических и экологических условиях района строительства, основные показатели по генеральному плану, инженерным сетям и коммуникациям). Технико-экономические показатели проекта в сопоставлении с показателями обоснования инвестиций и задания на проектирование. Сведения о проведенных согласованиях проектных решений и соответствии государственным нормам, правилам, стандартам и техническим условиям.
Генеральный план и транспорт Характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по генеральному плану, в том числе по внутриплощадочному и внешнему транспорту, основные планировочные решения, мероприятия по бла­гоустройству территории и другие материалы. Основные чертежи: ситуационный план, картограмма земляных масс, генеральный план.
Технологические решения Данные о производственной программе. Обоснование решений по технологии производства, трудоемкости изготовления продукции, составу оборудования, числу рабочих мест и их оснащенности, контролю качества продукции. Решения по утилизации и захоронению отходов производства. Расчеты потребности в основных видах ресурсов. Основные чертежи: схемы технологических процессов, технологические планировки корпусов, схемы грузопотоков.
Управление производ­ством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих Организационная структура управления предприятием и производством; информационные технологии управления; расчет состава работающих и оснащенности рабочих мест. Мероприятия по обеспечению санитар­но-гигиенических условий труда работающих, мероприятия по охране труда и технике безопасности.
Архитектурно-строительные решения Краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям (сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства, обоснование архитектурно-стро­ительных решений и т.д.). Мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности; защита строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии. Основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений.
Инженерное оборудование и системы Решения по водоснабжению, канализации, тепло-, газо-, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Инженерное оборудование зданий. Диспетчеризация и автоматизация управления инженерными системами. Основные чертежи: принципиальные схемы тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и канализации; планы и профили инженерных сетей и др.
Охрана окружающей среды Раздел выполняется в соответствии со СНиП и нормативными документами Минприроды России.Приводятся мероприятия по снижению вредного воздействия на природную среду, как в процессе строительства, так и при дальнейшей эксплуатации объекта.
Инженерно-техниче­ские мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Раздел выполняется в соответствии с нормами и правилами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Включает мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация строительства Проект организации строительства в составе, определенном СНиП «Организация строительства» и характеризуется принципами использования ресурсов (в том числе и ресурсов времени) при сооружении объекта.
Сметная документация Раздел сметной документации содержит сводные сметные рас­четы стоимости строительства и при необходимости сводку зат­рат, объектные и локальные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, в том числе на изыскательские и проектные работы; пояснительную записку к сметной документации. Стоимость строительства в сметной документации рекомендуется приводить в двух уровнях цен: в базисном и текущем (или прогнозном). На основе текущих или прогноз­ных цен заказчики и подрядчики формируют сводные (договор­ные) цены на строительную продукцию.
Эффективность инвестиций Технико-экономические показатели проекта по рекомендуемому перечню. Результаты расчетов эффективности инвестиций в сравнении с показателями обоснований инвестиций.

Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назна­чения имеет аналогичный состав, за исключением двух разделов: «Ге­неральный план и транспорт», «Управление производством, предприя­тием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих».

В современных условиях важное значение приобретают вопросы утилизации производственных и бытовых отходов, в связи с этим в состав проекта введен раздел «Технологический регламент обращения со строительными отходами».

Проекты и рабочие проекты подлежат государственной экспертизе вне зависимости от источников финансирования, форм собственности и принадлежности строек. Порядок утверждения проектной документации зависит от источников финансирования. Проекты строек, финансируемых из федерального бюджета, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансируемых из бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственного управления. При строительстве за счет собственных финансовых ресурсов инвесторов и привлеченных ими средств проекты утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Показатели эффективности капитальных вложений имеют определяющее значение с точки зрения оценки перспектив развития предприятия как участника рынка, самостоятельного хозяйствующего субъекта. Какие из них можно отнести к наиболее часто применяемым?

С какой целью осуществляется анализ эффективности капитальных и финансовых вложений?

Капитальные вложения — основной вид инвестиций на предприятии. От того, насколько эффективно они используются, будут зависеть перспективы развития бизнеса — как с точки зрения устойчивости реализуемой в нем модели, так и с точки зрения расстановки инвесторами, акционерами, кредиторами, партнерами предприятия приоритетов в политике взаимодействия с менеджерами фирмы: все они заинтересованы в том, чтобы основные фонды предприятия задействовались как можно более эффективно.

Определение уровня эффективности осуществляется посредством анализа заданного перечня показателей.

Каковы основные показатели эффективности капитальных вложений?

Распространена практика, в соответствии с которой в перечень показателей, рассматриваемых менеджерами предприятия и иными заинтересованными лицами, входят:

  • срок окупаемости капитальных вложений;
  • рентабельность капвложений;
  • удельные капитальные вложения.

Рассмотрим особенности расчета каждого из них.

Формула экономической эффективности капитальных вложений: рентабельность

Рентабельность капитальных вложений исчисляется по формуле

РКВ = ЧП / КВ,

РКВ — рентабельность капвложений;

ЧП — годовая чистая прибыль;

КВ — годовые капвложения в те фонды, при использовании которых получена чистая прибыль.

В свою очередь, чистая прибыль рассчитывается так:

ЧП = (ОЦ - СП) × ОП,

ОЦ — отпускная цена единицы выпущенной продукции с использованием фондов, которые приобретены фирмой за счет соответствующих капитальных вложений;

СП — себестоимость единицы выпускаемой продукции;

ОП — объем производства продукции.

Нередко на практике чистая прибыль фирмы рассчитывается с применением более сложных формул. Ознакомиться с ними вы можете в статье .

Значимость рассматриваемого показателя с точки зрения анализа эффективности вложений заключается в возможности:

  • оценить производительность, технологичность основных фондов;
  • оценить производительность труда на предприятии.

Чем выше рентабельность вложений — тем более высокому уровню соответствуют оба отмеченных показателя. Предприятие может устанавливать нормативный показатель для рентабельности.

Оценка эффективности капитальных вложений: срок окупаемости

Рассматриваемый показатель является фактически обратным величине рентабельности. Он исчисляется по формуле

СО = КВ / ЧП,

СО — срок окупаемости;

КВ — годовые капвложения в основные фонды;

ЧП — годовая чистая прибыль, извлеченная за счет использования соответствующих фондов.

Значимость показателя состоит в применении при планировании инвестиций в производство.

Чем меньше срок окупаемости вложений, тем быстрее у предприятия сформируется нераспределенная прибыль, которую можно инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса. Как и в случае с рентабельностью, нормативные сроки окупаемости вложений рассчитываются фирмой самостоятельно (например, исходя из особенностей реализуемой бизнес-модели, а также, если это требуется, с учетом показателей в среднем по отрасли).

Расчет удельных капитальных вложений

Удельные капвложения в общем случае исчисляются по формуле

УКВ = КВ / ОВ,

УКВ — удельные вложения;

КВ — годовые капитальные вложения в основные фонды;

ОВ — объем выпуска товаров с помощью соответствующих основных фондов.

Значимость показателя — в применении главным образом при оценке себестоимости выпуска товаров: чем меньше удельные капитальные вложения на единицу выпускаемой продукции, тем ниже производственные издержки фирмы. В ряде случаев рассматриваемый показатель эффективности капитальных вложений может, наряду с рентабельностью, также характеризовать производительность труда и оборудования на предприятии.

При анализе удельных капитальных вложений, как и уже рассмотренных нами показателей, могут задействоваться внутрикорпоративные нормативы.

Итоги

Расчет показателей эффективности капитальных вложений может быть осуществлен в целях оценки производительности и технологичности основных фондов, а также в целях планирования инвестиций и для оценки себестоимости выпуска товаров. Для этого исчисляются, соответственно, рентабельность, срок окупаемости вложений и удельные капитальные вложения.

Ознакомиться с иными особенностями управления инвестициями вы можете в статьях:

Экономическая эффективность капитальных вложений выражается в экономическом результате, который достигается от их реализации. Непосредственным экономическим результатом является прирост производственных мощностей и основных фондов.

Различают абсолютную (общую) и сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений. Абсолютная эффективность определяется для вновь строящихся промышленных предприятий и расширения действующих производственных мощностей и представляет собой отношение экономического эффекта к капитальным затратам, обеспечивающим этот эффект.

По народному хозяйству в целом, его отраслям абсолютная экономическая эффективность капитальных вложений (Эа) определяется как отношений прироста национального дохода ((НД), прироста валового дохода ((ВД). прироста чистого дохода ((ЧД), к капитальным вложениям (К) за соответствующий период:

Эа = DНД,DВД,DЧД

По предприятиям, объектам строительства обобщающими показателями экономической эффективности являются срок окупаемости (Ток) или коэффициент эффективности (Е):

Ток = К,где Е = П1-П0, где

П1-П0 К

П1 - прибыль в последнем году планируемого периода:

П0 - прибыль в базисном году (последнем году предпланового периода).

По отраслям и предприятиям, где применяется показа гель снижения себестоимости экономическая эффект и пнос1ь капитальных вложений определяется как отношение экономии от снижения себестоимости к капитальным вложениям, вызывающим эту экономию:

Э = С1-С2 ,где

С1 и С2- себестоимость продукции до и после осуществления капитальных вложений.

Экономический смысл показателей абсолютной или обшей эффективности капвложений состоит в сопоставлении годовой суммы национального дохода, валового дохода, чистого дохода, прибыли или экономии текущих затрат с капитальными вложениями, вызвавшими их.

Любое из направлений, авансируемых капитальных вложений, может быть представлено различными вариантами решения. Наиболее экономичный вариант выбирается на основе сравнительной эффективности.

Если при одном из вариантов обеспечивается снижение текущих издержек производства (себестоимости), то при равенстве капитальных вложений он будет наиболее выгодным. При равной себестоимости эффективным считается вариант с меньшими капитальными вложениями.

Варианты отличаются не только капитальными вложениями, но и себестоимостью продукции, их эффективность определяется с помощью показателя сравнительной экономической эффективности.

Таким показателем являются приведенные затраты - это сумма текущих затрат (себестоимости) и капитальных вложений, приведенных к одной размерности в соответствии с нормативом. Показателем наилучшего варианта сравнительной эффективности является минимум приведенных затрат:

Сi+ЕnКi ®min, где

Сi - производственные затраты (себестоимость по i варианту капитальных вложений):

Кi - капитальные вложения по i варианту:

Еn - нормативные коэффициенты сравнительной эффективности капитальных вложений.

Величина нормативных показателей сравнительной экономической эффективности капитальных вложений устанавливается Госстроем РФ. Для большинства расчетов рекомендован Еn - 0.16, при этом срок окупаемости равен 6,2 года. Выбранный вариант вложений считается эффективным, если

Ток. расч. < Ток. норм., где

Ток. норм. - нормативный срок окупаемости.

При осуществлении капитальных вложений актуальной становится проблема учета во времени между вложениями средств и получением эффекта. Неравномерность затрат и эффекта, получаемого сегодня и в будущем, имеет большое значение при сравнении разновременности капитальных вложений и текущих затрат по вариантам.

При планировании и проектировании часто возникает необходимость осуществления затрат по отдельным вариантам в различные сроки. Можно строить производственный объект сразу на полную мощность, а оборудование устанавливать и вводить очередями, по мере роста потребности в продукции, и. таким образом, откладывать на будущее часть капитальных вложений.

Можно сначала возвести производственные здания и пустить основное производство, отложив на будущее сооружение вспомогательных служб и цехов. Это позволяет обойтись первое время меньшими капитальными вложениями, но увеличит текущие затраты.

Можно с самого начала произвести вложения не только в основное производство, но II во все виды инфраструктуры, а в дальнейшем иметь более низкие текущие затраты и устойчивые кадры.

Во всех этих случаях сроки осуществления капитальных вложений и текущих затрат различны, и они распределяются во времени по-разному.

При сравнении вариантов, один из которых предусматривает капитальные вложения в более поздние сроки, в расчетах применяется метод дисконтирования. Обосновывается это так: осуществление капитальных вложений и других затрат в более поздние сроки, т.е. их откладывание, дает возможность производительно использовать эти средства на каком-либо другом участке, где они могут принести эффект в виде прироста продукции или снижения себестоимости. Полученный эффект может быть вновь вложен в производство и т.д., вплоть до того момента, когда настанет время использования всех этих средств вместе с полученными от них эффектом для осуществления отложенного капитального вложение].

Приведение величин затрат и их результатов осуществляется путем умножения их на коэффициент дисконтирования:

Кдис. = 1 t , где

Кдис - коэффициент дисконтирования:

t - время от момента получения результата до момента сравнения? год;

Е - норма дисконта.

Пути повышения экономической эффективности капитальных вложений

Эффективность капитальных вложений формируется из четырех стадий: планирования капитальных вложений, проектирования капитального строительства, строительного производства, освоения вновь введенных мощностей.

На стадии планирования предусматривается совершенствование отраслевой структуры капитальных вложений, первоочередное направление их в развитие прогрессивных отраслей промышленности: повышение удельного веса капитальных вложений в техническое перевооружение.

Стадия проектирования промышленного строительства - это широкое использование передовых достижений науки и техники; максимальное использование типовых проектов, широкая унификация строительных элементов конструкций.

Стадия строительства - это совершенствование организации и технологии строительно-монтажных работ: повышение качества строительства: совершенствование планирования, управления и экономического стимулирования.

Стадия эксплуатации вновь введенных объектов - это обеспечение комплексного ввода в действие основных фондов и смежных производств, заблаговременная подготовка кадров и необходимых элементов оборотных фондов.

Многие направления повышения эффективности капитальных вложений являются общими для всех отраслей народного хозяйства. Однако конкретное проявление тех или иных закономерностей зависит от специфики процесса производства, назначения продукции и применяемых предметов труда.

Словарь терминов

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО - строительство предприятии, зданий, сооружений, осуществляемое на новых площадках и по специально разработанному проекту.

РАСШИРЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ представляет собой либо строительство дополнительных производственных комплексов по новым проектам, либо строительство или расширение существующих цехов основного, вспомогательного и обслуживающего производств.

РЕКОНСТРУКЦИЯ - это полное или частичное переоборудование или переустройство действующего предприятия с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ -комплекс мероприятий по повышению технического уровня отдельных производств путем внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, улучшения организации и структуры производства.

НОРМА ДИСКОНТА Е - коэффициент доходности капитала (отношения дохода к капитальным вложениям), при котором инвесторы согласны вложить свои средства в создание проектов.

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ - способ осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором не только текущие расходы, но и капиталовложения обеспечиваются из собственных источников.

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ - часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых разных формах.

Вопросы для самопроверки

1 Дайте понятие и назовите виды инвестиций.

2. Дайте понятие капитальных вложений и назовите источники финансирования.

3. Из каких элементов состоят капитальные вложения.

4. Структура капитальных вложении и их виды.

5. Дайте понятие абсолютной (общей) экономической эффективности капитальных вложений.

6.. Сравнительная эффективность - это понятие и показатели?

7. Почему при определении эффективности капитальных вложении применяется метод дисконтирования?

8. Какие вы знаете пути повышения эффективности капитальных

Тесты.

1.Какой показатель не используете при расчете экономической эффективности капитальных вложений:

а) себестоимость:

б) прибыль:

в) заработная плата:

г; национальный доход.

2. Какой показатель не используете при оценке абсолютной эффективности:

а) единовременные затраты:

б) себестоимость:

в) прибыль:

г) фондоемкость.

3. Какие показатели не отражают эффективность капитальных вложений:

а) срок окупаемости:

б) прибыль:

в) объем продукции:

г) приведенные затраты.

4. Какая цель преследуется при оценке эффективности капитальных вложении с учетом фактора времени:

а) сумма возврата кредита:

б) потери от замораживания капитальных вложений:

в) увеличение производственных мощностей:

г) минимизация периода окупаемости.

5. Какой показатель не используется при осуществлении капитальных вложений, направленных на снижение себестоимости:

а) капитальные вложения:

б) себестоимость базового варианта

в) новый годовой объем производства:

г) себестоимость нового варианта;

д) базовый годовой объем производства.

РАЗДЕЛ 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
  • ТЕМА 4.1. ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
  • ТЕМА 4.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕМА 4.1. ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 4.1.1. Выручка, доходы и прибыль предприятия Особое значение в хозяйственной деятельности предприятия имеют финансовые отношения. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия образуют денежные отношения, возникающие:
  • между предприятием и другими хозяйствующими субъектами и организациями, связанные с оплатой поставок оборудования, материалов, сырья, топлива, запасных частей, инструментов или реализацией готовой продукции;
  • между предприятием и финансовыми органами при внесении в бюджет налогов и платежей, а также при получении ассигнований из бюджета;
  • между предприятием и кредитными инструментами (коммерческими банками) при получении и погашении долгосрочных и краткосрочных ссуд и уплате по ним процентов;
  • между предприятием и входящими в него структурными единицами и занятыми в них работниками при выдаче им заработной платы, расходовании социальных фондов;
  • между предприятием и его структурными подразделениями при установлении им составных элементов накоплений, величины затрат и т.п.;
  • между предприятием и страховыми организациями, инвестиционными фондами и другими организациями.
Финансовые результаты (выручка, прибыль) являются обобщающими результатами хозяйственной деятельности предприятия и служат основными показателями ее эффективности. В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда её извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции: характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; является источником формирования бюджетов разных уровней. Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции. На каждом предприятии формируется несколько показателей прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль (прибыль отчетного года) - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель - валовая прибыль, а на ее основе - прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Балансовая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года) включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) - это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию. По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции в натуральном выражении:

Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Финансовые результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также другие доходы:

  • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
  • доходы от дооценки товаров;
  • поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы;
  • положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
  • проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия;
  • доходы от сдачи имущества в аренду.

К ним также относится доход от долевого участия в уставном капитале других предприятий, представляющий собой часть чистой прибыли, которая поступает учредителям в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, которыми владеет учредитель.

По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредитором и ссудозаемщиком.

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю. Прибыль от использования арендованного имущества является обязательной частью арендной платы и зависит от его стоимости, рентабельности предприятия, срока аренды.

Кроме того, к внереализационным результатам относят расходы и потери:

  • убытки по операциям прошлых лет;
  • недостача материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;
  • отрицательные курсовые разницы по валютным счетам операциям в иностранной валюте,
  • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению и ликвидации стихийных бедствий и т.д. Процесс формирования прибыли может быть представлен следующей схемой (рис. 4.1):

Рисунок 4.1. Формирование показателей прибыли организации

Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных форм

Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе планирования прибыли учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты.

В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования условий хозяйствования планы по прибыли, как правило, разрабатываются на год. Предприятия могут также составлять планы по прибыли на квартал.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод ассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например, анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, а также другие аналитические методы.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Обычно строится система графиков, показывающих эту зависимость. Расчеты производятся по следующим формулам:

Анализ перекрытия ликвидности основан на соотношении издержек предприятия, являющихся денежными расходами, и амортизацией. В этом случае определяется минимальная величина оборота капитала, необходимая для сохранения ликвидности предприятия (рис.4.2)

Аналитический метод планирования прибыли основан на построении многофакторных моделей. Он учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия.

Рис 4.2. Определение точки ликвидности

Принципы распределения прибыли

Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия:

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм

Прибыль полного товарищества распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли его участников. Определение долей в договоре имеет значение не только при распределении прибыли, но и для решения вопроса о покрытии убытков.

Каждый участник, получив часть прибыли полного товарищества, учитывает ее в составе своей балансовой прибыли в качестве внереализационного дохода и с общей суммы балансовой прибыли в установленном порядке исчисляет налог, который вносит в бюджет.

В учредительном договоре могут быть предусмотрены и другие условия распределения прибыли. При недостаточности прибыли вкладчики могут получить меньший процент прибыли на свой вклад, но и в этом случае договором могут быть предусмотрены иные условия (например, выплата недостающей части прибыли вкладчикам в следующем году и т.д.).

Прибыль общества с ограниченной ответственностью облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности за год каждому участнику (пайщику) выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставный капитал, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работников.

Наиболее сложным является порядок распределения прибыли акционерных обществ. Общие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируется в уставе общества. Общий порядок распределения прибыли АО представлен на рис. 4.3

Рис. 4.3 Распределение прибыли акционерного общества

Политика АО в области распределения прибыли обычно вырабатывается Советом директоров и подлежит утверждению на общем собрании акционеров.

Государственные предприятия, функционирующие на территории Российской Федерации, могут осуществлять свою деятельность как государственные унитарные предприятия и как казенные предприятия. Распределение прибыли этих субъектов экономической деятельности имеет свою специфику.

Государственные унитарные предприятия по закону обладают значительной самостоятельностью в вопросах осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Государство не регламентирует распределение прибыли в таких предприятиях после уплаты соответствующих налогов и перечисления части прибыли в доход бюджета. Размер прибыли, перечисляемой в бюджет, определяется в уставе предприятия при его образовании. Прибыль, изымаемая государством у предприятия, выступает не в виде налогов или сборов, а в виде арендной платы, уплачиваемой арендатором (предприятием) собственнику (государству) за пользование имуществом.

Порядок распределения прибыли на казенных предприятиях регулируется Типовым уставом казенного завода (фабрики, хозяйства) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов, утвержденными Правительством РФ.

Словарь терминов

ПРИБЫЛЬ – финансовый результат от реализации продукции, который отражает превышение выручки от реализации продукции над затратами на производство и реализацию.

УБЫТОК – отрицательный финансовый результат, когда затраты превышают выручку.

БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ (прибыль отчетного года) включает:

прибыль от реализации продукции (работ);

прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;

финансовые результаты от внереализационных операций;

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты налогов.

ВЫРУЧКА – денежные сумма, поступившая после реализации продукции (работ), на расчетный счет предприятия.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимают под выручкой от реализации продукции (работ, услуг)?

2. Какова система показателей прибыли?

3. Охарактеризуйте процесс формирования чистой прибыли.

4. Каков порядок и методы планирования прибыли?

5. В чем состоят особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм.