Помощник машиниста обязан. Должностная инструкция помощника машиниста электропоезда Что должен знать помощник машиниста электровоза


Сегодня помощник, завтра машинист. Но станет им только тот, кто выполняет обязанности добросовестно. Что же входит в обязанности помощника машиниста электропоезда? Давайте узнаем.

Для многих пассажиров железная дорога – это рельсы, купе, звуки проезжающего мимо локомотива, а для персонала – целая система, соблюдение которой является залогом безопасности.

При этом, считается, что самая высокая ответственность лежит на машинистах, а работа помощника часто недооценивается. В действительности же, обязанности помощника машиниста электропоезда не только не менее сложны, но и часто даже более. Ведь в то время, когда машинист следит за управлением состава, помощнику приходится следить за всем остальным.

Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда

В обязанностях помощника машиниста нет романтики, но их выполнение является обязательным.

Перед отправлением состава, именно помощник машиниста электропоезда первым проводит тестирование электропоезда.

Работает помощник в непосредственной связке с машинистом и является его вторыми глазами. Когда машинист тормозит состав, именно помощник машиниста проверяет по манометру давление в тормозном цилиндре и именно он докладывает об этом по межкабинной связи машинисту электропоезда.

На должность помощника машиниста назначают специалиста, имеющего удостоверение на право управления локомотивом установленного образца. Профессионал должен в совершенстве владеть теорией о приеме, осмотре и отправлении составов, также о типах повреждений, о видах ремонтных работ, о правилах осмотра и сдачи тепловозов.

Обязанности помощника машиниста тепловоза

К современным локомотивам относятся тепловозы и электровозы. Вот что входит в обязанности помощника машиниста локомотива.

Помощник машиниста тепловоза осматривает ходовую часть, контролирует наличие топлива, воды и масла в системе, проверяет дизель-генераторную установку.

В начале поездки и во время остановок, проверяет сцепление составов, техническую исправность поезда, при неполадках осуществляет необходимый служебный ремонт.

Также перед началом пути, подручный машиниста тепловоза выбирает оптимальный маршрут и проверяет двигатель: сначала нагревает его до 35-40 градусов, затем, убедившись, что вблизи железнодорожных путей нет людей, смежные дороги пусты, начинает движение тепловоза. После поездки осматривает локомотив и готовит для сдачи в депо.

Что еще входит в обязанности помощника машиниста локомотива?

Безопасность и бесперебойная работа железнодорожного транспорта, во многом зависит от профессионализма и слаженных действий локомотивных бригад.

Им доверены жизни сотен пассажиров и сохранность десятков тонн груз. Стоит помнить, что соблюдение всех норм и инструкций - это сохранение безопасности, избежание происшествий и столкновений, вовремя доставленные грузы и спокойствие пассажиров.

И обязанности помощника машиниста локомотива, в конечном счете, служат именно этому – безопасному и бесперебойному движению состава по назначенному участку пути.

Поэтому помощник работает не только внутри поезда, но и проверяет положение всего локомотива в целом, быстро выполняет осмотр, при необходимости исправляет неполадки.

Локомотивная бригада производит приём поезда в соответствии с установленными требованиями начальниками эксплуатационного локомотивного депо. Во время приёма локомотива персонал железной дороги должен убедиться в выполнении ранее записанных заявок на ремонт.

А обязанность помощника машиниста электропоезда - проверить укомплектованность локомотива тормозными башмаками, после этого он проверяет состояние пневматических тормозных систем. Также он проверяет исправность автосцепного устройства и кольцевого крана магистрали тормоза. Под контролем помощника, машинист проверяет подачу песка.

Помощник машиниста локомотива обходит поезд, проверяя исправность и целостность элементов колёсных тележек, а также контролируя работу тормозов лично. Убедившись в исправности тормозных систем, ассистент изымает тормозные башмаки из-под колёс локомотива, опускает ручной тормоз.

Во время смены кабин управления, ассистент машиниста находится в оставленной кабине и осуществляет контроль по манометру за величиной давления тормозных цилиндров. Качество сцепки составов локомотива помощник проверяет лично, он проверяет исправность автосцепки и проходимость тормозной магистрали.

Он соединяет рукава магистралей и открывает кольцевые краны сначла у локомотива, затем у вагона. После выполнения всех необходимых операций, помощник приглашает машиниста. Так как основная ответственность лежит именно на нём.

Бригада проверяет функционирование тормозных систем и регламентирует минуту готовности. Далее машинист перечисляет выполнение всех инструкций и проверок, а его помощник подтверждает выполнение действий.

После, помощник машиниста локомотива отчитывается диспетчеру о полной готовности и получает от него разрешение для начала движения.

Вот сколько обязанностей у помощника машиниста электропоезда. Но и это еще не все.

Во время пути, помощник машиниста следит за отсутствием преград на пути, за показаниями сигналов, указателей и знаков, повторяя вместе с машинистом каждое их показание.

Если, во время движения на запретный сигнал, машинист не тормозит состав, несмотря на запрещающий сигнал светофора, тогда его коллега самостоятельно принимает меры для того, чтобы остановить поезд.

В ситуации потери машинистом возможности управления локомотивом, его помощник должен зафиксировать поезд в соответствие с инструкцией, для предотвращения произвольного движения, а при наличии документов, подтверждающих умение управлять поездом, ассистент может самостоятельно довезти локомотив до ближайшей станции.

При этом он должен сообщить об этом по радиосвязи диспетчеру или дежурному, который составит комплекс дальнейших действий, учитывая все аспекты, сложившейся ситуации. Однако если у помощника есть удостоверение о правах управления железнодорожным транспортом, то диспетчер разрешит ему самостоятельно довезти состав до ближайшей станции.

Хочется надеяться, что критических ситуаций на дороге не произойдет, обязанностей у помощника машиниста электропоезда хватает и без этого. Но все, что он делает, так или иначе способствует его становлению в профессиональном мастерстве и приближает его к главному – к работе машинистом.

Полезная памятка помощнику

Опыт Юго-Западной дороги


На Юго-Западной дороге разработали «Рекомендации помощнику машиниста локомотива». Изданная небольшим форматом, брошюра (тираж 3500 экземпляров) содержит практические советы помощнику на каждом этапе его деятельности (от явки на работу, приемки и обслуживания локомотива в пути следования, до прибытия на конечный пункт и сдачи локомотива). Подробно изложены рекомендации по действиям при неисправностях в поезде и на локомотиве, других нестандартных ситуациях. Материалы трошюры соответствуют требованиям ПТЭ, инструкций руководящих документов МПС Российской Федерации.

Помощник машиниста, помни!

Железнодорожный транспорт требует от его работников строжайшей дисциплины, беспрекословного выполнения действующих на транспорте правил, приказов и инструкций, направленных на обеспечение без опасности движения.

Каждый работник железнодорожного транспорта должен четко и безупречно выполнять возложенные на него обязанности, строго соблюдать дисциплину, беречь вверенную ему технику, строго хранить связанные с перевозками военную и государственную тайны, быть бдительным и постоянно заботиться о безопасности движения поездов,

ОБЯЗАННОСТИ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА

При явке на работу. Помощник машиниста должен являться на работ; хорошо отдохнувшим, без опоздания одетым по форме. Отдых перед поездкой-самое главное условие в обеспечении безопасности движения Продолжительность отдыха должна быть не менее 3-х часов.

В случае невозможности явиться на работу в установленное графиком время (по болезни или другим уважительным причинам) помощник должен поставить об этом в известность дежурного по депо или нарядчика не позже, чем за 3 часа до начала работы Явившись на работу, помощник машиниста должен иметь при себе: свидетельство помощника машиниста, формуляр талоны предупреждения, выписку из приказа начальника дороги о допускаемых скоростях на участках обслуживания, технический формуляр.

После получения маршрута локомотивная бригада обязана ознакомиться с приказами и распоряжениями, расписаться в специальных журналах и, при необходимости, прослушать (просмотреть) информацию справочной установки. Содержание документов лучше записать в технический формуляр. После инструктажа локомотивная бригада является на медицинский осмотр, где определяют ее работоспособность с отметкой в маршруте машиниста.

Поел медицинского осмотра локомотивная бригада в полном составе является к дежурному по депо который, проверив наличие соответствующих документов, направляет ее для приемки локомотива. Машинист и помощник должны идти к месту приемки локомотива по установленным маршрутам, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Приемка локомотива (электровоза) . Помощник получает необходимые ключи и совместно с машинистом приступает к приемке электровоза. Прежде всего знакомится с записями в журнале технического состояния локомотива и отметками об исправлении недостатков. Согласно перечню проверяет наличие и состояние инструмента запасных частей, сигнальных принадлежностей инвентаря, наличие обтирочных и смазочных материалов.

Готовит в рабочей кабине наиболее ходовой инструмент и инвентарь: смотровой молоток, ручные фонари, буферный фонарь. Наполняет чайник питьевой водой. Проверяет песок в обеих кабинах. Особое внимание обращает на подачу песка под передние колесные пары каждой секции.

Продувает главные ре ервуары тормозную магистраль и холодильники компрессоров. При необходимости заправляет скоростемерную ленту, затачивает писцы.

Запрещается выпускать под поезда, а локомотивным бригадам принимать локомотивы, у которых неисправно хотя бы одно из следующих устройств: прибор для подачи звукового сигнала пневманический, электролневманический ручной тормоз или компрессор; один и более тяговый двигатель; вентилятор холодильника дизеля тягового двигателя или выпрямительной установки, автостоп, автоматическая локомотивная сигнализация или прибор бдительности; скоростемер; устройства поездной или маневровой радиосвязи, ударно-тяговое устойство система подачи песка; прожектор, буферный фонарь, освещение, контрольный или измерительный приборы.

Не допускается эксплуатация локомотива, если в процессе его при емки обнаружены: трещина в хомуте рессорной подвеске или коре ном листе рессоры, излом рессорного листа; трещина в корпусе буксы; неисправный буксовый или моторно-осевой подшипник; отсутствует или неисправно предусмотренное конструкцией предохранительное устройство от падения деталей на путь трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи; повреждение кожуха зубчатой передачи, вызывающее вытекание смазки.

Нельзя принимать и выпускать из депо локомотивы, у которых неисправны: защитная блокировка высоковольтной камеры; токоприемник, средства пожаротушения, устройства защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения аварийной остановки дизеля; появился стук, посторонний шум в дизеле.

Следование под поезд и прицепка к составу. Локомотивная бригада должна своевременно выезжать на контрольный пост (КП) или к маневровому светофору ограничивающему территорию депо от станции. Через дежурного по КП, а при его отсутствии бригада сама докладывает ДСП по радиостанции о выходе локомотива под поезд. При получении разрешения от ДСП на выезд из КП или открытие маневрового светофора локомотивная бригада дублирует между собой начало маневровых передвижений и следует со скоростью согласно ТРА станции, выполняя при этом установленный регламент переговоров для маневровых передвижений.

Перед подъездом локомотива к составу за 5 - 10 м бригада обеспечивает гарантированную его остановку. Подъезжать к составу необходимо со скоростью не более 3 км/ч, если нет запрещающего показания сигнала ограждения. Соединяет воздушные рукава и открывает концевые рукава между локомотивом и первым вагоном помощник машиниста.

Обязанности помощника машиниста перед отправлением поезда. Помощник внимательно изучает натурный лист грузовых документов, где указам род вагонов наличие холодных локомотивов, количество вагонов на роликовых подшипниках, условная длина поезда и др. Знакомится с выданным предупреждением и делает из него выписку. Выполняет «минуту готовности». Объявляет машинисту о включении радио и АЛСН.

Перед отправлением помощнику необходимо убедиться в положении тумблера «ДЗ», который имеет два положения. Если имеется УКБМ то его включают. При отправлении на кодированный участок тумблер «ДЗ» устанавливают в положение «С АЛСН», а при отправлении на не-кодированный участок - в положение «Без АЛСН». Когда поезд следует по некодированному перегону, после предупредительного светофора тумблер «ДЗ» должен переключаться в положение «С АЛСН» и продолжать движение до выходного сиг -ша станции, после чего тумблер переключают в положение «Без АЛСН» В нерабочей кабине тумблер «ДЗ» должен находиться в положении «С АЛСН».

Помощник сверяет номер хвостового вагона, указанного в справке ВУ-45 и в грузовых документах В случае несовпадения номера хвостового вагона немедленно докладывает об этом машинисту.

Перед о правлении помощник должен убедиться в отсутствии сигнала ограждения поезда или сигнала остановки пассажирского поезда. Громко объявить показание выходного сигнала, номер пути, с которого открыт сигнал, и скорость движения.

В случае отправления поезда при неисправности выходного сигнала после получения соответствующего разрешения помощник машиниста обязан удостовериться в правильности заполнения бланка разрешения. При несоответствии или неправильности заполнения разрешения помощник ставит об этом в известность машиниста.

При отправлении с грузовымми пассажирским поездом локомотивная бригада обязана наблюдать за свободностью пути и положением стрелок и дублировать «Стрелки по маршруту» Аналогично надо дублировать положение стрелок бригадам всех поездов при следовании в условиях неисправности С ЦБ и маневровых передвижениях.

Обязанности помощника машиниста в пути следования . При ведении поезда помощник обязан следить за свободностью пути, показанием сигналов и сигнальных знаков, за состоянием контактной сети, докладывать машинисту о требованиях, изложенных в предупреждении и повторять друг другу показания всех сигналов по станциям и перегонам, а также повторять допускаемые скорости движения. При управлении локомотивом из кабины № 2 на первом перегоне помощник машиниста должен сверить показания скоростемеров.

Запрещается помощнику отвлекаться при следовании на сигналы остановки и уменьшения скорости, при подъезде к станции и проследовании ее, а также при подъезде к местам бдительности, указанным в предупреждении, местам проверки автотормозов.

В пути следования локомотивная бригада обязана: внимательно следить за показаниями контрольно измерительных приборов; наблюдать за работой тяговых двигателей дизеля, вспомогательных машин, коммутационных аппаратов, тормозов; периодически сверять показания приборов в кабинах машиниста.

Надо уметь быстро реагировать на резкие изменения показаний, появление посторонних шумов, искрение, вспышки света, запах горелой изоляции, масла и на другие факторы, сопутствующие возможным неисправностям оборудования. Пользуясь остановками, необходимо периодически удалять конденсат из резервуаров и влагосборников, маслоотделителей пневматического оборудования. Помощник должен учиться быстро обнаруживать и технически грамотно устранять возникающие на локомотивах отказы.

При стоянках локомотива на промежуточных станциях локомотивная бригада обязана проверять состояние ходовых частей и контролировать нагрев буксового узла колесных пар на ощупь (тыльной стороной ладони). При необходимости следует закрепить ослабшие соединения деталей и смазать отдельные узлы.

Если поезд ведет электровоз, то через 20 - 30 мин на перегонах с временем хода более 10 мин, после прохода нейтральной вставки, а если тепловоз, то на каждом перегоне, помощник машиниста обязан проверять работу аппаратов, вспомогательных машин и дизель-генератор-ных установок. При этом он обращает внимание на отсутствие постороннего стука искрения по коллекторам вспомогательных машин, наличие очагов пожара, при работающем компрессоре проверяет давление масла в системе.

По показаниям приборов помощник убеждается в нормальной работе регуляторов или стабилизаторов напряжения, реле обратного тока, зарядки аккумуляторной батареи. Обращает внимание на отсутствие дутья воздуха в пневматической системе цепей управления, запаха горелой изоляции, работу вентиляторов.

При управлении из кабины № 2 (в задней по ходу движения кабине) постоянно проверяет работу скоростемера (отсутствие обрыва ленты; ход часов, запись диаграмм на скоростемерной ленте), взаимодействие токоприемника и контактной сети на электровоз При следовании на площадке или спуске одновременно проверяет и продувает главные резервуары. Возвращаясь в кабину управления, помощник обязан, в первую очередь, объявить показание путевого сигнала и свободность пути, а если сигнал не видно, то показание локомотивного светофора, после чего доложить машинисту о состоянии машин и аппаратов

Во время движения поезда машинист и помощник обязаны использовать кривые участки пути для проверки состояния поезда, токоприемника на электровозе и механической части локомотива На перегоне они должны осуществлять взаимоконтроль за показаниями приборов управления локомотивом Когда следуют по станции или переезду, окно кабины должно быть о крыто со стороны работника, провожающего поезд. При этом локомотивная бригада подает сигнал бодрствования. В случае подъезда к запрещающему сигналу помощник обязан лично убедиться в показании приборов на пульте управления, отсутствии тягового режима, стоять возле машиниста и следить за его действиями

Категорически запрещается выключать исправно действующие устройства АЛСН ключом ЭПК или разобщительным краном Исправным действием АЛСН и автостопа считается, когда появление на локомотивном светофоре какого либо огня (зеленого, желтого, желтого с красным, белого и красного) соответствует положению путевых сигналов.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И СПОСОБЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Нормы и сроки испытаний защитных средств . Защитные средства, находящиеся в эксплуатации и в запасе, должны храниться и перевозиться в условиях, обеспечивающих их исправность и пригодность. Пожарный инвентарь берегут в эксплуатации от увлажнения, загрязнения и механически) повреждений. Все защитные средства перед сдачей в эксплуатацию должны быть проверены независимо от заводского испытания, а также подвергаться периодическим контрольным осмотрам в сроки по следующим нормам.

Изолирующие штанги контролируют один раз в два года трехкратным линейным напряжением, но не менее 40 кВ в течение 5 мин Инструмент с изолирующими рукоятками испытывают один раз в год напряжением 2 кВ в течение 1 мин Перчатки резиновые диэлектрические проверяют 1 раз в 6 месяцев напряжением 6 кВ в течение 1 мин. При этом ток утечки не должен превышать 6 А. Коврики резиновые диэлектрические испытывают 1 раз в 2 года напряжением 15 кВ протягиванием между цилиндрическими электродами со скоростью 2-3 м/с. Ток утечки не должен превышать 15 А.

Результаты испытаний записывают в журнал периодического контроля защитных средств с указанием даты Защитные средства должны иметь штамп или наклейку с указанием даты следующего испытания Внеочередные испытания защитных средств должны проводить при наличии признаков неисправности, после их работы, при замене каких-либо частей.

Средства пожаротушения. Для ликвидации пожаров на локомотивах и в моторвагонном подвижном составе применяют первичные средства пожаротушения: огнетушители ОПХ-Ю, ОУ-5, ОУ-8 железные ведра, топоры, ломы.

Для электропоездов, кроме перечисленных средств, добавляют 2 малых багра, 2 металлические лопаты, 2 ящика для песка. О зарядке и перезарядке огнетушителей, испытании и ревизии баллонов, а также контроле наличия углекислоты организацией, проводящей зарядку или проверку, должна делаться соответствующая отметка на корпусе баллона и в паспорте (бирке), подвешенном на огнетушителе.

Действия локомотивной бригады при возникновении пожара а пути следования поезда. При обнаружении пожара в грузовом поезде машинист локомотива обязан: подать сигнал пожарной тревоги; остановить поезд по возможности на площадке и уточнить род вагона, в котором обнаружен пожар, вскрыть грузовые документы установить наименование груза в горящем вагоне и смежных вагонах, степень опасности

Далее машинист направляет с имеющимися на локомотиве средствами пожаротушения своего помощника к горящему вагону дпг выяснения обстановки и принятия мер к ликвидации пожара До прибытия пожарного подразделения бригада организует тушение пожара всеми имеющимися средствами. Если ликвидировать пожар первичными средствами машинисту и помощнику не удается, они принимают меры к расцепке состава и отводу головной и хвостовой частей от горящего подвижного состава.

В отдельных случаях, когда пожар обнаружен на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь) и потушить его первичными средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, может продолжать следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза дежурному и поездному диспетчеру. Последние принимают меры к вызову пожарных подразделений и подготовке средств пожаротушения.

Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи сгораемых строений и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и спасения людей.

При обнаружении пожара в пути следования поезда в вагоне с легковоспламеняющимися грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарной помощи расцепляет состав и удаляет горящие вагоны или цистерны от других вагонов на расстояние 200 м. Если пожар возник в вагоне с сжатым или сжиженным газами в баллонах, бригада (если пожар возник в пути следования) обязана одновременно с отцепкой горящего вагона от поезда и удалением его на 200 м приступить к тушению первичными средствами пожаротушения (кроме вагонов, сопровождаемых проводниками).

В пути следования необходимо контролировать (тепловоз 2М62): давление масла в масляной системе, которое должно быть не менее 5 при 750 об/мин и не менее 3 при 400 об/мин коленчатого вала дизеля; давление топлива, которое должно быть 1 5 - 2,5 после фильтра тонкой очистки (по манометру, установленному на щите приборов в дизельном помещении) температуру воды в водяной системе, которая поддерживается в пределах 75 - 85 °С, но не выше 90 °С; температуру масла на выходе из дизеля, которая поддерживается в пределах 60 - 70 “С, но не выше 70 °С Давление воздуха в резервуарах пневматики должно быть 5,5 - 6 кгс/см2, давление воздуха в тормозной магистрали - в соответствии с действующими инструкциями

Необходимо непрерывно контролировать: зарядку аккумуляторной батареи; дымность выпускных газов, которые должны быть серого цвета или бесцветными при работе под нагрузкой; ритмичность работы дизеля на слух (на отсутствие посторонних стуков и шума); наличие разрежения в картере, которое должно быть в пределах 5 - 50 мм вод. ст. при номинальной мощности, а на остальных позициях - отсутствие давления. При увеличении разрежения в картере выше 50 мм вод. ст. необходимо открыть заслонку внутреннего забора воздуха обоих воздушных фильтров.

Постоянного наблюдения требуют также уровень воды в расширительном баке; отсутствие течи масла, воды и топлива во всех соединениях трубопроводов, нагрев подшипников электрических машин и вентиляторов тяговых двигателей. Надо проверять в пути следования, нет ли чрезмерного нагрева (на ощупь) наддувочных коллекторов дизеля Давление масла в масляной системе компрессора должно быть не менее 2 при 750 об/мин и 1,3 при 400 об/мин коленчатого вала дизеля

Кроме того, по манометрам, установленным на щите приборам в дизельном помещении контролируют: перепад давления до и после масляного фильтра которое должно быть не более 1,5 дав еще 4 масла, поступающего в задний распределительный редуктор, которое должно быть 0,4 - 0,7 при 750 об/мин коленчатого вала дизеля и не ниже 0,15 при 400 об/мин; давление масла, поступающего на питание гидропривода вентилятора, которое должно быть в пределах 0,7 -1,2 при 750 об/мин и не ниже 0,15 при 400 об/мин коленчатого вала дизеля.

Периодически в пути следования проверяют работу системы слива масла с наддувом ресиверов по штуцерам расположенным в поддизельной раме. Выход воздуха из штуцеров свидетельствует о нормальной работе системы Если из штуцеров выбрасываются брызги масла, необходимо немедленно опорожнить емкости поддизельной рамы (бачки слива масла из ресивера).

Температуру выпускных газов по цилиндрам контролируют при помощи термоэлектрического прибора не менее одного раза в поездку на 15-й позиции. Температура должна быть одинаковой. Допускается работа дизеля с отключенными цилиндрами. Количество одновременно отключенных цилиндров должно быть не более двух одного и того же ряда (5-й левый и 5-й правый). При отключении одного цилиндра частота вращения коленчатого вала дизеля не должна превышать 600 об/мин при отключении двух цилиндров - 500 об/мин.

Для отключения цилиндра необходимо снизить обороты коленчатого вала до указанных величин, выключить из работы секцию топливного насоса отключенного цилиндра, для чего вынуть штифт с насечкой на головке из отверстия откидной планки Контролируют отключение данного цилиндра по снижению температуры выпускных газов.

Нештатные ситуации в пути следования. Если после проследования зеленого огня светофора на локомотивном светофоре внезапно появился желтый с красным или красный огни из-за нарушения нормальной работы АЛСН, при следовании поезда со скоростью, выше допускаемой устройствами при этих показаниях, то для предупреждения остановки поезда автостопом временно выключают ключом электропневматический клапан. При этом обратное включение автостопа ключом ЭПК необходимо выполнить не позднее, чем через 5 - 7 с.

Если же на локомотивном светофоре не появляется более разрешающее показание, машинист обязан наряду с периодическим кратковременным отключением ЭПК автостопа обеспечить снижение скорости до контролируемой после чего вновь включить ЭПК.

Возможна и такая ситуация. На локомотивном светофоре внезапно появился белый огонь. В этом случае машинист должен вести поезд до следующего путевого светофора (или до появления разрешающего показания на локомотивном светофоре) с особой бдительностью и со скоростью, обеспечивающей возможность своевременной остановки, если на пути окажется препятствие для дальнейшего движения или на путевом светофоре будет запрещающее показание.

Локомотивным бригадам категорически запрещается:

Выключать автостоп ключом ЭПК или разобщительным краном тормозной магистрали в случаях появления на локомотивном светофоре крас ного или желтого с красным огня при нормальном действии АЛСН и следовании со скоростью выше соотве ственно контролируемой при этих сигналах;

При следовании по участку, оборудованному АЛСН производить переключение красного огня локомотивного светофора на белый за исключением случаев, предусмотренных специальными инструкциями; ставить переключатель режимов в положение «Без АЛС» на участках, оборудованных АЛСН, при следовании по путям станции, не оборудованным путевыми устройствами АЛСН.

Если машинист не реагирует на показания запрещающего сигнала, помощник обязан потребовать от машиниста принятия мер к остановке поезда или же самому принять меры к его остановке.

В случае подъезда к потухшему проходному светофору но наличии разрешающего показания локомотивного светофора, допускается проследовать его, руководствуясь показанием локомотивного светофора.

На участке с автоблокировкой при остановке на перегоне у запрещающего светофора помощник машиниста обязан по радиостанции сообщить об этом машинисту вслед идущего поезда и дежурным прилегающих станций по форме: «Внимание, внимание, внимание! Слушайте все! Я машинист поезда N°... остановился на.. км четного (нечетного) пути перегона.. у входного красного светофора ст... Будьте бдительны

Човторять сообщение следует через каждые 2 - 3 мин до получения ответа машинистом вслед идущего поезда. Кроме того при остановке поезда на перегоне по другим непредвиденным ричинам (самоторможение развал груза, неисправность пути контактной се и), i езависимо от средств сигнализации и связи, локомотивная бригада обязана ин формировать также и поезда встречного направления. Например. «На 682 км нечетный поезд остановился по причине срабатывания тормозов в поезде. Вслед идущие и встречные поезда, будьте бдительны »

При остановке одиночного локомотива с применением песка помощник машиниста обязан напомнить о необходимости передвиже ия электровоза с запесоченно о участка пути.

Когда локомотив следует с грузовым поездом, то воздухораспределитель на нем должен быть включен на порожний режим. Для этого рычаг режима переключения воздухораспределителя утапливают внутрь и проворачивают до упора против часовой стрелки.

Перед отправлением одиночным локомотивом воздухораспределитель устанавливают на груженый режим для чего режимный рычаг должен быть утоплен и повернут по часовой стрелке до фиксации штифта в вырезе фиксатора. Включают воздухораспределитель на груже ый режим для того, чтобы на случай потер; t бдительности маши истом и срабатывания автостопа обеспечивалась своевременная остановка электровоза.

Обязанности помощника машиниста при сдаче электровоза. После прибытия на конечный пункт локомотивная бригада обязана сдать локомотив в технически исправном состоянии. При этом помощник проверяет состояние механической части в том же объеме как и при приемке, дополнительно проверив на ощупь нагрев моторно-осевых подшипников и букс выполняет ТО-1, служебный ремонт и работы регламентированые цикличностью ухода за локомотивом.

Для смены тормозной колодки электровоза необходимо: затормозить ручной тормоз в одной из кабин выключить воздухораспределитель перекрытием разобщительного крана; отпустить прямодействующл! тормоз электровоза; распустить регулировочный винт рычажной передачи, выбив чеку и отжав ломиком башмак, извлечь старую колодку; новую колодку опустить оо бандажу колесной пары, поставить на место и отрегулировать выход штока.

В основном депо помощник машиниста снабжает локомотив смазочными и обтирочными материалами, пополняет недостающий инструмент и инвентарь В зимнее время выполняет уборку снега в коридорах и промежуточных камерах (форкамерах), суфле тепловозов, в машинном отделении электровоза На станциях смены локомотивных бригад помощник продувает тормозную магистраль поезда после рассоединения соединительных рукавов.

Действия при обнаружении горящей буксы. Получив информацию о горении буксы, машинист должен немедленно остановить поезд применением служебного торможения. После остановки поезда локомотивная бригада передает по радиосвязи вслед идущим поездам, ДНЦ и ДСП причину остановки поезда.

Помощник машиниста идет на осмотр буксы и устранение горения. После осмотра состояния буксы машинист совместно с ДНЦ и ДСП решает вопрос вести поезд по перегону дальше или осадить назад на станцию.

Если по состоянию буксы решено продолжать следование по перегону, то при движении поезда из окна кабины локомотива бригада должна с повышенным вниманием следить за состоянием буксы, чтобы не допустить перегрева и излома шейки оси.

ВАРИАНТЫ СОСТОЯНИЯ ГРЕЮЩЕЙСЯ БУКСЫ С ПОДШИПНИКАМИ СКОЛЬЖЕНИЯ

Шейка оси нагрелась. Подшипник не имеет признаков выплавления, задиров на шейке оси нет. Извлекают из буксы подбивку, валики или польстер, а затем обильно поливают их осевой смазкой, перезаправляют буксу, поверхность польстера взрыхляют (расчищают) крючком После этого поезд ведут с установленной скоростью внимательно наблюдая из окна кабины за состоянием буксы с готовностью остановиться. Если польстер негодный, ставят новый (если имеется) или закладывают валики под шейку оси.

Шейка оси нагрелась Подшипник имеет признаки выплавления баббитовой заливки или горит (обуглилась) подбивка. Крючком удаляют из буксы подбивочный материал. Дают остыть буксе 10 - 15 мин. После остывания закладывают в буксу 5 валиков под шейку оси. На поверхность подбивочного материала кладут 300 - 400 г антиаварийнои смазки. При отсутствии последней используют твердую смазку для локомотива (300 - 400 г).

После заправки буксы следуют со скоростью не свыше 15 км/ч до ближайшей станции при постоянном наблюдении локомотивной бригадой.

Сильный нагрев буксы имеются цвета побежалости выплавление баббитовой заливки подшипника, а также произошел задир шейки оси. Из корпуса буксы все удаляют, дают остыть буксе. Вновь заправляют буксу валиками или польстером с укладкой на подбивочный материал под шейку оси антиаварийной смазки. Поезд ведут до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч при тщательном контроле с готовностью остановиться. На первой же станции или разъезде вагон от поезда отцепляют. (Перед отправлением поезда с перегона крышку буксы закрывают Для уменьшения нагрузок на колесную пару тормоз вагона должен быть выключен.)

Для оперативного расследования случая старую одбивку или польстер на перегоне не оставляют, а забирают в кабину машиниста и доставляют на следующую станцию.

Поезд, в котором следует вагон с роликовой буксой, имеющей чрезмерный нагрев или признаки разрушения роликовых подшипников выводят с перегона со скоростью 5 км/ч. За буксой устанавливают наблюдение и на первой станции вагон с греющейся буксой отцепляют от состава.

При получении сигнала от ДСП (ДНЦ) о наличии в поезде греющейся буксы немедленно делают остановку, выясняют причину трения и устраняют ее.

При появлении на сигнальном указателе светящихся полос или при получении сообщения по радиосвязи о срабатывании ЛОНАБ, машинист обязан принять меры к плавному снижению скорости при подходе к станции с тем, чтобы проследовать входную стрелку со скоростью не более 20 км/ч, а затем остановить поезд на пути приема вне зависимости от показаний выходного сигнала.

Чтобы избежать ложного показания на трение буксы в составе при проследовании ПОНАБа, машинист не должен применять автоматические тормоза поезда, за исключением случаев крайней необходимости Скорость проследования ПОНАБа должна быть не менее 5 км/ч. При срабатывании системы «ДИСК» (выработка сигнала «Тревога-2») машинист обязан проследовать входную стрелку с особой осторожностью и готовностью остановиться при возникновении аварийной ситуации.

ПРИЗНАКИ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНЫХ БУКС

Подшипники скольжения: дымление букс, запах нагретой смазки своеобразный звук (писк) при движении состава изменился цвет корпуса буксы зимой на корпусе буксы тает снег или появляется иней, следы выброшенного масла на колесном центре; появление чистой блестящей поверхности задней стенки буксы; наличие кольцеобразных круговых блестящих полос на гребне колеса, вертикальный подрез гребня; прокат колеса более 6 мм, раздавливание обода колеса.

Роликовые подшипники: виляние буксы и перемещение ее вдоль шейки оси; на центре колеса на полу вагона и на рычажной передаче видны следы буксовой смазки; в пассажирских вагонах происходит сильная тряска рамы тележки, подпрыгивание буксы с характерным пощелкиванием, которое можно услышать при скорости движения поезда 5 - 7 км/ч юз колесной пары при опущенных тормозах, на крышке следы цветов побежалости в виде кольца

Нагрев считается нормальным если температура корпуса не превышает 70 °С (плотно прижатая к буксе рука легко выдерживает такую температуру) и во всех буксах одинакова.

Действия помощника машиниста при остановке поезда по не-отпуску тормозов у вагона. Неотпуск тормоза может быть вызван неисправностью воздухораспределителя или автоматического регулятора выхода штока тормозного цилиндра

Кулисный. Для его разъединения вынимают валик у поводка регулятора, кривошип поворачивают против часовой стрелки

Бескулисный. Приего неисправное и распускают ключом муфту регулятора до полного отпуска тормоза Далее выключают тормоз для чего перекрывают разобщительный кран на подводящей трубе от маги страпи к воздухораспределителю; с помощью поводка выпускного клапана в течение 20 с выпускают воздух из рабочей камеры или запасного резервуара.

В отпуске тормоза убеждаются по уходу штока тормозного цилиндра и отжатию тормозных колодок от обода колеса. Протягивают состав, осматриваю колесные пары по кругу катания с целью выявления ползунов или наваров.

Зимой может быть закупорка воздухопровода появляется инеи или чернота в местах изгиба труб и в резьбовых соединениях)

Обрыв магистральной трубы вагона. Обрывается обычно в месте муфты Если муфту сорвало с трубы, то со стороны срыва отворачиваю на 3 - 4 оборота контргайку, подматывают концы смазывают смазкой и вновь соединяют трубу муфтой. Трубу закрепляют. Если соединить тор мозную магистраль не представляется возможным, поезд выводят с перегона, руководствуясь соответствующими инструкциями.

Срыв концевого крана у вагона. Если концевой кран сорвало с резьбы свинчивают дальше контргайку, подматывают на резьбу концы и навинчивают концевой кран снова Когда отремонтирова ь срыв не удается, поезд выводят с перегона руководствуясь соответствующими инструкциями.

Обрыв подводящей трубы к воздухораспределителю. Выпускают воздух из рабочей камеры или запасного резервуара выпуск ным клапаном. Если обрыв произошел со стороны воздухораспределителя, перекрывают разобщительный кран. Когда обрыв произошел у пылеловки или у разобщительного крана со стороны магистрали, оставшуюся часть вывинчивают из пылеловки. Отверстия заглушают (используют пробку-заглушку запасного резервуара или деревянный чоп).

Во всех случаях остановки поезда в пути следования по устранению неисправностей тормозной магистрали (когда перекрывали концевые краны) необходимо выполнить опробование тормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза пяти вагонов за местом перекрытия кранов.

Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне . При вынужденной остановке поезда на двухпутном или многопутном перегоне вследствие схода с рельсов, столкновения, развалившегося груза и другим причинам когда требуется оградить место препятствия для движения поездов, возникшее на смежном пути, машинист должен подавать сигнал общей тревоги: один длинный и три коротких звуковых сигнала.

Ограждает пассажирский поезд со стороны головы помощник машиниста укладкой петард на смежном пути на расстоянии 1000 м от головы поезда Хвост поезда о раждает проводник поезда укладкой петард на расстоянии i000 м от хвоста поезда на обоих путях.

При остановке остальных поездов ограждение выполняет помощник машиниста укладкой петард на смежном пути со стороны ожидаемого по этому пути поезда на расстоянии 1000 м от места происшествия. Если голова поезда находится от места препятствия на расстоянии более 1000 м, петарды на смежном пути укладывают напротив локомотива.

При вынужденной остановке на перегоне грузовых поездов, отправленных при перерыве всех средств сигнализации и связи по правильному пути на двухпутный перегон или однопутный перегон с выдачей извещения об отправлении за ним другого поезда, ограждение выполняет с хвоста помощник машиниста. Последний должен немедленно после остановки перейти в хвост поезда, проверить наличие поездного сигнала, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления следом идущего поезда, принять меры к его остановке.

Обрыв поезда. Предупредить обрыв автосцепок можно за счет ведения поезда на перевалистом профиле в полностью сжатом или растянутом его состоянии, применением во время отпуска тормозов крана № 254, выдержки времени для отпуска тормозов, отправления поезда с необходимой плотностью тормозной магистрали (ТМ). При этом в длинносоставных поездах сверяют время падения давления в ГР при положении II ручки крана машиниста и при положении IV после разрядки ТМ первой ступенью и истечения 2 мин. Разница в плотности ТМ не должна отличаться более, чем на 5 с.

Если допущен обрыв автосцепки, поезд выводят с перегона по частям. Оставшуюся на перегоне часть поезда закрепляют тормозными башмаками и ручными тормозами.

Саморасцел в поезде. После остановки поезда по причине само-расцепа обращают внимание на наличие габарита по соседнему пути, убеждаются, что расцепившиеся вагоны исправны и не имеют схода, проверяют состояние автосцепок. При необходимости закрепляют отцепившуюся часть тормозными башмаками. Состав сцепляют.

Осаживаю разъединившиеся части состава для сцепления с особой осторожностью, при соударении вагонов скорость не должна превышать 3 км/ч. Поврежденные тормозные рукава заменяют запасными или снятыми с хвостового вагона и у переднего бруса локомотива Перед началом движения поезда проверяют целостность состава по номеру хвостового ва она и натурному листу, а также наличие хвостового сигнала. Выполняют сокращенное опробование автотормозов.

Соединять части поезда на перегоне запрещается в следующих случаях: во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы, если оставшаяся часть находится на уклоне круче 0,0025 и от толчка при соединении может уйти в сторону, обратную направлению движения поезда

Если при создавшихся условиях соединение частей поезда не представляется возможным, локомотивная бригада должна закрепить от ухода оставшуюся часть поезда и затребовать вспомогательный локомотив, указав дополнительно в заявке ориентировочное расстояние между разъединившимися частями поезда.

Запрещается оставлять на перегоне без охраны работниками железной дороги составы, в которых имеются вагоны с людьми и разрядными грузами Для вызова причастных работников железной дороги использу-ю поездную радиосвязь или подают сигнал общей тревоги

В поезде сработали тормоза. Признаки самоторможения: загорание лампы «ТМ» загорание лампы «СОТ» (МВПС); учащенная и бесперебойная работа компрессоров, замедление скорости движения поезда; прирост тока по амперметрам тяговых двигателей или главного генератора на тепловозе, отклонение стрелки манометра тормозной магистрали.

Если на локомотиве оборудованном сигнализатором разрыва тормозной магистрали с датчиком № 418, во время движения поезда произойдет отключение тяги и загорится сигнальная лампа «ТМ», ручку крана машиниста ставят на 1 - 3 с в положение III. При быстром непрерывном снижении давления в тормозной магистрали поезд останавливают. Когда не происходит быстрого непрерывного снижения давления в магистрали, делают ступень торможения (лампа «ТМ» сигнализатора должна по аснуть).

После этого отпускают тормоз и ведут поезд дальше Служебное торможение также производят, если тяга выключается, а лампа «ТМ» после загорания гаснет и в тормозных цилиндрах давление возрастает более 1 кгс/см2.

При обнаружении признаков срабатывания тормозов поезда машинист обязан кратковременно поставить ручку крана машиниста на 2 - 3 с в положение III. Если давление по манометру резко снижается, то поезд необходимо остановить.

При остановке поезда на перегоне по срабатыванию тормозов ма шинист должен немедленно объявить об этом по радио машинистам локомотивов и моторвагонных поездов, следующих по перегону, а также дежурным по станциям, ограничивающим перегон по форме «Внима ние, я машинист поезда №.. (фамилия) остановился на.. км пикете (на многопутных участках указывается, на каком пути) перегона... (название перегона) по падению давления в тормозной магистрали, сведений о состоянии поезда и наличии габарита по соседним путям не имею. Будьте бдительны!»

Все машинисты, находящиеся в зоне действия радиостанции на данном перегоне, услышав сообщение, начатое словом «Внимание должны внимательно выслушать его и принять меры к обеспечению безопасности ведения поезда, т.е. вести его с пониженной скоростью и остановиться перед возможным препятствием. ДСП, ограничивающие перегон, а также машинисты поездов находящихся на перегоне должны ответить машинисту, передавшему сообщение ДСП сообщает ДНЦ.

Если при неоднократном (но не менее трех раз) вызове ни один из вызываемых абонентов (машинисты, дежурные по станциям и поездной диспетчер) не отвечают и причина, вызвавшая остановку поезда, не мо жет быть устранена в течение 20 мин, машинист остановившегося поезда должен, как и при отсутствии поездной радиосвязи, через своего помощника, проводника пассажирского поезда, дежурного по переезду, руководителя работ хозяйственного поезда и других сообщить о случившемся дежурному по станции или поездному диспетчеру с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь. В дальнейшем со всеми работниками, обслуживающими поезда, машинист принимает меры к устранению возникшего препятствия

После остановки поезда визуально осматривают состав из кабины локомотива (ночью включают прожектор в задней кабине), обратив внимание на наличие габарита по соседнему пути. Помощник машиниста обязан проверить весь поезд для установления причины срабатывания автотормозов, убедиться в наличии хвостового вагона и сигнала, подве шен ли рукав. Записать номер хвостового вагона (для доклада машинисту и сверки с номером, записанным в справке ВУ-45).

Кроме того, до получения сообщения от помощника с характере повреждения в составе машинист остановившегося поезда обязан подавать рукой сигнал уменьшения скорости, а в ночное время и в условиях ограниченной видимости миганием прожектора или буферных фонарей до получения ответного аналогичного сигнала. Машинист встречного поезда, заметив подаваемый сигнал, обязан принять меры к снижению скорости и в дальнейшем вести поезд с особой бдительностью и готовно стью остановиться перед препятствием.

В случае нахождения встречного и попутных (на многопутных участках) поездов на расстоянии менее тормозного пути до предполагаемого опасного места, машинисты немедленно принимают меры к экстренной остановке своих поездов и отвечают по радио о принятии мер. Дальнейшее движение поезда определяется визуально, следуя со скоростью не более 5-10 км/ч и готовностью в любой момент остановиться, если встретится препятствие.

Помощник машиниста при осмотре состава поезда должен, в первую очередь, убедиться о отсутствии схода вагонов и наличии габарита по смежному пути При обнаружении нарушения габарита для движения по смежному пути помощник машиниста сообщает об этом машинисту и ограждает место препятствия порядком, установленным инструкцией по сигнализации.

При отсутствии схода вагонов и нарушений габарита по смежному пути помощник машиниста устраняет неисправность в составе поезда После устранения неисправности помощник обязан убедиться в наличии хвостового вагона в грузовом поезде - по хвостовому сигналу и номеру вагона, указанному в справке о тормозах; в пассажирском поезде - по хвостовым сигналам, числу вагонов и подтверждению проводника хвостового вагона.

Если произошел излом ТМ и восстановить ее целостность нельзя, то необходимо перекрыть концевой кран перед исправным вагоном, отпу стить тормоза отключенной части поезда вручную, выполнить сокращенное опробование исправной части тормозов поезда. Если в сторону впереди находящейся станции имеется спуск или площадка, то такой поезд можно довести до этой станции Для этого необходимо пересчитать (разделить) оставшееся тормозное нажатие исправной части поезда и следовать со скоростью, не более 70 км/ч при нажатии на 100 т веса от 33 до 28 тс; не более 50 км/ч - от 20 до 27 тс и не более 40 км/ч при нажатии от 12 до 19 тс.

При нажатии менее 12 тс на 100 т веса или в случае наличия подъема к станции такой поезд выводят по частям В последнем вагоне с неисправной ТМ заклинивают сигнальные отростки автосцепки деревянными клиньями.

Порядок взаимодействия работников при сходе вагонов на перегоне с выходом за габарит. После остановки поезда по причине схода подвижного состава машинист обязан немедленно сообщить по радиосвязи «Внимание! Внимание! Слушайте все! Я, машинист... поезда N°.... остановился головой на.. км четного (нечетного) пути перегона.. вследствие схода подвижного состава Габарит нарушен. Будьте бдительны»

Сообщение передается по радиосвязи машинистам следующих по. перегону поездов, поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон до получения ответа. Особое внимание следует обратить на ответ машиниста вслед идущего поезда и движущегося по соседнему пути.

Одновременно машинист включает буферные фонари красного цвета Помощник отправляется ограждать место схода подвижного состава порядком, предусмотренным в Инструкции по сигнализации на железных дорогвх.

Все машинисты поездов, находящиеся в зоне действия радиосвязи на данном перегоне, услышав сообщение, начатое словами: «Внимание! Слушайте все!», должны внимательно его выслушать и принять меры к обеспечению безопасности движения поезда, т.е. снизить скорость и остановиться не менее чем за один блок-участок перед остановившим ся поездом.

Порядок взаимодействия работников в случае обнаружения неисправности («толчка») в пути. Машинист поезда при обнаружении «толчка» в пути обязан снизить скорость, чтобы проследовать опасное место без угрозы схода подвижного состава, а при необходимости и остановить поезд. Немедленно сообщить по поездной радиосвязи машинистам следующих за ним поездов, дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру по форме. «Внимание1 Внимание1 Слушайте все" Я, машинист. поезда № . на км пикета обнаружил «толчок» (боковой, вертикальный или стук) при скорости... км/ч».

Дежурный по станции, получив сообщение от машиниста о наличии «толчка» в пути, прекращает отправление очередных поездов на этот перегон, сообщает о «толчке» машинистам всех нечетных (четных) поездов и дорожному мастеру (бригадиру пути).

Машинисты вслед идущих поездов, получив сообщение о наличии «толчка», обязаны проследовать указанное место со скоростью не более 25 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться. О выявленных на месте препятствия недостатках сообщают по радиосвязи машинистам за ними идущих поездов и дежурному по станции, а при обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, поезд останавливают. Движение возобновляю только после устранения неисправности.

Дорожный мастер а при его отсутствии - бригадир пути на первом отправленном со станции поезде выезжает на перегон и принимает необходимые меры по устранению неисправности. Если «толчок» был заявлен в темное время суток и работники, проверявшие путь, не обнаружили неисправность, то ограничение скорости движения продолжает действовать до повторной проверки в светлое время суток.

А.А. ПОСМИТЮХА,
старший ревизор службы локомотивного хозяйства
Юго-Западной дороги

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза


Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза


Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Главная > Инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на тепловозах, основные обязанности и права помощников машинистов тепловозов, а также порядок организации их работы.

1.2. Помощники машинистов тепловозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3. Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей Инструкцией.

2. Назначение (освобождение) на должность помощника

машиниста тепловоза

2.1. Помощником машиниста тепловоза может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста тепловоза и успешно прошедшего проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

2.2. Перед назначением на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста проходит предварительный медицинский осмотр и профессиональный отбор.

2.3. Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста тепловоза производится начальником эксплуатационного локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.

3. Подготовка помощника машиниста тепловоза к самостоятельной работе в должности помощника машиниста тепловоза

3.1. Для назначения на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста тепловоза должен:

– иметь свидетельство помощника машиниста тепловоза установленного образца;

– пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

– иметь акт о проведении испытаний при назначении на должность помощника машиниста.

3.2. Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машинист-инструктор прикрепленной колонны локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в помощники машиниста нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом эксплуатационном локомотивном депо с учетом местных условий.

3.3. Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в помощники машиниста проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего с ним практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в помощники машинисты письменную рекомендацию.

3.4. При наличии письменного заявления от кандидата в помощники машиниста, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машиниста-инструктора, кандидат в помощники машиниста допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний.

3.5. Машинист-инструктор представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в помощники машиниста на должность помощника машиниста тепловоза.

4. Порядок формирования локомотивных бригад
и организации работы помощников машинистов тепловозов

4.1. Количественный состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими тепловозов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий тепловозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания тепловозов.

4.2. Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника эксплуатационного локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений – заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4. Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по эксплуатационному локомотивному депо и нарядчиков.

4.5. Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

– по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо при подготовке к новому графику;

– в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника эксплуатационного локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо о формировании локомотивных бригад.

4.6. Руководители эксплуатационного локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригаде перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником эксплуатационного локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7. В эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты тепловозов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада может формироваться из машиниста тепловоза, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

Помощники машинистов тепловозов, не имеющие свидетельства на право управления тепловозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

5. Обязанности помощника машиниста тепловоза

5.1. Помощник машиниста тепловоза обязан:

– знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте тепловозов, пожарной безопасности и настоящей Инструкции;

– повышать свою квалификацию и технические знания по вопросам технического обслуживания тепловозов, при сроке работы помощником машиниста тепловоза без получения свидетельства на право управления тепловозом более трех лет комиссией эксплуатационного локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника;

– являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного по эксплуатационному локомотивному депо;

– при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа, сообщить об этом дежурному по эксплуатационному локомотивному депо;

– проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

5.2. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе:

– служебное удостоверение, а при наличии права управления локомотивом, с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления;

– удостоверение о допуске к работам на электроустановках;

– служебный и технический формуляры помощника машиниста;

– талон предупреждения;

– выписки об установленных скоростях движения поездов.

5.3. Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационному локомотивному депо, пунктов смены и явки локомотивных бригад, машинистов-инструкторов эксплуатационных локомотивных депо обслуживающих данный участок, машиниста.

5.4. При приемке и сдаче тепловоза, а также во время стоянок в пути следования производить его техническое обслуживание, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и приказов.

5.5. При ведении поезда и выполнении маневровой работы помощник машиниста тепловоза обязан:

– руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

– участвовать в соблюдении установленных режимов вождения поездов, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения;

– контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тепловоза, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения;

– при выявлении неисправности на тепловозе или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время – к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

– не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на тепловозе;

– не покидать кабину управления тепловоза при следовании на запрещающий сигнал светофора, при следовании по станции, при проследовании мест ограничения скорости и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

– вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях тепловоза, выявленных при его эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152 по указанию машиниста.

5.6. После завершения поездки (смены) помощник машиниста тепловоза обязан сдать дежурному по эксплуатационному локомотивному депо в установленном порядке служебный формуляр, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

6. Права помощника машиниста тепловоза

6.1. Помощник машиниста тепловоза имеет право:

– пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в эксплуатационном локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

– пользоваться служебной телефонной, телеграфной, электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

– обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.

7. Ответственность помощника машиниста тепловоза

7.1. Помощник машиниста тепловоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования тепловоза.

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают.

Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:


Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?